Half Japanese Наивные рокеры
6 декабря в Варшаве в Центре Современного Искусствасостоялся концерт одной из величайших легенд американского альтернативногорока 1/2 JAPANESE. Лидер группы Jad Fair никогда не был модным, не "продавался"массовыми тиражами, при этом он принадлежит к когорте культовых фигур американскогоандерграунда, таких как John Zorn, Fred Frith, SONIC YOUTH (все они являютсяпоклонниками его творчества и регулярно появляются на пластинках HALF JAPANESE).
Не был равнодушен к музыке группы и Курт Кобэйн, которыйпригласил HALF JAPANESE в совместное турне по Америке после выхода альбома"In Utero". Кобэйну принадлежат следующие слова: "Я слушалих музыку по волкману, расхаживая по супермаркету, в самом сердце американскойкультуры. Думаю, что если бы эту музыку послушали другие люди, они бы сошлис ума и повыскакивали из собственной кожи. А я лишь устанавливал громкостьна максимум и представлял себе, что она звучит из магазинного радиоузла".Пропустить концерт такой группы было бы преступно, и я, отложив в сторонувсе текущие дела, рванул в западном направлении. Волею судьбы я оказалсяв самом эпицентре стихийного бедствия, вызванного появлением HALF JAPANESEв Варшаве. Закончилось же все это тем, что организаторы концерта отправилименя ночевать в отель, в номер к гитаристу группы Джону Сладжетту (JohnSluggett), на снимке в центре. На счастье он оказался довольно общительныммалым, а к тому же чрезвычайно интересным собеседником и внимательным слушателем.Наш с ним разговор длился более двух часов и закончился в половине третьегоночи вовсе не по причине исчерпания тем для обсуждения. Причина была банальнадо неприличия — в 10 часов утра группа должна была выезжать из Варшавыв город Пила. Во время разговора мы коснулись широкого спектра проблем(история Беларуси, современная ситуация, филология, культурология, музыка,шоу–бизнес, политика, идеология). Читателям же "Музыкальной газеты"ниже предлагается лишь сильно сокращенная (что вовсе не означает "неинтересная")версия этой ночной беседы.
— Привет, меня зовут Валера, я приехал из Минска специальнона ваш концерт и представляю журнал "Legion" и "МГ".Похоже на то, что мы будем ночевать с тобой в одном номере. Ты не оченьрасстроен этим?
— Вовсе нет, наоборот, я очень рад. Меня зовут Джон, ягитарист HALF JAPANESE.
— О’кей. Доволен ли ты сегодняшним концертом? Как тебепублика?
— Мы всегда выкладываемся на все 100%, не было исключениеми сегодняшнее шоу. А что касается публики... В эмоциональном плане концертбыл беднее нашего вчерашнего выступления в Голубе. Ты не поверишь, тамна концерт поприходили совсем еще дети (все в майках NIRVANA!) и устроилинам потрясающий прием. Было очень весело. Здесь же собрались люди постарше,немало повидавшие на своем веку, их трудно было удивить чем–либо. Хотяв общем я остался доволен.
— У вас сейчас тур по Германии...
— Да, но мы решили посетить Польшу, ведь мы еще ни разуздесь не были.
— В каких странах вы побывали во время этого тура? Скольколюдей обычно приходят на ваши концерты?
— Мы были в Англии, Италии, Франции, Дании, Германии.Играем в клубах для 200–300 человек.
— Играли ли вы концерты в постсоциалистических странах?
— Да, мы выступали в Словакии, три раза были в Праге,первый раз еще в 89 году!
— Когда ты начал свою музыкальную карьеру и в каких группахиграл?
— Я стартовал в середине 70–х, играл во многих составах,названия которых вряд ли что–нибудь скажут твоим читателям... Может быть,только группу MO TUCKER кто–нибудь знает. В своей первой группе я игрална... ударных! Мы тогда были под сильным влиянием GRAND FUNK RAILROAD иCREAM.
— Я слышал, что ваш барабанщик Gilles–V. "Dizzi"Rieder играл раньше в классной группе DEBILE MENTHOL. Это правда?
— Да, это так. Он очень активный и плодовитый музыкант,поназаписывал кучу альбомов в соавторстве с другими музыкантами. Оченьсоветую обратить внимание на его проект MANOEUVRES D’AUTOMNE — чрезвычайноинтересная музыка с использованием саксофона, аккордеона и множества экзотическихинструментов. Не отстает от него и Jad, он тоже записал много пластиноквне группы. В частности, записал альбом с Maureen Tucker из VELVET UNDERGROUND,со Steve Shelley (Sonic Youth).
— Какую музыку ты слушаешь?
— Самую разную, за исключением, может быть, techno, industrialи metal. Я люблю hip hop, dub, trip hop, jazz, punk, avantgarde, hardcore.До сих пор с удовольствием слушаю Карла Мингуса, Джона Колтрэйна (JohnColtrane), VELVET UNDERGROUND, CAPTAIN BEEFHEART, первые работы PINK FLOYD,сольники Сида Баррэтта (Syd Barrett), первые альбомы Фрэнка Заппы (FrankZappa), ранние записи NAPALM DEATH (с Миком Харрисом). Также люблю THEDISPOSABLE HEROES OF HIPHOPRISY (бывшие BEATNIGS), Roky Erickson (ex. 13–thFLOOR ELEVATOR), Diamanda Galas, Mark Kramer (шеф Shimmy Disc), John Zorn,Fred Frith...
— О, я тоже люблю всех этих артистов, они такие разные,но всех их объединяет то, что они старались быть честными с самими собойи слушателями, не создавали музыку для масс...
— Полностью с тобой согласен.
— Но вернемся к вашей группе. Музыку HALF JAPANESE критикиклассифицируют как альтернативный рок, avant–rock, primitive rock, punk.Как ты сам определяешь ваш стиль?
— А как ты считаешь, какую музыку мы играем? Ты же слышалнас сегодня.
— Да, но мои впечатления от увиденного и услышанного сегоднядостаточно сумбурны (до этого я не слышал ни одной вашей песни). Я ещене остыл от концерта, и мне довольно тяжело оформить свои эмоции в рациональныевербальные формы. Что сразу же бросилось в глаза, так это то, что вы непринимаете никаких условностей в музыке, смело привнося в свою музыку элементыпанка, нойза, кабарэ, психоделии, авангарда. Если говорить об аналогияхс другими группами, то сразу вспоминаются VELVET UNDERGROUND, Cap. Beefheart,Jappa, SONIC, YOUTH, BUTTHOLE SURFERS, ALICE DONUT, CRUCIFUCKS, NOMEANSNO.В общем, искренняя, наивная, примитивистская музыка, honest music, еслиможно так определить стиль.
— Мне нечего добавить.
— Тогда поговорим о вашем последнем альбоме "BoneHead". Почему вы решили издавать его на Alternative Tentacles и почемуон записывался в Швейцарии?
— Ну, мы давно знаем Джелло (Jad дружит с ним с 78 года),и мы доверяем ему. У его лейбла хорошая репутация в мире. Джелло честный,порядочный человек, он никогда не будет зарабатывать на вас деньги. Альбомже мы записывали в Швейцарии в студии Момо Россела, лидера группы L’ENSEMBLERAYE, по той причине, что наш ударник Gilles–V. Rieder швейцарец и Момоего старинный друган.
— А какие группы с А. Т. тебе нравятся?
— Очень многие. ALICE DONUT, CRUCIFUCKS, NOMEANSNO, LIFEAFTER LIFE, HISSANOL, ZEN GUERRILLA, DICKS, Wesley Willis.
— А как же твои земляки из Нью–Джерси BUZZKILL?
— Да, конечно, совсем забыл. Я не знаком с ними лично,но группа хорошая.
— Кто такой Wesley Willis?
— О, это чудак, каких мало на свете. Настоящий псих, советуюпоискать его записи.
— Какие лейблы ты считаешь наиболее прогрессивными?
— Уважаю Amphetamine Reptile (COWS, GUZZARD, JANITOR JOE,HELIOS CREED — классные команды), Alternative Tentacles, Trance Syndicate(шеф King Coffey), Shimmy Disc, Emperor Jones.
— Читаешь ли ты музыкальную прессу?
— Да, регулярно читаю "Option", время от времени"Maximum Rock–n–roll", другие зины.
— Я тоже читаю "Option" и "MRR". С"MRR" все о’кей, а вот "Option"... Не кажется ли тебе,что журнал окончательно скурвился, пишет про откровенную... ерунду. Согласен?
— Во–первых, я удивлен, что в Беларуси есть люди, которыечитают такие журналы. Ты меня порадовал, Валера. А во–вторых... Я не согласенс твоей негативной оценкой "Option", По–моему, классный журнал.Больше всего мне нравится раздел рецензий — 200 в каждом номере — это круто!К тому же они написаны профессионалами и являются хорошим путеводителемпо лабиринтам альтернативной музыки. Там пишут о панке, хип–хопе, дабе,нойзе, серфе, готике, джазе, трип–хопе, эмбиенте...
— Ну хорошо, я имел в виду другое... Есть ли у тебя фаворитысреди журналистов, пишущих о музыке?
— Lester Bangs — лучший рок–журналист Америки. Он издавалв 70–е "Creem Magazine" и произвел настоящую революцию в рок–журналистике.
— Кто придумал название группы и что оно означает?
— Я не знаю, что оно означает, серьезно. Спроси лучшеу Jad и его брата, это они придумали. Они очень странные люди.
— Твое отношение к Henry Rollins?
— Я очень люблю BLACK FLAG, к музыке же ROLLINS BAND отношусьпрохладно, она какая–то скучная.
— Сколько CD и LP вашего последнего альбома продано насегодня? Зарабатываешь ли ты себе на жизнь музыкой?
— Я не знаю, сколько CD продано, думаю, не более 5 000.Сам понимаешь, на эти деньги не проживешь. Я работаю программистом, и этоосновной источник моих доходов. Кое–какие деньги мы зарабатываем во времятуров, а в этом году нам неплохо заплатили за документальный фильм о HALFJAPANESE.
— Ваша группа иногда упоминается в связке с THE RESIDENTS.Почему?
— Не знаю. Жена Джэда как–то с ними связана. Может, поэтому.
— Есть ли у тебя семья?
— Да, я женат, но детей у нас нет. Моя жена играет набас–гитаре, но она не профессиональный музыкант.
— Твои ассоциации на слово "Беларусь"?
— "Legion", диктатура, КГБ, Лукашенко, коммунизм.
— Что ты знаешь о Беларуси?
— Пока не встретился с тобой, не знал практически ничего.Знал, что это "Белая Россия" и что вы все еще строите коммунизм.Сейчас я знаю, что это независимое государство с богатой историей, чтоваш язык отличается от польского и русского, что у вас есть прозападнаяоппозиция. Я был удивлен, что в вашем языке много слов, понятных американцам:сэнс, аматар, мапа, нафта, боты, бутэлька, смак, файна, мусiць (must),мiзэрны (misery). Знаю, что у вас есть журнал "Legion" (с рекламойнашего альбома!) и "Музыкальная газета". Кстати, очень хорошая,вы пишете про такие группы, о которых не прочитаешь даже в "New MusicalExpress". Жаль, я не читаю по–русски.
— Какое–нибудь напутствие для читателей "МГ"?
— Постарайтесь отличить то, что ваc занимает, от того,что стоит вашего внимания. Нужно искать и видеть чудеса, которых полновокруг вас. В противном случае вы умрете от усталости, не интересуясь ничем,кроме себя самого. От этой усталости вы глухи и слепы ко всему остальному.Live With This Question...
Не был равнодушен к музыке группы и Курт Кобэйн, которыйпригласил HALF JAPANESE в совместное турне по Америке после выхода альбома"In Utero". Кобэйну принадлежат следующие слова: "Я слушалих музыку по волкману, расхаживая по супермаркету, в самом сердце американскойкультуры. Думаю, что если бы эту музыку послушали другие люди, они бы сошлис ума и повыскакивали из собственной кожи. А я лишь устанавливал громкостьна максимум и представлял себе, что она звучит из магазинного радиоузла".Пропустить концерт такой группы было бы преступно, и я, отложив в сторонувсе текущие дела, рванул в западном направлении. Волею судьбы я оказалсяв самом эпицентре стихийного бедствия, вызванного появлением HALF JAPANESEв Варшаве. Закончилось же все это тем, что организаторы концерта отправилименя ночевать в отель, в номер к гитаристу группы Джону Сладжетту (JohnSluggett), на снимке в центре. На счастье он оказался довольно общительныммалым, а к тому же чрезвычайно интересным собеседником и внимательным слушателем.Наш с ним разговор длился более двух часов и закончился в половине третьегоночи вовсе не по причине исчерпания тем для обсуждения. Причина была банальнадо неприличия — в 10 часов утра группа должна была выезжать из Варшавыв город Пила. Во время разговора мы коснулись широкого спектра проблем(история Беларуси, современная ситуация, филология, культурология, музыка,шоу–бизнес, политика, идеология). Читателям же "Музыкальной газеты"ниже предлагается лишь сильно сокращенная (что вовсе не означает "неинтересная")версия этой ночной беседы.
— Привет, меня зовут Валера, я приехал из Минска специальнона ваш концерт и представляю журнал "Legion" и "МГ".Похоже на то, что мы будем ночевать с тобой в одном номере. Ты не оченьрасстроен этим?
— Вовсе нет, наоборот, я очень рад. Меня зовут Джон, ягитарист HALF JAPANESE.
— О’кей. Доволен ли ты сегодняшним концертом? Как тебепублика?
— Мы всегда выкладываемся на все 100%, не было исключениеми сегодняшнее шоу. А что касается публики... В эмоциональном плане концертбыл беднее нашего вчерашнего выступления в Голубе. Ты не поверишь, тамна концерт поприходили совсем еще дети (все в майках NIRVANA!) и устроилинам потрясающий прием. Было очень весело. Здесь же собрались люди постарше,немало повидавшие на своем веку, их трудно было удивить чем–либо. Хотяв общем я остался доволен.
— У вас сейчас тур по Германии...
— Да, но мы решили посетить Польшу, ведь мы еще ни разуздесь не были.
— В каких странах вы побывали во время этого тура? Скольколюдей обычно приходят на ваши концерты?
— Мы были в Англии, Италии, Франции, Дании, Германии.Играем в клубах для 200–300 человек.
— Играли ли вы концерты в постсоциалистических странах?
— Да, мы выступали в Словакии, три раза были в Праге,первый раз еще в 89 году!
— Когда ты начал свою музыкальную карьеру и в каких группахиграл?
— Я стартовал в середине 70–х, играл во многих составах,названия которых вряд ли что–нибудь скажут твоим читателям... Может быть,только группу MO TUCKER кто–нибудь знает. В своей первой группе я игрална... ударных! Мы тогда были под сильным влиянием GRAND FUNK RAILROAD иCREAM.
— Я слышал, что ваш барабанщик Gilles–V. "Dizzi"Rieder играл раньше в классной группе DEBILE MENTHOL. Это правда?
— Да, это так. Он очень активный и плодовитый музыкант,поназаписывал кучу альбомов в соавторстве с другими музыкантами. Оченьсоветую обратить внимание на его проект MANOEUVRES D’AUTOMNE — чрезвычайноинтересная музыка с использованием саксофона, аккордеона и множества экзотическихинструментов. Не отстает от него и Jad, он тоже записал много пластиноквне группы. В частности, записал альбом с Maureen Tucker из VELVET UNDERGROUND,со Steve Shelley (Sonic Youth).
— Какую музыку ты слушаешь?
— Самую разную, за исключением, может быть, techno, industrialи metal. Я люблю hip hop, dub, trip hop, jazz, punk, avantgarde, hardcore.До сих пор с удовольствием слушаю Карла Мингуса, Джона Колтрэйна (JohnColtrane), VELVET UNDERGROUND, CAPTAIN BEEFHEART, первые работы PINK FLOYD,сольники Сида Баррэтта (Syd Barrett), первые альбомы Фрэнка Заппы (FrankZappa), ранние записи NAPALM DEATH (с Миком Харрисом). Также люблю THEDISPOSABLE HEROES OF HIPHOPRISY (бывшие BEATNIGS), Roky Erickson (ex. 13–thFLOOR ELEVATOR), Diamanda Galas, Mark Kramer (шеф Shimmy Disc), John Zorn,Fred Frith...
— О, я тоже люблю всех этих артистов, они такие разные,но всех их объединяет то, что они старались быть честными с самими собойи слушателями, не создавали музыку для масс...
— Полностью с тобой согласен.
— Но вернемся к вашей группе. Музыку HALF JAPANESE критикиклассифицируют как альтернативный рок, avant–rock, primitive rock, punk.Как ты сам определяешь ваш стиль?
— А как ты считаешь, какую музыку мы играем? Ты же слышалнас сегодня.
— Да, но мои впечатления от увиденного и услышанного сегоднядостаточно сумбурны (до этого я не слышал ни одной вашей песни). Я ещене остыл от концерта, и мне довольно тяжело оформить свои эмоции в рациональныевербальные формы. Что сразу же бросилось в глаза, так это то, что вы непринимаете никаких условностей в музыке, смело привнося в свою музыку элементыпанка, нойза, кабарэ, психоделии, авангарда. Если говорить об аналогияхс другими группами, то сразу вспоминаются VELVET UNDERGROUND, Cap. Beefheart,Jappa, SONIC, YOUTH, BUTTHOLE SURFERS, ALICE DONUT, CRUCIFUCKS, NOMEANSNO.В общем, искренняя, наивная, примитивистская музыка, honest music, еслиможно так определить стиль.
— Мне нечего добавить.
— Тогда поговорим о вашем последнем альбоме "BoneHead". Почему вы решили издавать его на Alternative Tentacles и почемуон записывался в Швейцарии?
— Ну, мы давно знаем Джелло (Jad дружит с ним с 78 года),и мы доверяем ему. У его лейбла хорошая репутация в мире. Джелло честный,порядочный человек, он никогда не будет зарабатывать на вас деньги. Альбомже мы записывали в Швейцарии в студии Момо Россела, лидера группы L’ENSEMBLERAYE, по той причине, что наш ударник Gilles–V. Rieder швейцарец и Момоего старинный друган.
— А какие группы с А. Т. тебе нравятся?
— Очень многие. ALICE DONUT, CRUCIFUCKS, NOMEANSNO, LIFEAFTER LIFE, HISSANOL, ZEN GUERRILLA, DICKS, Wesley Willis.
— А как же твои земляки из Нью–Джерси BUZZKILL?
— Да, конечно, совсем забыл. Я не знаком с ними лично,но группа хорошая.
— Кто такой Wesley Willis?
— О, это чудак, каких мало на свете. Настоящий псих, советуюпоискать его записи.
— Какие лейблы ты считаешь наиболее прогрессивными?
— Уважаю Amphetamine Reptile (COWS, GUZZARD, JANITOR JOE,HELIOS CREED — классные команды), Alternative Tentacles, Trance Syndicate(шеф King Coffey), Shimmy Disc, Emperor Jones.
— Читаешь ли ты музыкальную прессу?
— Да, регулярно читаю "Option", время от времени"Maximum Rock–n–roll", другие зины.
— Я тоже читаю "Option" и "MRR". С"MRR" все о’кей, а вот "Option"... Не кажется ли тебе,что журнал окончательно скурвился, пишет про откровенную... ерунду. Согласен?
— Во–первых, я удивлен, что в Беларуси есть люди, которыечитают такие журналы. Ты меня порадовал, Валера. А во–вторых... Я не согласенс твоей негативной оценкой "Option", По–моему, классный журнал.Больше всего мне нравится раздел рецензий — 200 в каждом номере — это круто!К тому же они написаны профессионалами и являются хорошим путеводителемпо лабиринтам альтернативной музыки. Там пишут о панке, хип–хопе, дабе,нойзе, серфе, готике, джазе, трип–хопе, эмбиенте...
— Ну хорошо, я имел в виду другое... Есть ли у тебя фаворитысреди журналистов, пишущих о музыке?
— Lester Bangs — лучший рок–журналист Америки. Он издавалв 70–е "Creem Magazine" и произвел настоящую революцию в рок–журналистике.
— Кто придумал название группы и что оно означает?
— Я не знаю, что оно означает, серьезно. Спроси лучшеу Jad и его брата, это они придумали. Они очень странные люди.
— Твое отношение к Henry Rollins?
— Я очень люблю BLACK FLAG, к музыке же ROLLINS BAND отношусьпрохладно, она какая–то скучная.
— Сколько CD и LP вашего последнего альбома продано насегодня? Зарабатываешь ли ты себе на жизнь музыкой?
— Я не знаю, сколько CD продано, думаю, не более 5 000.Сам понимаешь, на эти деньги не проживешь. Я работаю программистом, и этоосновной источник моих доходов. Кое–какие деньги мы зарабатываем во времятуров, а в этом году нам неплохо заплатили за документальный фильм о HALFJAPANESE.
— Ваша группа иногда упоминается в связке с THE RESIDENTS.Почему?
— Не знаю. Жена Джэда как–то с ними связана. Может, поэтому.
— Есть ли у тебя семья?
— Да, я женат, но детей у нас нет. Моя жена играет набас–гитаре, но она не профессиональный музыкант.
— Твои ассоциации на слово "Беларусь"?
— "Legion", диктатура, КГБ, Лукашенко, коммунизм.
— Что ты знаешь о Беларуси?
— Пока не встретился с тобой, не знал практически ничего.Знал, что это "Белая Россия" и что вы все еще строите коммунизм.Сейчас я знаю, что это независимое государство с богатой историей, чтоваш язык отличается от польского и русского, что у вас есть прозападнаяоппозиция. Я был удивлен, что в вашем языке много слов, понятных американцам:сэнс, аматар, мапа, нафта, боты, бутэлька, смак, файна, мусiць (must),мiзэрны (misery). Знаю, что у вас есть журнал "Legion" (с рекламойнашего альбома!) и "Музыкальная газета". Кстати, очень хорошая,вы пишете про такие группы, о которых не прочитаешь даже в "New MusicalExpress". Жаль, я не читаю по–русски.
— Какое–нибудь напутствие для читателей "МГ"?
— Постарайтесь отличить то, что ваc занимает, от того,что стоит вашего внимания. Нужно искать и видеть чудеса, которых полновокруг вас. В противном случае вы умрете от усталости, не интересуясь ничем,кроме себя самого. От этой усталости вы глухи и слепы ко всему остальному.Live With This Question...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 1997 год в рубрике музыкальная газета