Фестиваль МETALMANIA`98
28.03. Катовицы, Польша.
JUDAS PRIEST, MORBID ANGEL, THERION, VADER, DIMMU BORGIR, THE GATHERING, GOREFEST, HAMMERFALL
Где можно увидеть и услышать восемь команд мирового (или как минимум — европейского) масштаба в течение одного дня и на одном десятичасовом концерте, причем на приемлемом расстоянии от родного дома и ценой относительно небольшого ущерба для редакционного бюджета? О’кей, все верно — только на "МеталМании", крупнейшем и самом представительном в Восточной Европе метал–фестивале, ежегодно организуемом фирмой "MetalMind" в столице польской металлургии (в прямом, кстати, смысле!) Катовицах. Всего 850 километров (хмм...) — и объединенная спецбригада быстрого развертывания LEGION и "Музыкальной газеты" десантируется перед ареной "Spodek", дико напоминающей летающую тарелку. Огромное сооружение, спроектированное еще во время коммунистической гигантомании явно в спортивных целях, ныне считается по праву лучшим и идеальным местом для проведения рок–концертов и фестивалей. В день нашей высадки в "Сподке" выступали монстры и ветераны рока YES, а накануне — PRODIGY... Ага, высаживаемся, значит, на исходе пятницы прямо в центре катовицкого мегаполиса (5 городов до кучи) и проводим оперативную рекогносцировку: как–никак, а с утра нам светят серьезные боевые действия. Сильно удивляет ба–а–альшущая афиша с ба–а–альшущим логотипом JUDAS PRIEST. Только с третьего взгляда удается разглядеть мелкие названия всех остальных участников. Величие "пристов" бесспорно, но "морбиды"..., но "каннибалы"...
Приехав на прошлогоднюю "МеталМанию", мы, того не подозревая, заселились в гостиницу, где жили MOONSPELL, ANATHEMA и THE GATHERING, но, увы, узнали об этом только утром. Теперь же в надежде наверстать упущенное еще в Минске мы закупили ящик "Кристалл–люкс" и забронировали номера в этом отеле, н–н–но... Музыкантов там не оказалось. Зато отель классный, так что никто и не расстроился.
Раннее утро, по–настоящему весенний денек (а не те робкие намеки на весну в Минске). Наша бодрая и энергичная делегация показывается на местной центральной авеню. Ба! Кого мы видим! Барт, вокалист HERMH, наш и ваш хороший знакомый — собственной персоной! Оказывается, на фестивале Бартек в качестве нашего коллеги аккредитован от белостокской газеты. Присоединяем Барта к нашей компании и все вместе появляемся в пресс–центре. Аккредитационная наклейка алого цвета дает доступ много куда, но, конечно, не везде: в связи с присутствием мега–звезд JUDAS PRIEST и MORBID ANGEL службы безопасности в кулуарах многочисленны и бдительны.
За неделю до "МеталМании", во время разговора с Полом Мазуркевичем, гитаристом CANNIBAL CORPSE, LEGION стало известно, что герои вселенского ультрабрутализма в Катовицах не появятся: что–то там у их менеджмента не состыковалось. Жаль, конечно. В пресс–центре узнаем о засаде помельче, но тоже расстройственной: итальянская группа LACUNA COIL, новые фавориты фирмы "Century Media", тоже не выступят. Ребята попали в поистине анекдотичную засаду: они наивно полагали, что Польша — уже по–настоящему европейская страна и чтобы въехать в нее, достаточно общеевропейского удостоверения личности. Не взявшую с собой паспортов команду завернули на границе, а в Катовицы автобус привез только THE GATHERING... Слушал я дебютный мини LACUNA COIL — итальянский эквивалент "Гэзерин". К тому же как потом оно получилось: все игравшие команды получили дополнительное время на сцене — ну и чего тут было расстраиваться?!
Немного из истории фестиваля. В этом году состоялась уже 13–я серия этого метал–феста. Естественно, на тему цифры "13" много было всяких шуточек в преддверии, и наверняка организаторов до последней минуты концерта не покидали некоторые опасения. Дурацким приметам вопреки, все прошло на должном уровне... Нетрудно посчитать, что первые фестивали приходятся на период агонизирующего военно–коммунистического террора в Польше. Также небезынтересными могут показаться арифметические вычисления нашего отставания от этой самой Польши, на этот раз — исключительно в смысле отставания в развитии музыкальной сцены и мьюзик–бизнеса. В экономике разрыв увеличивается в геометрической прогрессии, но вот в музыке страны СНГ могут (теоретически) иметь надежду... ну, хотя бы "догнать"... За тринадцать лет на "МеталМании" выступили многие значительные исполнители, но в этом году состав участников, в первую очередь благодаря присутствию JUDAS PRIEST и MORBID ANGEL, был одним из самых интересных. В разные годы гостями фестиваля были SEPULTURA, KREATOR, RUNNING WILD, SAMAEL, FEAR FACTORY, DEATH, UNLEASHED, CORONER, PROTECTOR, HELLOWEEN, CARCASS, CANNIBAL CORPSE, PARADISE LOST... Восемь тысяч фэнов со всей Польши плюс семеро минчан, трое брестчан и двое москвичей (Эджен Прайс с сыном) — это, конечно, не сравнить с Dynamo Open Air или Ozz–Fest, но, учитывая соотношение доходов населения... Как и у нас, не каждый польский тинэйджер может позволить себе путешествие за тыщу километров.
За полчаса до начала концерта стартует многосерийная (на этот раз) пресс-конференция. Для журналистов это всегда "тяжкое испытание": на всех фестивалях подобные мероприятия идут параллельно событиям на сцене. Как жаль, что нельзя "раздвоиться"... Причем и там, и тут все дико интересно! Первыми в пресс–центре появляются Ян–Крис де Койер, лидер и вокалист GOREFEST, и барабанщик THE GATHERING Ханс Руттен. Пока польские "дзенникаржы" раскочегариваются и придумывают хитроумные вопросы, LEGION первым атакует обоих голландцев и успевает взять два приличных оперативных интервью, прежде чем вмешиваются "ответственные" металмайндовские работники. Стрельнув у ребят номера домашних телефонов для последующего развернутого общения, мы "вежливо" уступаем дорогу всем остальным журналистам. Они успевают даже задать пару вопросов Яну–Крису, прежде чем тот покидает конференцию — GOREFEST выступают первыми. К этому моменту появляются другие музыканты: Кристофер Джонсон, лидер и вокалист шведского THERION, Шаграт, опять же — лидер и вокалист сверхпопулярного блэк–акта DIMMU BORGIR, а также Йоаким Канс и Оскар Дроняк, вокалист и гитарист шведского HAMMERFALL, самой популярной нынче группы на германском рынке. Пресс–баталия набирает обороты. LEGION опять обставляет всех по объему эксклюзивной информации, успевая переговорить с каждым тет–а–тет, всех сфотографировать, снять на видео, всем подарить последний номер журнала и для пущего комплекта обзавестись автографами. Доблестно потрудившись, мы даже успеваем ко второй половине горефестовского выступления. Группа промоутирует материал новейшего альбома "Chapter 13" (символичное название в контексте 13–й "МеталМании"), и, если честно, мне не понятно, почему она продолжает иметь высокий рейтинг в Европе. Славные деньки гипербрутального GOREFESTа давно минули, а два последних альбома не очень–то обрадовали бескомпрописсных фэнов. Сегодняшний GOREFEST — предельно простой тяжелый рок–н–ролл с сильным влиянием музыки 70–х, имеющий лишь отдаленное родство с death metal. Сейчас голландцы колесят по Европе в качестве специальных гостей на турне JUDAS PRIEST, да и вообще это довольно значимый на метал–сцене бэнд. Однако на "МеталМании" группу выставили в качестве "пионерского разогревающего суппорта" (первоначально эта "честь" планировалась для LACUNA COIL). Словом, сильные впечатления экономятся фэнами для команд покруче.
Следом играют HAMMERFALL, и сразу становится веселей. Абсолютно неноваторский и простейший хэви–метал (или, как сейчас принято говорить, — true metal) исполняется с таким накалом энергии, что просто... просто мало места! Музыка — где–то посередине между IRON MAIDEN и HELLOWEEN, звучит, тем не менее, свежо и зажигательно. Вокалист демонстрирует полный набор запатентованных брюсдиккенсоновских телодвижений (нога на монитор, постоянные передвижения из одного в другой конец сцены и т.д.), а дуэт гитаристов фонтанирует каскадом виртуознейших соло. Круто! Кажется, я уразумел, за какие–такие грехи хаммерфолловский дебютный(!) альбом "Glory To The Brave" оккупирует первые места во всех без исключения немецких метал–чартах...
Сразу после шведского хэви–торнадо начинается вторая серия пресс–конференции, и (о горе мне!) выступление DIMMU BORGIR мне и Дмитрию приходится проигнорировать. По многочисленным отзывам это было очень мощное и зрелищное выступление. Что поделаешь, мы на работе... Итак, за столом (переговоров) Трей Азагтот — легендарный гитарист и основатель легендарной группы MORBID ANGEL, самой значительной группы в истории death metal, а также Петер Вивчарек — лидер и вокалист польского VADER, самой знаменитой и успешной метал–группы из стран постсоциалистического блока. Тут же я встречаю Мариуша Кмслека, ветерана польской метал–прессы, издателя крутейшего журнала "Thrash`em All", а по совместительству — менеджера VADER и CHRIST AGONY. Ну, в общем, мы работаем, как и положено, а на сцене буйствует DIMMU BORGIR при полном боевом антураже... Засада... Хорошо хоть Дима сорвался с пресс–конференции и успел заснять на видео последнюю вещь "боргиров" — я хоть дома душу отведу...
Уже слышны становятся первые такты божественного "Theli" — на сцене, стало быть, THERION... А пресс–конференция non stop: 3–я серия. Леди и джентльмены! JUDAS PRIEST! "Присты" появляются почти в полном составе: Кэй Кэй Даунинг, Гленн Типтон — гитаристы, новый вокалист Тим Оуенс по прозвищу "Ripper" и Ян Хилл, бессменный в течение 30(!) лет басист "джудасов". Живые легенды хэви–метала, да и вообще рок–музыки и... мы рядом с ними! Вот это да! LEGION, впрочем, ничуть не оробев, "отличился" и здесь, задав самый острый, самый каверзный вопрос за всю пресс–конференцию: "Неужели все эти годы сексуальная ориентация Роба Хэлфорда была для вас тайной? "Хо–хо! Пятидесятилетние ветераны так растерялись от подобной "наглости" (хе–хе, знай наших!), что Даунинг и Типтон одновременно стали отвечать на вопрос Дмитрия. Как Дима потом признался, он был совсем недалек от того, чтобы "довершить разгром" вопросом об... этой стороне жизни нынешнего вокалиста. Только не подумайте, что мы ветеранов не уважаем — как раз наоборот. По–моему, такой вопрос был бы поинтереснее "шедевра" одного местного журналиста, типа: "Собираетесь ли вы посетить Японию?". Эксклюзивные права на телесъемку узурпировали толстые и гадкие дядьки с "Би–Би–Си" (правда, это касалось только JUDAS PRIEST и MORBID ANGEL), тем не менее Дмитрий героически снимал "пристов" скрытой камерой... Присты пристами, джудасы джудасами, а на этот раз не выдержал я, сбежав с конференции и успев отсмотреть и услышать четыре композиции THERION. Хор берлинского радио, конечно же, звучал в записи, но на качестве шоу это никак не отражалось. Впечатления — просто неизгладимые. Симфонический синтез метала и классической музыки — в этом THERION просто нет равных. В составе группы появилась новая вокалистка Мартина Хорнбахер (также поющая в DAWN OF DREAMS), и она приняла на себя основные обязательства в придании шоу зрелищности. Хрупкая, грациозная и пластичная девушка, очень красивая. Ну и... голос! Какой голос...
На сцене — еще одна группа с женским вокалом THE GATHERING. Голландцы привезли с собой собственную световую аппаратуру, поэтому в отличие от всех предыдущих групп располагают дополнительными возможностями в презентации своего шоу. Надо сказать, что с их довольно статичной и меланхоличной музыкой феерия света, прожектора и стробоскопы просто необходимы. Замечательная музыка, выдающиеся вокальные данные Аннеке ван Гирсберген — все просто здорово, но, если честно, на фоне более энергичной музыки остальных участников фестиваля 40–минутное выступление THE GATHERING смотрелось несколько затянуто. Группа представляла обкатанный в течение года материал последнего альбома "Nighttime Birds" плюс пару вещей с "Mandylion".
Во время десятиминутной паузы есть время перекурить, задвинуть гамбургер, зарядиться кофе. И, конечно, обсудить выступление только что сошедшей со сцены команды. Так уж получается, что среди легионовской делегации преобладают любители более экстремальных вещей, и THE GATHERING не очень–то их порадовал. Один Дмитрий находится под сильным впечатлением личности Аннеке да Анатолий из "Музыкалки" отмечает "психоделичность" голландцев...
О’кей, едем дальше! VADER — гордость и флагман польской метал–сцены, и по реакции публики можно судить о по–настоящему культовом статусе группы в родной стране. Жесткий и агрессивный материал новейшего диска "Black To The Blind" — в общем–то, просто очень хороший, безупречно исполненный дэз–метал. VADER играет сравнительно мало, всего 6 вещей, и мы только–только начинаем поддаваться тому "астральному впечатлению", о котором так часто говорят, описывая феномен польской капеллы. Видимо, времени не хватило, чтобы окончательно увериться в том, что группа не имеет себе равных в нашей части Европы. Все равно впечатления очень хорошие, но они уходят напрочь на задний план сразу же после первой композиции в исполнении американского MORBID ANGEL. Вот это мощь! Вот это сила! В течение всего морбидовского сета меня не покидала мысль-озарение, что вот наконец я действительно понял, в чем кроется истинный смысл слова "мощь". MORBID ANGEL — безусловно ведущая группа death metal, собственно, стоявшая у истоков жанра. Эту группу узнаешь с первых же тактов! Еще в Минске я ошалел от содержимого нового альбома "морбидов" "Formulas Fatal Of The Flesh": группа в лучшей кондиции, чем когда бы то ни было, несмотря на досадную смену вокалиста. Справедливости ради стоит заметить, что в студийном варианте голос нового вокалиста Стива Таккера звучит более убедительно. И все же — godz of death metal! Ни отнять, ни прибавить...
Несколько дольше, чем обычно, идут приготовления к выходу на сцену главной звезды фестиваля, легенды так называемой "новой волны британского хэви–метала" (кто–нибудь еще помнит такую аббревиатуру — NWOBHM?).
JUDAS PRIEST!!! От осознания того факта, что перед нами выступают самые монструальные монстры, каких только можно представить, в районе позвоночного столба пробегают целые табуны "мурашек". Не раз слышал фразу: ай, мол, без Хэлфорда PRIEST — это уже не тот PRIEST. Ну я вам скажу так: PRIEST — это PRIEST, особенно в свете недавнего саморазоблачения Хэлфорда как законченного... гомосексуалиста, столько лет дурившего честных металлистов своей псевдомужественностью. Та–а–акие вот дела и никаких гвоздей! Точнее, гвоздей и заклепок нужное количество. Возможно, не все из вас знают, что именно "присты" сто лет назад, а именно в 1974 году, первыми ввели в метал–аксессорию пресловутое изобилие "железа" — заклепки и шипы, цепи и браслеты. JEDAS PRIEST на сцене — чистая квинтэссенция хэви–метала, энергетический шторм и безудержный напор. На полную катушку врубаются все бортовые системы: прожектора безумствуют, сцена под завязку заставлена усилителями, звук — больше чем просто идеальный. Одна за другой взрываются бомбы из последнего альбома "Jugulator". После семилетнего перерыва ветераны выдали материал мощный и агрессивный, хотя, на мой взгляд, лишенный явных хитов (ну, может, разве что "Bullet Train"). Зато этот недостаток с лихвой дважды восполняется исполнением старых блокбастеров "Breaking The Law", "Jawbreaker", "Nightcrawler", "Painkiller", "Metal Meltdown"...
У–ух, всех и не перечислишь! Риппер суперорганично вписывается в контекст группы, переняв и приумножив все многолетние наработки Роба Хэлфорда в качестве фронтмена. Как по мне — очень убедительная и достойная замена. К вокальным данным вообще никаких претензий — не просто "идентичный" голос, но даже некоторые ноты Хэлфордом никогда и не брались! Риппер в постоянном движении на сцене, лишь пару раз в течение полуторачасового шоу уходит за стену из усилителей (видимо, глотку промочить), предоставляя звуковое пространство для дуэли двух супергитаристов Даунинга и Типтона. Больше часа на одном дыхании! Наконец звучит "You’ve Got Another Thing Comin’", Риппер бросает в зал прощальное "гуднайт", и "присты" покидают сцену. Публика буквально взрывается, но через минуту, уже когда особо торопливые потянулись к выходам, а шум и скандирование стали затихать, за кулисами раздаются звуки мотоциклетного стартера. Риппер выезжает на сцену на "Харлее": "Что, вы хотите еще один fuckin’song: Ну так получите!" И нон–стоп на нас обрушиваются сразу две разрушительных боеголовки: "Hell Bent..." и "Living After Midnight". Все, само собой, пребывают в диком восторге. Риппер опять желает нам доброй ночи и... зал требует продолжения банкета. И... получает его! "Присты" в последний раз (э–ех...) появляются на сцене и заворачивают бронебойный классический боевик "Heading Out Tо The Highway"... Извиняйте, друзья, но словами тут ничего не выразишь... я даже пытаться на буду... Вот думаю только: удастся ли когда–нибудь увидеть что–то хотя бы такое же совершенное и безупречное...
Тринадцатая "МеталМания" остается в пройденном временном континууме. Как говорится, встретимся через год... А наша объединенная зондеркоманда (LEGION и "МГ", помните?) наутро направляется в Краков, где у нас запланирована "творческая" пьянка с группой VADER и шефом фирмы "Pagan Records". Но это уже другая история...
JUDAS PRIEST, MORBID ANGEL, THERION, VADER, DIMMU BORGIR, THE GATHERING, GOREFEST, HAMMERFALL
Где можно увидеть и услышать восемь команд мирового (или как минимум — европейского) масштаба в течение одного дня и на одном десятичасовом концерте, причем на приемлемом расстоянии от родного дома и ценой относительно небольшого ущерба для редакционного бюджета? О’кей, все верно — только на "МеталМании", крупнейшем и самом представительном в Восточной Европе метал–фестивале, ежегодно организуемом фирмой "MetalMind" в столице польской металлургии (в прямом, кстати, смысле!) Катовицах. Всего 850 километров (хмм...) — и объединенная спецбригада быстрого развертывания LEGION и "Музыкальной газеты" десантируется перед ареной "Spodek", дико напоминающей летающую тарелку. Огромное сооружение, спроектированное еще во время коммунистической гигантомании явно в спортивных целях, ныне считается по праву лучшим и идеальным местом для проведения рок–концертов и фестивалей. В день нашей высадки в "Сподке" выступали монстры и ветераны рока YES, а накануне — PRODIGY... Ага, высаживаемся, значит, на исходе пятницы прямо в центре катовицкого мегаполиса (5 городов до кучи) и проводим оперативную рекогносцировку: как–никак, а с утра нам светят серьезные боевые действия. Сильно удивляет ба–а–альшущая афиша с ба–а–альшущим логотипом JUDAS PRIEST. Только с третьего взгляда удается разглядеть мелкие названия всех остальных участников. Величие "пристов" бесспорно, но "морбиды"..., но "каннибалы"...
Приехав на прошлогоднюю "МеталМанию", мы, того не подозревая, заселились в гостиницу, где жили MOONSPELL, ANATHEMA и THE GATHERING, но, увы, узнали об этом только утром. Теперь же в надежде наверстать упущенное еще в Минске мы закупили ящик "Кристалл–люкс" и забронировали номера в этом отеле, н–н–но... Музыкантов там не оказалось. Зато отель классный, так что никто и не расстроился.
Раннее утро, по–настоящему весенний денек (а не те робкие намеки на весну в Минске). Наша бодрая и энергичная делегация показывается на местной центральной авеню. Ба! Кого мы видим! Барт, вокалист HERMH, наш и ваш хороший знакомый — собственной персоной! Оказывается, на фестивале Бартек в качестве нашего коллеги аккредитован от белостокской газеты. Присоединяем Барта к нашей компании и все вместе появляемся в пресс–центре. Аккредитационная наклейка алого цвета дает доступ много куда, но, конечно, не везде: в связи с присутствием мега–звезд JUDAS PRIEST и MORBID ANGEL службы безопасности в кулуарах многочисленны и бдительны.
За неделю до "МеталМании", во время разговора с Полом Мазуркевичем, гитаристом CANNIBAL CORPSE, LEGION стало известно, что герои вселенского ультрабрутализма в Катовицах не появятся: что–то там у их менеджмента не состыковалось. Жаль, конечно. В пресс–центре узнаем о засаде помельче, но тоже расстройственной: итальянская группа LACUNA COIL, новые фавориты фирмы "Century Media", тоже не выступят. Ребята попали в поистине анекдотичную засаду: они наивно полагали, что Польша — уже по–настоящему европейская страна и чтобы въехать в нее, достаточно общеевропейского удостоверения личности. Не взявшую с собой паспортов команду завернули на границе, а в Катовицы автобус привез только THE GATHERING... Слушал я дебютный мини LACUNA COIL — итальянский эквивалент "Гэзерин". К тому же как потом оно получилось: все игравшие команды получили дополнительное время на сцене — ну и чего тут было расстраиваться?!
Немного из истории фестиваля. В этом году состоялась уже 13–я серия этого метал–феста. Естественно, на тему цифры "13" много было всяких шуточек в преддверии, и наверняка организаторов до последней минуты концерта не покидали некоторые опасения. Дурацким приметам вопреки, все прошло на должном уровне... Нетрудно посчитать, что первые фестивали приходятся на период агонизирующего военно–коммунистического террора в Польше. Также небезынтересными могут показаться арифметические вычисления нашего отставания от этой самой Польши, на этот раз — исключительно в смысле отставания в развитии музыкальной сцены и мьюзик–бизнеса. В экономике разрыв увеличивается в геометрической прогрессии, но вот в музыке страны СНГ могут (теоретически) иметь надежду... ну, хотя бы "догнать"... За тринадцать лет на "МеталМании" выступили многие значительные исполнители, но в этом году состав участников, в первую очередь благодаря присутствию JUDAS PRIEST и MORBID ANGEL, был одним из самых интересных. В разные годы гостями фестиваля были SEPULTURA, KREATOR, RUNNING WILD, SAMAEL, FEAR FACTORY, DEATH, UNLEASHED, CORONER, PROTECTOR, HELLOWEEN, CARCASS, CANNIBAL CORPSE, PARADISE LOST... Восемь тысяч фэнов со всей Польши плюс семеро минчан, трое брестчан и двое москвичей (Эджен Прайс с сыном) — это, конечно, не сравнить с Dynamo Open Air или Ozz–Fest, но, учитывая соотношение доходов населения... Как и у нас, не каждый польский тинэйджер может позволить себе путешествие за тыщу километров.
За полчаса до начала концерта стартует многосерийная (на этот раз) пресс-конференция. Для журналистов это всегда "тяжкое испытание": на всех фестивалях подобные мероприятия идут параллельно событиям на сцене. Как жаль, что нельзя "раздвоиться"... Причем и там, и тут все дико интересно! Первыми в пресс–центре появляются Ян–Крис де Койер, лидер и вокалист GOREFEST, и барабанщик THE GATHERING Ханс Руттен. Пока польские "дзенникаржы" раскочегариваются и придумывают хитроумные вопросы, LEGION первым атакует обоих голландцев и успевает взять два приличных оперативных интервью, прежде чем вмешиваются "ответственные" металмайндовские работники. Стрельнув у ребят номера домашних телефонов для последующего развернутого общения, мы "вежливо" уступаем дорогу всем остальным журналистам. Они успевают даже задать пару вопросов Яну–Крису, прежде чем тот покидает конференцию — GOREFEST выступают первыми. К этому моменту появляются другие музыканты: Кристофер Джонсон, лидер и вокалист шведского THERION, Шаграт, опять же — лидер и вокалист сверхпопулярного блэк–акта DIMMU BORGIR, а также Йоаким Канс и Оскар Дроняк, вокалист и гитарист шведского HAMMERFALL, самой популярной нынче группы на германском рынке. Пресс–баталия набирает обороты. LEGION опять обставляет всех по объему эксклюзивной информации, успевая переговорить с каждым тет–а–тет, всех сфотографировать, снять на видео, всем подарить последний номер журнала и для пущего комплекта обзавестись автографами. Доблестно потрудившись, мы даже успеваем ко второй половине горефестовского выступления. Группа промоутирует материал новейшего альбома "Chapter 13" (символичное название в контексте 13–й "МеталМании"), и, если честно, мне не понятно, почему она продолжает иметь высокий рейтинг в Европе. Славные деньки гипербрутального GOREFESTа давно минули, а два последних альбома не очень–то обрадовали бескомпрописсных фэнов. Сегодняшний GOREFEST — предельно простой тяжелый рок–н–ролл с сильным влиянием музыки 70–х, имеющий лишь отдаленное родство с death metal. Сейчас голландцы колесят по Европе в качестве специальных гостей на турне JUDAS PRIEST, да и вообще это довольно значимый на метал–сцене бэнд. Однако на "МеталМании" группу выставили в качестве "пионерского разогревающего суппорта" (первоначально эта "честь" планировалась для LACUNA COIL). Словом, сильные впечатления экономятся фэнами для команд покруче.
Следом играют HAMMERFALL, и сразу становится веселей. Абсолютно неноваторский и простейший хэви–метал (или, как сейчас принято говорить, — true metal) исполняется с таким накалом энергии, что просто... просто мало места! Музыка — где–то посередине между IRON MAIDEN и HELLOWEEN, звучит, тем не менее, свежо и зажигательно. Вокалист демонстрирует полный набор запатентованных брюсдиккенсоновских телодвижений (нога на монитор, постоянные передвижения из одного в другой конец сцены и т.д.), а дуэт гитаристов фонтанирует каскадом виртуознейших соло. Круто! Кажется, я уразумел, за какие–такие грехи хаммерфолловский дебютный(!) альбом "Glory To The Brave" оккупирует первые места во всех без исключения немецких метал–чартах...
Сразу после шведского хэви–торнадо начинается вторая серия пресс–конференции, и (о горе мне!) выступление DIMMU BORGIR мне и Дмитрию приходится проигнорировать. По многочисленным отзывам это было очень мощное и зрелищное выступление. Что поделаешь, мы на работе... Итак, за столом (переговоров) Трей Азагтот — легендарный гитарист и основатель легендарной группы MORBID ANGEL, самой значительной группы в истории death metal, а также Петер Вивчарек — лидер и вокалист польского VADER, самой знаменитой и успешной метал–группы из стран постсоциалистического блока. Тут же я встречаю Мариуша Кмслека, ветерана польской метал–прессы, издателя крутейшего журнала "Thrash`em All", а по совместительству — менеджера VADER и CHRIST AGONY. Ну, в общем, мы работаем, как и положено, а на сцене буйствует DIMMU BORGIR при полном боевом антураже... Засада... Хорошо хоть Дима сорвался с пресс–конференции и успел заснять на видео последнюю вещь "боргиров" — я хоть дома душу отведу...
Уже слышны становятся первые такты божественного "Theli" — на сцене, стало быть, THERION... А пресс–конференция non stop: 3–я серия. Леди и джентльмены! JUDAS PRIEST! "Присты" появляются почти в полном составе: Кэй Кэй Даунинг, Гленн Типтон — гитаристы, новый вокалист Тим Оуенс по прозвищу "Ripper" и Ян Хилл, бессменный в течение 30(!) лет басист "джудасов". Живые легенды хэви–метала, да и вообще рок–музыки и... мы рядом с ними! Вот это да! LEGION, впрочем, ничуть не оробев, "отличился" и здесь, задав самый острый, самый каверзный вопрос за всю пресс–конференцию: "Неужели все эти годы сексуальная ориентация Роба Хэлфорда была для вас тайной? "Хо–хо! Пятидесятилетние ветераны так растерялись от подобной "наглости" (хе–хе, знай наших!), что Даунинг и Типтон одновременно стали отвечать на вопрос Дмитрия. Как Дима потом признался, он был совсем недалек от того, чтобы "довершить разгром" вопросом об... этой стороне жизни нынешнего вокалиста. Только не подумайте, что мы ветеранов не уважаем — как раз наоборот. По–моему, такой вопрос был бы поинтереснее "шедевра" одного местного журналиста, типа: "Собираетесь ли вы посетить Японию?". Эксклюзивные права на телесъемку узурпировали толстые и гадкие дядьки с "Би–Би–Си" (правда, это касалось только JUDAS PRIEST и MORBID ANGEL), тем не менее Дмитрий героически снимал "пристов" скрытой камерой... Присты пристами, джудасы джудасами, а на этот раз не выдержал я, сбежав с конференции и успев отсмотреть и услышать четыре композиции THERION. Хор берлинского радио, конечно же, звучал в записи, но на качестве шоу это никак не отражалось. Впечатления — просто неизгладимые. Симфонический синтез метала и классической музыки — в этом THERION просто нет равных. В составе группы появилась новая вокалистка Мартина Хорнбахер (также поющая в DAWN OF DREAMS), и она приняла на себя основные обязательства в придании шоу зрелищности. Хрупкая, грациозная и пластичная девушка, очень красивая. Ну и... голос! Какой голос...
На сцене — еще одна группа с женским вокалом THE GATHERING. Голландцы привезли с собой собственную световую аппаратуру, поэтому в отличие от всех предыдущих групп располагают дополнительными возможностями в презентации своего шоу. Надо сказать, что с их довольно статичной и меланхоличной музыкой феерия света, прожектора и стробоскопы просто необходимы. Замечательная музыка, выдающиеся вокальные данные Аннеке ван Гирсберген — все просто здорово, но, если честно, на фоне более энергичной музыки остальных участников фестиваля 40–минутное выступление THE GATHERING смотрелось несколько затянуто. Группа представляла обкатанный в течение года материал последнего альбома "Nighttime Birds" плюс пару вещей с "Mandylion".
Во время десятиминутной паузы есть время перекурить, задвинуть гамбургер, зарядиться кофе. И, конечно, обсудить выступление только что сошедшей со сцены команды. Так уж получается, что среди легионовской делегации преобладают любители более экстремальных вещей, и THE GATHERING не очень–то их порадовал. Один Дмитрий находится под сильным впечатлением личности Аннеке да Анатолий из "Музыкалки" отмечает "психоделичность" голландцев...
О’кей, едем дальше! VADER — гордость и флагман польской метал–сцены, и по реакции публики можно судить о по–настоящему культовом статусе группы в родной стране. Жесткий и агрессивный материал новейшего диска "Black To The Blind" — в общем–то, просто очень хороший, безупречно исполненный дэз–метал. VADER играет сравнительно мало, всего 6 вещей, и мы только–только начинаем поддаваться тому "астральному впечатлению", о котором так часто говорят, описывая феномен польской капеллы. Видимо, времени не хватило, чтобы окончательно увериться в том, что группа не имеет себе равных в нашей части Европы. Все равно впечатления очень хорошие, но они уходят напрочь на задний план сразу же после первой композиции в исполнении американского MORBID ANGEL. Вот это мощь! Вот это сила! В течение всего морбидовского сета меня не покидала мысль-озарение, что вот наконец я действительно понял, в чем кроется истинный смысл слова "мощь". MORBID ANGEL — безусловно ведущая группа death metal, собственно, стоявшая у истоков жанра. Эту группу узнаешь с первых же тактов! Еще в Минске я ошалел от содержимого нового альбома "морбидов" "Formulas Fatal Of The Flesh": группа в лучшей кондиции, чем когда бы то ни было, несмотря на досадную смену вокалиста. Справедливости ради стоит заметить, что в студийном варианте голос нового вокалиста Стива Таккера звучит более убедительно. И все же — godz of death metal! Ни отнять, ни прибавить...
Несколько дольше, чем обычно, идут приготовления к выходу на сцену главной звезды фестиваля, легенды так называемой "новой волны британского хэви–метала" (кто–нибудь еще помнит такую аббревиатуру — NWOBHM?).
JUDAS PRIEST!!! От осознания того факта, что перед нами выступают самые монструальные монстры, каких только можно представить, в районе позвоночного столба пробегают целые табуны "мурашек". Не раз слышал фразу: ай, мол, без Хэлфорда PRIEST — это уже не тот PRIEST. Ну я вам скажу так: PRIEST — это PRIEST, особенно в свете недавнего саморазоблачения Хэлфорда как законченного... гомосексуалиста, столько лет дурившего честных металлистов своей псевдомужественностью. Та–а–акие вот дела и никаких гвоздей! Точнее, гвоздей и заклепок нужное количество. Возможно, не все из вас знают, что именно "присты" сто лет назад, а именно в 1974 году, первыми ввели в метал–аксессорию пресловутое изобилие "железа" — заклепки и шипы, цепи и браслеты. JEDAS PRIEST на сцене — чистая квинтэссенция хэви–метала, энергетический шторм и безудержный напор. На полную катушку врубаются все бортовые системы: прожектора безумствуют, сцена под завязку заставлена усилителями, звук — больше чем просто идеальный. Одна за другой взрываются бомбы из последнего альбома "Jugulator". После семилетнего перерыва ветераны выдали материал мощный и агрессивный, хотя, на мой взгляд, лишенный явных хитов (ну, может, разве что "Bullet Train"). Зато этот недостаток с лихвой дважды восполняется исполнением старых блокбастеров "Breaking The Law", "Jawbreaker", "Nightcrawler", "Painkiller", "Metal Meltdown"...
У–ух, всех и не перечислишь! Риппер суперорганично вписывается в контекст группы, переняв и приумножив все многолетние наработки Роба Хэлфорда в качестве фронтмена. Как по мне — очень убедительная и достойная замена. К вокальным данным вообще никаких претензий — не просто "идентичный" голос, но даже некоторые ноты Хэлфордом никогда и не брались! Риппер в постоянном движении на сцене, лишь пару раз в течение полуторачасового шоу уходит за стену из усилителей (видимо, глотку промочить), предоставляя звуковое пространство для дуэли двух супергитаристов Даунинга и Типтона. Больше часа на одном дыхании! Наконец звучит "You’ve Got Another Thing Comin’", Риппер бросает в зал прощальное "гуднайт", и "присты" покидают сцену. Публика буквально взрывается, но через минуту, уже когда особо торопливые потянулись к выходам, а шум и скандирование стали затихать, за кулисами раздаются звуки мотоциклетного стартера. Риппер выезжает на сцену на "Харлее": "Что, вы хотите еще один fuckin’song: Ну так получите!" И нон–стоп на нас обрушиваются сразу две разрушительных боеголовки: "Hell Bent..." и "Living After Midnight". Все, само собой, пребывают в диком восторге. Риппер опять желает нам доброй ночи и... зал требует продолжения банкета. И... получает его! "Присты" в последний раз (э–ех...) появляются на сцене и заворачивают бронебойный классический боевик "Heading Out Tо The Highway"... Извиняйте, друзья, но словами тут ничего не выразишь... я даже пытаться на буду... Вот думаю только: удастся ли когда–нибудь увидеть что–то хотя бы такое же совершенное и безупречное...
Тринадцатая "МеталМания" остается в пройденном временном континууме. Как говорится, встретимся через год... А наша объединенная зондеркоманда (LEGION и "МГ", помните?) наутро направляется в Краков, где у нас запланирована "творческая" пьянка с группой VADER и шефом фирмы "Pagan Records". Но это уже другая история...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 1998 год в рубрике музыкальная газета