Hammill, Peter Everyone You Hold
(p) & (c) 1997 Fie Records 9tks/52mins
Уж 30 лет минуло с тех пор, как вышел в свет дебютный альбом VAN DER GRAAF GENERATOR, а голос Питера Хэммила звучит сегодня все так же убедительно, как и в те далекие времена. Разве что агрессии в нем немного поубавилось да хаотичности. В целом же — никаких признаков творческого старения. Причина этого кроется, наверное, в том, что за все эти годы Хэммил сумел не утратить своего самого главного качества — умения удивляться. Мир по–прежнему кажется ему огромной загадкой, разгадывать которую суждено до конца дней.
Каждая песня на альбоме — не просто так песня, а всегда размышление на тему. Хэммил, наверное, единственный в своем роде музыкант, который занимается таким странным делом, как "философствование под музыку". Если читать его наполненную аллегориями поэзию отвлеченно от музыки, может сложиться впечатление некоторой несуразности или даже наивности, но стоит включить CD–проигрыватель — и все сразу становится на свои места. Тексты обретают динамику, эмоциональное наполнение, и на протяжении всей песни мы можем чувствовать, как развивается мысль. А мысли у Хэммила как всегда рождаются очень неординарные, что вполне соответствует его нестандартному, очень, так сказать, глубоко субъективному мироощущению. Так, например, в песне "Personality" Хэммил ставит под сомнение наличие целостности человеческой личности и приходит к выводу, что она есть не что иное, как набор совершенно самостоятельных и независимых друг от друга сущностей, вызываемых "к рулю" нашим "примитивным началом" в зависимости от конкретной жизненной ситуации. "My brother’s keeper / under no lock or key / will you always look out for me?" — поет Хэммил здесь голосом отчаяния и растерянности. Даже не представляю, как по–другому можно было бы передать это ощущение "потерянности в себе".
Можно сколько угодно обвинять Хэммила в музыкальном "отшельничестве" или даже отсутствии вкуса (что не раз делали некоторые любители академической музыки), однако именно эта самодостаточность и самостоятельность его творчества позволяют проникать туда, куда с традиционным одномерным подходом не попасть никогда. Такую музыку слушать непросто, но все же попробуйте проникнуть во внутренний мир музыканта, синхронизировать его и свои мысли и чувства — тогда, возможно, вы сможете прорвать оковы своего традиционного восприятия и увидите мир в совершенно другом свете, таким неясным, хаотичным и ускользающим от постижения, каким он представляется музыканту.
Кажется, до сих пор ни слова не было сказано о том, какие музыкальные краски использовал Хэммил при создании нового альбома. Это вполне объяснимо. Как известно, хороший художник тот, чей изобразительный метод не бросается в глаза, то есть не привлекает первоочередного внимания. Именно так и выполнен альбом "Everyone You Hold". Электронно–гитарные звуковые ландшафты, меланхоличная скрипка, а также минималистические клавишные служат "мягкой подстилкой" для главного инструмента Хэммила — его голоса. Много и не раз говорилось про его склонность к оперным интонациям и длинным высоким нотам, но важно, пожалуй, лишь одно: Хэммил как ни один другой музыкант способен передавать голосом любые оттенки эмоций, сохраняя при этом классическую гармонию. За это его любят очень многие слушатели, даже те, кому философские размышления музыканта совершенно "до лампочки".
Уж 30 лет минуло с тех пор, как вышел в свет дебютный альбом VAN DER GRAAF GENERATOR, а голос Питера Хэммила звучит сегодня все так же убедительно, как и в те далекие времена. Разве что агрессии в нем немного поубавилось да хаотичности. В целом же — никаких признаков творческого старения. Причина этого кроется, наверное, в том, что за все эти годы Хэммил сумел не утратить своего самого главного качества — умения удивляться. Мир по–прежнему кажется ему огромной загадкой, разгадывать которую суждено до конца дней.
Каждая песня на альбоме — не просто так песня, а всегда размышление на тему. Хэммил, наверное, единственный в своем роде музыкант, который занимается таким странным делом, как "философствование под музыку". Если читать его наполненную аллегориями поэзию отвлеченно от музыки, может сложиться впечатление некоторой несуразности или даже наивности, но стоит включить CD–проигрыватель — и все сразу становится на свои места. Тексты обретают динамику, эмоциональное наполнение, и на протяжении всей песни мы можем чувствовать, как развивается мысль. А мысли у Хэммила как всегда рождаются очень неординарные, что вполне соответствует его нестандартному, очень, так сказать, глубоко субъективному мироощущению. Так, например, в песне "Personality" Хэммил ставит под сомнение наличие целостности человеческой личности и приходит к выводу, что она есть не что иное, как набор совершенно самостоятельных и независимых друг от друга сущностей, вызываемых "к рулю" нашим "примитивным началом" в зависимости от конкретной жизненной ситуации. "My brother’s keeper / under no lock or key / will you always look out for me?" — поет Хэммил здесь голосом отчаяния и растерянности. Даже не представляю, как по–другому можно было бы передать это ощущение "потерянности в себе".
Можно сколько угодно обвинять Хэммила в музыкальном "отшельничестве" или даже отсутствии вкуса (что не раз делали некоторые любители академической музыки), однако именно эта самодостаточность и самостоятельность его творчества позволяют проникать туда, куда с традиционным одномерным подходом не попасть никогда. Такую музыку слушать непросто, но все же попробуйте проникнуть во внутренний мир музыканта, синхронизировать его и свои мысли и чувства — тогда, возможно, вы сможете прорвать оковы своего традиционного восприятия и увидите мир в совершенно другом свете, таким неясным, хаотичным и ускользающим от постижения, каким он представляется музыканту.
Кажется, до сих пор ни слова не было сказано о том, какие музыкальные краски использовал Хэммил при создании нового альбома. Это вполне объяснимо. Как известно, хороший художник тот, чей изобразительный метод не бросается в глаза, то есть не привлекает первоочередного внимания. Именно так и выполнен альбом "Everyone You Hold". Электронно–гитарные звуковые ландшафты, меланхоличная скрипка, а также минималистические клавишные служат "мягкой подстилкой" для главного инструмента Хэммила — его голоса. Много и не раз говорилось про его склонность к оперным интонациям и длинным высоким нотам, но важно, пожалуй, лишь одно: Хэммил как ни один другой музыкант способен передавать голосом любые оттенки эмоций, сохраняя при этом классическую гармонию. За это его любят очень многие слушатели, даже те, кому философские размышления музыканта совершенно "до лампочки".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике музыкальная газета