Madonna
луч света в царстве сладостного грехопадения

Яркая колоритная личность Мадонны сделала ее женским лицом музыки 80–90–х годов. Ее метаморфозное развитие с солидным гардеробом перепробованных имиджей воспитали не одно поколение любителей поп–музыки. Конечно же, Майкл Джексон продал гораздо больше альбомов, чем она (хотя выпускал их в три раза реже), да и мсье Принц облагородил музыку гораздо более серьезными и существенными инновациями, которые, без сомнения, определили ход музыкального развития прошедших лет. Но как человеку творческому с сильным характером ей не было равных. И сейчас ее феномен остается энциклопедичным примером, как из амбициозной танцоришки и певички путем кропотливой работы над собой может вырасти королева поп–музыки, женщина, которой незачем скрывать свое нелицеприятное прошлое, впору гордиться настоящим и легко, с уверенностью смотреть в будущее. С появлением дочери у "Material Girl" в который раз открылось новое дыхание. И уже сейчас мы становимся свидетелями рождения новой Мадонны и тех сюрпризов, которые несет ее новый альбом "Ray Of Light".

13–й альбом певицы дебютирует в Америке 3 марта, ну а в Европе и Азии его раскупают еще с 27 февраля. Этот альбом называют революционным благодаря свежему решению руководителей нового проекта Мадонны, связавших классическую поп–музыку с лучшими достижениями электронщиков. Кое–кто даже позаботился, чтобы пресса ввела в оборот музыкального общения название нового стиля "романтический техно–рок–дэнс", который запатентовала Мадонна своим "Ray Of Light".

Судите сами, редко можно встретить вместе нежность Селин Дион, эксперименты THE PRODIGY и зрелость THE VERVE. Удивительно, но это факт, что если раньше всех сравнивали с Мадонной, то теперь произошла смена ролей. Но, несмотря на это, Мадонна осталась в лидерах.

Мало кто захочет поспорить насчет авторского таланта королевы поп–музыки, но с выходом ее новых 13 песен эта сила приумножилась в несколько раз. На помощь Мадонне пришли такие одаренные текстовики, как Patrick Leonard, Rick Knowles и Babyface.

Уиллиам Орбит (William Orbit) встал у звукового руля. Орбит не только знаменит своим сотрудничеством с Питером Гэбриэлом, Принцем, DM, BLUR, KRAFTWERK и HUMAN LEAGUE и пятью электронными альбомами, в прошлом он периодически работал на Мадонну ("Justify My Love" и "Erotica").

На этот раз Орбиту не пришлось дожидаться предложения о сотрудничестве. Прослышав о том, что Мадонна грезит желанием эффектно возвратиться в мир музыки, знаменитый мастер танцевальных ремиксов сделал шаг первым. И через неделю после того, как его свежие демо были отосланы в адрес лейбла Maverick Records (личного лейбла Мадонны), Уиллиам стал полноценным партнером. Его влияние на новом детище Мадонны так же монументально, как будто это его собственный сольный альбом. Он стал сопродюсером подавляющего большинства песен и даже отличился в соавторстве половины из них. Ему же скорее всего следует отнести в заслугу, что альбом кишит достаточно продолжительными по звучанию песнями (как будто готовые ремиксы).

"Ray Of Light", по мнению Уиллиама, является прекрасным воплощением индивидуальности певицы, которая, несмотря на сильное влияние со стороны (Орбит "упаковал" ее тексты в суперсовременный звук), смогла сохранить свое прошлое "я". После затяжного периода экспериментов на сексуальные темы в альбоме "Erotica", книге "Sex" и фильме "Body Of Evidence" ("В постели с Мадонной") защитники морали американского общества ополчились против якобы вульгарной особы по имени Мадонна. Несколько лет Мадонна просто–таки плевала на них и купалась в новизне найденного отрицательного имиджа. Ответ на многочисленные выпады в ее сторону певица и актриса дала последующими лиричными работами "Bedtime Stories" и "Evita", окунувшись в гармонию ритм–энд–блюза. Очень показательна фраза из ее песни "Human Nature": "Мне не за что извиняться. Такова, если хотите, человеческая натура". Роль Эвиты же и вовсе заткнула ее противников, хотя они долго не могли понять, как такую озабоченную персону, как Мадонна, могли утвердить на роль чуть ли не святой женщины.

Что тут и говорить, Мадонна слишком многогранна, чтобы на основе ее сегодняшнего имиджа судить о том, какое лицо является ее настоящим. Не сочтите за нескромность, но я часто говорю: "Некоторым людям мало одного "я", одного лица, которое бы другие критиковали или, наоборот, — которому поклонялись. Человек волен быть, каким он пожелает. И чем скорее он откроет в себе такую свободу состояния, тем интереснее проживет оставшуюся жизнь".

Знаете, отчасти этот альбом звучит именно так благодаря последнему увлечению Мадонны музыкой "world" и "new age" во время занятий йогой. За несколько предыдущих лет она стала здорово разбираться в модных на Западе восточных религиях и, по словам отца Лурдес Марии Карлоса Леона, даже основала свою религию на впечатлениях от музыки "new age". Что–то похожее творилась с Мадонной и в конце 80–х, так что есть все причины считать, что "святая грешница" со своим, вероятно, самым концептуальным альбомом со времен "Like A Prayer" находится в пике своей творческой активности и нас ждет очередной год "мадонноодержимости". Ниже мы предлагаем вам одними из первых совершить, надеемся, увлекательное путешествие по "Ray Of Light".

1. "Drowned World (My Substitute For Love)" — первоначально Мадонне очень нравилось название этой песни, но в самый последний момент ей пришло в голову не менее достойное. Так "ее заменитель любви" перекочевал в скобки и оказался всего-навсего воздушным замком, "рисованным миром" в сопровождении чудесного органа, извергающего космические звуки. Бэк–бит и даб–грув сначала сотрудничают с акустическими гитарами, но вот им на смену уже спешат электрические инструменты. В конце концов дебютная мелодия путем нехитрых метаморфоз превращается в нечто роковое. А содержание этой песни не на шутку заставляет думать, что Мадонна в корне переменилась. Теперь она твердо убеждена, что сексуальные переживания и материальный достаток, которыми она была одержима последние годы, превратились в ничто перед истинными человеческими ценностями. "Поторговав любовью ради славы/Меня не мучили сомненья/ Лишь после дивного прозренья/ Я поняла: не купишь все за деньги" (литер. перевод, —А.Б.).

2. "Swim" — несколько ритмичнее своей предшественницы и полна экстраординарных решений. Сильное гитарное начало в лучших традициях рок–н–ролла чем–то напоминает THE VERVE, но тянется недолго, уступая место типичному для техно и даба ритму, мастерски сотканному маэстро Уиллиамом Орбитом. Порой кажется, что это всего лишь старенький электропоп, но присутствие нежных флейт и забойных барабанов не оставляет ни малейшего шанса назвать этот трек скучным. "Хватит нести свои грехи/Оставим их в прошлом/Выпрыгнем из поезда/И поплывем свободными к морским звездам" (литер. перевод, —А.Б.).

3. "Ray Of Light" — еще одно творение в лучших традициях Орбита. Типичное для современности техно–коромысло с диско–ведрами по обоим концам. Порой всплывает фантастическое ощущение присутствия на съемках знаменитых "Звездных войн", когда ты сидишь в гигантской студии и в наушниках плавают все звуки галактики. Сквозь электрические цвета межпланетной серенады лишь изредка пробиваются заряды сэмлов из Оззи Осборна и ирландские гитары в стиле U2. Бесспорно, одна из изюминок программы с присущими Мадонне философскими мыслями впечатлительной женщины, чье воспаленное воображение рисует траекторию блужданий души после наступления смерти. "Она летит быстрее света..." (спасибо Орбиту за это, — экспромтное замечание А.Б.).

4. "Candy Perfume Girl" — эта песня от начала до конца звучит, как будто ее специально написали для показа мод. Кстати, именно под нее уверенно ступали на сцену модели на прошлогоднем шоу памяти великого дизайнера Джанни Версаче. Однако она вовсе не похожа на похоронный марш. Уиллиам Орбит заставил эту песню звучать как ранние THE BEATLES, но также не забыл проперчить синти–грувом едва ли не все имеющееся музыкальное пространство. С другой стороны, ее можно сравнить с трип–хоповым ремиксом одной из популярных песен группы AQUA, однако танцуется с трудом. "I’m your candy perfume girl/You’re a candy perfect boy".

5. "Skin" — один из лидеров диска. Несомненно, эта жутко танцевальная песня вскоре закрутится на дискотеках. Все начинается очень драматично — Мадонна причитает на фоне симфонического гула. "Поцелуй меня, я умираю!". И когда эротизм звучания достигает своего сюрреалистического оргазма, она как эхо повторяет: "Дотронься до меня...". Песня в стиле DEPECHE MODE конца 80–х с неоспоримым влиянием сегодняшних THE PRODIGY и THE CHEMICAL BROTHERS.

6. "Nothing Really Matters" — кажется, ничто не заставит Мадонну изменить своей потрясающей манере рифмовать простые слова доходчивым, но литературным языком. "Nothing really matters/Love is all we need/Everything I give you/All comes back to me". Не обязательно знать английский язык в совершенстве, чтобы понять, о чем идет речь. Радио–ди–джеи любят такие сладенькие песенки с современным диско во главе. Мадонне же остается ждать очередной поток оглушительной популярности. "Ничто так не заглушит прошлое, как это сделает будущее/Ничто не одолеет тьму лучше света".

7. "Sky Fits Heaven" — эта песня по ритму напоминает "Ray Of Light", но содержание уводит в другую плоскость. Когда–то Мадонна официально закрепила за собой прозвище "Material Girl", написав великолепную песню о своих детских грезах. "Дитя очень привязано к матери/Поэтому берегите эту связь".

8. "Shanti/Ashanti" — внезапно Мадонну потянуло в историю религии. Она поет свои псалмы и берет за основу иудейские традиции заканчивать свои песнопения трехкратным повторением слова "Shanti", что с древнего санскрита означает "внутренний духовный мир". Остается только принять позу лотоса и тихо заниматься йогой. На здоровье...

9. "Frozen" — первый сингл этого альбома представил новый образ Мадонны, который уж очень напоминает второе рождение Леди Невинность, коей Мадонна пребывала в людском сознании в середине 80–х. Единственное, что изменилось, так это цветовая гамма туалетов и слегка обновилось звучание. В спор за влияние также можно включить короткий период ближе к середине 90–х времен "Bedtime Story" и "Secret", но лишь потому, что Мадонна позаимствовала оттуда этот холодный безжизненный вокал. В остальном же чувствуется ее раннее увлечение романтизмом, и кажется, что за этой холодной маской и черными одеждами скрывается нежное тело и лицо монашки, запутавшейся в таинствах и мистицизме. "Ты видишь только то, что твои глаза хотят заметить/ Но вряд ли жизнь может быть такой, как ты захочешь/ Ты покрываешься корочкой льда, когда твое сердце закрыто...".

10. "Power Of Goodbye" — это еще одна характерная для Мадонны трагическая вещь о потерянной любви, но не такая фатальная, как, скажем, "You’ll See". "Нет другой такой силы, как сила прощания". — Мадонна травит душу под звуки, очень похожие на рэгги (!). Коренные различия проясняются и в предмете разговора. Если раньше от нее уходили, то теперь певица поет своему любовнику лебединую песню. "Иногда самым достойным поступком, на который все–таки очень трудно решится, становятся прощальные слова", — сказала Мадонна в одном из своих последних интервью, и у нас нет ни единого повода, чтобы усомниться в ее благоразумии.

Корни этой мудрости она почерпнула из буддизма и йоги, которые утверждают: единственным действенным средством удержать кого–то при себе является отсутствие страха потерять этого человека.

11. "To Have & Not To Hold" — на редкость экзотическая вещь на альбоме, достойная популярности в любом клубном месте Латинской Америки. В общем, впервые за последние 10 лет Мадонна вновь вспомнила звуки кастаньет "La Isla Bonita".

12. "Little Star" — впервые после "Like A Prayer" Мадонна вновь упомянула в своей песне имя Бога. Надо сказать, повод для этого был самый подходящий. Дело в том, что эту лирическую песню а–ля Селин Дион мисс Чикконе целиком и полностью посвятила своей дорогой дочери Лурдес Марии. Правда, под такую колыбельную поначалу больше хочется потанцевать, нежели сосать пустышку и мирно похрапывать, но в конце все становится на свои места. Мадонна нежно предлагает своему чаду сомкнуть глазки, и "маленькая звездочка" все–таки засыпает.

13. "Mer Girl" — финальная композиция начинается странными шумами, явно имеющими телефонное происхождение. О чем она болтает в трубку? Все о том же романтическом настроении, которое внезапно нагрянуло на нее после стольких лет, мягко говоря, злоупотребления сексом, и своим телом в частности. Не знаю, насколько этот конец похож на ее фирменную финальную вещь "Take A Bow" (абсолютного лидера по количеству недель, проведенных на 1–м месте в американском хит–параде), но то, что это своеобразная пародия на что–то очень запоминающееся, — это точно.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета