Толмачева, Элла рок во мне
...И по сей день не смолкают в кругах рок–критиков споры о том, существует ли такое понятие — "женский рок". Рискну предположить, что деление музыки на "женскую" и "мужскую" — изобретение представителей сильного пола, недаром большинство исследований и публикаций на эту тему — работы мужские. Да и то верно, что на 10 "мужских" рок–групп, дай Бог, 3 "женских" придется. Не углубляясь в дебри искусствоведения, замечу, что "женский" рок (если такое определение уместно) эмоционально глубже и чувственнее, если хотите — фатальнее. За примерами далеко ходить не надо: Дженис Джоплин, Сюзи Кватро, Янка Дягилева, Настя Полева... (список далеко не полный). А вот еще одна представительница прекрасного пола, посвятившая себя рок–музыке, петербургская певица саратовского происхождения Элла Толмачева прямо так и заявила: "Не знаю, как охарактеризуют критики тот музыкальный стиль, в котором я работаю, но точно могу сказать, что рок во мне".
Элла Толмачева: — Я никогда не могла замыкаться на своих чувствах, — испытывала острую необходимость поделиться своими эмоциями с другими. Я даже в любви призналась первой. А избранник мой ответил: "Это так прекрасно, Элка, ты пой!". И я начала петь. Но пела, как многие девчонки поют: напевала полюбившиеся мелодии, запомнившиеся строки... И вот в один замечательный день пришла в гости к своему хорошему другу — саратовскому композитору Славе Кареву. Взяла его гитару и... попыталась что–то сыграть. Возможно, Слава в сочетании этих звуков услышал нечто особенное... Так или иначе, он мне подарил гитару. Этот подарок и по сей день я считаю самым дорогим! Сколько себя помню, я всегда записывала свое внутреннее состояние небольшими стихотворными строчками. Так, в совокупности гитарных звуков и рукописных образов, появилась на свет моя первая песня, почти что детская — "Маленькая песчинка":
Маленькая песчинка сверкает на ладони.
Маленькая песчинка, а в ней — отражение Мадонны.
...Наверное, каждая моя песня — признание в любви, отражение моего внутреннего состояния...
— Все твои песни полны грусти. Почему?
— Настроение грусти мне очень близко. Я считаю, что каждая женщина красива в трагизме. Все чувства наиболее сильно раскрываются именно в трагизме: и любовь, и ненависть, и отчаяние. Таковы персонажи и моих любимых актрис — Катрин Денев и Роми Шнайдер. Я очень остро чувствую, что во мне уживаются даже не две, а множество женщин с различными характерами. И мне кажется, что каждая из моих героинь заслуживает внимания. Кстати, раскрыть это мне помог бывший супруг — фотохудожник. Работая над моими портретами, каждый раз он создавал новый образ, новый характер.
— Занимаясь музыкой, ты пытаешься поведать миру обо всех своих "воплощениях"?
— У меня не было цели стать певицей. Однажды, совершенно случайно, я увидела фильм "Эдит и Марсель", тогда я еще не знала, кто такая Эдит Пиаф. Но история жизни этой певицы во многом оказалась сродни моей. Тогда я подумала, что, может быть, я чем–то на нее похожа. Сейчас мне кажется, что все, абсолютно все события моей жизни толкали меня к тому, чтобы заняться музыкой.
— Твои публичные выступления начались с 1993 года. Ты очень быстро приобрела известность. Расскажи, как это произошло.
— Несколько раз я выступала на музыкальных вечерах Юрия Касьяника на Пушкинской, 10. Там я познакомилась с Анатолием Гуницким. Он первый поверил в меня и дал силы для дальнейшей деятельности. Анатолий предложил записать некоторые мои песни на радио. Сперва — первый акустический альбом, затем — второй. А позже предложил принять участие в фестивале (который устраивал АКВАРИУМ) "Рок–Рождество–93" в "Балтийском доме". Признаюсь честно, если бы тогда я знала, что буду выступать с очень известными группами (УЛИЦЫ, КАМИКАДЗЕ, ЭДИПОВ КОМПЛЕКС), я скорей всего испугалась бы. Я вышла на сцену сразу же после Рады Терновник. Казалось бы, два женских номера, один за другим, — рок–н–ролльной публикой это должно бы восприниматься довольно странно. Я очень переживала. Но, исполнив 7 или 8 песен, с удивлением услышала, что публика вызывает меня "на бис". И поняла, что песни мои приняли... Следующим отыграл программу Чиж, за ним — АКВАРИУМ...
— Почему в последнее время на сцене ты показываешься крайне редко?
— В Петербурге я стала ощущать себя иначе. Если раньше, в Саратове, я жила только духовными переживаниями, то здесь я столкнулась с трудностями иного характера. Сегодня, например, ты творишь. Завтра выносишь свои творения на суд аудитории. А послезавтра творения твои могут стать неинтересными. Все время надо создавать что–то новое. Первые два альбома (акустические) были созданы мной интуитивно, я практически не слушала никакой другой музыки. Но теперь пришло время настроиться на "новую волну". Я полюбила тяжелую музыку, а точнее, синтез различных музыкальных стилей (сама даже не ожидала, что панк, кор, метал, будут так близки моему внутреннему состоянию). Когда же назрела потребность играть в группе, я поняла, что доверить свои песни смогу только очень близкому человеку, духовно близкому. Мне пришлось отказаться от многих предложений питерских музыкантов и сделать единственный верный выбор. Он пал на Владимира Бредихина (экс–ЖИВЫЕ). Вовка, я считаю, делает аранжировки на уровне современных европейских стандартов. В нашей музыке сочетаются и авторское начало, и современный ритм. Порой кажется, что наша с Вовкой встреча была запланирована самой судьбой. Будто в Питер я приехала специально для того, чтоб с ним познакомиться. И чтоб он всецело взял на себя ответственность за создание и организацию нашего совместного проекта. Сейчас мы записали мини–альбом. Пять песен в "электричестве": "Розовый рассвет", "Уже ночь", "В небо!", "Невеста", "Колыбельная" и три в акустике: ремикс "Невесты", "Остров". Последней песне название пока не придумано.
— Где записывался альбом?
— Половина — в "Вайлд сайде", половина — на студии АНТРОП.
— С кем из музыкантов ты работаешь?
— Бредихин — ритм–гитара, Зопух — "металлическая" гитара, Илья Алексеев — барабаны, бас–гитарист — сессионный. Таков на сегодняшний момент состав группы Э.Л.Л.А.
— Э.Л.Л.А. — это не только имя вокалистки, но еще и аббревиатура?
— Э.Л.Л.А. — это такая концепция... нашего творчества. Такая уж сейчас эпоха — эпоха ломаных линий и рваных слов. Все гармоничное происходит из хаоса каких–то аномалий. Каждое чувство строится из отдельных подчувств и абсолютно негармоничных полутонов...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 1998 год в рубрике музыкальная газета