Perforated Records
“...отойти от конкретных схем...”


Питерская электронная сцена на сегодняшний день находится на перепутье, когда старые, зарекомендовавшие себя в прошлом имена уже отгремели и никого не интересуют, а новые либо еще не появились, либо еще достаточно слабы. Последней точкой, подтверждающей эту мысль, стало московское награждение "Funny House Awards", где и НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ, и рижский DJ Янис уже получили призы за вклад в развитие электронной музыки в России. Если, допустим, "Funny House Awards" пройдет и на следующий год, то никто им эти призы повторно вручать не будет. Следовательно, дело стало за новыми именами. Как раз этой проблемой — открытием и раскруткой новых имен отечественной электронной сцены — и занимается питерский лейбл Perforated Records.

Отнюдь не рекламы ради я решил побеседовать на тему новых перспективных имен и о политике Perforated Records с его основателем и менеджером Анатолием Ковжуном, который параллельно является продюсером модного среди питерской публики электрического проекта P.C.P. Наша с ним беседа произошла в офисе одной из крупных музыкальных фирм города.

— Анатолий, как возникла идея создать лейбл по выпуску электронной музыки Perforated Records?

— Скорее от ощущения тоски. Подобной компании у нас не было и, как я понял, не предвиделось. Перед Perforated Records стоят конкретные задачи, причем задача заработать деньги стоит на втором месте.

— Какая же стоит на первом?

— Выпускать хорошую музыку. И именно электронику, потому что, как мне показалось, остальным музыкантом приходится тоже сложно, но они еще как–то могут пробиться — дать хороший концерт, в прессе "пошустрить", а для электронного музыканта это очень сложно. К тому же вся электроника сегодня построена на ди–джействе. Каждый ребенок с малолетства хочет стать не космонавтом, не продавцом мороженого, а ди–джеем. И самое интересное, мало кто понимает, что музыка, которую крутят ди–джеи, была написана музыкантами. Мне кажется, настала пора изменить столь основательный перекос.

— Так что же, Perforated Records вообще не будет записывать ди–джеев?

— С нами согласился сотрудничать DJ Слон, но он не будет сводить и делать master mix, а будет записывать именно ту музыку, которую он сам и сочинит.

— Кстати, трек DJ Слона "Странное Варево" на вами подобранной компиляции "Perforation" чертовски хорош. Возникает вопрос об авторстве. Не использовал ли Слон обилие сэмплов? Он ли сочинитель? Если даже и он, то почему мы раньше ничего не слышали об его сочинительстве? Мне кажется, любой нормальный человек, сделав одну приличную вещь, обязательно должен попытаться "выдать" хотя бы еще одну.

— Эту вещь Слон записал в декабре 1996 года, и я могу всех заверить, что его авторство подтверждено. До этого он нигде не "засвечивался" оттого, что несколько лет серьезно ставил пластинки, занимался подбором, вслушивался в звук; он знает, что такое техно, как оно "вставляет" в людей и почему. Он знает, под какую вещь пляшут, а под какую нет; что такое современный звук, куда он развивается — это Слон знает досконально. DJ Слон один из немногих ди–джеев в Питере, который знает про техно все. Наверное, характерно, что первый же трек, который он записал в студии, получился отменным.

По поводу сэмплов на "Странном Вареве" я также задавал ему вопрос, на что Слон утвердительно ответил об их отсутствии. Я ему поверил на слово, иначе сэмплы были бы указаны на вкладыше, как это случилось с другими проектами. Насколько я помню историю, Слон пришел на студию и под четким руководством тамошнего специалиста за одну ночь записал этот трек и остался доволен результатом. Если бы у Слона было побольше денег на тот момент, то, возможно, мы бы услышали целый альбом. Мне кажется, что Слон — артист с большой буквы и его последующие работы обязательно будут интересны.

— Я знаю, что вы лично отбирали композиции на сборник "Perforation". Чем вы руководствовались в своем выборе? До меня дошла история, как вы выбрали буквально первый попавшийся трек группы СИНТЕТИКА, который, на мой взгляд, отнюдь не лучший и не отражает целиком их творчество.

— На тот момент у СИНТЕТИКИ не было отлично звучащих вещей вообще. У них не было "зафиксированного" материала на хорошем, студийном уровне, и мне было все равно, какой композицией их представить. Мне было важно "засветить" группу СИНТЕТИКА с возможным расчетом на то, что мы будем работать с ними в будущем. СИНТЕТИКА играет медленную музыку: даб, трип–хоп, амбиент, транс–амбиент. Такие стили никак не укладывались в структуру сборника; поэтому ту их единственную технодорожку "The Lands", которую я первой же и услышал, решил поставить на "Perforation". И еще, пожалуй, одно: если "The Lands" послушать не с кассеты в "мыльнице", а в "киловаттах", то это "пропрет".

— Какая была концепция сборника "Perforation"?

— Концепция — не стандарт. Питерский в основном. Хотя на сборнике присутствуют люди и из Киева, из Москвы, из Риги. Мне хотелось сделать сборник по возможности более живым. В принципе, каждая сторона тех двух кассет сборника несет свое настроение — одна кассета более "попсовая", другая более экспериментальная. Одна красного цвета, другая черного. Когда я выстраивал порядок композиций, то старался, чтобы даже крайне разные дорожки могли восприниматься одна за одной. Понимаете, на Западе с выпуском электронных сборников нет никаких проблем: любая фирма, захотевшая записать, скажем, что–то в стиле "элекро–джаз–хип–хоп", подберет массу коллективов, играющих в нужном направлении. У нас же ситуация в корне иная: каждый играет, кто во что горазд. Еще раз повторю, составить более–менее объективно однородную электронно–танцевальную компиляцию было нелегко. Но, по–моему, мне это удалось.

— Чем обусловлено столь богатое представительство участников группы НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР на этом сборнике? На "Perforation" мы можем найти отдельный трек как самих "ножей", так и сольные вещи Олега Кострова и Олега Гитаркина, выступающего под псевдонимом ЗОЛОТЫЕ МИКРОБЫ.

— Все перечисленные вами дорожки достаточно разные, мне они понравились, и я включил их в сборник. Скажем, композиции ЗОЛОТЫХ МИКРОБОВ и НОЖА ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР действительно не похожи друг на друга, они стилистически разнятся. То, что делает Костров, это отдельная история. Я знаком со многими его вещами, к тому же его "Будь что будет" просто идеальная песня для концовки двойного сборника. Приведу еще один пример из заданной вами области: на "Perforation" присутствуют такие киевские проекты, как YEHUANAH (ИГУАНА, — прим. авт.) и TAUROS. Так вот, к сведению, YEHUANAH — псевдоним человека, выступающего за TAUROS. Но за этими двумя названиями настолько различная музыка, что мне показалось объективным представить их здесь.

— Собирая компиляцию, вы успели познакомится с творчеством многих питерских электронных композиторов. Кто же сегодня, по вашему мнению, является флагманом питерской электронной сцены?

— Я сильно сомневаюсь, есть ли он вообще...

— А целью Perforated Records не является ли открыть имя, которое станет лицом питерской электроники?

— Мы пробовали двигаться в этом направлении, открыли никому не известное ранее имя — группу P.C.P., но, видите, "флагман" из нее не вышел. Конечно, они могут заявлять так, в точности как и другие...

— Насколько я знаю, вы отвечали и за оформление обеих кассет. Почему у них такая неприглядная обложка, сделанная как будто специально для того, чтобы их никто не купил?

— Я пытаюсь отойти от конкретных схем, которые находятся у человека в сознании. Техно, по моему разумению, — вещь очень серьезная, и расхожее представление о том, что техносборник должен быть оформлен какой–нибудь яркой многоцветной компьютерной заливкой, а сверху должна быть наклейка с названием стиля, не верное. Если слушатели любят техно, то они его купят и без наклейки.

— Поскольку Perforated Records и группа P.C.P. (PERFORATED CEREBRAL PARTY, — прим. авт.) называются почти идентично, то какая связь между этими музыкальными образованиями?

— Мы возникли практически одновременно. Появилась идея сделать лейбл и выпустить первый релиз новой команды. Так и лейбл, и первая записавшаяся на нем команда называются с намеком друг на друга. Создавая лейбл, я рассчитывал, что группа P.C.P. станет его визитной карточкой, хотя изначально слово "perforated" появилось в названии группы.

— Насколько выпуск компактов себя оправдывает? Хотя бы на примере P.C.P. ?

— В случае с P.C.P. убытка не случилось. Дело в том, что мы работаем в безвоздушном пространстве, где вообще очень сложно с выпуском чего–нибудь, с раскруткой, ну а тем более с продажей. Года через два, может раньше, ситуация должна поменяться; на мой взгляд, в Питере сейчас начинает твориться нечто интересное, и если этим не заниматься, оно пройдет мимо нас и интересные, питерские проекты просто уплывут в другие места.

— Есть ли тот современный танцевальный стиль, на котором бы сфокусировалось внимание Perforated Records?

— Может быть, я повторюсь, но наш лейбл основной упор будет делать на так называемый "нестандарт".

— Даже "нестандарт" пошел разный...

— Я не могу ответить однозначно, так как в Питере устоявшихся стилей просто нет. В Питере идет эксперимент по сплавлению того, что хочется играть, с тем, какие возможности у тебя есть. В итоге получается нечто совершенно новое, чем очень восхищаются иностранцы. Как менеджер могу сказать, что Perforated Records будет выпускать джангл со всеми его разновидностями, трип–хоп, и отдельно мы хотим начать кампанию по выпуску винила для танцевальной аудитории, для клубов, для ди–джеев.

— Но тогда рынок еще больше сужается. Мы же знаем, что тех, кто танцует, гораздо больше, чем тех, кто играет.

— Естественно. В Питере, к примеру, я найду всего двух–трех ди–джеев, которые заинтересуются пластинками с нарезанным арт–кором; столько же я найду в Москве...

— И это будет себя оправдывать?

— Если выпустить 1000 пластинок, то, конечно, это себя не оправдает и я буду похоронен под этими коробками. Есть идея получше: проникнуть с этим винилом на Запад и устраивать гастроли наших команд там. Ведь на Западе есть и рынок сбыта, и налаженная индустрия продаж, и этот пресловутый промоушн, и черт в ступе.

— Это не кажется вам несколько утопической идеей?

— Открою небольшой секрет: у Perforated Records уже есть некоторые связи с Лондоном, в частности, с менеджером нашумевшего в прошлом проекта JHANA Фалконом Стюартом, который сейчас интересуется нашей сценой.

— Тогда только остается пожелать вам и Perforated Records в целом творческих и коммерческих успехов.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета