ELO Бродячий оркестр господина Линна, или Электриков вызывали?
...Группа ELO никогда не была культовой. Ее песни не орала под гитары обкурившаяся молодежь, их цитатами не расписывали стены, их плакаты не вешали над кроватью, а некоторые до сих пор успешно путают ее с YELLO. Становится обидно, что вполне достойную группу, в достаточной степени повлиявшую на развитие мировой рок–музыки, мало кто действительно знает. Не спорю, песню "Ticket To The Moon", обильно раскручиваемую всеми радиостанциями, слышали все, но это еще ни о чем не говорит. ELO никогда не были "группой одного хита", а их знаменитый лидер, вездесущий господин Линн, незримо присутствует в наиболее известных всему рок–миру альбомах.
Немного истории. Известно, что практически все люди, в свое время приходившие и уходившие из группы, были родом из плодовитого в музыкальном смысле города Бирмингема (хотелось бы пожать руку умному человеку, сказавшему, что Бирмингем, в сущности, — второй Ливерпуль). Там же один оригинал по имени Рой Вуд основал группу THE MOVE. Играли они что–то арт–рок–психоделическое, хотя в конце 60–х так пытались играть многие. Поскольку THE MOVE были чем–то вроде "локальной супергруппы" (все–таки Вуд собрал музыкантов из лучших местных команд), они сразу стали известными, даже подписали контракт с лондонской фирмой звукозаписи Deram Records и в 1967 году выпустили первый сингл "I Can Hear The Grass Grow/Flowers In The Rain" (первую песню, кстати, необычно по–залихватски исполнили стареющие STATUS QUO на недавнем ностальгическом альбоме своих любимых песен "Don’t Stop"). Лидером группы считался именно Рой Вуд, он же и занимался сочинительством, и, судя по тому, что THE MOVE выпустили аж 4 альбома и сборник лучших песен, его композиторский талант заслуживал уважения. К сожалению, в Англии THE MOVE считалась скорей попсовой группой, поэтому находчивый Вуд в поисках выхода пришел к единственному верному решению: объединить рок–н–ролл и симфоническую музыку и посмотреть, что получится. Новый проект решили "обозвать" оркестром электрического света (Electric Light Orchestra), позже сократив название ввиду его громоздкости на более удобнопроизносимое ELO. Вместо второго вокалиста в новую группу взяли молодого и талантливого Джеффа Линна (Jeff Lynne) из местной арт–команды IDLE RACE. Тогда все и началось. Да, сейчас, конечно, без Линна ELO так же сложно представить, как, например, QUEEN без Mercury (хотя вопрос сложный: как те, так и другие неплохо работали — или скорей зарабатывали — и оставшись без лидеров), но тогда появились некоторые сложности. Группа выдала хоть и первый, но неплохой LP "The Electric Light Orchestra", хотя сплошное экспериментаторство сделало его не очень легким для восприятия, а бесконечные и виртуозные пассажи обильно заполнявших альбом струнных инструментов делали его скорей каким–то готическим, чем рок–н–ролльным. Одна из наиболее интересных песен этого альбома — "Look At Me Now". Правда, она чем–то очень уж напоминает битловскую "Eleanor Rigby", но равнение на самих BEATLES даже можно немного поощрить, если это привносит некоторую новизну в музыку вообще и не содержит явного плагиата (не пойман — не вор).
Почти одновременно с альбомом было выпущено 2 сингла: "10538 Overture", ставший почему–то популярным только в Англии, и "Roll Over Beethoven", сразу определивший будущую мировую известность молодой группы. Вообще песни Чака Берри перепевали десятки (если не сотни) групп; это, очевидно, было доброй и хорошей рок–н–ролльной традицией, каждая уважающая себя команда считала за честь записать хотя бы одну его песню, пусть и не так здорово, как автор, но все же... ELO же, как дико бы это ни звучало, исполнили ее если не лучше легендарного Берри, то на таком же уровне. Хотя сравнивать такое просто глупо, так как в результате струнной обработки знаменитого рок–н–ролла и "вживления" в него фрагментов 5–й симфонии самого Бетховена ELO создали абсолютно новую композицию, граничащую с шедевром (да простят меня негодующие поклонники Чака Берри и Людвига Ван Бетховена). А сложность состояла в том, что в группе оказалось, как водится, два лидера. Типичный случай, что и говорить. Поэтому по уже сложившейся традиции одному пришлось уйти. Сделал это "отец" группы Рой Вуд, посчитав, что со своей новой группой WIZZARD он добьется большего успеха. Сейчас мы видим, что он все же чего–то недорассчитал. До сих пор странно, что записи такого экстравагантного и талантливого человека остались практически неизвестными широким массам. Итак, ELO возглавил именно Линн, оказавшийся не менее "плодовитым" сочинителем и музыкантом, но стиль группы постепенно терял Вудовское свое начало, уходя от арта к симфо–року. Зато звучания они добились если не неповторимого, то хотя бы уже легко узнаваемого.
Состав группы постоянно менялся. Поначалу, например, понятие ELO объединяло нижеследующую толпу: Roy Wood, Bill Hunt, Hugh McDowell, Jeff Lynne, Bev Bevan, Richard Tandy, Wilf Gibson, Andy Craig, Mike Edwards. А к моменту выхода LP "ELO II" трое из десяти участников группы являлись экс–музыкантами Лондонского симфонического оркестра. Неизменными спутниками Линна оставались лишь Bev Bevan — ударные (хоть и он в 80–х чуток поиграл с BLACK SABBATH), Kelly Groucutt — бас и Richard Tandy — клавишные. А игравший с ELO до 1977 года скрипач с красивым именем Mick Kaminski также не смог преодолеть соблазна создать свою группу, что и сделал, позже выпустив сингл "Clog Dance" (1979 год).
За годы своего существования, "метания" из одного стиля в другой и разногласий в коллективе (музыканты то уходили, то приходили — и так постоянно) "оркестр" выпустил почти 2 десятка альбомов, пользующихся возрастающей популярностью. Третий по счету LP — "On The Third Day" смог прорваться даже в американские хит–парады, хоть и располагался он там на более чем скромной позиции, а сингл "Showdown" занял за океаном целое 53–е место. Зато творению группы под многообещающим названием "Face The Music", увидевшим свет в 1975 году, повезло больше. Америка сдалась и приняла альбом в высшей степени доброжелательно. Песни из него "Evil Woman" и "Strange Magic" вошли уже в двадцатку лучших. Но все–таки вершина творчества истинных классических ELO — альбом "New World Record" 1976 года выпуска. Именно в его девяти песенках (всего–то!) отразились все такие узнаваемые черты "Оркестра электрического света" с максимальной силой и энергией, все новое, что они смогли дать рок–музыке. Начинается альбом уже характерной "увертюрой" (так и написано), сыгранной в лучших симфонических традициях, потом — девять абсолютно разных мелодически и одинаковых по звучанию песен, все — потенциальные хиты, трех–четырех–пяти... (и так чуть ли не до десяти)...–голосый вокал, немыслимые для рока оркестровые инструменты (хотя как сказать? Вот Ian Anderson из JETHRO TULL и на флейте играл, и на балалайке), и в то же время это — отличный, классический, родной и единственно вечный рок–н–ролл — все это смешивается в удивительно цельный при своем дичайшем разнообразии компонентов "коктейль" и монументально завершается затихающими всплесками энергии почти что оперного масштаба и растворяющимися мелодичными воплями Джеффа Линна, увещевающего нас, что ..."I will return...". И правда, нечто похожее вернулось в двойном альбоме "Out Of The Blue", который, как большинство "двойников", был менее цельным, но в такой же степени хитовым. Добрая половина песен из всех легальных и пиратских "бестов" группы ELO содержала произведения только из этих двух альбомов. Достаточно для примера вспомнить "Telephone Line" (правда, в определенные моменты напоминающую "Hello Goodbye" тех же самых битлов), "Rockaria", "Livin’ Thing", "Turn To Stone", "Mr. Bluesky", "Sweet Talkin’ Woman". Эти песни слышали практически все. Вообще "электриков", как их фамильярно кличут лирически настроенные поклонники, лучше слушать альбомами, не ограничивая свой кругозор дурацкими сборниками лучших песен, которые хоть и лучше, но не единственные же...
На этой трогательной ноте лиризм заканчивается. "Новая волна", накатившаяся на рок–музыку в начале 80–х, внесшая в нее огромное количество новых групп и поток новых стилей, не могла не повлиять на музыкальные вкусы Линна. Звучание ELO то ли изменилось, то ли чем–то обогатилось, то ли стало более современным, но альбом "Discovery" (1979 г) хоть и содержал в себе изрядное количество музыки, именуемой "disco" (может, отсюда и название?), был не менее популярным и в консервативной Англии, и в тянущихся к новизне США. Тексты стали понятнее, музыка — проще и жестче, но симфоническое начало стало гораздо меньше ощущаться. Зато поклонники ELO смогли истинно осознать относительно непревзойденный талант Линна как мелодиста и композитора — практически никогда не повторяясь (а это сложно!), он выдавал такие разные и пестрые мелодии, что оставалось только завидовать его бескрайней фантазии и трудоспособности. Сингл "Don’t Bring Me Down" уютно и по праву расположился в Америке на 4–м месте хит–парада, в родной Англии — на 3–м. "Shine A Little Love" и "Diary Of Horace Wimp" перемещались туда–сюда по первой десятке чартов, явно наслаждаясь своей популярностью. Некоторые решили, что после такого творческого расцвета группа непременно обязана выдохнуться, распасться и остаться в истории. Действительно, Hugh McDowell, Melvin Gale и Mick Kaminski покинули ELO, и Lynne с оставшимися Bevan, Tandy и Groucutt в 1981 году, уже в виде квартета, выдали просто монументальный альбом "Time", который до сих пор пользуется успехом, который есть у любого меломана и который прочно утвердил Джеффа Линна как одну из весьма влиятельных фигур в истории рок–музыки.
В альбоме присутствуют все стили, в которых пробовали играть ELO: симфо–рок, арт–рок, диско, синтезаторная музыка. "Ticket To The Moon" — величайшая баллада, до сих пор мелькающая в сборниках типа "Super Rock Ballads" (мелочь, а приятно) и пользаующая по всякосным "Greatest Hits", хотя она далеко не банальная и не "заезженная", просто очень мелодичная и выразительная, но струнные уже не "живые", а синтезаторные... понятно, что время (time) уже другое, но все равно грустно. "Hold On Tight" — такой же зажигательный рок–н–ролл, как и всегда у ELO... правда, барабаны почему–то электрические, зато клип на эту песню действительно необычный. Тексты все — как обычно, достаточно оригинальные, с уже привычными Линновскими шуточками (вообще, надо сказать, Джефф — большой приколист, хотя его остроумие иногда не совсем понятное — смотрите, например, текст "Don’t Bring Me Doun", где английское устойчивое выражение "To bring doun" рассматривается буквально... и понимайте как хотите).
В общем, после такого шедевра, банально говоря, ничего более великого "оркестром" не создавалось. Альбом "Secret Messages" 1983 года был ориентирован скорей на ширпотреб, хотя песня "Rock’n’Roll Is King" вызывала истинную ностальгию по милым и старым временам, когда стиль "диско" еще не придумали, Джон Леннон был жив, рок–н–ролл действительно был богом, а будущее было просто миражом. Этот мираж, материализовавшись в практически последнем Линно–ELO’вском альбоме "Balance Of Power" (1986 г.), убедил Джеффа, что та группа, стиль которой он, в сущности, создал, и то, что они играют сейчас, — принципиально разная музыка. Песни остались такими же мелодичными, сингл "Calling America" достиг в английском хит–параде 28–го места, и старые, и новые фанаты одинаково отрывались на их концертах, но это были уже не те ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA. От названия следовало остаться лишь слову "Electric", "Light" светил уже не так ярко, а "Orchestra"... все–таки четыре человека даже при наиболее изощренном воображении оркестром не назовешь. Так или иначе, разочарованный Линн решился покинуть своих спутников и соратников. Он пошел по сольному пути, изогнутому, петляющему туда–сюда и пересекающему множество таких же извилистых дорожек. Его первый альбом "The Armchair Theatre" (1990 г.) был очень личным, очень свежим, полным здоровой ностальгии. Послушав, можно (и нужно, кстати) убедиться, что своей популярностью и неповторимостью ELO были обязаны именно Линну. На этом альбоме ему немного помог самовыразиться старый приятель George Harrison, а песня "Blown Away" была сочинена совместно с Томом Петти. Также хочется отметить сногсшибательную и до слез лирическую композицию "Now... You Gone", где Линн выделывает своим пронзительным голосом такие душераздирающие пассажи, что иногда, слушая это, хочется состоять из одних ушей. Потом музыкант играл несколько лет в известной всем битломанам (и не только им) супергруппе TRAVELLING WILLBURYS вместе с Петти, Харрисоном, Роем Орбисоном и легендарным Бобом Диланом. Надо сказать, результаты столь "звездного" сотрудничества очень даже впечатляют, но это уже другая история. После этого господину Линну, видимо, так понравилось сотрудничать, что его фамилия мелькала и на некоторых альбомах Тома Петти, и в недавнем сравнительно произведении Харрисона "Cloud Nine", где он был сопродюсером. Битломанам стоит быть ему благодарным хотя бы за то, что он помог троице оставшихся битлов "воскресить" голос Леннона в песнях "Free As A Bird" и "Real Love" (хоть и сейчас говорят, что так делать неэтично и неуважительно — кто знает, как Леннон задумывал записать эти песни). Если кто–то желает посмотреть на Линна, всмотритесь в клип BEATLES "Real Love". Тот крупногабаритный и вихрастый брюнет в темных очках, которые он носит постоянно (часть имиджа), тусующийся рядом с Харрисоном и МакКартни, — это он и есть. Пусть его нежный высокий голос не согласовывается с немного мрачной внешностью, вид — не главное, главное — душа. Видимо, именно с такой раскрытой душой Линн работал вместе с сэром Полом во время записи его "Flaming Pie", во всяком случае я надеюсь, что деньги не были стимулом к этому сотрудничеству. Правда, говорят, что Пол стал звучать чуток похоже на ELO... но это тоже из другой истории.
А что же случилось с самими оставшимися членами ELO? Вопреки мрачным прогнозам критиков–пессимистов они продолжали свою карьеру без музыкального и духовного лидера. Само по себе это странно: ну ведь ELO дали нам все, что смогли, прочно осев в истории, неужели что–то еще могло быть дальше? Плохо вовремя не уйти. Но "остатки" группы ездили по всему миру, пели песни, сочиненные Линном, выпустили абсолютно нетипичный для самих себя хард–роковый, но неплохой альбом "Moments Of Truth". Только вот зря название оставили прежним, присобачив к нему объясняющее смену стиля "Part II". Это они сделали необдуманно: это ведь не ELO, это даже совсем не "ELO, часть вторая", без Линна — это совсем другая группа, а значит — совсем другая история.
Немного истории. Известно, что практически все люди, в свое время приходившие и уходившие из группы, были родом из плодовитого в музыкальном смысле города Бирмингема (хотелось бы пожать руку умному человеку, сказавшему, что Бирмингем, в сущности, — второй Ливерпуль). Там же один оригинал по имени Рой Вуд основал группу THE MOVE. Играли они что–то арт–рок–психоделическое, хотя в конце 60–х так пытались играть многие. Поскольку THE MOVE были чем–то вроде "локальной супергруппы" (все–таки Вуд собрал музыкантов из лучших местных команд), они сразу стали известными, даже подписали контракт с лондонской фирмой звукозаписи Deram Records и в 1967 году выпустили первый сингл "I Can Hear The Grass Grow/Flowers In The Rain" (первую песню, кстати, необычно по–залихватски исполнили стареющие STATUS QUO на недавнем ностальгическом альбоме своих любимых песен "Don’t Stop"). Лидером группы считался именно Рой Вуд, он же и занимался сочинительством, и, судя по тому, что THE MOVE выпустили аж 4 альбома и сборник лучших песен, его композиторский талант заслуживал уважения. К сожалению, в Англии THE MOVE считалась скорей попсовой группой, поэтому находчивый Вуд в поисках выхода пришел к единственному верному решению: объединить рок–н–ролл и симфоническую музыку и посмотреть, что получится. Новый проект решили "обозвать" оркестром электрического света (Electric Light Orchestra), позже сократив название ввиду его громоздкости на более удобнопроизносимое ELO. Вместо второго вокалиста в новую группу взяли молодого и талантливого Джеффа Линна (Jeff Lynne) из местной арт–команды IDLE RACE. Тогда все и началось. Да, сейчас, конечно, без Линна ELO так же сложно представить, как, например, QUEEN без Mercury (хотя вопрос сложный: как те, так и другие неплохо работали — или скорей зарабатывали — и оставшись без лидеров), но тогда появились некоторые сложности. Группа выдала хоть и первый, но неплохой LP "The Electric Light Orchestra", хотя сплошное экспериментаторство сделало его не очень легким для восприятия, а бесконечные и виртуозные пассажи обильно заполнявших альбом струнных инструментов делали его скорей каким–то готическим, чем рок–н–ролльным. Одна из наиболее интересных песен этого альбома — "Look At Me Now". Правда, она чем–то очень уж напоминает битловскую "Eleanor Rigby", но равнение на самих BEATLES даже можно немного поощрить, если это привносит некоторую новизну в музыку вообще и не содержит явного плагиата (не пойман — не вор).
Почти одновременно с альбомом было выпущено 2 сингла: "10538 Overture", ставший почему–то популярным только в Англии, и "Roll Over Beethoven", сразу определивший будущую мировую известность молодой группы. Вообще песни Чака Берри перепевали десятки (если не сотни) групп; это, очевидно, было доброй и хорошей рок–н–ролльной традицией, каждая уважающая себя команда считала за честь записать хотя бы одну его песню, пусть и не так здорово, как автор, но все же... ELO же, как дико бы это ни звучало, исполнили ее если не лучше легендарного Берри, то на таком же уровне. Хотя сравнивать такое просто глупо, так как в результате струнной обработки знаменитого рок–н–ролла и "вживления" в него фрагментов 5–й симфонии самого Бетховена ELO создали абсолютно новую композицию, граничащую с шедевром (да простят меня негодующие поклонники Чака Берри и Людвига Ван Бетховена). А сложность состояла в том, что в группе оказалось, как водится, два лидера. Типичный случай, что и говорить. Поэтому по уже сложившейся традиции одному пришлось уйти. Сделал это "отец" группы Рой Вуд, посчитав, что со своей новой группой WIZZARD он добьется большего успеха. Сейчас мы видим, что он все же чего–то недорассчитал. До сих пор странно, что записи такого экстравагантного и талантливого человека остались практически неизвестными широким массам. Итак, ELO возглавил именно Линн, оказавшийся не менее "плодовитым" сочинителем и музыкантом, но стиль группы постепенно терял Вудовское свое начало, уходя от арта к симфо–року. Зато звучания они добились если не неповторимого, то хотя бы уже легко узнаваемого.
Состав группы постоянно менялся. Поначалу, например, понятие ELO объединяло нижеследующую толпу: Roy Wood, Bill Hunt, Hugh McDowell, Jeff Lynne, Bev Bevan, Richard Tandy, Wilf Gibson, Andy Craig, Mike Edwards. А к моменту выхода LP "ELO II" трое из десяти участников группы являлись экс–музыкантами Лондонского симфонического оркестра. Неизменными спутниками Линна оставались лишь Bev Bevan — ударные (хоть и он в 80–х чуток поиграл с BLACK SABBATH), Kelly Groucutt — бас и Richard Tandy — клавишные. А игравший с ELO до 1977 года скрипач с красивым именем Mick Kaminski также не смог преодолеть соблазна создать свою группу, что и сделал, позже выпустив сингл "Clog Dance" (1979 год).
За годы своего существования, "метания" из одного стиля в другой и разногласий в коллективе (музыканты то уходили, то приходили — и так постоянно) "оркестр" выпустил почти 2 десятка альбомов, пользующихся возрастающей популярностью. Третий по счету LP — "On The Third Day" смог прорваться даже в американские хит–парады, хоть и располагался он там на более чем скромной позиции, а сингл "Showdown" занял за океаном целое 53–е место. Зато творению группы под многообещающим названием "Face The Music", увидевшим свет в 1975 году, повезло больше. Америка сдалась и приняла альбом в высшей степени доброжелательно. Песни из него "Evil Woman" и "Strange Magic" вошли уже в двадцатку лучших. Но все–таки вершина творчества истинных классических ELO — альбом "New World Record" 1976 года выпуска. Именно в его девяти песенках (всего–то!) отразились все такие узнаваемые черты "Оркестра электрического света" с максимальной силой и энергией, все новое, что они смогли дать рок–музыке. Начинается альбом уже характерной "увертюрой" (так и написано), сыгранной в лучших симфонических традициях, потом — девять абсолютно разных мелодически и одинаковых по звучанию песен, все — потенциальные хиты, трех–четырех–пяти... (и так чуть ли не до десяти)...–голосый вокал, немыслимые для рока оркестровые инструменты (хотя как сказать? Вот Ian Anderson из JETHRO TULL и на флейте играл, и на балалайке), и в то же время это — отличный, классический, родной и единственно вечный рок–н–ролл — все это смешивается в удивительно цельный при своем дичайшем разнообразии компонентов "коктейль" и монументально завершается затихающими всплесками энергии почти что оперного масштаба и растворяющимися мелодичными воплями Джеффа Линна, увещевающего нас, что ..."I will return...". И правда, нечто похожее вернулось в двойном альбоме "Out Of The Blue", который, как большинство "двойников", был менее цельным, но в такой же степени хитовым. Добрая половина песен из всех легальных и пиратских "бестов" группы ELO содержала произведения только из этих двух альбомов. Достаточно для примера вспомнить "Telephone Line" (правда, в определенные моменты напоминающую "Hello Goodbye" тех же самых битлов), "Rockaria", "Livin’ Thing", "Turn To Stone", "Mr. Bluesky", "Sweet Talkin’ Woman". Эти песни слышали практически все. Вообще "электриков", как их фамильярно кличут лирически настроенные поклонники, лучше слушать альбомами, не ограничивая свой кругозор дурацкими сборниками лучших песен, которые хоть и лучше, но не единственные же...
На этой трогательной ноте лиризм заканчивается. "Новая волна", накатившаяся на рок–музыку в начале 80–х, внесшая в нее огромное количество новых групп и поток новых стилей, не могла не повлиять на музыкальные вкусы Линна. Звучание ELO то ли изменилось, то ли чем–то обогатилось, то ли стало более современным, но альбом "Discovery" (1979 г) хоть и содержал в себе изрядное количество музыки, именуемой "disco" (может, отсюда и название?), был не менее популярным и в консервативной Англии, и в тянущихся к новизне США. Тексты стали понятнее, музыка — проще и жестче, но симфоническое начало стало гораздо меньше ощущаться. Зато поклонники ELO смогли истинно осознать относительно непревзойденный талант Линна как мелодиста и композитора — практически никогда не повторяясь (а это сложно!), он выдавал такие разные и пестрые мелодии, что оставалось только завидовать его бескрайней фантазии и трудоспособности. Сингл "Don’t Bring Me Down" уютно и по праву расположился в Америке на 4–м месте хит–парада, в родной Англии — на 3–м. "Shine A Little Love" и "Diary Of Horace Wimp" перемещались туда–сюда по первой десятке чартов, явно наслаждаясь своей популярностью. Некоторые решили, что после такого творческого расцвета группа непременно обязана выдохнуться, распасться и остаться в истории. Действительно, Hugh McDowell, Melvin Gale и Mick Kaminski покинули ELO, и Lynne с оставшимися Bevan, Tandy и Groucutt в 1981 году, уже в виде квартета, выдали просто монументальный альбом "Time", который до сих пор пользуется успехом, который есть у любого меломана и который прочно утвердил Джеффа Линна как одну из весьма влиятельных фигур в истории рок–музыки.
В альбоме присутствуют все стили, в которых пробовали играть ELO: симфо–рок, арт–рок, диско, синтезаторная музыка. "Ticket To The Moon" — величайшая баллада, до сих пор мелькающая в сборниках типа "Super Rock Ballads" (мелочь, а приятно) и пользаующая по всякосным "Greatest Hits", хотя она далеко не банальная и не "заезженная", просто очень мелодичная и выразительная, но струнные уже не "живые", а синтезаторные... понятно, что время (time) уже другое, но все равно грустно. "Hold On Tight" — такой же зажигательный рок–н–ролл, как и всегда у ELO... правда, барабаны почему–то электрические, зато клип на эту песню действительно необычный. Тексты все — как обычно, достаточно оригинальные, с уже привычными Линновскими шуточками (вообще, надо сказать, Джефф — большой приколист, хотя его остроумие иногда не совсем понятное — смотрите, например, текст "Don’t Bring Me Doun", где английское устойчивое выражение "To bring doun" рассматривается буквально... и понимайте как хотите).
В общем, после такого шедевра, банально говоря, ничего более великого "оркестром" не создавалось. Альбом "Secret Messages" 1983 года был ориентирован скорей на ширпотреб, хотя песня "Rock’n’Roll Is King" вызывала истинную ностальгию по милым и старым временам, когда стиль "диско" еще не придумали, Джон Леннон был жив, рок–н–ролл действительно был богом, а будущее было просто миражом. Этот мираж, материализовавшись в практически последнем Линно–ELO’вском альбоме "Balance Of Power" (1986 г.), убедил Джеффа, что та группа, стиль которой он, в сущности, создал, и то, что они играют сейчас, — принципиально разная музыка. Песни остались такими же мелодичными, сингл "Calling America" достиг в английском хит–параде 28–го места, и старые, и новые фанаты одинаково отрывались на их концертах, но это были уже не те ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA. От названия следовало остаться лишь слову "Electric", "Light" светил уже не так ярко, а "Orchestra"... все–таки четыре человека даже при наиболее изощренном воображении оркестром не назовешь. Так или иначе, разочарованный Линн решился покинуть своих спутников и соратников. Он пошел по сольному пути, изогнутому, петляющему туда–сюда и пересекающему множество таких же извилистых дорожек. Его первый альбом "The Armchair Theatre" (1990 г.) был очень личным, очень свежим, полным здоровой ностальгии. Послушав, можно (и нужно, кстати) убедиться, что своей популярностью и неповторимостью ELO были обязаны именно Линну. На этом альбоме ему немного помог самовыразиться старый приятель George Harrison, а песня "Blown Away" была сочинена совместно с Томом Петти. Также хочется отметить сногсшибательную и до слез лирическую композицию "Now... You Gone", где Линн выделывает своим пронзительным голосом такие душераздирающие пассажи, что иногда, слушая это, хочется состоять из одних ушей. Потом музыкант играл несколько лет в известной всем битломанам (и не только им) супергруппе TRAVELLING WILLBURYS вместе с Петти, Харрисоном, Роем Орбисоном и легендарным Бобом Диланом. Надо сказать, результаты столь "звездного" сотрудничества очень даже впечатляют, но это уже другая история. После этого господину Линну, видимо, так понравилось сотрудничать, что его фамилия мелькала и на некоторых альбомах Тома Петти, и в недавнем сравнительно произведении Харрисона "Cloud Nine", где он был сопродюсером. Битломанам стоит быть ему благодарным хотя бы за то, что он помог троице оставшихся битлов "воскресить" голос Леннона в песнях "Free As A Bird" и "Real Love" (хоть и сейчас говорят, что так делать неэтично и неуважительно — кто знает, как Леннон задумывал записать эти песни). Если кто–то желает посмотреть на Линна, всмотритесь в клип BEATLES "Real Love". Тот крупногабаритный и вихрастый брюнет в темных очках, которые он носит постоянно (часть имиджа), тусующийся рядом с Харрисоном и МакКартни, — это он и есть. Пусть его нежный высокий голос не согласовывается с немного мрачной внешностью, вид — не главное, главное — душа. Видимо, именно с такой раскрытой душой Линн работал вместе с сэром Полом во время записи его "Flaming Pie", во всяком случае я надеюсь, что деньги не были стимулом к этому сотрудничеству. Правда, говорят, что Пол стал звучать чуток похоже на ELO... но это тоже из другой истории.
А что же случилось с самими оставшимися членами ELO? Вопреки мрачным прогнозам критиков–пессимистов они продолжали свою карьеру без музыкального и духовного лидера. Само по себе это странно: ну ведь ELO дали нам все, что смогли, прочно осев в истории, неужели что–то еще могло быть дальше? Плохо вовремя не уйти. Но "остатки" группы ездили по всему миру, пели песни, сочиненные Линном, выпустили абсолютно нетипичный для самих себя хард–роковый, но неплохой альбом "Moments Of Truth". Только вот зря название оставили прежним, присобачив к нему объясняющее смену стиля "Part II". Это они сделали необдуманно: это ведь не ELO, это даже совсем не "ELO, часть вторая", без Линна — это совсем другая группа, а значит — совсем другая история.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 1998 год в рубрике музыкальная газета