Башлачев, Александр
Александр Башлачев


Поэт и автор песен Александр Башлачев был, вне всяких сомнений, одним из наиболее значительных явлений, когда–либо появлявшихся на отечественном музыкально–поэтическом небосклоне. Его многослойные, полные неожиданных ассоциаций и отдаленных аллюзий, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихи–песни, в которых архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок–бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество сосуществовали на равных, принадлежат к лучшим страницам отечественной поэзии.

Александр Башлачев родился 27 мая 1960 в Череповце Вологодской области. В 1982 году закончил факультет журналистики Уральского государственного университета в Свердловске, после чего вернулся в Череповец и работал в местных молодежных газетах. В этот период он близко сошелся с местным рок–сообществом, публиковал проблемные статьи о рок–н–ролле и даже писал тексты для главной череповецкой группы РОК–СЕНТЯБРЬ. Примерно в 1983 г. он неожиданно для многих (а возможно, и для себя) начал писать стихи, сразу же поразившие всех, кто их слышал. В сентябре 1984 г. состоялась его встреча с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, который поддержал и воодушевил его. Месяцем позже Башлачев уже оставил Череповец и весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей все новыми и новыми песнями.

В марте 1985 г. состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде, когда он вместе с Юрием Шевчуком спел несколько песен на неофициальном концерте в зале медицинского училища (запись этого концерта была издана фирмой Manchester Files под названием "Кочегарка"). На следующий год он окончательно выбрал местом жительства Ленинград. Там он вступил в местный Рок–клуб, участвовал в устном выпуске журнала "Рокси", работал в знаменитой котельне "Камчатка" и выступил на Пятом Ленинградском фестивале в июне 1987 г. — фрагменты его выступления были отсняты для фильма Алексея Учителя "Рок".

Тем же летом Башлачев появился на фестивале в подмосковной Черноголовке, принял участие в работе над фильмом Петра Солдатенкова "Барды проходных дворов" (в прокате "Игра с неизвестным"), однако по неясным причинам отказался сниматься, а в октябре выступил на семинаре рок–клубов в Свердловске. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева (СашБаша, как звали его все друзья) для пластинки на ленинградской "Мелодии" (на второй стороне должен был звучать Юрий Наумов) так и не увенчались успехом.

Последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого не до конца открылись и сегодня, хотя, возможно, взойдя на свой поэтический Олимп, он оказался там в психологической изоляции, испытывая дефицит адекватного понимания.

В начале 1988 г. в настроении СашБаша, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (один из которых в ДК МЭИ 9.01.88 даже был заснят на видео) и был с восторгом принят большой аудиторией. Планировал новые концерты, однако 17 февраля, уже по возвращении в Питер, Александр Башлачев покончил с собой, выбросившись из окна квартиры, где он в то время жил, — похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом долгого и мучительного выбора. Позднее, в том же году, родился его сын Егор.

За короткий промежуток времени Башлачев создал более шестидесяти песен, принадлежащих к его "золотому запасу". Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.

Его влияние заметно во многих песнях Константина Кинчева, Виктора Цоя, Дмитрия Ревякина, Святослава Задерия и многих других. В ноябре 1990 г. в ДС в "Лужниках" прошел грандиозный концерт его памяти, участие в котором приняли практически все звезды отечественного рока — все вместе, пожалуй, в последний раз. Московский критик Илья Смирнов, один из организаторов концерта, очень точно определил этот период романтического единства на отечественной сцене башлачевским выражением "Время колокольчиков".

В 1991 г. питерское издательство "Новый Геликон" выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов А. Башлачева "Посошок". Начиная с 1989 г. вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт–дисков с записями Башлачева (нередко это концертные записи далеко не всегда адекватного качества).

17 февраля 1998 года в Санкт–Петербурге в ДК им. Горького "СП–Концерт" проводит вечер памяти поэта, певца и музыканта Александра Башлачева: именно в этот день исполняется десять лет с того печального момента, когда он ушел из жизни. С исторической дистанцией в полтора десятилетия, отделяющих нас от Башлачева, отечественный рок обрел своего, вероятно, крупнейшего, наиболее яркого и самобытно поэта. Его образная, богатая метафорами и аллюзиями, смешивающая высокий штиль и уличную лексику, трагический пафос и ироническое скоморошество, отсылающая то к классическим источникам, то к бытовым реалиям поэзия ставит СашБаша в один ряд с крупнейшими фигурами в истории русской литературы, а его чисто рок–н–ролльный запал, фантастическая энергетика, ошеломляющий дар сопереживания, способность передавать слушателям тончайшие движения своей души заставляют говорить о нем как о звезде рок–н–ролла.

Биография СашБаша на редкость бедна событиями; расцвет его поэтического дарования пришелся на короткий период в три — четыре года, между 1983 и 1987 гг.; его художественная эволюция поражала своими темпами и привела его от коротких (и порой ироничных) песен к сложным, многоплановым эпическим поэмам и не имеющей аналогов работе с лингво–историческими корнями поэтического слова. Он ушел, как и пел, стремительно и безвозвратно.

Кто–то скажет, что печальный юбилей — не самый лучший повод для концерта. Кто бы спорил... Впрочем, можно считать его посвященным пятнадцатилетию с начала творческой биографии Башлачева. С другой стороны, хочется верить, что это будет не шоу (наподобие того, что я с содроганием наблюдал в день памяти Владимира Высоцкого на экране ТВ), не лишний повод напомнить о себе, любимом (чем регулярно занимаются некоторые вышедшие в тираж герои вчерашних дней на разнообразных мемориальных акциях — увы, их становится все больше), а именно вечер памяти, когда можно будет собраться вместе — вспомнить, погрустить, улыбнуться, лишний раз напомнить себе о Вечности и быстротечности нашего бытия.

Желание принять участие в этом вечере выказало множество людей: друзья и коллеги СашБаша, журналисты и продюсеры, которым посчастливилось жить и работать с ним, а также музыканты младших поколений, которые хотели бы выразить свою признательность человеку, во многом изменившему все наши представления о взаимоотношениях поэтического слова и рок–н–ролла. Среди них Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов, Святослав Задерий, Жанна Агузарова, Леонид Федоров, Олег Гаркуша, Сергей Рыженко, Дюша Романов и ТРИЛИСТНИК, КОЛИБРИ, Всеволод Гаккель и VERMICHELLE ORCHESTRA, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ, Вадим Степанцов, Алексей Рыбин, Александр Васильев, Юрий Ильченко. Своими воспоминаниями о Саше Башлачеве хотели бы поделиться Марина Тимашева, Илья Смирнов, Александр Липницкий. Вести вечер будет Артемий Троицкий, некогда первым открывший звезду по имени СашБаш. Художественное оформление сцены принадлежит кисти Кирилла Миллера.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета