Junkie Xl
бегущие по краю пропасти, ведущей в новое тысячелетие...

Быстро! Еще быстрее и еще чуточку быстрее! High Speed Junkies, в которых мы вскоре при желании сможем превратиться, несутся по "потерянному шоссе", название которому — жизнь, и вполне подходящим саундтреком для этой гонки на пороге нового тысячелетия послужил бы дебютный альбом новоиспеченного голландского проекта JUNKIE XL, преисполненный таким количеством музыкальных инноваций из области синтеза рок–элементов и последних достижений мировой дэнс–культуры, что этого оказалось достаточно, чтобы встряхнуть танцполы много повидавшей на своем веку Европы и начать экспансию новой танцевальной музыки в Америку, а также позволило некоторым западным коллегам по журналистскому перу провокационно заявить: "Оставьте музыку THE PRODIGY своим бабушкам! Новое поколение выбирает JUNKIE XL!".

Один из авторов настоящей статьи недавно вернулся из краткосрочной поездки по Германии и с уверенностью может заявить, что "голландские потрошители" музыкальных границ стремительно набирают обороты в Европе, о чем свидетельствуют хотя бы бум, поднятый в местной прессе, и play–листы популярных клубов. Ну и чтобы окончательно посеять разброд и хаос в ваших умах, здесь мы приведем мнение музыкального критика Томаса Клаузена из авторитетного германского журнала "Sonic Seducer", которое показалось нам своего рода квинтэссенцией отзывов на JUNKIE XL многих из его собратьев по цеху, представляющих западную музыкальную культуру: "Забудьте PRODIGY, забудьте CHEMICAL BROTHERS, забудьте все, что вы до сих пор связывали с танцевальной музыкой! На фоне дебютного альбома JUNKIE XL ребята из PRODIGY, например, смотрятся как неуклюже танцующие медвежата с нелепыми прическами. Альбом голландцев на 100% инновативен, чрезмерно моден и цепко схватывает за шиворот дух конца тысячелетия".

Одно название диска "Saturday Teenage Kick" звучит как синоним конца 90–х. Клич брошен: "К новым берегам!" Там, где старые рецепты неэффективны, рождаются новые идеи. Сразу же скажем, что сегодня альбом дуэта показался нам более чем интересным и настоящей записи можно предрекать грандиозный коммерческий успех, что совсем неплохо, если речь идет о проникновении в массы далеко не примитивного дэнс–продукта, хотя, возможно, воспеваемая нами работа и претендует на роль "калифа на час", что скорее всего стоит связывать с очень быстрым развитием танцевальной культуры в целом — то, что было модным и считалось крутым еще вчера, сегодня уже вызывает лишь снисходительные улыбки и, возможно, полагающееся по заслугам уважение. Кстати, один из треков альбома "Saturday Teenage Kick", а именно песню "Underachievers" мы непременно собирались прокрутить на запланированной нами вечеринке "BLADE RUNNERS", в силу известных многим обстоятельств отложенной до лучших времен (Михаил Гуляев sucks!).

Отцом проекта JUNKIE XL по праву можно назвать Тома Холкенберга (музыка, аранжировки, программирование, инжинеринг) — трудоголика, работающего до 10–15 часов в сутки, человека, до поры до времени находившегося в тени многих известных групп рок–, индастриэл– и метал–сцен, ремикшированием композиций которых он с успехом занимался. В этом ряду стоит упомянуть хотя бы FEAR FACTORY, NERVE, KONG, DOG EAT DOG... На роль вокалиста–фронтмена Том пригласил Rude Boy из голландской рэп–кроссовер–группы URBAN DANCE SQUAD, лирика и вокал которого очень органично вписались в саунд проекта. Для записи гитарных партий был приглашен (внимание!) сам Dino Cazares из FEAR FACTORY. Том считает, что JUNKIE XL призваны взорвать установленные сегодня музыкально–стилевые рамки. "Под XL следует понимать "Expanding Limits", а JUNKIE — так меня называют друзья за мою ревностную работу над проектом: я могу безвылазно просиживать в студии, сэмплируя новые песни. При этом я не ворую сэмплы у других групп, которые в свою очередь могли "увести" их еще у кого–нибудь. Я самолично записываю "живые" партии и кромсаю их по своему усмотрению — это настоящая "ручная работа", — утверждает Том, смахивая со лба капельки "студийного" пота.

После сведения записанных "вживую" частей своих будущих треков Том собирает своеобразную команду слушателей–экспертов, которые внимательно прослушивают весь материал и высказывают свои мнения по поводу уже готовых работ. Один из них запросто может быть типом, который не слушает ничего, кроме MELVINS, другой является фанатом трэнс–музыки, третий увлекается альтернативными течениями. Том подмечает все замечания и прослушивает песни под новым углом еще раз, чтобы внести в них необходимые изменения. В результате получается своего рода музыкальная мозаика, жизненная сила которой заключается в каждом отдельном элементе последней, будь то индастриэл, хип–хоп, фанк, драм–н–бэйс или грохочущий метал. Ребус для любителей все раскладывать по полочкам: "True Rock’n’Roll meets true drum’n’bass meets true house. Результат — индустриальный хип–хоп?!" Запутались? Том свел инструментальные треки и вокал Rude Boy, протестировал полученные миксы в нескольких клубах, еще раз все смикшировал, и таким образом новый альбом был готов к употреблению.

