Зайцев, Никита Всю жизнь через тернии
Молодые знают Зайцева как музыканта группы ДДТ. То пропадающего надолго из виду, то появляющегося на сцене рядом с Юрием Шевчуком вновь. Для людей его поколения и поколения помоложе — он просто история. История русского рока. История разная, со взлетами и падениями...
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Музыкой. В прошлом году работал с Владимиром Рекшаном, Колей Корзининым и группой САНКТ–ПЕТЕРБУРГ над альбомом с нашими старыми песнями. Проект, как это принято сегодня говорить, некоммерческий. Эта не киселевская группа, а та, о которой Рекшан написал в своей повести "Кайф". Собрался практически тот состав, которым мы играли в 72–73 годах. Уникальность этой группы заключается в том, что за двадцать пять лет в той или иной степени ее существования она сделала свою первую студийную запись. Вова Рекшан в последнее время записывал какие–то сольные проекты, а вот у САНКТ–ПЕТЕРБУРГА в своем первозданном составе эта запись первая.
— Нет желания поконцертировать с ней?
— Мы периодически думаем над этим. Работа на студии и работа живым звуком — две совершенно принципиально разные вещи. Если концертировать, то надо репетировать, отдавать этому много времени, серьезно относиться, не "на шару", как говорится.
— Каковы ваши теперешние отношения с ДДТ?
— Я с 87 года сотрудничаю с Юрой. Играл в ДДТ на гитаре и скрипке. Одно время по стечению обстоятельств я отсутствовал в группе, не выступал, уезжал за границу — со здоровьем не все было в порядке, лечился. А группа работала, находила мне альтернативу: гитариста, скрипача. Люди были хорошие, но в коллективе почему–то не приживались. Тогда замену "нашли" в лице Вадима Курылева; он с бас–гитары перешел на шестиструнку, его, как шутили в группе, повысили на две струны. На бас взяли Игоря Тихомирова из группы КИНО, которая трагически закончила свое существование.
— Я, может быть, задам вам неприятный вопрос, про здоровье...
— У меня были серьезные проблемы в жизни с алкоголем, наркотиками. Дело в том, что я был молод, когда к этому зелью пристрастился, это было настолько доступно в те годы... Прошло время, надо было работать, и тут возникли проблемы. Алкоголь, наркотики, любая химическая зависимость не дают возможности человеку трудиться на два фронта: надо, допустим, или пить, или работать. Это болезнь, которая берет свое. Передо мной встал выбор: то ли я занимаюсь своим любимым делом, то ли продолжаю медленно гробить себя, как тысячи тысяч известных и безызвестных людей. Огромный толчок для переоценки своего прошлого мне дал опыт Эрика Клэптона, группы АЭРОСМИТ, с которыми мне приходилось пересекаться именно по этим вопросам. В мире есть такое движение — "Анонимные алкоголики" — очень мощное, состоящее из системы двенадцати шагов, двенадцати гениальных предложений, как освободиться от алкозависимости. Оно дает шанс вновь вернуться к трезвому образу жизни... Сейчас у меня, тьфу–тьфу–тьфу, все хорошо. Возникла сразу масса творческих планов, масса вариантов поработать на студии. Пишусь с одним, с другим, меня приглашают. То есть жизнь вошла в свое русло, и я от нее черпаю энергии все больше и больше. Не хватает даже времени, чтобы объять все, приходится выбирать... В ДДТ сейчас вообще абсолютная трезвость, никто ничего не принимает и не пьет. Единственный наркотик — это курение табака, и то некоторые пытаются бросить курить. Я считаю, что в мире сегодня есть хорошая мода — на трезвость и некурение. Раньше было движение хиппи (цветы, галлюциногены, грезы и т.д.). Может, оно внешне и доброе, но подоплека его несла много бед и горя... Бог изначально придумал Адама с Евой трезвыми; значит, это и есть неописуемый кайф — жить в трезвости и кайфовать от того, что Бог тебе дал. А убить себя — легче всего. Я не собираюсь этого делать. Сегодня я трезв, а дальше — посмотрим. Так говорят у нас в движении...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 1998 год в рубрике музыкальная газета