Eitzel, Mark
“У меня нет харизмы - я всего лишь автор песен”

В 1991 году "Melody Maker" назвал тогда еще лидера группы AMERICAN MUSIC CLUB Марка Эйтзеля поэтом и композитором года. "Да, я автор года в 1991–м, — сказал тогда Марк. — Прошел месяц, и я по–прежнему им остаюсь, и по–прежнему никто не приходит на наши концерты".

Вот таким образом шли дела у одной из самых ценных, по признанию музыкальных критиков, американских групп. AMERICAN MUSIC CLUB всегда были любимы в прессе, в основном благодаря таланту Эйтзеля — его умным текстам и музыке, но это никоим образом не влияло на коммерческий успех группы. В 1995 году коллектив распался, и Марк начал сольную карьеру, продолжая иметь успех у своей постоянной аудитории и критиков, но по–прежнему продавая свои записи небольшими тиражами. 20 января выходит его новый альбом "Caught In A Trap And Can’t Back Out, ‘Cos I Love You Too Much, Baby".

Глава 1

Марк Эйтзель родился в 1959 году в Сан–Франциско (Калифорния). Когда ему исполнилось семь лет, он вместе со своими родителями переехал в Окинаву (Тайвань), а затем вся семья перебралась в Southhampton (Англия). Он сочинил свою первую песню, когда ему было 14, и первый раз увидел новые панк–группы в 17 лет. Два года спустя он вместе с семьей переезжает в Огайо, где создает свою первую группу — NAKED SKINNIES. Вскоре парни перебрались в Сан–Франциско. Здесь Марк познакомился с гитаристом Vudi и басистом Danny Pearson, и вскоре на свет родился AMERICAN MUSIC CLUB. Парни стали играть то, что им нравится, не обращая внимания на то, что их музыка сочетала в себе совершенно разные элементы рока, кантри, панка, соул и поп–музыки. Они использовали много клавишных, несмотря на то, что их творчество было очень близко к панк–музыке. Вскоре развернулся во всю ширь талант Марка как автора песен, и группа стала давать много концертов. Через некоторое время AMERICAN MUSIC CLUB подписали контракт с независимой фирмой Grifter и в 1986 году записали свой первый альбом "Restless Stranger", который был выпущен только на виниле и кассетах, а переиздан на CD только в 1997–м. Следом появился "Engine", песни из которого, такие как "Outside This Bar" и "Nightwachman", оставались в концертном репертуаре группы до самого ее распада. Альбом открывался медленной и тягучей "Big Night", что было необычно для первой композиции, но зато звучание этой песни стало фирменным для AMERICAN MUSIC CLUB. Клавиши были оставлены, в аранжировках стало больше гитар.

Несколько замечательных альбомов, записанных на независимых лейблах, множество концертов и, конечно же, превосходные песни постепенно вывели AMC в разряд культовых команд. Эйтзель по праву стал считаться одним из лучших авторов в современной музыке. Его тексты, мрачноватые, часто сатирические и острые, были и остаются интереснейшими образцами американской поэзии. Юморок Марка неплохо может проиллюстрировать название одной из его песен — "Что сказал Годзила Богу, когда оказалось, что его имя отсутствует в Книге Жизни". Честность и открытость концертов AMERICAN MUSIC CLUB создавали впечатление похожести на непорочный артистизм Вэна Моррисона (Van Morrison) и Пола Вестерберга (Paul Westerberg), а также таких культовых героев, как Nick Drake и Alex Chilton. Однако звук AMC был неподражаем и принадлежал только им одним. Первый альбом группы, записанный на крупной фирме Reprise (Warner Bros.) "Mercury" попал в десятку лучших записей по опросу музыкальных критиков. Растянутое и приглушенное звучание AMC оказалось оригинальным и неповторимым, однако не снискало себе множества поклонников по всему миру, где большой популярностью и коммерческим успехом пользовалась группа R.E.M. с очень похожей в начале своей карьеры историей, но совершенно иным в итоге продолжением. Последним альбомом Эйтзеля с AMERICAN MUSIC CLUB стал в 1994 году "San Francisco". В интервью "Addicted To Noise" Марк сказал, что альбом назван так, потому что это символизирует возвращение к корням, к тому, с чего начинала группа. "Это показалось мне очень логичным, — сказал он тогда. — Следующий альбом AMERICAN MUSIC CLUB будет очень сильно отличаться от предыдущих, и поэтому мне захотелось как–то все подытожить. Дальше все будет по–другому..." Некоторые песни на альбоме, такие как "Hello Amsterdam", "Wish The World" или "It’s Your Birthday", свидетельствовали о том, что группа начала играть более громкую, коммерческую музыку. "Понимаете, — говорил Марк, — AMC сейчас находятся на пути к большим концертным площадкам. Мы надеемся на более успешную карьеру в музыке. И мне больше не кажется целесообразным вставлять свои тихие песни в альбомы группы... Теперь будет больше роковых композиций. Это всего лишь вопрос трудоспособности и возможности уживаться со всем этим. Понимаете, если вы на концертах исполняете тихие песни, то это на самом деле очень тяжелая работа и к тому же безуспешная, потому что люди просто не хотят все это слушать... Поэтому следующий альбом AMERICAN MUSIC CLUB будет совсем другим. По крайней мере я надеюсь..." Эйтзель собирался совмещать работу в группе и сольную карьеру, чтобы выпускать альбомы со своими любимыми тихими песнями, но все–таки сидеть на двух стульях оказалось неудобно. В 1995 году, несмотря на по–прежнему хвалебные отзывы критиков о EP "Hello Amsterdam", где были представлены две песни из предыдущего альбома, а также несколько новых композиций, AMERICAN MUSIC CLUB распались.

Глава 2

Марку понадобилось совсем немного времени для того, чтобы записать материал для своего сольного альбома. Он уже не раз выступал соло, в 1991 году уже был издан на CD его концерт в Англии. Альбом "60 Watt Silver Lining" вышел в 1996 году и доставил массу радости поклонникам таланта Эйтзеля. Но еще большей радостью оказалось сотрудничество Марка с замечательным музыкантом, гитаристом группы R.E.M. Питером Баком (Peter Buck), которое продолжается и по сей день.

Бак и Эйтзель стали работать вместе, можно сказать, совершенно случайно. Питер следил за карьерой Марка с самого начала и был большим поклонником AMERICAN MUSIC CLUB. Однако встретиться им все как–то не доводилось. И вот однажды Бак пришел на один из концертов Эйтзеля, чтобы послушать музыку и выразить свое восхищение его сольным альбомом. "Я заметил AMERICAN MUSIC CLUB еще тогда, когда вышел их первый альбом, и был их горячим поклонником все эти годы, — говорит Питер. — Марк играл концерт в одном из небольших сиэтлских клубов, и я просто подошел поговорить с ним. Мы отправились выпить... Мы совершенно не собирались вместе записываться". Эйтзель дал новоиспеченному приятелю свой номер телефона и сказал: "Если когда–нибудь окажешься в Сан–Франциско, имей в виду, что я знаю все хорошие рестораны в этом городе". Бак приехал в гости, и как–то само собой получилось, что два музыканта стали вместе сочинять. Питер принялся за музыку, а Марк — за тексты. Весь основной материал будущего альбома был готов уже через три дня, после чего парочка решила попробовать все это записать. В роли студийных музыкантов выступили члены экспериментального проекта Питера, который назывался TUATARA. Запись была готова через 7 дней. "Я до самого последнего момента не подозревал, что мы записываем новый альбом Эйтзеля, — смеется Марк. — Я думал, что если хотя бы пять из одиннадцати записанных нами песен получатся хорошо, то это будет просто замечательно. Может быть, я когда–нибудь отправлюсь в Сиэтл, и мы сочиним еще песен шесть. Однако все одиннадцать оказались превосходными. Семь дней — это очень маленький срок для записи. Это было великолепно. Я никогда не испытывал ничего подобного за всю свою жизнь". Материал для альбома, который увидел свет под названием "West", начиная от роковой "In Your Life" и заканчивая созерцательной "Lower Eastside Tourist", показал, почему эти два человека стали фаворитами любителей альтернативного рока по отдельности. Их совместная работа получилась очень впечатляющей. "Я думаю, что в целом запись мрачновата в плане текстов, — говорит Питер, — но в ней присутствуют символы надежды. Я не считаю, что все работы Марка совершенно негативны. Единственное, к чему я был склонен, потому что я в глубине души фэн поп–музыки, это делать в песнях громкие, шумные припевы. Когда я показывал вещи типа "Move Yourself Ahead" или "In Your Life", он схватывал лучшие моменты мгновенно. И я говорил: "Давай повторим в конце припев три раза", а он смотрел на меня, будто бы я предлагал вторгнуться в Албанию. Я сильно давил на него, когда работа уже была закончена. Мне кажется, что Марк склонен сочинять песни, затем в течение двух–трех месяцев переделывать их. И я совершенно не собирался позволять ему это делать. Я говорил: "Если ты хочешь придать окончательный лоск нашей записи, то пожалуйста, только не изменяй ни слова, ни мелодии".

Итак, диск удался на славу. Питер и Марк поиграли вместе концерты и остались очень довольны. Недавно Эйтзель гостил в Сиэтле, и у них Баком состоялась очередная сессия, во время которой они записали по крайней мере одну новую песню "Hold Me" и неизвестно сколько еще сочинили.

Глава 3

Почти все песни для своего нового альбома "Caught In A Trap And Can’t Back Out, ‘Cos I Love You Too Much, Baby", название которому, кстати, дала первая строчка из песни Элвиса "Suspicious Mind", Марк сочинил еще до начала записи "West". Альбом ему помогли записать басист YO LA TENGO James McNew, ударник SONIC YOUTH Steve Shelley и гитарист Kid Congo Powers. Судя по таким композициям, как "Goodbye", "Cold Light Of Day" и "Go Away", Эйтзель продолжает угрюмствовать. Его очень беспокоит моральный облик современной Америки: "Пятнадцать лет назад Рейган и Буш перестали строить школы и принялись за возведение тюрем. Таким образом, в ближайшие 50 лет у нас появится новая культура, и самой господствующей и сильной отличительной чертой нашей культуры будет тюремная культура... Это ужасно, когда насилие и порнография совершенно спокойно вливаются в нашу обыденную жизнь, — продолжает Марк. — Это не нравственность, это что–то вроде антинравственности... Все это разные стороны одной и той же монеты. Монеты без всякого сожаления, разума, мыслей и чувств. Я могу продолжать в таком же духе. Знаете, как большинство белых американцев, которые верят, что у всех чернокожих мужчин за пазухой спрятан пистолет и что они обязательно хотят убить вас и, конечно же, принимают наркотики. Эти люди вечно покупаются на всякое дерьмо. Знаете, почему так популярен гангста–рэп? Потому что он подтверждает многие расистские идеи, расслабляет мозги... Все это распространяется, превращаясь в круг, который становится все шире и шире. И рано или поздно это и будет вся Америка. В таком случае я не хочу оставаться здесь, мне не нравится все это дерьмо и мне не нравятся такие люди. Но это Америка, понимаете? Все меняется...". Можно подумать, что Марк всего лишь стареющий панк, однако его песни по–прежнему умны и по–своему элегантны. Он практически не выступает в больших залах, но его клубные концерты проходят очень успешно.

Эйтзель и Бак часто говорят в интервью о своих карьерах в R.E.M. и AMC, сходясь на том, что кайф можно получать, играя и в наиболее успешной коммерчески группе и в совсем альтернативной. "Я видел, как Марк играл сольный концерт в Сан–Франциско. Там было 800 человек, и все они были полностью увлечены происходящим, — вспоминает Питер. — Это было превосходно и так же круто, если бы там было и 18 тысяч". Тут подхватывает Марк: "Я думаю, что R.E.M. очень хорошо трудятся и всегда были гораздо больше рокерами, чем AMERICAN MUSIC CLUB. Мы частенько играли очень тихую музыку. У них всегда был прочный союз. Они сочиняли песни вместе, а мы никогда так не работали. Вначале мы пытались, но затем остальные участники группы перестали сочинять. И еще, у R.E.M. есть вокалист, который отлично выглядит и сразу привлекает к себе внимание. Все это очень помогает. А у меня нет харизмы — я всего лишь автор песен".

Что ж, можно лишь добавить, что замечательный автор.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета