Sambora, Richie
hey, mr. Bluesman

Полное имя: Ричард Стефан Самбора (Richard Stephen Sambora)
Дата рождения: 11 июля 1959 года
Место рождения: г. Перт Эмбой, Нью–Джерси, США
Родители: Джоан и Эдам Самбора
Музыкальные влияния: Эрик Клэптон, LED ZEPPELIN, Джими Хендрикс, THE BEATLES
Любимая музыка: вышеперечисленная плюс Питер Гэбриэл, U2, Стиви Уандер и блюз как таковой
Музыкальные инструменты: гитара, пианино, бас–гитара, ударные, саксофон, аккордеон и труба
Хобби: собирает гитары и некоторые другие музыкальные инструменты

Легендарная американская рок–группа BON JOVI — это ни в коем случае не собственность ее фронтмена и человека, подарившего ей свою фамилию, — Джона Бонджови. Это сплоченная команда, в которой каждый имеет право голоса и старается сохранить индивидуальность, несмотря на то, что вот уже около 15 лет ребята делают общее дело.

Объективно говоря, в группе два лидера — Джон и Ричи. Именно они во время длительного отдыха между альбомами BON JOVI решились на запись своих сольных работ, и поэтому есть повод поговорить о каждом из них в отдельности. Что за бравый парень Джон Бонджови, мы уже писали. Позвольте теперь представить вам Ричи Самбора со всеми его прелестями и недостатками.

Как и Джона, Ричи часто зовут просто парнем из Нью–Джерси. Как известно, родился он в Перт Эмбой, но детство и юношество провел в городе Вудбридже. Сейчас в это трудно поверить, но задолго до освоения своей любимой гитары Ричи играл на пианино, трубе и саксофоне. Кстати, еще более невероятной кажется сама история приобретения им первой гитары. Ричи очень хотелось ее иметь, и он на некоторое время стал донором, сдавал кровь, а было–то ему всего 15 лет (по другим данным, всего 12, но что–то не верится, чтобы медики решились принять такую жертву от столь юного человечка!).

Вообще его жизнь — это прекрасный пример волевого человека, который может всего добиться, если поставит перед собой цель. С детства ему нравился блюз, и в более зрелом возрасте, будучи гитаристом BON JOVI, он выпустил свой первый сольник, в котором нашлось место песне "Mr. Bluesman". Эрик Клэптон всегда был музыкальным идолом для Ричи, и их совместная работа над этой песней, где Клэптон сыграл на гитаре, исполнила, пожалуй, самую заветную мечту Самбора.

Свои музыкальные пристрастия Ричи никогда не сводил к какой–то одной стихии. Вместе с блюзом он слушал арт–рок, нормально воспринимал металлюг и тащился от Чайковского. До момента, когда они с Джоном создали BON JOVI, Самбора отыграл и был сессионным музыкантом во многих группах малого калибра. В их числе MERCY, DUKE WILLIAMS AND THE EXTREMES, THE MASSAGE (они даже записали один альбом), RICHIE SAMBORA AND FRIENDS, THE NEXT и REBEL. Но именно в BON JOVI его таланты по достоинству оценили и его узнал весь мир.

Хотя на BON JOVI он никогда не замыкался. Он сочинял песни и продюсировал записи Элиса Купера и Дэсмонда Чайлда, вместе с Джоном Бонджови продюсировал и раскручивал в Штатах первый "американский" альбом GORKY PARK и участвовал в судьбе SKID ROW, его композиция "Guitar Man" стала заглавным треком альбома Леса Пола. И это далеко не полный список стороннего творчества Ричи Самбора.

Он стал суперзвездой, носил черные очки, боясь, что его в очередной раз поймают на улице горячие девчонки — поклонницы BON JOVI и наговорят кучу сладостных слов, как будто он их парень. Вообще в его домашнем гардеробе около 30 пар солнечных очков. Еще круче бывает, когда толпа девчонок узнает его по походке и с разбегу начинает зацеловывать, заставляя в следующий раз быть более изобретательным в процессе маскировки. Уже давно у Ричи есть свой телохранитель, но это привычный атрибут каждой звезды.

Ричи женат на прекрасной актрисе и обаятельной женщине Хеафер Локлер (Heather Locklear), блондинке из всемирно известных сериалов "Династия" и "Ти Джей Хукер". Мистер Самбора сумел отбить ее у такого матерого рокера и ловеласа, как Томми Ли (по прозвищу "T–Bone"), который после этого положил глаз на пышные формы Памелы Андерсон. Сама же миссис Самбора по достоинству оценила любовное мастерство мужа, который в прошлом не вылезал из постели (с)эксперта Шер. В конце прошлого года у Ричи с Хеафер наконец–то произошло радостное событие — родилась девочка, которую назвали Ava Elizabeth Sambora. Этот подарок счастливый отец получил в самую пору. Свой второй сольный альбом "Undiscovered Soul" был уже в стадии последних доработок в студии, и Ричи сэкономил время для семейных дел, что редко выпадает во время гастролей и записи альбомов BON JOVI.

Но вернемся в 1991 год, когда Ричи дебютировал как сольный исполнитель со своим первым альбомом "Stranger In This Town".На самом деле было два варианта этого альбома. Оригинальный — десять песен, которые есть в домашней фонотеке, наверное, любого фэна BON JOVI, и специальный выпуск (появившийся чуть позже в том же году) — двойник, к первой части которого добавилась песня "Wind Cries Mary", написанная Ричи для саундтрека к фильму "Ford Fairlane". На втором же диске оказалось эксклюзивное интервью музыканта, проливающее свет на содержание его первого сольника и не только.

Вместе с альбомом были записаны и два сингла — "Ballad Of Youth" и уже упоминавшийся "Mr. Bluesman". Эта работа была воспринята весьма неоднозначно. После выхода сольника Джона Бонджови, где он всеми правдами и неправдами старался вырваться за пределы звучания и имиджа, найденного в составе BON JOVI (и это ковбою в некотором роде удалось), его товарищ, по всей видимости, тоже очень хотел показать, что в BON JOVI он не на последних ролях, но на стороне будет тоже неплохо. Сразу скажем: ему это удалось гораздо хуже, чем Джону. Критики в один голос повторяли, что альбом "Stranger In This Town" — это BON JOVI только без Джона, а Ричи Самбора, как бы он ни прикрывался своей любовью к блюзу, в корне рокер (может быть, несколько сентиментальный) и ему никогда не скрыться от "металлического попа" (как некоторые характеризуют стиль BON JOVI). Мое личное впечатление от этого альбома в принципе совпало с мнением музыковедов. Но я бы не стал делать из этого трагедии и напомнил этим самым критикам, что после семи лет тесной и, без сомнения, успешной работы в коллективе единомышленников еще не известно, смогли бы они в одиночку рискнуть повторить то, что под силу только BON JOVI. Многие известные музыканты пытаются найти на стороне свое неповторимое звучание, но главное, по–моему, если уж не получилось сотворить чудо, — не испортить уже построенное, а то грош цена твоим стараниям. Будем считать, что Ричи это удалось.

С тех пор прошло почти семь лет — срок немалый. BON JOVI успели выпустить целых четыре альбома, что так непохоже на них. Бродяга Джон всерьез стал страдать раздвоением творческой личности, неплохо совмещая три своих самых главных природных таланта: играть, петь и чувствовать себя непринужденно перед камерами. Самое интересное, что история повторяется и Ричи вновь выпускает свой сольный альбом через год после сольника Джона. 1997 год стал, бесспорно, годом Джона Бонджови, он купался в славе, записал аж три сингла, которые неплохо пошли. Теперь очередь Ричи Самбора стать центром внимания фэнов BON JOVI, а если повезет, то и более разношерстной по вкусовым качествам группы меломанов.

С 1996 года он колдовал в студии вместе с легендарным продюсером Доном Возом (Don Was), ветераном, на счету которого работа с Бонни Райтт, THE ROLLING STONES и B–52’S. В списке же приглашенных музыкантов значились имена ударника Кенни Ароноффа (который играл в команде John Mellencamp, Bob Seger, Mellissa Etheridge), Джеймса "Хатч" Хатчинсона вместе с Доном Возом (на басах), клавишника Рэми Джаффи (THE WALLFLOWERS), гитаристов Ричи Сапа и Марка Голденберга.

Альбом обещает удивить всех своим романтическим настроением и, по свидетельству лейбла Mercury, имеет сильный балладный заряд. С другой стороны, западные музыкальные издания, которые уже получили на обозрение промо–копию этого диска, печально отмечают, что Ричи нисколечко не изменился. Альбом содержит несколько песен, которые, без сомнения, попадут в радиоэфир, но влияние BON JOVI непоколебимо. Похоже, Ричи действительно похоронят с его любимой гитарой (так будет записано в его завещании) и, по всей видимости, под звуки его песен... или песен BON JOVI (мало кто ощутит разницу).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета