Финская альтернативная сцена
делает рок

Рок? Поп? Альтернатив? Серф! Говоря о последнем, в голове непроизвольно возникают образы яркого солнца, песчаных пляжей Калифорнии, Майами и Флориды, загорелых парней и девушек, катающихся на досках по крутым волнам... Ох, скорее бы настало лето... Но что это за популярная группа, играющая теплую солнечную музыку неподалеку от Северного Ледовитого океана? Кто эти чертовы КОСМОНАВТЫ и как им удается трансформировать старый калифорнийский саунд образца 1962 года в ультрасовременный скандинавский серф 90–х?
LAIKA & THE COSMONAUTS рассматривается многими не только как лучшая группа Финляндии — можно было бы поспорить и о том, что четверка странных финнов является величайшей рок–н–рольной командой цельной Скандинавии. Парни успели поработать в качестве студийных музыкантов над многими финскими записями, прежде чем барабанщик Janne Haavisto, несказанно вдохновленный серф–музыкой, транслируемой в его еженедельном радио–шоу, загорелся идеей создать собственную серф–банду. Поначалу он играл вместе с Mikko Lankinen (гитара) в кратковременном проекте PLUTO & THE ASTRONAUTS. Но когда дуэт повстречал Matti Pitsinki (гитара, орган, клавишные) и Tom Nyman (бас), то родилась новая группа — LAIKA & THE COSMONAUTS (следует заметить, что из всей четверки только лишь Matti увлекается в свободное время катанием на доске для серфинга).

С тех пор парни создают просто замечательную инструментальную музыку, и их верно отождествляют с новыми серф–героями и реаниматорами классического ретросаунда. Но музыканты не просто придали серф–музыке второе дыхание, они преподнесли ее в совершенно новой, чрезвычайно яркой и современной упаковке. Для "космонавтов" не существует каких бы то ни было музыкальных правил и жестких жанровых рамок — кардинально и жестоко переделывая старый репертуар на новый лад, они делают свой фирменный саунд, который можно описать такими словами, как "безумный", "гипнотизирующий", "захватывающий", "утонченный", "экспериментальный", "космический"... Участники группы микшируют собственный оригинальный материал с изумительными интерпретациями великих инструментальных тем Bernard Herrmann, Henri Mancini, Lalo Schiffrin и лучших серф–групп прошлого.

С каждым новым альбомом LAIKA & THE COSMONAUTS чудесным образом удается избегать повторов и тривиальностей и подниматься на новые ступеньки в своем интереснейшем творчестве. Так было с их дебютным диском "Instruments Of Terror" 1993 года, так случилось и с последующими работами музыкантов "Amazing Colossal Band" (1995), "Zero Gravity" (1996) и "Absurdistan" (1997). Их музыка может быть бесконечно веселой и party–ориентированной, мрачновато–психоделической и грустной, но она неизменно уносит слушателей на самые далекие космические орбиты внеземных удовольствий. Она преследует как ловкий шпион, не отстающий от цели ни на шаг. Треки квартета являются своего рода стимуляторами, гормонами хорошего настроения. В самом деле, ежедневные проблемы и заботы уходят на задний план, когда с нажатием кнопки "Play" на проигрывателе компакт–дисков участники LAIKA приглашает вас совершить с ними очередной межгалактический полет в переполненном положительной энергетикой пространстве очаровывающих мелодий, где оживают дикие времена и напрочь отсутствует ностальгия по прошлому. Мелодии артистов поют без слов — таким качеством могут похвастаться очень немногие коллективы. Что ж, выпустив 4 альбома (последний уже на новом лейбле Warner Music/Fazer Records), финны действительно заслужили данные им в среде поклонников прозвища — "Сержанты Пепперы серфа", "Стравинские серф–музыки"... Да и что здесь можно еще говорить, если даже Al Jourgensen из MINISTRY как–то заявил: "Да устал я говорить о наркотиках и сатанизме... Давайте лучше поговорим о the best fucking band in the world LAIKA & THE COSMONAUTS". После чего он пригласил финскую команду открыть один из своих концертов в Штатах, где музыка скандинавов произвела на всех собравшихся эффект разорвавшейся бомбы. Интересно, а сколько таких финских бомб взорвалось по всему миру? Полагаем, что немало. А звездолет с LAIKA & THE COSMONAUTS тем временем продолжает свой полет во времени, и пока что он проходит нормально.

Rock Hard: THE 69 EYES

Эта убойная рок–банда была сформирована в начале 90–х в Sorkka, самом грязном и непристойном районе Хельсинки, Финляндия. Известный журнал "Kerrang" как–то обозвал музыкантов "неряхами из Хельсинки".

Но Timo–Timo (гитара), Jussi (ударные), Archie (бас, бэк–вокалы), Jyrki (вокалы) и Bazie (лидирующая гитара, бэк–вокалы) не очень–то обижаются на подобные высказывания. Ведь саунд THE 69 EYES может быть описан как хэви–металлический рок–н–ролл с привкусом уличного декадента и запахом самых страшных и опасных районов города, где появляться маменькиным сынкам крайне не рекомендуется. Песни квинтета имеют то реальное и свежее металлическое звучание, испытавшее на себе влияние Iggy Pop и THE STOOGES, а также MOTORHEAD, которое не дает умереть такому старому жанру, как хард–н–хэви. Дискография THE 69 EYES включает релиз альбомов "Bumb’n’Grind" (1992), "Motor City Resurrection" (1994), "Savage Garden" (1995) и "Wrap Your Troubles In Dreams" (1997). Все диски были выпущены на финском лейбле Poko Records Oy. Неизвестная широкой аудитории слушателей, группа тем не менее достигла статуса культового андерграундного коллектива и заимела немало фэнов, разбросанных по всему миру, начиная от Финляндии и Италии и заканчивая Японией и США.

Последний альбом команды указал на тот факт, что мастерство музыкантов несравненно выросло по сравнению с предыдущими работами и группа действительно превратилась в настоящую "плохую" рок–банду, задача которой состоит в том, чтобы вогнать слушателям в зад как можно больше музыкальных гвоздей и показать, что есть крутой и тяжелый рок–н–рол в исполнении "грязных" проходимцев. Продюсером настоящей записи выступил T. Tolkki, известный по работе с группой STRATOVARIOUS.

Открывает альбом лучшая, на наш взгляд, песня коллектива "Call Me" (кавер–версия классического трека BLONDIE), представляющая собой тяжелый готический глэм–рок с твердым лидирующим мужским вокалом Jyrki а–ля TYPE O NEGATIVE и шипящими словно змеиный выводок бэк–вокалами Archie и Bazie. Песенка в меру приправлена индустриальными и нойзовыми штучками, отчего имеет своеобразный модный колорит.

Сегодня группа исповедует более металлический стиль игры, нежели ранее, и поэтому атаки на уши слушателей стали более беспощадными. Умело сочетая в своих композициях музыкальные элементы, которые можно обнаружить в песнях таких команд, как GUNS’N’ROSES, UNSANE, Alice Cooper, а также ортодоксальных исполнителей хэви–метала и глэм–рока, пятерка стильных финских рокеров выворачивает все на свой, ультрамодный тяжелый рок–н–рольный лад. Что интересно, так это то, что остальные десять композиций THE 69 EYES имеют мало общего с первым треком альбома и больше тяготеют к мелодичному, но неизменно грязному хэви–глэм–террору с более мягкими вокальными партиями и кривляньями и легко угадываемыми гитарными соло. Но в чем же тогда оригинальность THE 69 EYES? Пожалуй, в том, что "прожженные" рокеры живут в своей музыке и играют ее так же естественно, как поутру они завтракают, а днем обедают. В результате мы имеем дело не с холеными псевдо–рок–"волосатиками", живущими в огромных особняках и разъезжающих на розовых лимузинах, а с пожившими настоящей жизнью парнями, появление которых в полном составе в каком–нибудь европейском пабе наверняка вынудило бы отдельных посетителей заведения как минимум бросать косые и недобрые взгляды в сторону музыкантов. Нам же THE 69 EYES показались весьма забавными персонажами, как будто сошедшими со страниц "кожаных" рок–н–рольных комиксов 70–80–х годов. И несмотря на то, что 99 процентов нынешнего хард–н–хэви мы считаем недостойным внимания анахронизмом времени, финской группе каким–то чудесным образом удалось избежать участи быть зачисленными нами в эту категорию. Может быть, потому, что они все еще горят и rock hard? Да, пожалуй, именно так...

Plum–plum–plum–калябри...

В пресс–релизе, полученном нами с лейбла Rockadillo Records и касающемся молодой финской группы PLUM, пишется следующее: "PLUM — это новый и свежий поп–рок–саунд из Финляндии". Прослушав последний альбом "Trike" группы, мы решили сразу же добавить к вышесказанному: "PLUM — это типичный мейнстримовый поп–рок–саунд Европы и Америки, так обожаемый белорусскими коммерческими радиостанциями". Но вернемся к нашему пресс–релизу: "PLUM является одной из самых многообещающих новых скандинавских команд, с тех пор как THE CARDIGANS привлекли внимание слушателей к развивающейся сцене современных гитарных рок–групп с женщинами–вокалистками...".

Итак, ведущий независимый финский лейбл Rockadillo Records подписал контракт с многообещающими новичками. В ноябре 1996 года компания выпускает пилотный сингл PLUM "Sleepy/Stop Calling Me James/Feed Me, Judy", предваряющий выход нового альбома "Trike" 27 февраля 1997 года. Песня "Sleepy" из последнего два месяца продержалась в плэй–листе крупнейшего финского рок–канала Radio Mafia. Это был несомненный успех для команды из небольшого городка Pietarsaari. Состав команды — это Liz (вокалы), Zazza (гитары), Mard (клавишные), Kimmo (вокалы, бас–гитара) и Hoggi (ударные).

Ребята начали заниматься музыкой около шести лет назад, микшируя популярный гитарный рок с new wave саундом. Немалое влияние на начальной стадии на музыкантов оказало творчество таких известных групп, как R.E.M. и U2. После, в октябре 1993 года, вместе с Mecki Andersson в качестве вокалиста группа выпустила промо–CD "Motorcycle Boy". Запись получила сравнительно неплохие отзывы, будучи номинированной на Radio Mafia в категории "Pearl Of The Week". В марте 1994 года Mecki покинул группу, и его место занял некий Kid. Следует заметить, что в это же время PLUM начали осваивать новые музыкальные территории, которые можно было бы обозвать "dance beat pop". В новом составе они записали два трека для CD–компиляции Radio Mafia, и песня "Come Back" стала следующим "Pearl Of The Week" в декабре 1994 года.

Зимой 1994–95 года PLUM провели некоторое время в студии Dread, где вместе с Tumba Haldin (участником популярной финской реггей–банды DREADLINE) в качестве продюсера и звукоинженера записали свой дебютный 10–трековый альбом "My Liver From LOVERpool". Это позволило группе выступить на фестивале Ruisrock–95 (крупнейшем рок–фестивале в Финляндии и вторым по долголетию в Европе). Летом того же года огромный успех выпал на долю сингла "Hurt", который стал одним из самых популярных англоязычных летних хитов. Несмотря на то, что PLUM является новым именем на финской рок–сцене, участники команды далеко не новички в музыке. Zazza ранее играл в командах RAGNAR HARE и GRON GANDHI. Hoggi начинал свою карьеру в хардкор–банде W.D.M. Liz также играла на басу в Gron Gandhi, прежде чем стать вокалисткой PLUM.

В апреле 1996 года PLUM получили немало лестных откликов на свои два шоу на французских фестивалях Tam–Tam и Printemps De Bourges (местный канал MCM даже записал их выступление). Далее последовала работа над новым альбомом, которая продолжалась почти год. Новые песни PLUM пришлись по вкусу аудитории последовавшего затем фестиваля South By Southwest Music & Media в Остине, штат Техас. Вместе с финнами Европу представляли там бельгийские группы DEUS и ARNO.

Но новые песни группы не понравились нам (исключение составляет лишь песня "Hollow"). Дело в том, что они показались нам неинтересными, не запоминающимися и слегка устаревшими в музыкальном плане. Это поп–рок образца начала 90–х, и понравиться он может разве что фэнам похожей британской группы SKUNK ANANSIE, если у последней убрать жесткие альтернативные нотки. Но несмотря на наши замечания, в Финляндии на PLUM делают ставку и строят неплохие прогнозы. Мы же предпочтем занять позицию сторонних наблюдателей и посмотрим, сбудутся ли эти прожекты. Нас, правда, греет одна мысль: если уж в крохотной Финляндии рок так многообразен и разнолик, то что уж говорить об остальном мире. И разговоры о доминировании того или иного музыкального стиля кажутся нам вообще неуместными с этих позиций.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета