Стиль-Ликбез Рэп-культура в Беларуси
Многие называют рэпперами тех, кто хоть как–то связан с речитативом. А это все равно, что утверждать: вся музыка, в которой присутствует гитара, — метал. А то, что некоторые люди надели широкие штаны и балахоны, не означает, что они рэпперы, как бы они ни считали себя таковыми. Это все равно, что если бы каждый негр утверждал, что он слушает рэп. Рэппер — это тот, кто делает рэп, а тот, кто его слушает, — просто человек, которому нравится рэп. Это дело традиции, что тех, кто слушает такую музыку, называют рэпперами. И сегодня мы поговорим о том, как обстоят дела с рэпом и рэпперами у нас в Беларуси.
Как все началось
В Минске рэп как движение зародился примерно в 1992 году (кто–то начал его слушать раньше, кто–то — позже). Сначала все общались в отдельных компаниях, обычно на уровне района. Знакомства происходили через общих друзей. Через некоторое время, после того, как количество рэпперов достигло такого уровня, когда можно было стать "силой", народ начал собираться в зимнее время в "трубе" (ст. м. "Октябрьская"), а в летнее — на "филаре" (ст. м. "Пл. Якуба Коласа"). Это выглядело так: встречались, обменивались записями, информацией или просто, так сказать, "развлекались" (т.е. показывали народу, что их проблемы — это еще не проблемы). Постепенно организовалось несколько команд: GANGSTA’ КLOUNS, W.G. CLAN и H.T. Следует заметить, что до этого уже существовала одна рэп–команда, выступавшая на нашей эстраде, — ТС–52, но, к сожалению, у ее членов не хватило сил бороться за выживание и через некоторое время она канула в вечность.
Со временем (1995 г.) было решено провести первую рэп–дискотеку с последующим выступлением минских рэпперов. И это было только начало. На какой–то момент движение приостановилось. Это было связано с подготовкой большинства зачинщиков массового "беспредела" к поступлению в вузы. Затем настало время "профа" (ст. м. "Октябрьская", обычно это суббота или воскресенье) и "Рэп–Резервации" (почти каждая пятница), которое продолжается и сейчас.
Рэп–движение в других городах Беларуси
Примерно в то же время, что и в Минске (1992–1993 гг.), возникло рэп–движение в г. Лепеле. Там была организована непрофессиональная студия звукозаписи "Красный дом", которая, как бы ни отрицали некоторые, дала огромный толчок развитию белорусского хип–хопа. Они делали свое дело, в то время как другие били себя в грудь и кричали о своих возможностях. Некоторые до сих пор не могут простить им того, что Лепель был действительно "первым". Они даже делят рэп на наших (минских) и не наших (лепельских). А зря! Потому что задача рэпперов — продвигать настоящий хип–хоп, а не разбивать его на части, каждая из которых сама по себе ничего не значит... Сегодня география распространения рэпа в Беларуси обширна: Брест, Барановичи, Лунинец, Витебск и т.д.
Положение вещей на сегодняшний день
Что касается самого Минска, то в нем произошло разделение на "старых" рэпперов и "новых" (хотя это можно встретить и не только в рэпе). "Старые" — их сейчас меньшинство — считают себя вышедшими из возраста "детских" забав. Они либо просто откровенно выходят из дела, либо поднимаются на такие высоты, куда простым смертным не добраться. Положение усугубляется еще и тем, что наш город представляет собой объединение всех стилей в рэпе: EAST, WEST, NORTH, SOUTH. На этой почве также возникают некоторые разногласия. "Новым" рэпперам следует выразить благодарность за то, что они спасают положение, и скорее всего за ними будущее хип–хопа. Количество "новых" с каждым днем возрастает, связано это с увеличением интереса к рэпу и возможностью постоянно доставать нужную информацию и новые записи (раньше такой возможности не было). Приведу для справки все зарегистрированные рэп–команды: ГЕТТО МЕНТАЛИТЕТ, КЭТ, M.D. GANG, D.O.P., MURESHAN, MAAD CIRCLE, C.O.G., СИНДРОМ БОЛИ, EAST, УДАР БАНДЫ (г. Лепель), НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ПАРК (г. Лепель), Е.Т.М.Ь. (г. Лепель), ПРЯМОЙ ВЕРДИКТ (г. Витебск). Почти все эти команды можно услышать на "Рэп–Резервации".
Взаимоотношения
Дело обстоит следующим образом. Когда было мало рэпперов и делать рэп было не модным, многие говорили: "Это легко. Берешь микрофон и просто читаешь слова. Так что если бы мы хотели что–то сделать, то сделали бы это лучше вас". Эти люди считали, что когда придет их время, то они окажутся на волне. И вот их время наступило... А оказалось, что все не так–то уж и просто. Они рассчитывали сразу же заполучить восторженные отклики слушателей и, не вложив в дело абсолютно ничего, оказаться на вершине славы. А получилось совсем наоборот. Так что делать рэп не так уж и легко. Имеется в виду настоящий рэп, который смог бы стать действительно конкурентно устойчивым. Побывав на сцене, ты понимаешь, что это довольно трудная работа и здесь никак нельзя схалтурить. Легче всего списать все неудачи на плохой звук или плохого зрителя, когда в действительности все зависит от тебя, от того, как ты к этому делу относишься.
А еще есть те, кто, стоя в стороне, кричит о своей независимости от всего происходящего. Их девиз: "Мы не лезем в это, и поэтому мы самые умные". А может, они просто не умеют делать это? Таких надо остерегаться, потому что, сами ничего не делая, они и другим не дают выразить себя. Вместо того чтобы поддержать начинающих, такие люди критикуют их, причем делая это не совсем компетентно.
Как все началось
В Минске рэп как движение зародился примерно в 1992 году (кто–то начал его слушать раньше, кто–то — позже). Сначала все общались в отдельных компаниях, обычно на уровне района. Знакомства происходили через общих друзей. Через некоторое время, после того, как количество рэпперов достигло такого уровня, когда можно было стать "силой", народ начал собираться в зимнее время в "трубе" (ст. м. "Октябрьская"), а в летнее — на "филаре" (ст. м. "Пл. Якуба Коласа"). Это выглядело так: встречались, обменивались записями, информацией или просто, так сказать, "развлекались" (т.е. показывали народу, что их проблемы — это еще не проблемы). Постепенно организовалось несколько команд: GANGSTA’ КLOUNS, W.G. CLAN и H.T. Следует заметить, что до этого уже существовала одна рэп–команда, выступавшая на нашей эстраде, — ТС–52, но, к сожалению, у ее членов не хватило сил бороться за выживание и через некоторое время она канула в вечность.
Со временем (1995 г.) было решено провести первую рэп–дискотеку с последующим выступлением минских рэпперов. И это было только начало. На какой–то момент движение приостановилось. Это было связано с подготовкой большинства зачинщиков массового "беспредела" к поступлению в вузы. Затем настало время "профа" (ст. м. "Октябрьская", обычно это суббота или воскресенье) и "Рэп–Резервации" (почти каждая пятница), которое продолжается и сейчас.
Рэп–движение в других городах Беларуси
Примерно в то же время, что и в Минске (1992–1993 гг.), возникло рэп–движение в г. Лепеле. Там была организована непрофессиональная студия звукозаписи "Красный дом", которая, как бы ни отрицали некоторые, дала огромный толчок развитию белорусского хип–хопа. Они делали свое дело, в то время как другие били себя в грудь и кричали о своих возможностях. Некоторые до сих пор не могут простить им того, что Лепель был действительно "первым". Они даже делят рэп на наших (минских) и не наших (лепельских). А зря! Потому что задача рэпперов — продвигать настоящий хип–хоп, а не разбивать его на части, каждая из которых сама по себе ничего не значит... Сегодня география распространения рэпа в Беларуси обширна: Брест, Барановичи, Лунинец, Витебск и т.д.
Положение вещей на сегодняшний день
Что касается самого Минска, то в нем произошло разделение на "старых" рэпперов и "новых" (хотя это можно встретить и не только в рэпе). "Старые" — их сейчас меньшинство — считают себя вышедшими из возраста "детских" забав. Они либо просто откровенно выходят из дела, либо поднимаются на такие высоты, куда простым смертным не добраться. Положение усугубляется еще и тем, что наш город представляет собой объединение всех стилей в рэпе: EAST, WEST, NORTH, SOUTH. На этой почве также возникают некоторые разногласия. "Новым" рэпперам следует выразить благодарность за то, что они спасают положение, и скорее всего за ними будущее хип–хопа. Количество "новых" с каждым днем возрастает, связано это с увеличением интереса к рэпу и возможностью постоянно доставать нужную информацию и новые записи (раньше такой возможности не было). Приведу для справки все зарегистрированные рэп–команды: ГЕТТО МЕНТАЛИТЕТ, КЭТ, M.D. GANG, D.O.P., MURESHAN, MAAD CIRCLE, C.O.G., СИНДРОМ БОЛИ, EAST, УДАР БАНДЫ (г. Лепель), НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ПАРК (г. Лепель), Е.Т.М.Ь. (г. Лепель), ПРЯМОЙ ВЕРДИКТ (г. Витебск). Почти все эти команды можно услышать на "Рэп–Резервации".
Взаимоотношения
Дело обстоит следующим образом. Когда было мало рэпперов и делать рэп было не модным, многие говорили: "Это легко. Берешь микрофон и просто читаешь слова. Так что если бы мы хотели что–то сделать, то сделали бы это лучше вас". Эти люди считали, что когда придет их время, то они окажутся на волне. И вот их время наступило... А оказалось, что все не так–то уж и просто. Они рассчитывали сразу же заполучить восторженные отклики слушателей и, не вложив в дело абсолютно ничего, оказаться на вершине славы. А получилось совсем наоборот. Так что делать рэп не так уж и легко. Имеется в виду настоящий рэп, который смог бы стать действительно конкурентно устойчивым. Побывав на сцене, ты понимаешь, что это довольно трудная работа и здесь никак нельзя схалтурить. Легче всего списать все неудачи на плохой звук или плохого зрителя, когда в действительности все зависит от тебя, от того, как ты к этому делу относишься.
А еще есть те, кто, стоя в стороне, кричит о своей независимости от всего происходящего. Их девиз: "Мы не лезем в это, и поэтому мы самые умные". А может, они просто не умеют делать это? Таких надо остерегаться, потому что, сами ничего не делая, они и другим не дают выразить себя. Вместо того чтобы поддержать начинающих, такие люди критикуют их, причем делая это не совсем компетентно.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 1998 год в рубрике музыкальная газета