Как Правильно Готовить Пресс-Релизы
Пару слов для прессы (М.Ивашин)

Итак, вы расслабляетесь после выступления в гримерке, и тут перед вами нарисовывается очередной субъект, тычет в лицо какие–то бумажки и начинает чего–то спрашивать. (Вы уж было подумали, что он из РОВД, и приготовились бить себя в грудь — мол, хорошо сыграли, теперь пиво пьем, никого не трогаем). Ан нет, он из газеты! "Тьфу, блин, дух перевести не дадут. И, как назло, задает такие вопросы, что в голову ничего, кроме "пользуясь случаем, хочу передать привет", не лезет".

Ну ладно, ладно, до таких крайностей вряд ли доходит. Однако могу лично пожаловаться, что в большинстве случаев общаться с представителями прессы бывает не очень приятно. Ненавижу журналистов! ("А сам–то ты кто?" Вот потому и ненавижу!) Ну так вот вам оружие против острых перьев пишущей братии.

Простейший пресс–релиз, а скорее информационная справка о коллективе:

— "родина", то есть место базирования и, если нужно, время и место создания;

— члены: имя, кличка, фамилия, инструмент (можно с указанием марки), места рождения участников;

— стиль. Можно извращаться в терминах ("брутальный студенческий недопанк–очень–фолк"), но крайне желательны общепринятые обозначения и варианты на их основе;

— дискография. В цивилизованных странах record label, с которым у вас подписан контракт, требуют указывать отдельным пунктом.

Однако для нас в большинстве случаев будет достаточно модели:

— название (год). Record label, формат звукового носителя;

— биография. Особое внимание обращается на перемещения в составе и участие в фестивалях, телепрограммах и сборных концертах;

— "достижения и достиженцы". Это про завоеванные награды и спонсоров, про планы, а также про все то, что еще, по–вашему, должны знать о группе;

— координаты. Есть менеджер — давайте его реквизиты; нету — лидера или любого, кому не лень заниматься делами группы.

Главное в этой базе данных — ее своевременное обновление. Не размножайте сразу 100 пресс–релизов: даже разузнавший про ваши любимые постельные позы журналист будет рад, когда ему вручат что–то новенькое.

От релиза, как от печки, потанцуем дальше — к тому, что можно назвать полным пресс–пакетом. Собственно, не только "пресс", ибо с ним придется иметь дело и хозяевам клубов, и людям из record–бизнеса, и наиболее активным фанам. Просто журналисты думают, что они тут первые и главные. Ну так потешьте их самолюбие!..

На самом деле, если у группы уже есть контракт и идет раскрутка, эта статья вряд ли для нее. Менеджеры–профи, наживаясь на заработанных потом и мозолями от концертов доходах, сварганят этим артистам пресс–пакет на любой случай. А "молодым акулам" важно сейчас понять именно универсальную направленность создаваемого ими пресс–пакета. Это, в общем, лицо артиста. Разве кто–то захочет выглядеть некрасивым?

Что самое главное в пресс-пакете? Информационная справка, описанная выше? Не–а, уважаемые! Допустим, она попадает в руки организаторов Всесоюзного смотра–конкурса альтернативной музыки. А у них там таких справок, что в Сахаре песка: ваш коллектив оказывается в пролете, а кто–то другой претендует на Гран-при, потому что вложил в пресс-пакет демонстрационную запись. И не надо стесняться, что у вас еще не вышел альбом на CD! Вы ж, в конце концов, именно к этому стремитесь! Скопируйте кассету на домашнем магнитофоне — и айда покорять мир. Между прочим, в подготовке самой обыкновенной кассеты есть свои тонкости. Что доставать для пресс–пакета изделие завода "Тасма" 1983 года выпуска и записывать демо с наушников плейера, нацепив их на микрофон диктофона, не нужно, это, надеюсь, понятно. Равно как и тратиться на дорогущие кассеты "хром–металл" и каждую запечатывать в пленку. Изберите промежуточный вариант и, пока нажата кнопка записи, подумайте, как получше представить вашу программу. Никто не обидится, если на обложке кассеты будут просто написаны названия песен, хронометраж и т.п. Однако отношение к вам может быть значительно теплее, если вкладыш хоть как–то оформлен. Это покажет, что вы: а) творческая личность и б) серьезно относитесь к своему делу. И обязательно снабдите демо–ленту (и ВСЕ остальное из пресс–пакета) вашими координатами. Со временем набор наверняка растащат, и, когда менеджерам лондонского клуба "Marquee" понравится ваша музыка, они не смогут вас отыскать... На Западе всерьез обсуждают вопрос включения виниловых носителей в пресс–пакет. Люди любят и помнят черные пластинки. Тем не менее количество проигрывателей в мире сокращается, и заниматься выпуском винила имеет смысл только завернутым на профессиональном ди–джействе или желающим появиться в колонке рецензий на синглы. У нас это неактуально, хотя в домах быта еще можно записать звуковое поздравление совершенно криминального качества.

При подготовке пресс–пакета постарайтесь отыскать чувство меры, даже если вы никогда им не пользовались. К примеру, читателей пресс–релиза крайне мало интересует, где и сколько вы выпили, когда познакомились и решили играть вместе. С другой стороны, факт участия кого–то из сегодняшних музыкантов в других группах может вызвать неподдельный интерес, особенно если те команды были известны и любимы. Фраза "музыка группы навеяна творчеством ROLLING STONES и DEEP PURPLE", скорее всего заставит читающего зевать. А определение "коллектив исполняет произведения, сходные по настроению со звучанием DEPECHE MODE, восходящие по тематике к ранним альбомам IRON MAIDEN и исполненные в традициях трио ЛИЦЕЙ" явно наведет на мысль обратиться за врачебной помощью.

Наибольших творческих усилий от вас потребует следующая часть пресс–пакета — фотоснимки. Побродите по окрестностям, выберите места, наиболее схожие по виду и настроению с вашей музыкой. Отдайте камеру в руки того, кто будет не просто тратить пленку, а найдет интересные ракурсы. Закажите в проявочной несколько наиболее удачных кадров в черно–белой гамме — газетчики часто не берут цветные снимки. Не печатайте фотографии сотнями: многим из потенциальных обладателей вашего пресс–пакета вполне хватит и черно–белой ксерокопии с хорошего отпечатка. А вот к маленьким сувенирчикам у нас все без исключения неравнодушны... Вы уже сделали наклейки и майки с названием вашей банды?

Теперь уже буквально — пару слов для прессы. Только не для, а от. Не стесняйтесь включать в пресс–пакет публикации о себе, если таковые уже имеются. Снабдите вырезки логотипом печатного издания и датой выхода. Публикации в местных газетах полезно прокомментировать: проще всего вырезав вместе с логотипом строчку типа "Орган Мухосранского райкома партии". Если статей много, выберите наиболее уважаемые издания и самые доброжелательные материалы. Почти так же поступите с записанными радио– и телепередачами с вашим участием.

А уж в какой форме преподносить готовые пресс–пакеты (сам их внешний вид, стоимость и манера презентации), тут я вам не советчик. Спросите, почему? Просто вам лучше знать...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета