Джа Дивижн русские дети Джа
24 января минский клуб "Резервация" посетилакультовая московская рэгги-группа ДЖА-ДИВИЖН. ДЖА-ДИВИЖН — первыми в Россииначали увлекаться движением рэгги. Они познакомили своих соотечественниковс такими понятиями, как "раста", "Джа", "дрэд".После они породили своей музыкой целое движение, которое растет и развиваетсяи по сей день.
Истоки философии растафарианства следует искать в общинахбеглых рабов — "марунов", а также в идеях африканского Возрождения,проповедовавшихся некоторыми сектарными церквями. Одной из основных идейрастафарианства является идея репатриации.
С тех пор как в 70-х годах растафарианство как религияи мировоззрение получило огласку благодаря популярности музыки регги, этасвоеобразная культура стала родной для очень многих людей во всем мире.Надо сказать, что возник стиль жизни, который порою лишь поверхностно связанс религией и культурой, его породившей. Можно еще много рассказать о культурераста, но, к сожалению, мы ограничены рамками статьи.
После концерта в "Резервации" нам удалось побеседоватьс лидером группы и рэгги-движения в России Герой Моралесом, эксклюзивноеинтервью с которым и представлено ниже.
— Расскажите немного об истории вашего коллектива. С чегоэто все начиналось, что вас подвигло на его создание?
— Как-то раз Саша Дельфин попросился ко мне в ученики,чтобы я научил его играть на гитаре. Он меня как раз и “подсадил” на рэгги.Если я его учил играть на гитаре, то естественно, что я заставлял его делатькакие-то упражнения и делал их сам. Получился как бы творческий дуэт. Мнебольше нравилась американская музыка, а он вот как бы все тянул к рэгги.Я научил его гитарной технике, а он научил меня играть рэгги. С нашегознакомства и началось движение Джа-Дивижн. Из группы ДЖА-ДИВИЖН постоянноуходят музыканты и приходят новые, причем все, кто соприкасается с нашимколлективом, потом уже жить без рэгги не могут (или играют в других рэгги-группах,или основывают новые). Поэтому движение Джа-Дивижн нельзя ограничиватьодной группой. Эта поездка дала нам новый приток свежей крови. Здесь мыиграли с басистом из местной группы НЕПАЛЕВО.
— Рэгги — довольно старый стиль. Вы не сталкивались лис такой ситуацией, что вам уже довольно сложно найти какие-то новые идеи,ходы?
— Мы стоим совершенно на другой почве, зарекаемся, чтоиграем русский рэгги. Надо отвечать за свои слова, соответственно надоего делать, создавать определенную ментальность. Это даже больше, чем простомузыка рэгги, потому что русские раста — это больше, чем обыкновенные раста.
— Назовите трех рэгги-исполнителей, которых вы порекомендуетепослушать нашим читателям?
— KONGO ASHANTI, ISRAEL VABRATION и вообще стиль roots.Вообще-то мне нравится в roots-рэгги, когда вокал несколько нечеловеческий,пронизанный обертонами.
— По вашему мнению, вы играете ортодоксальный рэгги?
— Стремимся.
— А не пытаетесь ли вы привносить в вашу музыку какие-нибудьновые элементы, например даб?
— Даб — это не новая и не модная музыка, а очень серьезная.Его история насчитывает уже около тридцати лет. Когда я стал слушать рэгги,то я перестал слушать другую музыку. В рэгги очень много направлений, имне предстоит еще много чего услышать. Чем больше человек слушает рэгги,тем больше он "подсаживается" на него и тем больше он уделяетвнимания себе, поэтому всем и вся. Человек, который сейчас увлекается этимиидеями в России, определенно не жлоб.
— Вы заявляете, что играете русский рэгги. Оно русское,потому что вы поете на русском языке или потому что оно отражает видениемузыки рэгги с точки зрения русского человека?
— Наверное, и так, и так. Русский тоже очень хороший язык.Пришло время и России услышать рэгги. Семь лет назад совсем ничего не было,а сейчас все больше и больше людей интересуются этим.
— Кроме самих россиян, кто-нибудь интересуется русскимрэгги?
— Думаю, что нет. Русский рэгги, можно сказать, отчастидаже коммерческий, но Россия вообще, по-моему, никому не интересна. Рэгги-музыка— это довольно серьезная музыка, и слушают ее люди серьезные, а Россиятакая несерьезная-несерьезная. Со стороны Европы никаких проявлений нет,нечему тут проявляться. Ведь движение еще только началось? Играть музыкурэгги можно только по определенным законам. Нужно знать, как пальцами шевелить,однако если человек не является растаманом, то он не сможет ничего тудавложить, просто не будет вибраций.
— Мы знаем, что в России некоторые коллективы играют электронныйрэгги, даб. Они примыкают к движению раста?
— Раньше многие участники движения Джа-Дивижн жили в Питере.И просто до того, как билеты подорожали, мы могли нормально общаться. Простобыло одно время, когда в составе ДЖА-ДИВИЖН были люди из Москвы, из Питера,из Амстердама. Составы были бешеные, крутые (десять человек на сцене).С дудками, с хорами? Но количество — это не всегда качество. Самый, помоему мнению, достойный коллектив с точки зрения электронной даб-музыки— это питерская группа КАРИБАС. Их лидер Дима купил себе самые крутые "клавиши"Kurzwail. У него один глаз и соответственно три уха. Так что ему сам Богвелел играть такую музыку, как даб. Мы недавно были в Питере и даже ночевалиу Димочки (он, кстати, наш бывший басист). Сделали с ним пару "болванок",и композиция так и вошла в альбом в даб-версии.
— Скажите, влияние электронной музыки, электронных звуковбудет усиливаться и оказывать какое-то давление на музыку рэгги или жерэгги стремится все-таки к живым истокам?
— Все зависит от людей, которые играют эту музыку. И так,и так будет. А еще все зависит от людей, которые будут эту музыку слушать.По-моему, радио 106.8 FM проповедует полную чепуху. Не может появитьсядаб-музыка в России, не имея корней, ствола. Не может так сразу вдруг,оп, и даб появиться. Знаете, принципы даба? То есть "минус один"— это начало, надо отделить "плотное" от "тонкого"осторожно и сознательно, потому что в тексте содержится информация, подкоторую танцевать нельзя. Если танцевать все-таки хочется, то что ж делать,"минус один" — голоса нет, а все остальное осталось. Даб — этопсиходеличсекая музыка, потому что это "вторая пластинка". "Первая"— это работа концептуальная, с текстом, с подпевками, а "вторая пластинка"— это даб-версии. Для чего это делают? Когда человек слушает даб-версии,он слушает то, что уже слышал. Хочешь не хочешь, он уже там, в этой музыке,участник ее, потому что немножко он знает больше и текст просто звучитв голове. Вот один из таких прикольчиков.
— Существуют ли в рэгги какие-то свои законы или каждыйиграет его на свой лад?
— Конечно, существуют определенные законы. В начале своегопути к рэгги я, преподаватель гитары, все время сбивался, пытался на сильнуюдолю петь и не слышал слабую долю. Я настолько оказался "белым"...То есть для "белого" человека нормально — все делать на сильнуюдолю... А вот "черные" люди, наоборот, все делают на слабую долю.Поэтому рэгги-музыка для "черного" — родная, а вот "белый"еще доходить до нее должен. Если же пытаться научиться ее играть, то вообщенадо очень круто поработать. Захочет гитарист играть просто долю — понадобитсягода полтора-два, чтобы уже профессиональный гитарист смог нормально использоватьэтот прием. Все рэгги — это законы, которые нужно выполнять: бас-барабаныдолжны создавать "one drum", то есть единый удар, единый акцент;клавиши звучат "bubbling" (булькающе); гитара играет все времяслабую долю. Таким образом, получается постоянная перекачка. Для того чтобыпоявилась вибрация рэгги, нужно, чтобы все эти законы действовали. Толькотогда возможно, что эта вибрация появится. Ну и, конечно же, вокал с егообертонами, подпевки, которые идут чаще всего по африканскому принципу"вопрос-ответ". Они не наслаиваются.
— Одним из "фирменных" знаков рэгги являетсялист конопли. Чем для вас вообще является эта культура?
— Джа научил растамана курить "ганджа". Считается,что "ганджа" является панацеей от всех болезней. Это растениемудрости очень полезное для человека, очень нужное и так далее. И я обэтом тоже пою. Также не стоит забывать, что из конопли долгое время делалиодежду (которая носилась по тридцать-пятьдесят лет), ткани, бумагу. Оттого, что вытеснили эти технологии, мы страдаем до сих пор. Я не верю,что человек, который курит "траву", способен совершить преступление.Наоборот, агрессия уходит и просветление наступает, разум обнажается. Вообщея боюсь, что у нашего коллектива скоро возникнут проблемы с текстами, таккак многие считают это пропагандой.
— Какую роль в вашей жизни играют деньги?
— К сожалению, играют. Мы не играем, а они играют.
“МГ” выражает признательность работникам клуба "Резервация"за проявленное к ней особое внимание.
Истоки философии растафарианства следует искать в общинахбеглых рабов — "марунов", а также в идеях африканского Возрождения,проповедовавшихся некоторыми сектарными церквями. Одной из основных идейрастафарианства является идея репатриации.
С тех пор как в 70-х годах растафарианство как религияи мировоззрение получило огласку благодаря популярности музыки регги, этасвоеобразная культура стала родной для очень многих людей во всем мире.Надо сказать, что возник стиль жизни, который порою лишь поверхностно связанс религией и культурой, его породившей. Можно еще много рассказать о культурераста, но, к сожалению, мы ограничены рамками статьи.
После концерта в "Резервации" нам удалось побеседоватьс лидером группы и рэгги-движения в России Герой Моралесом, эксклюзивноеинтервью с которым и представлено ниже.
— Расскажите немного об истории вашего коллектива. С чегоэто все начиналось, что вас подвигло на его создание?
— Как-то раз Саша Дельфин попросился ко мне в ученики,чтобы я научил его играть на гитаре. Он меня как раз и “подсадил” на рэгги.Если я его учил играть на гитаре, то естественно, что я заставлял его делатькакие-то упражнения и делал их сам. Получился как бы творческий дуэт. Мнебольше нравилась американская музыка, а он вот как бы все тянул к рэгги.Я научил его гитарной технике, а он научил меня играть рэгги. С нашегознакомства и началось движение Джа-Дивижн. Из группы ДЖА-ДИВИЖН постоянноуходят музыканты и приходят новые, причем все, кто соприкасается с нашимколлективом, потом уже жить без рэгги не могут (или играют в других рэгги-группах,или основывают новые). Поэтому движение Джа-Дивижн нельзя ограничиватьодной группой. Эта поездка дала нам новый приток свежей крови. Здесь мыиграли с басистом из местной группы НЕПАЛЕВО.
— Рэгги — довольно старый стиль. Вы не сталкивались лис такой ситуацией, что вам уже довольно сложно найти какие-то новые идеи,ходы?
— Мы стоим совершенно на другой почве, зарекаемся, чтоиграем русский рэгги. Надо отвечать за свои слова, соответственно надоего делать, создавать определенную ментальность. Это даже больше, чем простомузыка рэгги, потому что русские раста — это больше, чем обыкновенные раста.
— Назовите трех рэгги-исполнителей, которых вы порекомендуетепослушать нашим читателям?
— KONGO ASHANTI, ISRAEL VABRATION и вообще стиль roots.Вообще-то мне нравится в roots-рэгги, когда вокал несколько нечеловеческий,пронизанный обертонами.
— По вашему мнению, вы играете ортодоксальный рэгги?
— Стремимся.
— А не пытаетесь ли вы привносить в вашу музыку какие-нибудьновые элементы, например даб?
— Даб — это не новая и не модная музыка, а очень серьезная.Его история насчитывает уже около тридцати лет. Когда я стал слушать рэгги,то я перестал слушать другую музыку. В рэгги очень много направлений, имне предстоит еще много чего услышать. Чем больше человек слушает рэгги,тем больше он "подсаживается" на него и тем больше он уделяетвнимания себе, поэтому всем и вся. Человек, который сейчас увлекается этимиидеями в России, определенно не жлоб.
— Вы заявляете, что играете русский рэгги. Оно русское,потому что вы поете на русском языке или потому что оно отражает видениемузыки рэгги с точки зрения русского человека?
— Наверное, и так, и так. Русский тоже очень хороший язык.Пришло время и России услышать рэгги. Семь лет назад совсем ничего не было,а сейчас все больше и больше людей интересуются этим.
— Кроме самих россиян, кто-нибудь интересуется русскимрэгги?
— Думаю, что нет. Русский рэгги, можно сказать, отчастидаже коммерческий, но Россия вообще, по-моему, никому не интересна. Рэгги-музыка— это довольно серьезная музыка, и слушают ее люди серьезные, а Россиятакая несерьезная-несерьезная. Со стороны Европы никаких проявлений нет,нечему тут проявляться. Ведь движение еще только началось? Играть музыкурэгги можно только по определенным законам. Нужно знать, как пальцами шевелить,однако если человек не является растаманом, то он не сможет ничего тудавложить, просто не будет вибраций.
— Мы знаем, что в России некоторые коллективы играют электронныйрэгги, даб. Они примыкают к движению раста?
— Раньше многие участники движения Джа-Дивижн жили в Питере.И просто до того, как билеты подорожали, мы могли нормально общаться. Простобыло одно время, когда в составе ДЖА-ДИВИЖН были люди из Москвы, из Питера,из Амстердама. Составы были бешеные, крутые (десять человек на сцене).С дудками, с хорами? Но количество — это не всегда качество. Самый, помоему мнению, достойный коллектив с точки зрения электронной даб-музыки— это питерская группа КАРИБАС. Их лидер Дима купил себе самые крутые "клавиши"Kurzwail. У него один глаз и соответственно три уха. Так что ему сам Богвелел играть такую музыку, как даб. Мы недавно были в Питере и даже ночевалиу Димочки (он, кстати, наш бывший басист). Сделали с ним пару "болванок",и композиция так и вошла в альбом в даб-версии.
— Скажите, влияние электронной музыки, электронных звуковбудет усиливаться и оказывать какое-то давление на музыку рэгги или жерэгги стремится все-таки к живым истокам?
— Все зависит от людей, которые играют эту музыку. И так,и так будет. А еще все зависит от людей, которые будут эту музыку слушать.По-моему, радио 106.8 FM проповедует полную чепуху. Не может появитьсядаб-музыка в России, не имея корней, ствола. Не может так сразу вдруг,оп, и даб появиться. Знаете, принципы даба? То есть "минус один"— это начало, надо отделить "плотное" от "тонкого"осторожно и сознательно, потому что в тексте содержится информация, подкоторую танцевать нельзя. Если танцевать все-таки хочется, то что ж делать,"минус один" — голоса нет, а все остальное осталось. Даб — этопсиходеличсекая музыка, потому что это "вторая пластинка". "Первая"— это работа концептуальная, с текстом, с подпевками, а "вторая пластинка"— это даб-версии. Для чего это делают? Когда человек слушает даб-версии,он слушает то, что уже слышал. Хочешь не хочешь, он уже там, в этой музыке,участник ее, потому что немножко он знает больше и текст просто звучитв голове. Вот один из таких прикольчиков.
— Существуют ли в рэгги какие-то свои законы или каждыйиграет его на свой лад?
— Конечно, существуют определенные законы. В начале своегопути к рэгги я, преподаватель гитары, все время сбивался, пытался на сильнуюдолю петь и не слышал слабую долю. Я настолько оказался "белым"...То есть для "белого" человека нормально — все делать на сильнуюдолю... А вот "черные" люди, наоборот, все делают на слабую долю.Поэтому рэгги-музыка для "черного" — родная, а вот "белый"еще доходить до нее должен. Если же пытаться научиться ее играть, то вообщенадо очень круто поработать. Захочет гитарист играть просто долю — понадобитсягода полтора-два, чтобы уже профессиональный гитарист смог нормально использоватьэтот прием. Все рэгги — это законы, которые нужно выполнять: бас-барабаныдолжны создавать "one drum", то есть единый удар, единый акцент;клавиши звучат "bubbling" (булькающе); гитара играет все времяслабую долю. Таким образом, получается постоянная перекачка. Для того чтобыпоявилась вибрация рэгги, нужно, чтобы все эти законы действовали. Толькотогда возможно, что эта вибрация появится. Ну и, конечно же, вокал с егообертонами, подпевки, которые идут чаще всего по африканскому принципу"вопрос-ответ". Они не наслаиваются.
— Одним из "фирменных" знаков рэгги являетсялист конопли. Чем для вас вообще является эта культура?
— Джа научил растамана курить "ганджа". Считается,что "ганджа" является панацеей от всех болезней. Это растениемудрости очень полезное для человека, очень нужное и так далее. И я обэтом тоже пою. Также не стоит забывать, что из конопли долгое время делалиодежду (которая носилась по тридцать-пятьдесят лет), ткани, бумагу. Оттого, что вытеснили эти технологии, мы страдаем до сих пор. Я не верю,что человек, который курит "траву", способен совершить преступление.Наоборот, агрессия уходит и просветление наступает, разум обнажается. Вообщея боюсь, что у нашего коллектива скоро возникнут проблемы с текстами, таккак многие считают это пропагандой.
— Какую роль в вашей жизни играют деньги?
— К сожалению, играют. Мы не играем, а они играют.
“МГ” выражает признательность работникам клуба "Резервация"за проявленное к ней особое внимание.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 1998 год в рубрике музыкальная газета