Как Правильно Создать Группу Как вы лодку назовете... (М.Ивашин)
Ох уж этот Макс Ивашин! Появляется у нас редко, но каждый раз выдумывает что–то такое, отчего все скребут затылки и удивляются, как сами до этого не додумались. Вот, казалось бы, наши корреспонденты используют в своей работе Интернет и перелопатили Всемирную Сеть вдоль и поперек. А Макс раскопал в виртуальных недрах целую Энциклопедию Независимой Музыки — причем не говорит, редиска, где именно. Компиляцию из отдельных материалов этого гигантского хранилища шоу–бизнес–знаний мы начинаем публиковать на страницах "Музыкалки" — с надеждой, что многим читателям, которые как–то пробуют себя на ниве музыкального искусства, эти переводы г–на Ивашина пригодятся на пути становления акулами шоу–бизнеса. Одновременно предупреждаем, что большинство материалов основано на опыте американской музыкальной системы, отдельные части которой весьма сомнительно применять на наших просторах. Поэтому в самых скользких местах вы увидите спасительные комментарии.
(Комментарий от "МГ": вступление писал сам автор нижеследующего материала)
Собственно, называйте (группу — надеюсь, понятно, что речь пойдет именно о названиях коллективов) как вашей душе угодно. Подмосковный состав ДК, оказывается, не ДОМ КУЛЬТУРЫ, а ДЕВИЧИЙ КАЛ. Милое и незатейливое АУ оборачивается АВТОМАТИЧЕСКИМИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ. Лидер DEAD KENNEDYS (тоже ничего себе названьице!) Jello Biafra вместе с музыкантами MINISTRY склепали трио LARD — в переводе "сало". Тут же MARYLIN MANSON. Короче, практика изобилует клиническими случаями. Вашу фантазию должно ограничивать лишь здоровое желание выбиться в люди. То есть группе КРАСНЫЕ МАКИ нынче, пожалуй, не сильно обрадуются радиостанции и телекомпании. Такой же прием ожидает КРАСНЫЕ ФАКИ или аналогичные СРАКИ (в вашей семье никто не страдал геморроем?).
Другое дело, как защитить название любимой команды от въедливых журналистов и не в меру ретивых поклонников–подражателей. Авторское законодательство использует в подобных случаях понятия "территории" и "приоритета". То есть мелькает ли название группы во: Фрунзенском районе г. Минска, Кемеровской области, СНГ либо Солнечной системе; а также — вы или ваши соседи по репетиционному подвалу первыми придумали коллективу имя...
Известным примером пусть послужит история минских трэшеров ТОРНАДО. В начале 90–х, когда британский коммерсант Ник Мэйсон вздумал покорить мир белорусской рок–музыкой и минскими мотоциклами, Ангусу со товарищи пришлось стать группой RED DYNAMITE, поскольку где–то в Штатах уже было тамошнее TORNADO. Затея Мэйсона провалилась, и "динамитчики" спокойно вернулись к прежнему названию. Кстати, теперь они чаще пишут себя на афишах как раз латинским шрифтом.
Выбирая команде название и имея сомнения о его эксклюзивности, нелишне провести небольшое расследование. На территории бывшего СССР достойную помощь окажут подшивки музыкальной, особенно старой самиздатовской, как "Окорок" или "Урлайт", прессы. Если же английский вам милее родного "лишь тем, что на нем разговаривал Леннон", проще не рыться в весьма отрывочных у нас собраниях тамошних сочинений, а сделать так же, как это делают молодые музыканты за рубежом. В любой приличной фирме грамзаписи есть база данных. Сведениями о названиях групп уж точно переполнены редакции шоу–бизнес–журналов ("Billboard" подойдет?). Об Интернете вообще говорить не нужно: набрал предполагаемое название — и пущай машина сама выдает все, что о вас думает. И, между прочим, в той же всемирной сети есть интересная лазейка, о которой мало кто догадывается. Дело в том, что все группы средней руки регистрируют свои названия как вывески фирм — ну, буквально вроде памятного "МММ". А значит, эти названия будут включены в бизнес–каталоги отдельных стран. Планируете ли вы с командой гастроли в этих странах, это уже совершенно другое дело...
Допустим, никому в мире не ударило в голову назваться так же, как вы. (Эй, проверьте–ка еще раз — это действительно удачное название?..) Здесь позвольте вас обрадовать: никаких специальных мер по его защите не требуется. Творите. Записывайтесь и выпускайте записи. Выступайте. Общайтесь с прессой. И собирайте собственный архив: любое датированное свидетельство вашего существования станет непреодолимой преградой для возможных "тезок".
Увы, по нашим законам большого скандала с двойниками–"тезками" не получится. Американцы могут — и очень этим гордятся — объявить мораторий на продажу записей "тезок" на территории, где признано первенство другого состава. Им легче — у них рынок звукозаписи планируется и контролируется. У нас, где нелицензионные звуконосители составляют основу рынка, делу могут помочь только добровольные погромщики киосков. Боюсь ошибиться, но, кажется, широко разрекламированная война "Театра ДДТ" против "своих" пиратов обернулась в Беларуси пшиком. По большому счету права на названия и т.п. можно отстаивать финансовыми санкциями против незаконных пользователей. Но это, в общем, тоже рэкет, просто исполнителями воли заказчика становятся не пацаны с затылками вместо голов, а государственные чиновники.
Дальнейшие шаги по защите названия группы — это приобретение западной торговой марки. У нас ничего похожего нет. Да если бы и было, никто "за бугром" не признал бы. Торговая марка серьезно и платно регистрируется — таким образом группу признают производителем определенного товара в области развлечений. Соответственно и суммы защиты торговой марки исчисляются уже тремя нулями: ведь ее признают 175 стран. Разумеется, когда вам всерьез понадобится торговая марка, за вас это будет делать нанятый вами агент — неплохие доходы от музыки и еще более радужные перспективы позволят его нанять. Но на всякий случай для желающих поэкспериментировать вот американский телефон (703) 557–4636, по которому можно заказать документы для получения тамошней торговой марки. Кроме оплаты за переговоры, приготовьте еще $245 за присвоение вам красивого знака ( или.
Кстати, на названии можно сделать хорошие деньги буквально из воздуха. Знаете ли вы, что агентам Курта Кобейна пришлось в начале 90–х заплатить более $ 500.000 безвестным гражданам Великобритании? Эти люди в 60–х играли в полусамодеятельной команде под названием... Ну естественно — NIRVANA. Правило приоритета налицо, к тому же англичане очень грамотно его использовали, сумев доказать свое право на владение названием по всему миру. Конечно, если бы грандж не стал так популярен, то ничего бы не случилось... Так что придумывайте толковое имя для группы, сыграйте пару концертов, чтобы "засветить" его, а потом подождите лет 20 — авось кому–нибудь из молодых кандидатов в звезды стукнет в голову ваша идея. И тогда стремительно залезайте к ним в карман за вашими законными доходами! Надеюсь, понятно, что это скорее исторический курьез, нежели деловая рекомендация.
(Комментарий от "МГ": вступление писал сам автор нижеследующего материала)
Собственно, называйте (группу — надеюсь, понятно, что речь пойдет именно о названиях коллективов) как вашей душе угодно. Подмосковный состав ДК, оказывается, не ДОМ КУЛЬТУРЫ, а ДЕВИЧИЙ КАЛ. Милое и незатейливое АУ оборачивается АВТОМАТИЧЕСКИМИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ. Лидер DEAD KENNEDYS (тоже ничего себе названьице!) Jello Biafra вместе с музыкантами MINISTRY склепали трио LARD — в переводе "сало". Тут же MARYLIN MANSON. Короче, практика изобилует клиническими случаями. Вашу фантазию должно ограничивать лишь здоровое желание выбиться в люди. То есть группе КРАСНЫЕ МАКИ нынче, пожалуй, не сильно обрадуются радиостанции и телекомпании. Такой же прием ожидает КРАСНЫЕ ФАКИ или аналогичные СРАКИ (в вашей семье никто не страдал геморроем?).
Другое дело, как защитить название любимой команды от въедливых журналистов и не в меру ретивых поклонников–подражателей. Авторское законодательство использует в подобных случаях понятия "территории" и "приоритета". То есть мелькает ли название группы во: Фрунзенском районе г. Минска, Кемеровской области, СНГ либо Солнечной системе; а также — вы или ваши соседи по репетиционному подвалу первыми придумали коллективу имя...
Известным примером пусть послужит история минских трэшеров ТОРНАДО. В начале 90–х, когда британский коммерсант Ник Мэйсон вздумал покорить мир белорусской рок–музыкой и минскими мотоциклами, Ангусу со товарищи пришлось стать группой RED DYNAMITE, поскольку где–то в Штатах уже было тамошнее TORNADO. Затея Мэйсона провалилась, и "динамитчики" спокойно вернулись к прежнему названию. Кстати, теперь они чаще пишут себя на афишах как раз латинским шрифтом.
Выбирая команде название и имея сомнения о его эксклюзивности, нелишне провести небольшое расследование. На территории бывшего СССР достойную помощь окажут подшивки музыкальной, особенно старой самиздатовской, как "Окорок" или "Урлайт", прессы. Если же английский вам милее родного "лишь тем, что на нем разговаривал Леннон", проще не рыться в весьма отрывочных у нас собраниях тамошних сочинений, а сделать так же, как это делают молодые музыканты за рубежом. В любой приличной фирме грамзаписи есть база данных. Сведениями о названиях групп уж точно переполнены редакции шоу–бизнес–журналов ("Billboard" подойдет?). Об Интернете вообще говорить не нужно: набрал предполагаемое название — и пущай машина сама выдает все, что о вас думает. И, между прочим, в той же всемирной сети есть интересная лазейка, о которой мало кто догадывается. Дело в том, что все группы средней руки регистрируют свои названия как вывески фирм — ну, буквально вроде памятного "МММ". А значит, эти названия будут включены в бизнес–каталоги отдельных стран. Планируете ли вы с командой гастроли в этих странах, это уже совершенно другое дело...
Допустим, никому в мире не ударило в голову назваться так же, как вы. (Эй, проверьте–ка еще раз — это действительно удачное название?..) Здесь позвольте вас обрадовать: никаких специальных мер по его защите не требуется. Творите. Записывайтесь и выпускайте записи. Выступайте. Общайтесь с прессой. И собирайте собственный архив: любое датированное свидетельство вашего существования станет непреодолимой преградой для возможных "тезок".
Увы, по нашим законам большого скандала с двойниками–"тезками" не получится. Американцы могут — и очень этим гордятся — объявить мораторий на продажу записей "тезок" на территории, где признано первенство другого состава. Им легче — у них рынок звукозаписи планируется и контролируется. У нас, где нелицензионные звуконосители составляют основу рынка, делу могут помочь только добровольные погромщики киосков. Боюсь ошибиться, но, кажется, широко разрекламированная война "Театра ДДТ" против "своих" пиратов обернулась в Беларуси пшиком. По большому счету права на названия и т.п. можно отстаивать финансовыми санкциями против незаконных пользователей. Но это, в общем, тоже рэкет, просто исполнителями воли заказчика становятся не пацаны с затылками вместо голов, а государственные чиновники.
Дальнейшие шаги по защите названия группы — это приобретение западной торговой марки. У нас ничего похожего нет. Да если бы и было, никто "за бугром" не признал бы. Торговая марка серьезно и платно регистрируется — таким образом группу признают производителем определенного товара в области развлечений. Соответственно и суммы защиты торговой марки исчисляются уже тремя нулями: ведь ее признают 175 стран. Разумеется, когда вам всерьез понадобится торговая марка, за вас это будет делать нанятый вами агент — неплохие доходы от музыки и еще более радужные перспективы позволят его нанять. Но на всякий случай для желающих поэкспериментировать вот американский телефон (703) 557–4636, по которому можно заказать документы для получения тамошней торговой марки. Кроме оплаты за переговоры, приготовьте еще $245 за присвоение вам красивого знака ( или.
Кстати, на названии можно сделать хорошие деньги буквально из воздуха. Знаете ли вы, что агентам Курта Кобейна пришлось в начале 90–х заплатить более $ 500.000 безвестным гражданам Великобритании? Эти люди в 60–х играли в полусамодеятельной команде под названием... Ну естественно — NIRVANA. Правило приоритета налицо, к тому же англичане очень грамотно его использовали, сумев доказать свое право на владение названием по всему миру. Конечно, если бы грандж не стал так популярен, то ничего бы не случилось... Так что придумывайте толковое имя для группы, сыграйте пару концертов, чтобы "засветить" его, а потом подождите лет 20 — авось кому–нибудь из молодых кандидатов в звезды стукнет в голову ваша идея. И тогда стремительно залезайте к ним в карман за вашими законными доходами! Надеюсь, понятно, что это скорее исторический курьез, нежели деловая рекомендация.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1998 год в рубрике музыкальная газета