Владивосток в звуке
Владивосток в звуке


Говоря о таком явлении, как музыка Владивостока, трудно просто "написать об этом". Здесь надо пожить, понять, влиться в город, ощутить его магнит, — это возможно лишь изнутри. Он относится к категории "город–друг". Настоящие друзья — навсегда вне понятия времени. Будучи закрытым до начала 90–х за счет своей индивидуальности, дальности и "портовости", Владивосток не давал почувствовать дефицит в общении с элементами так называемой субкультуры "загнивающего капитализма". Напротив, из–за морей стекались в нужные места по каплям пластинки, пресса, атрибутика и прочее, где все анализировалось и приобретало некую форму и нужное выражение.

"Замкнутый в систему" Владивосток уже тогда был одним из самых свободных среди своих морских собратьев. Почему — никто не знает и не хочет задумываться.

Владивостокский Городской рок–клуб был рожден в 1986 г. и сформирован по технологии питерского, но в отличие от ЛГРК отличался большей демократией внутри. Рабочий принцип — рубиться до конца, по полной схеме — от А до Я. Это правило, возведенное в закон, чтят все члены ВГРК. Первое время некоторые громкие концерты так и называли: не иначе как БОРОДИНО.

У истоков инженерии всего этого явления стояли образованные (каждый с своей сфере собственности) и необходимые ко времени личности.

Президент клуба — Леонид Бородин, человек очень устремленный и жестко требовательный к себе и музыкантам, стал отцом и консультантом для всех начинающих музыкантов как нашего города, так и других отдаленных мест. Руководство всеми мероприятиями рок–клуба осуществлялось под его эгидой. Мероприятий тогда было много, и проводились они на должном уровне. Остальные члены аппарата управления не выбирались ни на каких собраниях, как это было тогда принято, просто их выбрало само время.

Игорь "Дэйв" Давыдов — духовный наставник всех интересных проектов музыкантов города. Он привил любовь к вкусу и умение соответствовать теме концерта. С его точкой зрения считались все. В свое время он очень многое делал, помогая студии Dekada и группам, входящим в ее состав. В некоторой степени повлиял на творческое обновление МУМИЙ ТРОЛЛЬ в 89–90 гг.

Макс & Ольга Немцовы — худсовет рок–клуба — профессионалы по части того, как преподать "слово".

Олег Завгародний — инженер звука, плотно сотрудничавший с рок–клубом, хранитель всего audio/video–архива групп и мероприятий.

С 1987 г. рок–клуб жил под "крышей" МЖК комсомола. Следовательно, как того требовал дух времени, музыкальное творчество ставилось в определенные "идейные" рамки. Большинство клубных команд входили в "Красный Клин" (см. Билли Брэгг, Англия, "Красный Клин"). Но если честно, то не всех музыкантов это устраивало. Природа такого явления, как массовая культура, являющаяся частью искусства в целом, не укладывается в какие–либо пределы. Музыкальные пристрастия были различными (хотя большинство групп чем–то смахивало друг на друга). Но в силу своей противоречивости и "бунтарского" характера Владивосток явил свой исключительный звук и особенный вкус.

Стилистика выражалась примерно так: доминировал панк и постпанк–рок, с чем "справлялось" большинство музыкантов. Было удивительно, что все существовали в мире и согласии, уважая плоды творчества друг друга. Всевозможные фестивали и "игрища" проводились часто и живо интересовали публику.

Наиболее сильными и живучими панк–рокерами отмечены ТУМАННЫЙ СТОН, с момента своего образования и по сей день они занимают достойное место на дальневосточных "площадках". Патриарх ДВ рока — bass МУМИЙ ТРОЛЛЬ — Евгений Зведенный также коллабарирует с группами ТУМАННЫЙ СТОН и 3–Я СТРАЖА, о чем отзывается весьма недурно.

Группа СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ С.Э.С. являла "доброе хулиганство" в стиле "танцевальной" панк–музыки: "Для капризной молодежи с уже выраженными дурными "привычками". Своим творчеством "ветераны советовали", пока не поздно, "свернуть на стезю добродетели". Музыка получалась веселая с "танцевальным" оттенком, временами "С.В.С.Э.С." распоясывались "почти до беспредельного" веселья на сцене, но это было красиво и без напряжения.

Группа ДИОНИС жила недолго как команда, но за два года показала пример четкой игры, дисциплины, весьма актуальных тогда текстов. У них был "свой звук" и весьма яростная сценическая атака. На ДИОНИС делали ставку многие. Их "музыкальным формированием личности" занимался президент рок–клуба. Иногда он сам появлялся в их рядах на сцене — в этот момент в два вокала ДИОНИС мог в "свой критический момент запуска звуковых мощностей взмыть вверх вместе со сценой". Причина их распада или роспуска неясна и выражена различными версиями. Вокалист Дмитрий Трикашный взялся за свои собственные проекты, а остальные музыканты "разбрелись во времени". Но ДИОНИС вошел в историю как самый яркий выразитель "Идеи Красного Клина".

Группа 7–Й ПРОХОЖИЙ — очень одаренные ребята со своей ярко выраженной концепцией. Музыка очень слаженная и интересная. Их сравнивали то с THE CURE, то с THE SMITHS. Тексты отличались стильностью и привлекали тонкой иронией и остроумием. На сцене они держались утонченно манерно. Причисляли их к постпанк–дивизиону, но играли они все же альтернативный рок не низкого качества. О их нынешней судьбе достоверных сведений нет. Андерграунд.

ТЕАТР ПРАВА (приморский авангард) — шоу одного актера в стиле примитив–панк–авангард. Владимир Шелепчук, он же КОСМИСТ ШЕЛЯ, любил почитать свои стихи уникальным образом. За словом следовал жест, ритм ударных пересекался с действием, сливался с игрой света, красок, теней. Его концепцию называли "вспышка". Все это приобретало "движение" и "гипнотическую суть", а также вызвало неописуемый восторг аудитории. Он переехал в Санкт–Петербург в 1989 г.

"Тяжелая" музыка была выражена слабо. Владивосток не проявлял живого интереса к хард–н–хэви, все такие группы играли для себя, не выходя из тени в свет.

Единственной хард–рок–группой считали АБСТРАКЦИОН (должен сказать, не играли они хард–рок). По музыкальным ходам это было то, что называется "хардкор". Запомнилась их "Террористическая акция", к сожалению, единственная, концертная программа "Бомба–архитектор". В конце 80–х АБСТРАКЦИОН наделал немало "ужаса" в умах представителей власти, это было причиной их исчезновения со сцены, все музыканты занялись собственными идеями и воплощением их в некие менее безобразные проекты.

Среди патриархов ДВ–сцены отметить следует группы 3–Я СТРАЖА, ВОСКРЕСНАЯ ПЛОЩАДКА, ЛИСТЬЯ ТРАВЫ, МУМИЙ ТРОЛЛЬ.

3–Я СТРАЖА — самая почтенная и "коронованная". Их направление — арт–рок–психоделия. Талантливы, добры и профессиональны, преданные своему делу музыканты. Поистине достойная уважения группа. Их стоит слушать.

ВОСКРЕСНАЯ ПЛОЩАДКА — непоющий, элитный и наиболее агрессивный представитель этого же направления. Профессионально звучащая и технически совершенная их музыка потрясала: "безумный электронный напор" звука, помноженный на круто "заточенные" ножи нескольких саксофонов в одном лице и взрывы мощной ударной секции. Журнал "Sound of Egersheld" (фр.) писал о ВОСКРЕСНОЙ ПЛОЩАДКЕ: "Своим саундом они, похоже, способны гонять звездную пыль по полям Вселенной..." В общем, почти "вагнеровский" вариант.

ЛИСТЬЯ ТРАВЫ возникли как "дань уважения памяти Дедушки Уитмена" в 1988 г. "на базе" Морской Академии. "Они всегда находились "вполоборота" к рок–клубу из–за своей "неклубной" музыки, хотя пользовались уважением в среде музыкантов рок–клуба и аудитории. Находясь между клубом и студией Dekada–рок (с 90 г.), музыканты ЛИСТЬЯ ТРАВЫ участвовали в различных концертах "сессионно", постепенно оттачивая технику игры, формируя "звук листьев" и постоянный состав. Так, вокалист и саксофонист, лидер Л.Т. Юрий Логачев успешно сотрудничает с группой МУМИЙ ТРОЛЛЬ и другими музыкантами и сегодня.

Л.Т. всегда находились вне тусовки и суеты, воспитывая себя в совершенно других ипостасях. Их звук отличает очень сильный и стильный вокал, а сама музыка несколько необычна, чуть сюрреалистична. Уитмен, Ван Гог, Бодлер, Джаз, Космос в одном коктейле — это ЛИСТЬЯ ТРАВЫ, одна из самых "изящных" групп Владивостока. Вопиюще–трепетная музыка и, как само понятие "красота", натуральная.

Были еще и БУНКЕР (он же MY SWEET BUNKER), СУББОТНЯЯ ПАНИКА, КУНГСТЪ & АЛЬБЕРСТЪ, АТЛАС и 6–Я ПУЛЕМЕНТНАЯ ШКОЛА, но это был просто факт существования, не более.

В самый разгар рок–клубовских боев в середине 87 г. появились другие прогрессивные музыканты. Они не укладывались ни в какие рамки. Идеология в музыке была скучна. В воздухе "пахло озоном", витала идея создания оппозиционной new–лаборатории новых идей, нового звука, экспериментов в области записи. Тогда же много молодых музыкантов ушли в армию. В начале лета состоялись последние концерты групп МУМИЙ ТРОЛЛЬ, ТУМАННЫЙ СТОН, и впервые была представлена новая группа ДЕПЕША. Чувствуя "новый вкус", ДЕПЕШУ приняли мгновенно. Вдохновителем этого проекта был Леонид Бурлаков (тогда курсант Морской Академии), ныне менеджер МУМИЙ ТРОЛЛЬ, и Игорь "Дэйв" Давыдов. Программная вещь ДЕПЕШИ, песня "Город–романтик", долго была на слуху и любима массами.

А эпизод правды о "мумий троллях" образца 87 года был таким. Последний концерт МУМИЙ ТРОЛЛЬ был занимателен тем, что Ильюша тогда шокировал всех своей экстравагантной кожаной мини–юбочкой, в которой вышел на сцену. Эффект голых коленочек и юбчонки запомнился надолго, и повеселились тогда на славу, отчего в "иных кабинетах поползли брови наверх". Кое–кто заснял это все на камеру. Эту вероломную "троллевскую" акцию вспоминают, и теперь это — история.

Можно "крепко вырубиться" от описаний всех "бесшабашных безобразий", устраиваемых во Владивостоке, но...

"Армейский период" рок–клуба нельзя назвать мертвым сезоном, так как мероприятия проводились по полной схеме, но меньшим количеством участников и большим присутствием заезжих команд музыкантов.

Именно в этот период увидели свет информационные издания пресс–центра рок–клуба: "ДВР–фуникулер" и "Штучка".

"ДВР–фуникулер" освещал музыку и внемузыкальные события в регионе и в целом по стране.

"Штучка" — "явление" от издательства "ТОПы и ПОПы" и была ориентирована на панк–аудиторию.

За период до 1989–90 гг. владивостокскую "прописку" заимел Ник Рок–н–Ролл, который сразу создал новый проект КОБА. Был выпущен альбом, куда вошли как студийные, так и "живые" концертные номера. Его побаивалась администрация дворцов культуры, и им восхищалась публика на концертах.

Группа НЕ ВАШЕ ДЕЛО приехала из Комсомольска–на–Амуре, играла очень качественную и заводную музычку (околопоп–роковую).

Уже в середине 90 г. все изменилось после того, как появилась и была принята новая музыкальная лаборатория "Студия Декада". Аудитория потянулась к новому. Это было чистым и свежим, "как Воздух Шаморы". Вышли в мир ДЕПЕША, ОПИУМ (ХОЛОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ), активизировались МУМИЙ ТРОЛЛЬ, ЛИСТЬЯ ТРАВЫ. Были показаны новые концертные программы, записаны свежие альбомы. А потом началось "время перемен", и "город–друг" начал болеть. Но и "когда деньги, заныканные у государства, утекали на Запад во время всенародной лихорадки", творческая активность не спала, а трансформировалась в новые имена, более новую музыку.

По–прежнему, несмотря на некоторые неудобства в "климате города", народ Владивостока живет весело, и смотрят вперед те, кто воспитан "старой школой" — тем началом, которое было положено Л. Бородиным и другими пионерами рок–движения. Увы, рок–клуб распущен. Осталась Декада рекордс со сферой влияния от Владивостока и до Москвы, до самых до окраин..." Сеть предприятий "CD–Land" и много–много хороших групп, известных и не очень. Это действительно крепкий орешек: БУНТ ЗЕРЕН, ТОЛЬДЫ, ТАНДЕМ, ЛИСТЬЯ ТРАВЫ, ТУМАННЫЙ СТОН, 3–Я СТРАЖА, МУМИЙ ТРОЛЛЬ, DE LA FRESTA, все активно работающие, творящие разную и добрую музыку.

Говоря словами известного классика, недаром помнит и т.д... про славный День Бородина.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета