Photek под присмотром вездесущей технологии
На вкладыше первого большого релиза лейбла Photek "The Hidden Camera" затененные фигуры, разговаривающие о чем–то на автостоянке. Снимок сделан так, что мы видим их через зеленый глазок охранной камеры, словно заговорщиков, пойманных с поличным всевидящей техникой, и наводит на мысли о паранойе, подозрении и незащищенности от произвола компьютерных систем, все более распространенных в последнее время.
Руперт Паркс — человек, стоящий за именем PHOTEK, — говорит об этом: "На что бы ты ни посмотрел через охранную камеру, все выглядит подозрительным, хотя в том, что происходит на этих снимках, нет ничего криминального, дело лишь в неправильном, предвзятом восприятии", и мы с ним совершенно согласны. Само по себе название PHOTEK несет в себе идеи света, дающего возможность видеть и технологии, позволяющие активно вмешиваться в то, что мы видим. Но вещи могут оказаться чем–то совершенно иным, нежели кажется на первый взгляд — это и пропагандирует музыку Руперта Паркса, прочно занявшую свое место в авангарде современной музыкальной индустрии.
Бескомпромиссный экспериментальный подход к отбору материала привел к своим результатам — Virgin (точнее, новое дочернее подразделение Science) заключила с Рупертом контракт на пять альбомов, что дало ему творческую свободу в осуществлении своих достаточно широкомасштабных планов и задумок: различных ремиксов, синглов и видеоработ, словом, всего, чего может желать музыкант. Еще несколько лет назад у того, кто делал альтернативную музыку, не было таких перспектив, как сегодня. В лучшем случае можно было потанцевать за синтезатором в каком–нибудь клипе на заднем плане, сейчас же положение круто изменилось. Конечно, контракт Алекса Риса с Island выглядит несколько внушительней, но Паркс всегда и везде поступал по–своему и никогда не руководствовался исключительно коммерческими мотивами. Что конкретно создало такой потенциал, заставивший Virgin подписать с PHOTEK контракт? Чтобы выяснить это, заглянем в прошлое.
Первой музыкальной любовью Руперта был джаз, но как большинство музыкантов, чья юность пришлась на конец 80–х, инструментами он пользовался преимущественно электронными. Становиться мультиинструменталистом ему не хотелось, но желание полностью контролировать все составляющие партии, входящие в произведение, привело к покупке сэмплера. Это случилось в 1991 году. PHOTEK сперва играл хардкор (от которого, по сути дела, было рукой подать до джангла), после увлекся брэйкбитом и раггой. Первые грамотные и законченные треки ему помог спродюсировать Роб Соломон (Rob Solomon), и эти работы были изданы лейблом Certificate 18 под вымышленным именем Studio Pressure. Более поздние записи, такие как "Aquarius" и "Sentinel", показали, что он способен делать oceanic techno, правда, с небольшой примесью драм–н–бэйса. Однако серия из шести загадочно оформленных дисков, вышедших за последнее время на лейбле Photek, наилучшим образом показывает, куда именно смещается его звучание. Естественное становится чужим и непонятным, а незнакомое — близким и доступным. То, что он делает, очень своеобразно, и это можно было бы сравнить разве что с работами техно–экспериментаторов, таких как Black Dog и Carl Craig, но сам Паркс настаивает на том, что он играет джангл: "В джангле больше ритма, чем где бы то ни было, не только барабанов и перкуссии, но и вообще — ритмов". Как в джазе, где общая стилистика определяется скорее состоянием души, нежели использованием определенных техник, музыка PHOTEK довольно сложна для идентификации. Большинство критиков отнесло трек "Metalheadz", "Into The 90S" к трип–хопу только за то, что его bpm не превышала 90 ударов в минуту, но PHOTEK верен себе, и даже среднего темпа механический фанк "The Hidden Camera" для него — это джангл. "Я просто исследую разные вещи и пытаюсь прийти к чему–то новому, — говорит Руперт Паркс. — Каждый раз мне все это нравится и каждый раз — по–разному. Я никогда не делал музыку для танцпола и появлялся в клубах лишь изредка — "для разведки рынка".
Видимо, в этом и кроется секрет его успеха — тот, кто гонится за фортуной, редко достигает цели — она чаще приходит сама, к самым трудолюбивым и настойчивым. Неудивительно, что музыка PHOTEK нравится многим — ведь она нравится прежде всего ему самому.
Руперт Паркс — человек, стоящий за именем PHOTEK, — говорит об этом: "На что бы ты ни посмотрел через охранную камеру, все выглядит подозрительным, хотя в том, что происходит на этих снимках, нет ничего криминального, дело лишь в неправильном, предвзятом восприятии", и мы с ним совершенно согласны. Само по себе название PHOTEK несет в себе идеи света, дающего возможность видеть и технологии, позволяющие активно вмешиваться в то, что мы видим. Но вещи могут оказаться чем–то совершенно иным, нежели кажется на первый взгляд — это и пропагандирует музыку Руперта Паркса, прочно занявшую свое место в авангарде современной музыкальной индустрии.
Бескомпромиссный экспериментальный подход к отбору материала привел к своим результатам — Virgin (точнее, новое дочернее подразделение Science) заключила с Рупертом контракт на пять альбомов, что дало ему творческую свободу в осуществлении своих достаточно широкомасштабных планов и задумок: различных ремиксов, синглов и видеоработ, словом, всего, чего может желать музыкант. Еще несколько лет назад у того, кто делал альтернативную музыку, не было таких перспектив, как сегодня. В лучшем случае можно было потанцевать за синтезатором в каком–нибудь клипе на заднем плане, сейчас же положение круто изменилось. Конечно, контракт Алекса Риса с Island выглядит несколько внушительней, но Паркс всегда и везде поступал по–своему и никогда не руководствовался исключительно коммерческими мотивами. Что конкретно создало такой потенциал, заставивший Virgin подписать с PHOTEK контракт? Чтобы выяснить это, заглянем в прошлое.
Первой музыкальной любовью Руперта был джаз, но как большинство музыкантов, чья юность пришлась на конец 80–х, инструментами он пользовался преимущественно электронными. Становиться мультиинструменталистом ему не хотелось, но желание полностью контролировать все составляющие партии, входящие в произведение, привело к покупке сэмплера. Это случилось в 1991 году. PHOTEK сперва играл хардкор (от которого, по сути дела, было рукой подать до джангла), после увлекся брэйкбитом и раггой. Первые грамотные и законченные треки ему помог спродюсировать Роб Соломон (Rob Solomon), и эти работы были изданы лейблом Certificate 18 под вымышленным именем Studio Pressure. Более поздние записи, такие как "Aquarius" и "Sentinel", показали, что он способен делать oceanic techno, правда, с небольшой примесью драм–н–бэйса. Однако серия из шести загадочно оформленных дисков, вышедших за последнее время на лейбле Photek, наилучшим образом показывает, куда именно смещается его звучание. Естественное становится чужим и непонятным, а незнакомое — близким и доступным. То, что он делает, очень своеобразно, и это можно было бы сравнить разве что с работами техно–экспериментаторов, таких как Black Dog и Carl Craig, но сам Паркс настаивает на том, что он играет джангл: "В джангле больше ритма, чем где бы то ни было, не только барабанов и перкуссии, но и вообще — ритмов". Как в джазе, где общая стилистика определяется скорее состоянием души, нежели использованием определенных техник, музыка PHOTEK довольно сложна для идентификации. Большинство критиков отнесло трек "Metalheadz", "Into The 90S" к трип–хопу только за то, что его bpm не превышала 90 ударов в минуту, но PHOTEK верен себе, и даже среднего темпа механический фанк "The Hidden Camera" для него — это джангл. "Я просто исследую разные вещи и пытаюсь прийти к чему–то новому, — говорит Руперт Паркс. — Каждый раз мне все это нравится и каждый раз — по–разному. Я никогда не делал музыку для танцпола и появлялся в клубах лишь изредка — "для разведки рынка".
Видимо, в этом и кроется секрет его успеха — тот, кто гонится за фортуной, редко достигает цели — она чаще приходит сама, к самым трудолюбивым и настойчивым. Неудивительно, что музыка PHOTEK нравится многим — ведь она нравится прежде всего ему самому.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 1998 год в рубрике музыкальная газета