По сравнению с другими аналогичными "продуктами" "Saturday Teenage Kick" пропустил несколько промежуточных ступеней обработки, и тем более удивительно, насколько органичными и свежими получились в конце концов 12 песен диска. Среди последних особенно стоит отметить вышеназванную "Underachievers", а также "Billy Club", "Saturday Teenage Kick", "Fight", "Deaf Beat". "Если ты на протяжении многих лет работаешь над своей собственной музыкой, то постоянно нуждаешься в какой–то идейной подпитке. При ремикшировании чужого материала отпадает необходимость писать песни. Следует лишь приложить все свои технические способности и применить профессиональные навыки, чтобы заставить уже существующую песню звучать надлежащим образом, то есть как можно круче. При этом сам наполняешься новой энергетикой и новыми идеями", — говорит Том.

Там, где другие используют исключительно электронику как новое средство для наполнения воздухом своей отформатированной души, Холкенберг возвращается к проверенной временем "ручной работе". Гитары, бас и ударные он записывает "живьем", как любая нормальная группа, работающая в студии. Затем из полученных партий он делает сэмплы. Например, разбивает гитарную партию на десять отрезков и составляет из них совершенно новые структуры, которые подходили бы в тот или иной трек. По мнению Тома, для подобных действий существует по крайней мере две причины: "Если ты используешь сэмплы с других пластинок, то есть готовые драм–лупы и гитарные фуги, то все в итоге может звучать чудесно, но при этом и очень дорого, так как прежде ты должен заплатить за право воспользоваться чужими наработками. Другая причина лежит в области эстетических категорий. Мне просто доставляет удовольствие записывать бас, ударные и гитары "вживую" и придумывать на их базе свои собственные сэмплы — это намного оригинальнее, чем использовать треки с чужих дисков".

Нельзя обойти стороной и фронтмена JUNKIE XL Rude Boy: "Работать в двух проектах — это то же самое, что быть доктором Джекилом и мистером Хайдом в одном лице. Давая интервью для разных проектов, я себя веду уже отлично. В JUNKIE XL у меня больше творческой свободы, чем в URBAN DANCE SQUAD, где передо мной стоят конкретные задачи и требования, которых я и должен придерживаться. Здесь же я могу делать все, что мне нравиться. Само собой, что и лирика здесь другая, не так сильно политизирована и социально–причинна — она описывает совершенно разные вещи из нашей жизни. Universal sounds meet universal words, do you know what I mean? Будучи в составе JUNKIE XL, я не должен больше кричать и бороться за что–то. Я просто могу быть тем, кем хочу".

За последние одиннадцать лет работы в UDS Rude Boy пришел к неутешительному для себя выводу: зачастую те, кто больше других рвет свою глотку, на деле оказываются намного более "мелкими" и трусливыми персонажами. Правда, публика склонна все воспринимать как раз наоборот. "Когда мы только начинали в UDS, нам было по семнадцать лет. Весь мир лежал у наших ног. Мы были командой, которую постоянно недопонимали, а сегодня мы превратились в группу, которая без особого вдохновения выпускает новые альбомы; и лучше, наверное, было бы, если бы мы оставались в той темноте, из которой в свое время мы вышли..." Тем не менее Rude Boy не собирается расставаться с UDS, которые сейчас работают над новым альбомом, и утверждает, что саунд JUNKIE XL никоим образом не повлияет на звучание UDS.

Что касается планов группы, то тандем Том & Rude Boy остается ее основой, но для записи ударных, гитар и баса будут приглашаться музыканты "со стороны". Может быть, эта бесконечная спираль синтеза студийного и живого опыта действительно является той музыкальной концепцией, которая в будущем сможет принести свои богатые плоды? Поживем — увидим. На вопрос же о том, является ли слегка грохочущая смесь из дэнс– и рок–составляющих JUNKIE XL будущим музыки, Том однозначно отвечает: "Конечно же, нет. Она всего лишь маленькая частичка возможного будущего. Я думаю, что в будущем появится больше вещей на базе такого кроссовера, как джаз + драм–н–бэйс, гитарная музыка + драм–н–бэйс и так далее. JUNKIE XL можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, мы всего лишь рок–группа, играющая танцевальную музыку. С другой стороны, мы дэнс–проект, находящийся под заметным влиянием рок–музыки. Полагаю, что существуют традиционные рок–н–ролльные группы и танцевальные составы и мы находимся где–то посередине, мы своего рода кроссовер обоих музыкальных стилей".

В заключение нам остается лишь констатировать следующий факт: бесспорно то, что эта смесь способна не только свалить с ног завсегдатаев танцевальных клубов различной направленности, но и в считанные секунды разорвать динамики ваших "замученных" музыкальных центров (бедные соседи!).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета