Lush добавьте красок в свою музыкальную палитру...
LUSH распались... На самом деле это было ясно уже давно. Однако теперь об этом было заявлено официально. Прежде чем сказать им до свидания, давайте оглянемся немного назад и вспомним, с чего все начиналось и чем закончилось.
В истории LUSH было совсем немного занимательных для сторонних наблюдателей событий. Были радости и огорчения, большие надежды и ужасные разочарования. Эта группа никогда не была культовой, хотя фэнов у нее предостаточно. Пресса относила LUSH к тем группам, которые появились в конце 80–х под влиянием MY BLOODY VALENTINE и COCTEAU TWINS и играли совершенно бестелесную, немного "сонную" музыку, создавая при помощи своих гитар водовороты неземных звуков. LUSH стали, пожалуй, самым известным из таких коллективов благодаря запоминающимся мелодиям и изумительному, красивому вокалу Мики и Эммы. Журналисты окрестили музыку группы "bliss–rock" (bliss — блаженство).
Познакомимся. LUSH — это Miki Berenyi (18.3.1967, вокал, гитара), Emma Anderson (10.6.1964, вокал, гитара), Christopher Acland (7.10.1966, ударные) и Steve Rippon (бас). В 1992 году Стив ушел из группы, и новым басистом стал бывший служащий "NME" Phil King (29.4.1960). Все песни сочиняли Мики и Эмма. Из–за этого у многих сложилось представление о LUSH как о женском коллективе. Ритм–секцию группы практически никто не знал в лицо. Парни немного переживали по этому поводу, но ничего поделать не могли. Девушки относились с пониманием к проблеме и никогда не эксплуатировали свою женственность, не выставляли ее напоказ и не фотографировались в обнаженном виде, за исключением одной фото–сессии в стиле "боди–арт" для "NME", в которой, кстати, мужская половина группы тоже принимала участие.
Мики и Эмма знают друг друга с 14 лет. Трудно сказать, что их детство было счастливым. Они постоянно испытывали чувство отчуждения и незащищенности. Мать Эммы готовила для дочери будущее в духе "Домостроя", а родители Мики просто бросили ее в одиннадцатилетнем возрасте на произвол судьбы, и детство она провела у своей безумной бабушки. Своей немного экзотической внешностью Мики обязана своей маме–японке и отцу, который был венгр (у них получилось очень красиво, не правда ли?). Кроме этого Мики может гордиться тем, что принимала участие в эпопее об агенте 007. Ее мать сыграла эпизодическую роль в фильме "Доктор Но", когда была беременна. Вы можете узнать ее там в японке, которая передает Шону Коннери письмо.
С самого начала девушки мечтали о собственной группе. Они еще не умели играть, но вовсю теоретизировали о том, как здорово они будут проводить время. И вот они приобрели гитары и приступили к их освоению. В 1988 году в Лондонском Политехе Мики познакомилась со Стивом и Крисом. Состав был укомплектован. Поскольку все участники новой группы одинаково плохо владели инструментами, некоторое время они не могли разобраться, кто на чем будет играть, но в конце концов пришли к консенсусу.
LUSH стали потихоньку выступать и вскоре стали более–менее известны в основном как "самая ужасная группа в Лондоне". Им еще явно не хватало мастерства. "О нас стали говорить. Заинтересованные люди из звукозаписывающих компаний звонили нам и приходили на концерт. Мы были просто ужасны, и они больше никогда не перезванивали, —– вспоминает Мики. — Но нам было все равно. Мы просто продолжали играть. Люди говорили: "О, они действительно плохи, но они прогрессируют". Я думаю, уже тогда у нас были отличные песни. Просто мы еще не были настолько компетентны, чтобы играть их".
Группа записала демо из двух песен, которое было разослано в звукозаписывающие компании. Через некоторое время позвонил Ivo Watts–Russell (глава 4AD) и поинтересовался, как идут дела у группы. Он разговаривал весьма осторожно, поскольку был наслышан о том, что на концертах LUSH не очень хороши. Однако демо ему понравилось, и в конце концов он пригласил девушек и парней в студию для записи трех песен. "Если они мне понравятся, —– сказал он, — тогда посмотрим, что делать дальше". LUSH записали "Baby Talk", "Thoughtforms" и "Scarlet". После этого Айво сказал: "Почему бы вам не записать еще три?". "Нет проблем", —– ответили они и сделали "Bitter", "Second Sight" и "Etherial". Эти шесть песен и вошли в дебютный EP группы "Scar", который появился в 1989 году. Следом вышли еще два EP, "Mad Love"(1990) и "Sweetness and Light"(1990), в каждом из которых, правда, было меньше песен, чем в "Scar". В 91–м был выпущен сборник "Gala", в который вошли все предыдущие записи группы, а также кавер ABBA "Hey Hey Helen". Альбом был рассчитан в основном на американского слушателя, потому что это был первый релиз LUSH в США. Для тех, кто не подозревал о существовании первых трех EP, "Gala" стал дебютным альбомом группы.
В 1990 году продюсировать записи LUSH начал Робин Гатри (Robin Guthrie) из COCTEAU TWINS, и благодаря ему песни Мики и Эммы становились все более воздушными. LUSH всегда использовали множество студийных наворотов — реверов, наложений, гитарных "примочек" и прочих эффектов. Однако это не совсем пошло на пользу. Все было очень красиво, но немного не так, как хотелось бы самим участникам коллектива. На концертах LUSH всегда звучали иначе — более энергично и, пожалуй, весело. Кстати, живых выступлений становилось все больше. Группа играла в разогреве у RIDE во время их первого американского турне, а также с SISTERS OF MERCY. Кроме этого LUSH открывали концерт CURE в "Crystal Palace" летом 1990 года.
Первый по–настоящему дебютный альбом появился в 1992 году и назывался "Spooky". Робин Гатри оторвался там во всю и сделал звучание гитар Мики и Эммы совершенно не от мира сего, а голоса утопил в далекой туманной трясине реверов. Короче говоря, группа оказалась под явным влиянием COCTEAU TWINS. Все это время популярность LUSH росла на волне всеобщего интереса к британским поп–группам с женскими вокалами, такими как SLEEPER и ECHOBELLY. Их имена часто мелькали в прессе, причем часто не из–за концертов и записей, а из–за того, что они, особенно Мики и Эмма, всегда были на виду у публики. Они вели богемную жизнь и без конца тусовались, где только возможно.
Все было хорошо. Новый сингл LUSH "Hypocrite"(1994) стал весьма успешным шагом в сторону брит–попа. Однако их следующий альбом "Split" провалился в Великобритании. Это странно, потому что альбом просто замечательный. Именно в нем группа наконец стала обретать собственное звучание, приближенное к своим концертным выступлениям. Однако он, видимо, просто пришелся не ко времени, потому что через два года, уже после выхода "Lovelife", многие бросились в музыкальные магазины разыскивать его предшественника.
Как бы то ни было, но после неудачи со "Split" участники группы находились в полной прострации. Крис даже стал подумывать об уходе. "Наступил период, когда мне начало казаться, что я совсем ничего не делаю в этой жизни, —– вспоминал он. — Получалось так, что я просто жду, пока кто–то сделает что–то за меня, потому что и я, и Фил не сочиняем песен. Из–за этого начинаешь чувствовать себя немного бесполезным. Мне совсем не хотелось жить дальше, как студенту. Когда вам около 30, то уже хочется освободиться от всего этого, потому что это очень легко и вы привыкаете плыть по течению. Быть в группе —– это не самое достойное занятие для взрослого человека".
В общем, случился кризис. Мики и Эмма раздумывали над тем, насколько плохи их песни, но приходили к выводу, что они все же хорошие и других они не напишут. Фил, который уже переиграл в очень многих неудавшихся группах, просто болтался без дела, впрочем, как и Крис, который мечтал заработать много денег и уехать из Лондона куда–нибудь в сельскую местность.
Два года ничего не было слышно о LUSH. Однако Мики и Эмма взяли себя в руки и вновь обрели веру. В феврале 1996 года их новый сингл "Single Girl" ворвался в чарты на 21–е место. Следом выстрелил "Ladykillers", попавший в марте на 22–е. LUSH триумфально вернулись с новым альбомом "Lovelife". Песни мало чем отличались от "Split", где говорилось о различных аспектах романтических взаимоотношений. Однако было нечто, что сделало новый релиз группы просто гениальным по сравнению с остальными хорошими. Больше никто не называл LUSH бестелесными. Отказавшись от услуг Робина Гатри, они стали сочными и осязаемыми, не утратив при этом своей красоты. Все песни были просты и хорошо обдуманны, к тому же на записи они звучали именно так, как исполнялись на концертах. Вокалы были выведены на первый план, а гитары сведены чисто и мощно. В некоторых композициях были использованы струнные. В песенке "Ciao!" Мики пела дуэтом с Джарвисом Кокером из PULP. Мелодии просто вязли на ушах.
Короче говоря, "Lovelife" — это самое зрелое и доступное из всего, что когда–либо делали LUSH, а поскольку еще и такое же красивое, то с уверенностью можно сказать, что лучшее. Вот как объясняет такой прогресс Мики: "Это странно, но мы все делали задом наперед... "Spooky" был полностью студийным альбомом с огромным количеством эффектов. Многие все делают по–другому. Сначала они записываются так, как они на самом деле звучат, а уже в более поздних работах начинают экспериментировать... На "Lovelife" мы попытались вернуться к нашему оригинальному звучанию".
LUSH стали желанны очень многими, и их дела стали поправляться.
Однако случилось непоправимое. 17 октября 1996 года Криса нашли мертвым в доме его родителей. Он свел счеты с жизнью. Незадолго до этого он говорил, что собирается покинуть группу, и не желал ехать с остальными в турне. Ему было 30, и скорее всего он просто потерялся в этом мире. У него не было собственного дома. Он жил то у друзей, то у родителей. Возможно, ему не хватало денег, возможно, внимания, но теперь это уже неважно. Крис не был незаменимым. Он, как уже говорилось, не писал песен. Однако с его смертью умерла и группа. Фил, Мики и Эмма не смогли продолжать без него.
Больше года LUSH находились в состоянии торможения, и вот наконец они официально разведены. Никаких претензий друг к другу они не имеют. Фил подыгрывает на концертах JESUS AND MARY CHAIN, Мики готовит материал для сольного альбома, а Эмма, которая некоторое время подпевала у Тани Доннелли, собрала новую группу, которая называется SING SING, и скоро выпустит сингл.
Это мое личное мнение, с которым можно не соглашаться, но LUSH среди всех британских групп с женскими вокалами делали самую красивую музыку, самую красочную и впечатляющую. Никто не знает, что будет с ними дальше. Возможно, альбомы Мики и Эммы будут очень хороши. Однако они никогда не смогут забыть своих песен, сочиненных для LUSH, впрочем, как и поклонники этой замечательной группы, которой просто не повезло дожить до нового века, хотя она это вполне заслужила.
В истории LUSH было совсем немного занимательных для сторонних наблюдателей событий. Были радости и огорчения, большие надежды и ужасные разочарования. Эта группа никогда не была культовой, хотя фэнов у нее предостаточно. Пресса относила LUSH к тем группам, которые появились в конце 80–х под влиянием MY BLOODY VALENTINE и COCTEAU TWINS и играли совершенно бестелесную, немного "сонную" музыку, создавая при помощи своих гитар водовороты неземных звуков. LUSH стали, пожалуй, самым известным из таких коллективов благодаря запоминающимся мелодиям и изумительному, красивому вокалу Мики и Эммы. Журналисты окрестили музыку группы "bliss–rock" (bliss — блаженство).
Познакомимся. LUSH — это Miki Berenyi (18.3.1967, вокал, гитара), Emma Anderson (10.6.1964, вокал, гитара), Christopher Acland (7.10.1966, ударные) и Steve Rippon (бас). В 1992 году Стив ушел из группы, и новым басистом стал бывший служащий "NME" Phil King (29.4.1960). Все песни сочиняли Мики и Эмма. Из–за этого у многих сложилось представление о LUSH как о женском коллективе. Ритм–секцию группы практически никто не знал в лицо. Парни немного переживали по этому поводу, но ничего поделать не могли. Девушки относились с пониманием к проблеме и никогда не эксплуатировали свою женственность, не выставляли ее напоказ и не фотографировались в обнаженном виде, за исключением одной фото–сессии в стиле "боди–арт" для "NME", в которой, кстати, мужская половина группы тоже принимала участие.
Мики и Эмма знают друг друга с 14 лет. Трудно сказать, что их детство было счастливым. Они постоянно испытывали чувство отчуждения и незащищенности. Мать Эммы готовила для дочери будущее в духе "Домостроя", а родители Мики просто бросили ее в одиннадцатилетнем возрасте на произвол судьбы, и детство она провела у своей безумной бабушки. Своей немного экзотической внешностью Мики обязана своей маме–японке и отцу, который был венгр (у них получилось очень красиво, не правда ли?). Кроме этого Мики может гордиться тем, что принимала участие в эпопее об агенте 007. Ее мать сыграла эпизодическую роль в фильме "Доктор Но", когда была беременна. Вы можете узнать ее там в японке, которая передает Шону Коннери письмо.
С самого начала девушки мечтали о собственной группе. Они еще не умели играть, но вовсю теоретизировали о том, как здорово они будут проводить время. И вот они приобрели гитары и приступили к их освоению. В 1988 году в Лондонском Политехе Мики познакомилась со Стивом и Крисом. Состав был укомплектован. Поскольку все участники новой группы одинаково плохо владели инструментами, некоторое время они не могли разобраться, кто на чем будет играть, но в конце концов пришли к консенсусу.
LUSH стали потихоньку выступать и вскоре стали более–менее известны в основном как "самая ужасная группа в Лондоне". Им еще явно не хватало мастерства. "О нас стали говорить. Заинтересованные люди из звукозаписывающих компаний звонили нам и приходили на концерт. Мы были просто ужасны, и они больше никогда не перезванивали, —– вспоминает Мики. — Но нам было все равно. Мы просто продолжали играть. Люди говорили: "О, они действительно плохи, но они прогрессируют". Я думаю, уже тогда у нас были отличные песни. Просто мы еще не были настолько компетентны, чтобы играть их".
Группа записала демо из двух песен, которое было разослано в звукозаписывающие компании. Через некоторое время позвонил Ivo Watts–Russell (глава 4AD) и поинтересовался, как идут дела у группы. Он разговаривал весьма осторожно, поскольку был наслышан о том, что на концертах LUSH не очень хороши. Однако демо ему понравилось, и в конце концов он пригласил девушек и парней в студию для записи трех песен. "Если они мне понравятся, —– сказал он, — тогда посмотрим, что делать дальше". LUSH записали "Baby Talk", "Thoughtforms" и "Scarlet". После этого Айво сказал: "Почему бы вам не записать еще три?". "Нет проблем", —– ответили они и сделали "Bitter", "Second Sight" и "Etherial". Эти шесть песен и вошли в дебютный EP группы "Scar", который появился в 1989 году. Следом вышли еще два EP, "Mad Love"(1990) и "Sweetness and Light"(1990), в каждом из которых, правда, было меньше песен, чем в "Scar". В 91–м был выпущен сборник "Gala", в который вошли все предыдущие записи группы, а также кавер ABBA "Hey Hey Helen". Альбом был рассчитан в основном на американского слушателя, потому что это был первый релиз LUSH в США. Для тех, кто не подозревал о существовании первых трех EP, "Gala" стал дебютным альбомом группы.
В 1990 году продюсировать записи LUSH начал Робин Гатри (Robin Guthrie) из COCTEAU TWINS, и благодаря ему песни Мики и Эммы становились все более воздушными. LUSH всегда использовали множество студийных наворотов — реверов, наложений, гитарных "примочек" и прочих эффектов. Однако это не совсем пошло на пользу. Все было очень красиво, но немного не так, как хотелось бы самим участникам коллектива. На концертах LUSH всегда звучали иначе — более энергично и, пожалуй, весело. Кстати, живых выступлений становилось все больше. Группа играла в разогреве у RIDE во время их первого американского турне, а также с SISTERS OF MERCY. Кроме этого LUSH открывали концерт CURE в "Crystal Palace" летом 1990 года.
Первый по–настоящему дебютный альбом появился в 1992 году и назывался "Spooky". Робин Гатри оторвался там во всю и сделал звучание гитар Мики и Эммы совершенно не от мира сего, а голоса утопил в далекой туманной трясине реверов. Короче говоря, группа оказалась под явным влиянием COCTEAU TWINS. Все это время популярность LUSH росла на волне всеобщего интереса к британским поп–группам с женскими вокалами, такими как SLEEPER и ECHOBELLY. Их имена часто мелькали в прессе, причем часто не из–за концертов и записей, а из–за того, что они, особенно Мики и Эмма, всегда были на виду у публики. Они вели богемную жизнь и без конца тусовались, где только возможно.
Все было хорошо. Новый сингл LUSH "Hypocrite"(1994) стал весьма успешным шагом в сторону брит–попа. Однако их следующий альбом "Split" провалился в Великобритании. Это странно, потому что альбом просто замечательный. Именно в нем группа наконец стала обретать собственное звучание, приближенное к своим концертным выступлениям. Однако он, видимо, просто пришелся не ко времени, потому что через два года, уже после выхода "Lovelife", многие бросились в музыкальные магазины разыскивать его предшественника.
Как бы то ни было, но после неудачи со "Split" участники группы находились в полной прострации. Крис даже стал подумывать об уходе. "Наступил период, когда мне начало казаться, что я совсем ничего не делаю в этой жизни, —– вспоминал он. — Получалось так, что я просто жду, пока кто–то сделает что–то за меня, потому что и я, и Фил не сочиняем песен. Из–за этого начинаешь чувствовать себя немного бесполезным. Мне совсем не хотелось жить дальше, как студенту. Когда вам около 30, то уже хочется освободиться от всего этого, потому что это очень легко и вы привыкаете плыть по течению. Быть в группе —– это не самое достойное занятие для взрослого человека".
В общем, случился кризис. Мики и Эмма раздумывали над тем, насколько плохи их песни, но приходили к выводу, что они все же хорошие и других они не напишут. Фил, который уже переиграл в очень многих неудавшихся группах, просто болтался без дела, впрочем, как и Крис, который мечтал заработать много денег и уехать из Лондона куда–нибудь в сельскую местность.
Два года ничего не было слышно о LUSH. Однако Мики и Эмма взяли себя в руки и вновь обрели веру. В феврале 1996 года их новый сингл "Single Girl" ворвался в чарты на 21–е место. Следом выстрелил "Ladykillers", попавший в марте на 22–е. LUSH триумфально вернулись с новым альбомом "Lovelife". Песни мало чем отличались от "Split", где говорилось о различных аспектах романтических взаимоотношений. Однако было нечто, что сделало новый релиз группы просто гениальным по сравнению с остальными хорошими. Больше никто не называл LUSH бестелесными. Отказавшись от услуг Робина Гатри, они стали сочными и осязаемыми, не утратив при этом своей красоты. Все песни были просты и хорошо обдуманны, к тому же на записи они звучали именно так, как исполнялись на концертах. Вокалы были выведены на первый план, а гитары сведены чисто и мощно. В некоторых композициях были использованы струнные. В песенке "Ciao!" Мики пела дуэтом с Джарвисом Кокером из PULP. Мелодии просто вязли на ушах.
Короче говоря, "Lovelife" — это самое зрелое и доступное из всего, что когда–либо делали LUSH, а поскольку еще и такое же красивое, то с уверенностью можно сказать, что лучшее. Вот как объясняет такой прогресс Мики: "Это странно, но мы все делали задом наперед... "Spooky" был полностью студийным альбомом с огромным количеством эффектов. Многие все делают по–другому. Сначала они записываются так, как они на самом деле звучат, а уже в более поздних работах начинают экспериментировать... На "Lovelife" мы попытались вернуться к нашему оригинальному звучанию".
LUSH стали желанны очень многими, и их дела стали поправляться.
Однако случилось непоправимое. 17 октября 1996 года Криса нашли мертвым в доме его родителей. Он свел счеты с жизнью. Незадолго до этого он говорил, что собирается покинуть группу, и не желал ехать с остальными в турне. Ему было 30, и скорее всего он просто потерялся в этом мире. У него не было собственного дома. Он жил то у друзей, то у родителей. Возможно, ему не хватало денег, возможно, внимания, но теперь это уже неважно. Крис не был незаменимым. Он, как уже говорилось, не писал песен. Однако с его смертью умерла и группа. Фил, Мики и Эмма не смогли продолжать без него.
Больше года LUSH находились в состоянии торможения, и вот наконец они официально разведены. Никаких претензий друг к другу они не имеют. Фил подыгрывает на концертах JESUS AND MARY CHAIN, Мики готовит материал для сольного альбома, а Эмма, которая некоторое время подпевала у Тани Доннелли, собрала новую группу, которая называется SING SING, и скоро выпустит сингл.
Это мое личное мнение, с которым можно не соглашаться, но LUSH среди всех британских групп с женскими вокалами делали самую красивую музыку, самую красочную и впечатляющую. Никто не знает, что будет с ними дальше. Возможно, альбомы Мики и Эммы будут очень хороши. Однако они никогда не смогут забыть своих песен, сочиненных для LUSH, впрочем, как и поклонники этой замечательной группы, которой просто не повезло дожить до нового века, хотя она это вполне заслужила.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 1998 год в рубрике музыкальная газета