Стиль-Ликбез И еще раз об индастриэле
Написать настоящий очерк нас подвигло следующее: читая русскоязычную музыкальную прессу и общаясь с людьми, считающими себя поклонниками индастриэл/EBM/darkwave, мы невольно словили себя на мысли о том, что все разговоры, касающиеся вышеперечисленных жанров современной музыки, ведутся в основном в таком контексте, как будто на дворе стоят 70–80–е годы. SPK, REVOLTING COCKS, MINISTRY, KMFDM, EINSTURZENDE NEUBAUTEN, FRONT 242, KRAFTWERK... — все эти группы, бесспорно, внесли свой весомый вклад в развитие новой электронной музыки, но "молиться" на них сегодня, в 1998 году, кажется нам неправильным, так как на индустриальной сцене сегодня правят бал и устанавливают новые музыкальные стандарты совершенно другие команды, которые, поверьте нам, очень далеко продвинулись в своих музыкально–кибернетических исследованиях. Поэтому мы решили вкратце описать ситуацию, сложившуюся в данном сегменте музыкального глобуса ко второй половине 90–х годов. Но сначала несколько слов о стилистическом разнообразии индастриэла и некоторых тенденциях дальнейшего развития этого жанра. Современный индастриэл мы бы условно разделили на следующие направления.
Чистое хард–электро, или электро–индастриэл — X–MARKS THE PEDWALK, NOISE UNIT, LIGHTS OF EUPHORIA, LEAETHER STRIP, HAUJOBB, SHIFT, T.H.D., DIGITAL POODLE, SPAHN RANCH, FRONTLINE ASSEMBLY, GOOD COURAGE, KSK, RAZED IN BLACK ... Для этих групп характерны очень богатая электронная начинка, виртуозное программирование, гармония битов, ритмов, сэмплов. Впечатляет разнообразие используемых драм–машин и синтезаторов. Иногда добавляются засэмплированные гитары, но звучание последних никогда не доминирует в общем саунде. Это один из самых танцевальных стилей индастриэла, который с некоторой натяжкой можно было бы обозвать минорным нео–техно. Вокалы, как правило, представлены здесь в очень широком диапазоне — от страшно искаженного гроулинга до кристально чистого мелодичного пения. Что касается саунда, то это наиболее футуристический, сюрреалистический и фантастический сорт музыки, зачастую мрачноватый и клаустрофобно–психопатический.
Индустриальный электро–метал и хардкор — FEAR FACTORY, DIE KRUPPS, PEACE LOVE & PITBULLS, IDIOT STARE, HEADCRASH, KLUTE, SWAMP TERRORISTS, GODHEADS, CUBANATE, OOMPH, NOISE BOX, KILLING FLOOR ... Это самые тяжелые проявления индастриэла. Фактически это чрезвычайно мощная металлическая музыка с соответствующими ей электронными компонентами. Гитарный в своей основе, адреналиновый, экстремальный саунд благодаря незначительному, но грамотному использованию программирования, драм–машин и сэмплов превращается в довольно притягательное танцевальное месиво. Это агрессивная, сумасшедшая музыка для самых радикальных индустриальщиков и, конечно же, для open minded металеров. Вокалы здесь обычно очень сильно дистортированны и сопровождаются всевозможными криками, ревом или шипением. Индустриальный хардкор является формой индастриэла, представляющей собой "неотесанный" хардкор или панк, приправленные агрессивным гитарным трэшем и, конечно же, сэмплами и программированием. Это очень неровная в эмоциональном плане музыка, отлично работающая как на танцполе, так и в домашних условиях.
Индустриальный рок — NINE INCH NAILS, NITZER EBB, STABBING WESTWARD, KILLING JOKE, PENAL COLONY, GRAVITY KILLS, 16 VOLT ... Данное направление индастриэла всегда существовало в непосредственной близости от хард–рок мейнстрима. По сути это альтернативный рок или метал, дополненные небольшим количеством саунд–эффектов и фоновой электроникой. Но и здесь есть свои суперстар — NIN слишком хороши, чтобы отзываться о них с неуважением. Это весьма коммерческая ветвь индастриэла, более понятная и доступная широкой аудитории слушателей. Здесь присутствует тот особый роковый драйв, но в целом это достаточно странный гибрид рока и электро–индастриэла.
Электронная готика — COLLIDE, BATTERY, ATTRITION, DIE FORM, TILT!, LA FLOA MALDITA, APOPTIGMA BERZERK, MENTALLO AND THE FIXER ... Мелодичность, эмоциональность, красота и мрачная лиричность доминируют здесь как ни в одном другом направлении индастриэла. Очень важное место отведено текстам и вокалам — обычно это глубокие мужские либо гипнотизирующие гармоничные женские вокалы, которые нередко звучат вместе. Это очень серьезная музыка, она может быть романтичной и злой, но при этом всегда остается мрачной. Техничная электроника вкупе со звучанием синтезаторов и "живых" струнных, духовых и ударных создают поистине уникальные по своей красоте музыкальные ландшафты.
Аггро–электро — :WUMPSCUT:, FUKER VOGT, VELVET ACID CHRIST, EVILS TOY, PSYCHOPOMPS, HOCICO, DIMENTIA SIMPLEX, IN STRICT CONFIDENCE... Это самое агрессивное направление индастриэла — дьявольское, апокалиптическое и жуткое. Моду здесь диктуют немцы. Настоящие команды умеют мастерски обращаться с электронным оборудованием и частенько выдают на–гора такие великолепные треки, от которых расширяются зрачки и голова идет кругом. Это танцевально–ориентированная музыка, несколько минималистическая по составу битов и ритмов, но при этом очень хитовая и как следствие легко запоминающаяся. Группы VELVET ACID CHRIST и :WUMPSCUT: для нынешних поклонников индастриэла значат примерно то же, что и THE BEATLES вместе с ROLLING STONES для меломанов 60–х. Удивительно, но музыкантам удается на жесточайшие дэнс–ритмы накладывать такие готические симфонические и органно–синтезаторные темы, слушая которые кровь в жилах стынет. Самые яркие группы так называемой немецкой "черной" сцены подпадают именно под эту категорию индастриэла.
EBM, или индустриальное техно/wave — BIRMINGHAM 6, AND ONE, DELAY, STERIL, SYNTEC, A SPLIT SECOND, H.A.L.O., SPAHN RANCH, ARMAGEDDON DILDOS, SUICIDE COMMANDO, FRONTLINE ASSEMBLY ... Танцевальная электронная музыка, в которой можно обнаружить как элементы джангла, техно и хаус, так и индастриэла и метала. Общая жесткость композиций, ударный бит, специфические сэмплы и ярко выраженные мрачные мужские вокалы не позволяют отнести данные коллективы к разряду популярных дэнс–групп вроде 2 UNLIMITED или SCOOTER, так как, еще раз подчеркнем, здесь идет речь именно о минорной, а не мажорной по настроению музыке.
Экспериментальный индастриэл — COIL, DOWNLOAD, ESPLENDOR GEOMETRICO, THE LEGENDARY PINK DOTS... Здесь мы предпочтем сохранить свои мысли при себе, так как эти группы необходимо услышать лично, а что последует дальше... не берем на себя ответственность даже предположить.
Ведущие индустриальные команды 90–х постоянно отслеживают эволюционные процессы, происходящие в современной популярной и классической музыке, делают для себя полезные выводы и используют новые технические приемы на свой лад, обогащая свои и без того сложные композиции всевозможными модными и новаторскими штучками. Поэтому не стоит удивляться, если вы услышите в исполнении электронных террористов вещи, которые будут покруче опусов THE PRODIGY, DAFT PUNK, CHEMICAL BROTHERS, STEREOLAB, PORTISHEAD, APHEX TWIN, AUTECHRE, ATARI TEENAGE RIOT и других ультрамодных коллективов. Просто хитрющие они, эти индустриальщики, и жутко талантливые, работящие. Многие из них создают свою музыку в одиночку, что, согласитесь, уже внушает к ним уважение. Как положено либерально мыслящим музыкантам, индустриальщики не прочь поэкспериментировать с различными музыкальными жанрами, будь то рэп, хип–хоп, драм–н–бейс, техно или рок, поп, метал и джаз. Порой конечный результат таких "свадеб" ужасает, и о прослушивании таких записей не может быть и речи, но кто–то ведь должен приносить себя в жертву во имя музыкального прогресса.
Что же следует нам ожидать от индустриального сообщества в ближайшие годы? Во–первых, индастриэл станет еще более танцевальным, чем ранее. Это вопрос коммерции, в котором не последнюю роль играют интересы лейблов, желающих получать большие прибыли от продаж альбомов своих подопечных. А наибольшие деньги приносит сегодня именно танцевальная музыка. И на пороге вхождения в новый век жесткая sci–fi электроника имеет все шансы выйти на передовые позиции. Далее, появятся несколько индустриальных супергрупп (в числе первых ласточек можно назвать проект C–TEC с альбомом "Darker", над которым работали Жан–Люк ДеМейр из FRONT 242, Марк Хил и Джед Дентон из CUBANATE и Рис Фулбер из FRONTLINE ASSEMBLY), в составе которых сольются в творческом альянсе лидеры отдельных весьма уважаемых индастриэл–коллективов. Но об этом мы поговорим позже, чтобы не сглазить. Не удержимся и сообщим лишь, что грандиозный проект FUKD зреет в недрах ведущего европейского индустриального лейбла Off Beat. Здесь заложена бомба при непосредственном участии VELVET ACID CHRIST, :WUMPSCUT:, SUICIDE COMMANDO, KALTE FARBEN, INDIVIDUAL TOTEM и многих (действительно многих!) других известных музыкантов, и взорваться она должна в конце 1998 — начале 1999 года. И, конечно же, следует ожидать большего вовлечения индустриальных музыкантов в процессы написания музыки к новым научно–фантастическим кинокартинам и "ужастикам".
Где же пишутся нынче индустриальные музыканты? Как правило, на небольших собственных студиях или лейблах, но дальнейшее распространение записей идет обычно через крупные индустриальные фирмы. Самые интересные, на наш взгляд, исполнители выпускают сегодня альбомы под маркой следующих лейблов: Off Beat, 21st Circuitry Records, Candyland, Cop International, Metropolis Records, Zoth Ommog, Pendragon Records, Re–Constriction, Sub–Mussion, Cleopatra Records. К сожалению, все меньше радуют своей продукцией лейблы Wax Trax и Ant–Zen, но будем надеятся, что эти компании переживают временные трудности.
В заключение мы хотели бы заострить ваше внимание на наиболее значительных индустриальных релизах 1997 года, мимо которых было бы непростительно пройти или по крайней мере было бы стыдно не знать о них. Итак, это следующие работы: VELVET ACID CHRIST "Calling Ov The Dead", FRONTLINE ASSEMBLY "Flavour Of The Weak", X–MARKS THE PEDWALK "Drawback", PHILTRON "None", PROJECT PITCHFORK "Chakra: Red", :WUMPSCUT: "Embryodead" и "Mother", DIE FORM "Duality", COVENANT "The Covenant", COLLIDE "Distort", FUNKER VOGT "We Came To Kill", GOOD COURAGE "Guilty On All Accounts", NOISEX "Over And Out", LEATHER STRIP "The Rebirth Of Agony" и "Self–Inflicted", DIE KRUPPS "Paradise Now", LES JUMEAUX "Cobalt", COIL "Unnatural History III", ESPLENDOR GEOMETRICO "Tarikat", BIRMINGHAM 6 "You Cannot Walk Here", RAZED IN BLACK "Overflow", IN STRICT CONFIDENCE "Collapse" ... "Ужас!" — воскликнете вы и будете правы, так как уже стремительно начал отсчет 1998 год, а это означает, что все новые и новые альбомы и синглы индустриальщиков пробуждают в нас здоровый музыкальный аппетит.
Чистое хард–электро, или электро–индастриэл — X–MARKS THE PEDWALK, NOISE UNIT, LIGHTS OF EUPHORIA, LEAETHER STRIP, HAUJOBB, SHIFT, T.H.D., DIGITAL POODLE, SPAHN RANCH, FRONTLINE ASSEMBLY, GOOD COURAGE, KSK, RAZED IN BLACK ... Для этих групп характерны очень богатая электронная начинка, виртуозное программирование, гармония битов, ритмов, сэмплов. Впечатляет разнообразие используемых драм–машин и синтезаторов. Иногда добавляются засэмплированные гитары, но звучание последних никогда не доминирует в общем саунде. Это один из самых танцевальных стилей индастриэла, который с некоторой натяжкой можно было бы обозвать минорным нео–техно. Вокалы, как правило, представлены здесь в очень широком диапазоне — от страшно искаженного гроулинга до кристально чистого мелодичного пения. Что касается саунда, то это наиболее футуристический, сюрреалистический и фантастический сорт музыки, зачастую мрачноватый и клаустрофобно–психопатический.
Индустриальный электро–метал и хардкор — FEAR FACTORY, DIE KRUPPS, PEACE LOVE & PITBULLS, IDIOT STARE, HEADCRASH, KLUTE, SWAMP TERRORISTS, GODHEADS, CUBANATE, OOMPH, NOISE BOX, KILLING FLOOR ... Это самые тяжелые проявления индастриэла. Фактически это чрезвычайно мощная металлическая музыка с соответствующими ей электронными компонентами. Гитарный в своей основе, адреналиновый, экстремальный саунд благодаря незначительному, но грамотному использованию программирования, драм–машин и сэмплов превращается в довольно притягательное танцевальное месиво. Это агрессивная, сумасшедшая музыка для самых радикальных индустриальщиков и, конечно же, для open minded металеров. Вокалы здесь обычно очень сильно дистортированны и сопровождаются всевозможными криками, ревом или шипением. Индустриальный хардкор является формой индастриэла, представляющей собой "неотесанный" хардкор или панк, приправленные агрессивным гитарным трэшем и, конечно же, сэмплами и программированием. Это очень неровная в эмоциональном плане музыка, отлично работающая как на танцполе, так и в домашних условиях.
Индустриальный рок — NINE INCH NAILS, NITZER EBB, STABBING WESTWARD, KILLING JOKE, PENAL COLONY, GRAVITY KILLS, 16 VOLT ... Данное направление индастриэла всегда существовало в непосредственной близости от хард–рок мейнстрима. По сути это альтернативный рок или метал, дополненные небольшим количеством саунд–эффектов и фоновой электроникой. Но и здесь есть свои суперстар — NIN слишком хороши, чтобы отзываться о них с неуважением. Это весьма коммерческая ветвь индастриэла, более понятная и доступная широкой аудитории слушателей. Здесь присутствует тот особый роковый драйв, но в целом это достаточно странный гибрид рока и электро–индастриэла.
Электронная готика — COLLIDE, BATTERY, ATTRITION, DIE FORM, TILT!, LA FLOA MALDITA, APOPTIGMA BERZERK, MENTALLO AND THE FIXER ... Мелодичность, эмоциональность, красота и мрачная лиричность доминируют здесь как ни в одном другом направлении индастриэла. Очень важное место отведено текстам и вокалам — обычно это глубокие мужские либо гипнотизирующие гармоничные женские вокалы, которые нередко звучат вместе. Это очень серьезная музыка, она может быть романтичной и злой, но при этом всегда остается мрачной. Техничная электроника вкупе со звучанием синтезаторов и "живых" струнных, духовых и ударных создают поистине уникальные по своей красоте музыкальные ландшафты.
Аггро–электро — :WUMPSCUT:, FUKER VOGT, VELVET ACID CHRIST, EVILS TOY, PSYCHOPOMPS, HOCICO, DIMENTIA SIMPLEX, IN STRICT CONFIDENCE... Это самое агрессивное направление индастриэла — дьявольское, апокалиптическое и жуткое. Моду здесь диктуют немцы. Настоящие команды умеют мастерски обращаться с электронным оборудованием и частенько выдают на–гора такие великолепные треки, от которых расширяются зрачки и голова идет кругом. Это танцевально–ориентированная музыка, несколько минималистическая по составу битов и ритмов, но при этом очень хитовая и как следствие легко запоминающаяся. Группы VELVET ACID CHRIST и :WUMPSCUT: для нынешних поклонников индастриэла значат примерно то же, что и THE BEATLES вместе с ROLLING STONES для меломанов 60–х. Удивительно, но музыкантам удается на жесточайшие дэнс–ритмы накладывать такие готические симфонические и органно–синтезаторные темы, слушая которые кровь в жилах стынет. Самые яркие группы так называемой немецкой "черной" сцены подпадают именно под эту категорию индастриэла.
EBM, или индустриальное техно/wave — BIRMINGHAM 6, AND ONE, DELAY, STERIL, SYNTEC, A SPLIT SECOND, H.A.L.O., SPAHN RANCH, ARMAGEDDON DILDOS, SUICIDE COMMANDO, FRONTLINE ASSEMBLY ... Танцевальная электронная музыка, в которой можно обнаружить как элементы джангла, техно и хаус, так и индастриэла и метала. Общая жесткость композиций, ударный бит, специфические сэмплы и ярко выраженные мрачные мужские вокалы не позволяют отнести данные коллективы к разряду популярных дэнс–групп вроде 2 UNLIMITED или SCOOTER, так как, еще раз подчеркнем, здесь идет речь именно о минорной, а не мажорной по настроению музыке.
Экспериментальный индастриэл — COIL, DOWNLOAD, ESPLENDOR GEOMETRICO, THE LEGENDARY PINK DOTS... Здесь мы предпочтем сохранить свои мысли при себе, так как эти группы необходимо услышать лично, а что последует дальше... не берем на себя ответственность даже предположить.
Ведущие индустриальные команды 90–х постоянно отслеживают эволюционные процессы, происходящие в современной популярной и классической музыке, делают для себя полезные выводы и используют новые технические приемы на свой лад, обогащая свои и без того сложные композиции всевозможными модными и новаторскими штучками. Поэтому не стоит удивляться, если вы услышите в исполнении электронных террористов вещи, которые будут покруче опусов THE PRODIGY, DAFT PUNK, CHEMICAL BROTHERS, STEREOLAB, PORTISHEAD, APHEX TWIN, AUTECHRE, ATARI TEENAGE RIOT и других ультрамодных коллективов. Просто хитрющие они, эти индустриальщики, и жутко талантливые, работящие. Многие из них создают свою музыку в одиночку, что, согласитесь, уже внушает к ним уважение. Как положено либерально мыслящим музыкантам, индустриальщики не прочь поэкспериментировать с различными музыкальными жанрами, будь то рэп, хип–хоп, драм–н–бейс, техно или рок, поп, метал и джаз. Порой конечный результат таких "свадеб" ужасает, и о прослушивании таких записей не может быть и речи, но кто–то ведь должен приносить себя в жертву во имя музыкального прогресса.
Что же следует нам ожидать от индустриального сообщества в ближайшие годы? Во–первых, индастриэл станет еще более танцевальным, чем ранее. Это вопрос коммерции, в котором не последнюю роль играют интересы лейблов, желающих получать большие прибыли от продаж альбомов своих подопечных. А наибольшие деньги приносит сегодня именно танцевальная музыка. И на пороге вхождения в новый век жесткая sci–fi электроника имеет все шансы выйти на передовые позиции. Далее, появятся несколько индустриальных супергрупп (в числе первых ласточек можно назвать проект C–TEC с альбомом "Darker", над которым работали Жан–Люк ДеМейр из FRONT 242, Марк Хил и Джед Дентон из CUBANATE и Рис Фулбер из FRONTLINE ASSEMBLY), в составе которых сольются в творческом альянсе лидеры отдельных весьма уважаемых индастриэл–коллективов. Но об этом мы поговорим позже, чтобы не сглазить. Не удержимся и сообщим лишь, что грандиозный проект FUKD зреет в недрах ведущего европейского индустриального лейбла Off Beat. Здесь заложена бомба при непосредственном участии VELVET ACID CHRIST, :WUMPSCUT:, SUICIDE COMMANDO, KALTE FARBEN, INDIVIDUAL TOTEM и многих (действительно многих!) других известных музыкантов, и взорваться она должна в конце 1998 — начале 1999 года. И, конечно же, следует ожидать большего вовлечения индустриальных музыкантов в процессы написания музыки к новым научно–фантастическим кинокартинам и "ужастикам".
Где же пишутся нынче индустриальные музыканты? Как правило, на небольших собственных студиях или лейблах, но дальнейшее распространение записей идет обычно через крупные индустриальные фирмы. Самые интересные, на наш взгляд, исполнители выпускают сегодня альбомы под маркой следующих лейблов: Off Beat, 21st Circuitry Records, Candyland, Cop International, Metropolis Records, Zoth Ommog, Pendragon Records, Re–Constriction, Sub–Mussion, Cleopatra Records. К сожалению, все меньше радуют своей продукцией лейблы Wax Trax и Ant–Zen, но будем надеятся, что эти компании переживают временные трудности.
В заключение мы хотели бы заострить ваше внимание на наиболее значительных индустриальных релизах 1997 года, мимо которых было бы непростительно пройти или по крайней мере было бы стыдно не знать о них. Итак, это следующие работы: VELVET ACID CHRIST "Calling Ov The Dead", FRONTLINE ASSEMBLY "Flavour Of The Weak", X–MARKS THE PEDWALK "Drawback", PHILTRON "None", PROJECT PITCHFORK "Chakra: Red", :WUMPSCUT: "Embryodead" и "Mother", DIE FORM "Duality", COVENANT "The Covenant", COLLIDE "Distort", FUNKER VOGT "We Came To Kill", GOOD COURAGE "Guilty On All Accounts", NOISEX "Over And Out", LEATHER STRIP "The Rebirth Of Agony" и "Self–Inflicted", DIE KRUPPS "Paradise Now", LES JUMEAUX "Cobalt", COIL "Unnatural History III", ESPLENDOR GEOMETRICO "Tarikat", BIRMINGHAM 6 "You Cannot Walk Here", RAZED IN BLACK "Overflow", IN STRICT CONFIDENCE "Collapse" ... "Ужас!" — воскликнете вы и будете правы, так как уже стремительно начал отсчет 1998 год, а это означает, что все новые и новые альбомы и синглы индустриальщиков пробуждают в нас здоровый музыкальный аппетит.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 1998 год в рубрике музыкальная газета