DJ Spooky
крестный отец “иллбиента”

Нью–йоркский ди–джей Spooky назвал свою музыку иллбиентом. Комбинирование эмбиента, хип–хопа с влияниями даба, трип–хопа и джангла — вот что такое иллбиент. Эта новая форма музыкального звучания возникла на родине самых андерграундных вечеринок в Lower East Side в Нью–Йорк Сити, где Spooky впервые играл как ди–джей и где вышел его первый дебютный альбом "Songs Of A Dead Dreamer". На сегодняшний день DJ Spooky является одним из наиболее известных и интересных музыкантов, работающих на американской иллбиент сцене, которая, кстати, стоит отдельно от основной части близлежащих направлений и музыкантов (таких как DJ Shadow, UBERZONE и CRYSTAL METHOD).

Музыка Spooky является синтезом эмбиентных звуков и битов (иногда неторопливых и ленивых, как в хип–хопе, а иногда быстрых и франтоватых, как в джангле). Из принципиальных соображений Spooky не работает с другими музыкантами. Все вокальные партии, которые есть в его композициях, сэмплированы из его странноватых музыкальных коллекций, таких как различные саундтреки и специальные записи с эффектами. Желая отразить в своей музыке урбанистическую романтику, Spooky неоднократно делал вылазки на улицу для записи шумов нью–йоркских улиц: "Я поражен красотой уличных звуков. Когда я слышу сирены проезжающих мимо машин, я сливаюсь с ними. Я слышу, как они отражаются от стен близлежащих домов, интерферируют, перекликаются между собой. Это создает необычайно интересные эффекты, которые потом можно смоделировать с помощью сэмплера. Поэтому я записываю, обрабатываю их и конструирую из них же непрерывный свистящий, гудящий, рефлектирующий поток звуков. Это — иллбиент".

"По своей сути Нью–Йорк — это сумасшедший, находящийся в постоянном движении и развитии город. Он шумен и загрязнен продуктами все разрастающейся индустрии. Он полон самых фантастических пейзажей. Мой эмбиент — это нечто, напоминающее Нью–Йорк. Даже Брайен Ино в своих первых эмбиентных работах использовал звуки продуктов урбанистической цивилизации — звуки аэропортов. Моя идея проста. Когда я пишу музыку, я стараюсь создать такую звуковую среду, в которую люди хотели бы окунуться ментально и физически. Если хочется, то можно в ней потанцевать, а если нет, то можно просто сесть и наблюдать, слушать."

Наш герой, также известный как That Subliminal Kid и как Paul D. Miller (кстати, это его настоящее имя), назван журналом "Rolling Stone" лучшим ди–джеем года 95–го. Благодаря своей коллекции интересной музыки 70–х его быт всегда отличается оригинальностью. "Я беру лупы со старых записей 70–х, таких как ISLEY BROTHERS. Но также я люблю использовать классные сэмплы с записей исполнителя джаза на органе Jimmy Smith или некоторых джаз–роковых команд. Являясь настоящим детищем своего времени, Spooky не только занимается ди–джеингом и созданием музыки, он еще увлекается написанием различных эссе, научно–фантастических рассказов, лекций, делает графические мультимедиа–презентации. Приятно, что существуют такие люди. И вдвойне радостно, что за ними идут другие.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета