Pearl Jam
эволюция гранджа

Рок–н–ролл зародился еще в 50–е годы, а десятилетием позже такие группы, как THE ROLLING STONES, THE DOORS, THE WHO и LED ZEPPELIN, положили начало мировому рок–движению и появлению у этой музыки огромного количества фэнов. В 80–е годы им на смену пришли следующие супергруппы — U2 и REM, повторив, а возможно, даже перекрыв успех своих великих предшественников, взяв на вооружение их знаменитый имидж. Харизматичный фронтмен, один или несколько гитарных виртуозов, бунтарский дух и великолепная репутация "живой" группы — все это досталось в наследство ярчайшим группам 90–х годов, среди которых и PEARL JAM.

В жизни, как и в политике, почему–то всегда противопоставляют крайности, правое и левое, и лишь немногие вспоминают о таком понятии, как "середина". В случае с PEARL JAM именно такая картина. Есть куча поклонников, которые готовы любить Веддера и его команду до гроба, которые твердо уверены, что эта музыка им близка, и могут в любой момент рассказать о тех позитивных изменениях в своей жизни, что произошли благодаря увлечению PEARL JAM. Но есть и примерно такая же группа не менее убежденных ненавистников, которые их просто не понимают. Как видите, к музыке PEARL JAM равнодушным остаться очень трудно!

В истории группы, как и ее вокалиста Эдди Веддера, было много взлетов и падений, изменений в составе и простого непонимания со стороны. Принадлежность к сиэтлской гранджевой сцене еще не гарантировало признания, которое уже имели NIRVANA и SOUNDGARDEN. Но они прошли через все, выжили и доказали, что вовсе не случайно их мелодичный дебютный альбом "Ten" позволил им стать едва ли не самой последней из великих рок–групп нашего века. Рассматривая его содержание в ретроспективе (т.е. учитывая все последующие работы группы), хотелось бы отметить, что это один из самых грустных альбомов коллектива. Следует уточнить, что до того, как ребята оказались в студии, они отыграли всего несколько концертов. Еще не было той наигранности, которая пропитала мощью многие последующие записи PEARL JAM, и это слышалось, например, в "Even Flow", песне, которая впоследствии стала одним из излюбленных гастрольных треков группы. В ее альбомном варианте очень слабой выглядела ритмическая часть, впрочем, как и во многих других "неджеремивских" композициях ("Why Go", "Oceans", "Garden"). Другой бедой ранних PEARL JAM была рассеянность, бесцельные скитания, куда бы приткнуться — как лирически, так и музыкально. К счастью, эта неопытность компенсировалась несколькими по-настоящему великими шедеврами. "Alive" и "Jeremy" с наилучшей стороны демонстрируют талант рассказчика в лице Эдди Веддера. Не менее хороши и "Release" c "Black". Но вот если бы нашелся тогда добрый человек, который подсказал бы ребятам начать альбом не со слабенькой "Once", а с более колоритной "Release" (с которой они в будущем будут открывать большинство своих концертов), альбом пошел бы еще лучше.

Второй альбом "Vs." стал поистине связующим звеном между слушателями и музыкантами группы. Полминуты на разогрев — и ты внутри. Напористый дух "Go", стремительная развязанность "Anumal" обнажили настоящие корни PEARL JAM, которые теперь следовало искать в панк–роке. После перенесенного Веддером по завершении первого турне нервного срыва такая жесткость не могла не впечатлить. Однако этот альбом стал продолжением "Ten" и еще более укрепил позиции PEARL JAM как новых столпов рок–н–ролла, и гранджа в частности.

Ныне уже бывший ударник группы Dave Abbruzzese описал следующий альбом PEARL JAM "Vitalogy", как "кладбище по–настоящему классных песен на неприятно плохом альбоме". Многие считают этот альбом посвящением ушедшему в иные миры Кобейну, но они, наверное, забыли, что в свое время Курт чуть было не поставил крест на доброжелательном отношении к PEARL JAM, навесив на них ярлык "corporate cock–rock", что означало: PEARL JAM — это всего лишь кучка наркоманов, играющих рок, грандж или как его еще...

Не знаю, может быть, его смерть стерла их разногласия, но я бы поостерег некоторых от судейских настроений (не нам судить о жизни таких же смертных, как и мы!).

Несмотря на это, "Vitalogy" как плод, несомненно, одного из самых плодотворных периодов в карьере PEARL JAM заслуживает самых высших отзывов. В меньшей степени это три песни "Pry, To", "Bugs" и "Stupid Mop", единение которых происходит на почве их конфиденциального подтекста. Настоящими фаворитами альбома и золотыми песнями группы вообще скорее всего являются наводящий ужас трек "Last Exit", открывающий альбом; посвящение виниловой сорокопятке "Spin The Black Circle", едва ли не самая панковая вещь в дискографии PEARL JAM; весьма своеобразная "Nothungman" с необычайно нежным надломленным от усталости голосом Веддера; типично рокерская "Satan’s Bed" и эпохальная "Immortality", которая явно предваряла будущую работу с Нейлом Янгом. Сам же альбом ярко продемонстрировал искреннюю любовь Веддера к творчеству THE WHO, а также запечатлел момент, когда у Эдди открылось второе дыхание в написании воистину великих песен своего поколения.

Прошло два года. Никто не забыл о смерти Курта. Но, следуя змеиным повадкам, PEARL JAM скинул свою кожу, оболочку, характерную только для сиэтлской грандж–сцены. Что бывает, когда гнев спадает? Наступает осмысление содеянного, если хотите. В "No Code" не оказалось места для песен — наследниц "Jeremy", "Alive" или "Daughter", которые бы сразу определили его лицо, но мне показалось, что ребята намеренно не захотели этого делать. На протяжении всего альбома они по–юношески искали смысл своей жизни (удивляюсь, как это им до этого не пришло в голову). В композиции "Present Tense" Веддер прямо так и говорит: "Мне кажется, что становится все труднее найти свой путь в этой жизни". Немного удивило, что альбом содержит такую песню, как "Habit", и в ней PEARL JAM — да, да, именно PEARL JAM — критикует собственного же демона — наркотики. В остальном "No Code" представляет из себя универсальное пособие для молодого человека, который ищет смысл своей жизни. "Прошвырнувшись" по 13 трекам альбома, понимаешь: ответ на этот извечный вопрос постепенно перекочевывает с небес прямо в ад, потом опускается на грешную землю и прячется в любви и дружбе. Но в конце концов Эдди возвращается к своей знаменитой фразе из сингла "Who You Are": "I yam what I yam", замыкая круг, и уж очень показательной кажется его финальная речь, столь нетипичная для представителей жесткого гранджа: "Я не хочу думать, я хочу чувствовать". Сентиментальность, возведенная в концептуальность?

И теперь, после того, как PEARL JAM записал–таки альбом для себя и про себя, ребята возвращаются с новым творением "Yield", сущность которого еще предстоит раскрыть мне, вам и десяткам, сотням тысяч их поклонников во всем мире. Опираясь на первые впечатления, замечаешь, что новые тексты продолжают заложенную "No Code" тенденцию: "поменьше пыли, побольше злободневности". Как всегда, я советую людям суметь преодолеть старую людскую привычку сравнивать всех и вся. Самое главное — это вовремя осознать, что живем мы уже в совершенно другое время.

Новый альбом поражает своей диверсификацией. На 14 заявленных треках группа смогла совершить демарш по многим известным культурам, заглянув даже на Восток. На этот раз в титры диска попало гораздо больше имен, и очень отрадно, что Эдди теперь больше отдыхает. В альбоме чувствуется влияние многих групп прошлого, но открывать все секреты не в моих правилах — попробуйте догадаться сами. В любом случае, уверяю вас, лучшим впечатлением от альбома будет насвистывание себе под нос новых "куплетов" от Веддера и Компании.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета