Грабко, Олег
два в одном, или 6+4=10


"Двадцать лет назад грохнулась такая группа ВАГАНТЫ, где я играл, вот это юбилей!!! Из–за тотального отсутствия музыки и информации о ней в те времена я, как и все, ходил по музыкальным толчкам и многих людей в нынешнем музыкальном бизнесе знаю именно оттуда. До 1986 года я думал, что я музыкант, а потом понял, что не смогу пробиваться сам, и ушел в другой бизнес — каждому свое," — рассказывает Олег Грабко, генеральный директор ЗАО Бомба–Питер и издательства Manchester Files.

Кто такие, сколько лет?

1 февраля Бомба–Питер, снабжающая меломанов музыкальной продукцией, отметила четырехлетие, а издательству Manchester Files исполнилось уже шесть лет. Поскольку две эти структуры существуют неотъемлемо друг от друга, имеет смысл поздравить эту связку с общей, в итоге круглой датой. Редко встретишь на страницах газет и журналов продюсеров, менеджеров, директоров, звукорежиссеров и многих других, стоящих за кулисами шоу–бизнеса. День рождения — хороший повод побеседовать с главными, теми, кто лучше нас сможет объяснить, что и почем продать и стоит ли вообще...

Издательство Manchester Files зарекомендовало себя в Петербурге, как единственная музыкальная издательская фирма, позволяющая себе регулярно и в немалом объеме выпускать кассеты (как аудио, так и видео) и компакт–диски так называемых "малоизвестных исполнителей некоммерческого жанра", классической музыки, а также редких архивных записей столпов российского рока. А все началось с горячей любви к рок–н–роллу и открытия невзрачного рок–магазина на окраине города Петербурга (ул. Манчестерской, д. 10, откуда, собственно, и возникло название). Олег Грабко продолжает рассказ:

— В те времена группы могли зарабатывать только на концертах, да и то не очень, а профессионального распространения записей не было, хотя пиратские киоски и студии звукозаписи существовали. Тогда , после нас, как грибы после дождя, появились Rock Island, Фенька и пр. рок–шопы, специализированные магазины начинали разрастаться и в Москве, и в Питере... Появилась структура профессионального распространения этой неофициальной тогда музыки. Параллельно с продажей Manchester начал издавать записи. Сначала нашим продюсером был Андрей Бурлака, потом другие, а сейчас замечательный продюсер Игорь "Панкер" Гудков. Первое, что было издано, — это группы АУКЦЫОН "Птица", потом БГ "Песни, стихи" на MC; компакт–диски появились только в 1996 году.

— Так и появилась Бомба?

— Не совсем. У меня была такая толстая брошюра с телефонами молодежных культурных центров всех городов нашей необъятной страны. Я просто сидел на работе и для того, чтобы как можно больше народа с нами познакомить, набирал их номера и предлагал сотрудничество. Так и дозвонился до МКЦ Вильнюса и говорю: "Вот мы тут рок–н–роллом занимаемся". А они: "А у нас фирма Зона есть, тем же занимается". Это был будущий директор вильнюсской БОМБЫ Римас Алишаускас. Я сразу поехал к ним знакомиться, заодно и затовариться их виниловой продукцией. Мы подружились, тогда взял я у них DEAD CAN DANCE, COCTO TWEENS, HAPPY MONDAYS (всю "независимость" от 4AD и MUTE), привез в Питер продавать. Поэтому одно время наш магазин называли "ZONA". Затем "ZONA" разделилась на две фирмы, на Зону и на Бомбу, последняя сразу с винила перешла на компакты. В Питере тоже начал складываться рынок легальных компакт–дисков, и цивилизованная продажа их здесь стала актуальна. Так образовалась целая сеть фирм в разных городах: московская Бомба, питерская, екатеринбургская... Сейчас по стране порядка двадцати Бомб, независимых, но объединенных одним фирменным знаком. Бомба учится продавать консервированную в кассетах и компактах музыку. А Manchester остался, несмотря на закрытие магазина, как продюсерско–издательский центр.

Любовь и бизнес

— Говорят, то, что выпускает Manchester, никому не нужно...

— Пусть говорят. Мы субъективны в выборе репертуара, но на это есть несколько причин. У нас есть горячее желание помогать хорошим музыкантам, гениальным или просто талантливым. Естественно, мы берем, что под рукой, а иногда добираемся до Нижнего Новгорода, как получилось с Полковником. У нас есть и вполне коммерческие проекты — БГ, АУКЦЫОН, Шевчук — спасибо им, что помогают. Одно другое должно тянуть, нельзя все время зарабатывать.

— Получается, что Бомба зарабатывает на Manchester?

— Бомба помогает продавать, но сейчас Manchester уже в состоянии окупаться сам. У нас в России тиражи одного наименования пока не могут превысить отметки 10 тысяч компакт–дисков, а средний тираж — тысяча. В Петербурге больше трехсот компактов молодых музыкантов продать просто невозможно, пока это слишком дорогой формат для российского потребителя музыки. Но мы справляемся и малыми тиражами, молодые группы в основном издаются на кассетах.

— Что у Manchester лучше продается?

— Героически много мы продали АКВАРИУМА, но надо учесть, что Москва не очень любит продавать то, что издается в Питере. Бомбе легче продавать западные новинки: в прошлом году лидировал Ник Кейв, в этом — безусловно, PRODIGY. Все новые альбомы Элтона Джона хорошо продаются. Хорошо идут и советские сборники.

— Почему бы Manchester не подзаработать на попсе?

— Потому что попса — это просто на сленге плохая музыка; двадцать лет назад мы ругательно такую музыку называли "совок". А подзаработать можно просто — разгрузить вагон, спекульнуть и т.д. Мы работаем с тем, что считаем настоящим, и для будущего. Повезет — это будут слушать наши дети, что будет нам большим утешением, чем пенсия.

— А что слушает директор дистрибьюторской фирмы?

— 70 процентов от всего — это насилие над собой, слушать приходится много. А люблю я, конечно, старую музыку — THE BEATLES, LED ZEPPELIN, PINK FLOYD — это настолько стандартно! Помню, что из нового меня PORTISHEAD, NO DOUBT и еще что–то не раздражает...

— Как ты принимаешь решение, издавать ту или иную музыку или не издавать? Нравится — не нравится?

— Да нет, я еще даю послушать кругу своих друзей, к чьей рекомендации прислушиваюсь. Мне не стыдно ни за один проект: кого–то мы просто издаем небольшими тиражами на MC, кого–то продюсируем, как Полковника, МАШНИН БЭНД, P. C. P., р. Хотим заняться группой КУКРЫНИКСЫ, может быть, склонюсь работать с группой ГРЭЯ. Только что закончили новый альбом Полковника — хороший, сильный, гораздо лучше первого. На все вкусы нельзя рассчитать, но мне просто нравится работать с этими музыкантами. Получается, что я работаю не с профессиональными музыкантами: Полковник сейчас работает на радио, телевидении; Машнин — главный редактор "Пятого колеса" и т. д. С профессионалами сложнее — я не умею нянчиться с людьми, тем более со взрослыми, а Дима Гройсман спокойно может стукнуть по голове звезду, на которую молятся миллионы людей. Сейчас мы работаем над серией Сергея Курехина из пяти кассет. Я давно уже мечтаю издать сборник видеоклипов: сначала выйдет сборник 80–х, а вообще мы думаем, что это будет целая серия кассет. Я столкнулся с тем, что клипы, которые мы снимаем, некуда девать — телевидение их не берет в ротацию, а сборник на видео найдет свой выход в народ. Издадим новый альбом Полковника к 8 марта, подарок нашим любимым женщинам. А еще у нас много разных идей и больших планов, но пока об этом говорить рано.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета