Stevens
Shakin` Stevensтрясись, Стивенс, на здоровье!

4 марта все прогрессивное человечество отмечает 50–летний юбилей английского певца Шейкина Стивенса, верного преслиевца, неутомимого борца за рок во всем мире.

Все свою почти двадцатилетнюю карьеру Шейкин Стивенс посвятил великому делу пропаганды рок–н–ролла в его первозданном виде, иными словами, "рока о трех аккордах".

Догадливый читатель, несомненно, сообразит: если Стивенсу стукнуло 50, то он должен был родиться где–то в 1948 году. Так оно и было. Трясущийся (от английского "шейк" — "трястись") Стивенс не всегда был таковым. При рождении родители нарекли его Майклом Барратом (Michael Barratt). Затрясся он лишь в 1969 г., когда организовал группу THE SUNSETS (заход солнца) и взял себе вышеуказанный псевдоним. Получилось "Shakin` Stevens and the Sunsets". Скромно, со вкусом и в духе пятидесятых... Музыканты подписали контракт с фирмой "Parlophone" и выпустили альбом "A Legend" (легенда). Увы, диск пропал без следа, не коснувшись даже низших ступенек хит–парада. Однако настойчивый Стивенс продолжал выступать с репертуаром 50–х г.г. в клубах и кафе и, надо сказать, снискал себе некоторую популярность. В 1970 г. английская музыкальная газета "Record Mirror" проводила опрос читателей на — ни много ни мало — "Величайший ансамбль рок–н–ролла". Как вы думаете, много ли шансов у дебютантов попасть в подобный список вообще? Да никаких! — скажет читатель. И ошибется. Потому что "Shakin` Stevens and the Sunsets" заняли в нем 13–е место — не имея ни одной хитовой пластинки и пользуясь сугубо локальной известностью!

Звездный статус и несколько десятков хитов в Англии и многих других европейских странах пришли лишь 10 лет спустя. А пока (1970 — 1977) долгожданного "прорыва" не наступало: Стивенс записывался на мелких фирмах, и его пластинки расходились столь же мелкими тиражами. Смерть Элвиса Пресли в августе 1997–го подогрела интерес к жизни и творчеству короля рок–н–ролла. Стивенс, внешне очень похожий на Пресли, получил главную роль в лондонской постановке мюзикла "Элвис". Позднее он пробился и на телевидение, где возрождалась музыкальная программа конца 50–х "Oh, Boy" (о, парень). Контракт с крупнейшей фирмой грамзаписи "Epic" совпал с ростом "рок–ностальгии" на Британских островах. (В это же время появилось и "Stray Cats" — трое американских музыкантов с "баками", взбитыми "хохолками" волос и минимумом инструментов: парой барабанчиков, гитарой и контрабасом. Это по ним смоделировал себя позднее наш МИСТЕР ТВИСТЕР. Еще две популярные группы, работавшие в начале 80–х в том же "рок–возрожденческом" стиле, — POLECATS и JETS.

Вот тогда–то и пробил час Шейкина Стивенса. Хотя он в основном сосредоточился на "реставрации" хитов 50–х годов, бережно очищая подзабытые мелодии от "пыли десятилетий", его первым крупным хитом стала композиция из репертуара вполне современного ансамбля — американского квинтете BLASTERS, который критики окрестили "вероятно, самой чисто рок–н–рольной группой из "новой волны". Вот такой чистый рок–н–ролл "Marie Marie", написанный гитаристом BLASTERS Дейвом Алвином (Dave Alvin), и позаимствовал Шейкин Стивенс. Итог — 19–е место в 1980 г.

Дальше — больше. "This Ole House" (этот старый дом) из репертуара американки Розмари Клуни (Rosemary Clooney, 1954 г.) занимает 1–е место, "Green Dor" (зеленая дверь) (хит 1956 г. англичанина Френки Вона (Frankie Vaughan) повторяет успех. Только за 1981–82 г.г. певец 9 раз покорял двадцатку английских синглов–бестселлеров, причем один раз даже с таким непопулярным пластиночным форматом, как ЕР (диск–миньон на 45 об/мин. с 4 песнями). По итогам тех двух лет имя Шейкина Стивенса фигурирует во многих музыкальных категориях. 1981 год: продажа синглов — 2–е место, продажа альбомов — 9–е место (опередил С. Уондера, Б. Спрингстина, Ф. Коллинза, Д. Боуи), продолжительность пребывания в сингловых хит–парадах — 3–е место. 1982 год: продажа синглов — 4–е место, продажа альбомов — 37–е место, продолжительность пребывания в сингловых хит–парадах — 6–е место. Даже 37–е место по итогам продажи альбомов можно считать весьма неплохой позицией, если принять во внимание, что в том году позади Стивенса остались такие именитые исполнители, как GENESIS, JAM, UB 40, BLONDIE и даже AC/DC. Почти все ранние синглы и альбомы певца удостоились в Англии либо "золотого", либо "платинового" статуса.

Некоторый успех Шейкин Стивенс имел и в США, где он записал 36 телевизионных программ "Let`s Rock" (давайте танцевать рок). Впрочем, претендовать на роль "второго Элвиса" в стране, где жил и пел первый, трудновато.

"Рок–ностальгия" прошла, а Стивенс остался. Теперь, после шумного успеха тех лет, карьера певца продолжается достаточно ровно: когда–то о нем вспоминают больше, когда–то меньше.

Спору нет, музыка Шейкина Стивенса примитивна, как примитивен изначальный рок вообще, но ведь мы знаем: без Элвиса не было бы ни БИТЛЗ, ни всего остального. Можно, конечно, улетать в космические дали вместе с PINK FLOYD или пугать родителей SEX PISTOLS, проламывать стены квартиры "тяжелым металлом" AC/DC или балдеть под монотонную электронику DEPECHE MODE, но ведь иногда хочется чего–то и для души. И вот тогда на помощь приходят Элвис и Чак Берри, Джерри Ли Люис и Бадди Холли, Билл Хейли и Литтл Ричард. Или он, Шейкин Стивенс. Скромный труженик рок–н–ролла.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета