Raitt, Bonnie
Bonnie Raittледи Блюз

Ее роль до недавних пор все еще оставалась чем–то не свойственным мировой музыкальной культуре. Считалось, что место женщины если не на кухне, так уж точно на задворках сцены.

Согласитесь, даже в демократичном сегодня не так часто встретишь женщину — фронтмена собственной группы с гитарой до носков. Им (дамочкам) как и десять и двадцать лет назад без зазрения совести доверяют бэк–вокал, то есть используют в качестве фона. Отсюда имеем повальный феминизм нынешних рок–див, в чьей памяти еще свежи ущемления прошлого. На этом гражданки Мориссетт и Брукс, можно сказать, сделали имена и сколотили капиталы — это было основной темой их песен. Бонни Райт же никогда не выпячивала своих смелых воззрений насчет места женщины на современном этапе развития человечества, она пела о прекрасном, о жизненном и никогда не сочиняла о политике. Неудивительно, что за столько лет на сцене она не стала столь же коммерчески успешным музыкантом, как некоторые современные выскочки!

Бонни Райтт (Bonnie Raitt) родилась 8 ноября 1949 года в калифорнийском городе Бербэнке. Ее отец Джон Райт был не последним артистом на Бродвее и сыграл много ролей в известных музыкальных комедиях (например, "Carousel" и "The Pajama Game"). С 12 лет Бонни стала осваивать гитару, которую ей подарили родители. В летнем лагере она впервые открыла для себя фолк–музыку протестантов Пита Сигера и Джона Баэза. Слушая записи популярных блюзменов с берегов Миссисипи, она мечтала однажды вот так же здорово сыграть, чтобы ее слушали не отрываясь.

Мечты стали сбываться еще во время учебы в колледже. Хороший друг посоветовал ей купить недорогую профессиональную гитару . Так в 1969 году за 120 долларов Бонни приобрела свой знаменитый "стратокастер". Она устроилась в небольшой ночной клуб и стала развлекать посетителей, во–первых, своей игрой, а во–вторых, забавным видом миниатюрной хрупкой девушки с большой гитарой. Своим стилем она была обязана классикам кантри–блюза Джону Херту, Мудди Уотерсу, Роберту Джонсону и Джону Хаммонду и особенно Сиппи Уоллас и Фреду МакДауэллу. Со многими из этих легенд она очень сблизилась в будущем.

Ее менеджером стал Дик Уотерман, знаменитый импресарио большинства прославленных блюзменов того времени. Кроме того, они стали большими друзьями. Вскоре о талантливой Бонни узнало все восточное побережье Штатов, в основном благодаря ее гастролям вместе со многими протеже Уотермана.

Два года песни Райтт были, как говорят, "бесхозными", и в 1971 году она подписала контракт с лейблом Warner Brothers, мгновенно выпустившим ее дебютный альбом "Bonnie Raitt", составленный из песен, написанных Стэфеном Стиллсом и Полом Сибелом (ее новой авторской командой), кавер–версий классики блюза и двух собственных вещей. Своей следующей работой "Give It Up", насыщенной роком и ритм–энд–блюзом, Бонни впервые оказалась в американских чартах.

Дальнейшего успеха пришлось ждать без малого 17 лет, за которые Бонни выпустила 7 альбомов, в принципе неплохих, но уж слишком некоммерческих и, я бы даже сказал, каких–то локальных для прослушивания в кругу друзей или в клубах родного штата. За это время жизнь заставила ее искать выход из сложившейся ситуации, экспериментировать. Уже в самом начале ее карьеры критики отзывались о ее работах, как о культовых вещах. Но этого было мало, чтобы стать действительно культовой личностью для слушателя. В итоге большую половину 70–х и практически все 80–е годы Бонни провела в поисках, анализе и уже не спешила с выпуском каждого нового альбома. Чистый блюз как–то сам по себе отмер в ее творчестве. На смену ему уже спешили поп, рок и фолк вместе взятые, живучесть смеси которых Бонни вскоре прекрасно доказала.

Только в 1989 году, когда Warner Brothers уже расторгли с ней контракт, усилиями нового продюсера Райтт Дона Уоза альбом "Nick Of Time" стал едва ли не первым значимым событием в карьере белой блюзменши. Записанный в студии Capitol Records, он стал одним из ярких явлений в рок–музыке рубежа десятилетий. Кроме того, для Бонни это было важнее, хотя и не было самоцелью — этот альбом стал одним из бестселлеров года. Благодаря ему она была удостоена шести наград "Грэмми", положив начало абсолютно новому, богатому на события и удачу периоду в своей музыкальной карьере.

Уже в следующем году ее совместная работа с легендарным Джоном Ли Хукером над его альбомом "The Healer" заставила говорить о прекрасном взаимодействии разных поколений блюзменов и вновь принесла Бонни награду "Грэмми". Еще три таких статуэтки в различных номинациях она получила за песни из альбома "Luck Of The Draw", где мир узнал о новом увлечении госпожи Райтт — романтических поп–рок–балладах. После долгих лет одиночества и настойчиво затрагиваемой в песнях темы разбитых сердец и недобропорядочных мужиков личная жизнь Бонни наконец устроилась после того, как в этом же 1991 году она вышла замуж за американского актера и поэта Майкла О’ Киффа.

В дальнейшем в ее жизни, пожалуй, было только хорошее. Альбом "Longing In Their Hearts" получил еще одну награду "Грэмми" как лучший альбом года. Современный успех Бонни позволил ей переиздать лучшие, на ее взгляд, ранние песни на новых сборниках, и самое главное, в 90–е годы Райтт стала активно участвовать в процессе сочинения песен, которые исполняла. Один только факт: если для девяти первых своих альбомов она сочинила всего восемь песен, то, например, для альбома 1994 года она написала целых четыре.

На 7 апреля намечен официальный релиз ее нового альбома "Fundamental". Его название говорит само за себя, а критики, которым уже довелось его прослушать и отрецензировать, сходятся во мнении, что отдохнувшая Бонни вновь решила вернуться к своим корням, к доброму чистому блюзу. Что ж, если это так, она снова рискует потерять с таким трудом завоеванные не так давно позиции. А может, это внезапно нагрянувший приступ ностальгии?..


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета