Beatles, The История гамбургских лент
В нынешнем году исполняется 20 лет со дня выхода напластинках знаменитых гамбургских записей БИТЛЗ. То есть знаменитыми онистали потом, а на протяжении многих лет большинство битломанов вообще неподозревало об их существовании. А те, кто знал, и не надеялись, что историческаямагнитофонная лента могла сохраниться.
Записывая выступление ливерпульской четверки в конце декабря1962 года в гамбургском клубе "Star", земляк битлов певец Тед"Кингсайз" Тейлор (Ted Kingsize Taylor) не мог знать, какую услугуон оказывает миллионам будущих битломанов и истории. Сейчас трудно сказать,чем руководствовался Тейлор — может, просто решил оказать коллегам услугу,а может, им владел лишь трезвый коммерческий расчет — желание "загнать"потом запись кому–нибудь? Здесь можно было бы ввернуть, конечно, какую–нибудьвыигрышную фразу типа "Уже тогда Тед Тейлор смог распознать в простыхливерпульских парнях огромный потенциал..." Но это будет неправдой:он записывал и две другие английские группы — CLIFF BENNETT AND THE REBELROUSERS и свою собственную DOMINOS. Факт остается фактом: друг ТейлораАдриан Барбер по просьбе последнего свыше часа простоял у края сцены душногои шумного кабака с микрофоном в руке, фиксируя на магнитофон "Грюндиг"выступление БИТЛЗ, в результате чего на пленку легли 30 песен в исполнениилегендарного квартета.
Тейлор предложил запись менеджеру БИТЛЗ за 20 фунтов стерлингов,но получил отказ: по мнению Брайена Эпштейна, ценности она не представляла.После этого "гамбургские ленты" исчезли с музыкального горизонтана целых 15 лет.
В 1972 году Аллан Уильямс, являвшийся импрессарио квартетадо Эпштейна (и организовавший коллективу первые поездки в Гамбург), случайновстретил знакомого инженера звукозаписи, которому, как он помнил, многолет назад и были переданы эти записи. К своему огромному удивлению и радостиУильямс узнал, что, по всей вероятности, эти записи сохранились. И онидействительно нашлись — в неком заброшенном офисе под грудой мусора. Уильямснадеялся, что теперь, через несколько лет после распада БИТЛЗ, выпуск альбомасо старыми концертными номерами вызовет интерес как у стареющих, так иподрастающих битломанов. И бывший менеджер ливерпульской четверки сталискать покупателя. Прежде всего он, вполне естественно, решил обратьсяк самим БИТЛЗ. Леннон в этом время воевал за океаном с американскими иммиграционнымивластями, у МакКартни сложились с бывшими коллегами довольно сложные отношения.Оставались Харрисон и Ринго Старр. "Гамбургские записи" былипредложены им за 5 тысяч фунтов, но, возможно, вследствие того, что фирмабитлов "Apple" испытывала в тот период финансовые трудности,музыканты отказались.
В конце концов покупатель нашелся в лице музыкальногопредпринимателя Поля Марфи. Началась кропотливая работа по восстановлениюпленки. Оригинальную монозапись перевели в 16–дорожечную. По сообщениям,реставрация обошлась в 50 тысяч фунтов. (Необходимо отметить, что существуети несколько иная версия истории обнаружения и восстановления "гамбургскихзаписей". Английский музыковед Джон Тоблер пишет в биографии БИТЛЗ,что инициатором поисков и продажи лент был сам Тейлор).
Как бы там ни было, 8 апреля 1977 года двойной альбомвыступления БИТЛЗ в клубе "Star" вышел в Западной Германии нафирме "Беллафон". Он содержал 26 концертных номеров (4 песнибыли забракованы из–за чрезвычайно низкого качества звучания). Узнав обэтом, участники квартета попытались предотвратить выход пластинок в Англиии обратились в суд. Почему? Вероятнее всего, не хотели, чтобы такая несовершеннаяи в музыкальном, и в техническом отношении запись дошла до публики. ОднакоВерховный суд отклонил жалобу на том основании что а) на обложке альбоманаписано, что это старые записи, а значит, они представляют скорее исторический,чем художественный интерес (надпись на конверте альбома гласила: "Этоуже история... Концерт БИТЛЗ! В клубе "Стар". Гамбург. Германия.1962".); б) обращаться в судебные инстанции надо было раньше, не дожидаясь,когда диски будут готовы к выпуску.
Итак, 25 мая 1977 года "гамбургские записи"появились на прилавках английских музыкальных магазинов. Неделю спустяони попали на 29–е место альбомного хит–парада журнала "New MusicalExpress", еще через неделю поднялись до 27–го места, после чего исчезлииз списков популярности. Относительный неуспех дисков можно объяснить отчаститем, что за три недели до описываемых событий в Англии появился другойконцертный диск БИТЛЗ — "The Beatles At The Hollywood Bowl",техническое качество которого, да и подбор песен были несравненно лучше.
Американская публика фактически проигнорировала архивныезаписи легендарного квартета: альбом оставался в хит–параде 7 недель, однакоподнялся лишь до... 111–го места (журнал "Billboard").
Запись в Гамбурге, как было сказано выше, датируется декабрем1962 года. Точная дата не установлена, но поскольку в одной из пауз междупеснями Леннон кричит: "Рождество приходит раз в год и все радостьнам несет...", можно утверждать, что выступление состоялось в двадцатыхчислах. К этому времени состав БИТЛЗ окончательно стабилизировался — послеухода из группы летом 1961 года первого бас–гитариста Стюарта Сатклиффана басу стал играть МакКартни, а 18 августа 1962 года за ударные вместоПита Беста впервые сел Ринго Старр.
"Гамбургский альбом" дает возможность окунутьсяв атмосферу прокуренного и тесного ночного клуба, где под звон бокалови пьяные разговоры оттачивали свое мастерство четверо талантливых музыкантов.Эти пластинки интересны еще и тем, что на них звучат ранние версии песен,получивших позднее на альбомах БИТЛЗ всемирную известность, — "I SawHer Stranding There", "Twist And Shout", "Ask Me Why","Roll Over Beethoven", "A Taste Of Honey" и др. Любопытно,что в двух песнях ("Ве-Bop-A-Lula" и "Hallelujah I LoveHer So") солирует... официант Хорст Оббер (Horst Obber). СкромныйРинго исполнил лишь одну композицию — "Matchbox".
С тех пор уникальные записи неоднократно переиздавалисьв различных вариантах под разными названиями и, несомненно, заняли своеместо как в истории, так и в дискографии легендарного британского квартета.
Записывая выступление ливерпульской четверки в конце декабря1962 года в гамбургском клубе "Star", земляк битлов певец Тед"Кингсайз" Тейлор (Ted Kingsize Taylor) не мог знать, какую услугуон оказывает миллионам будущих битломанов и истории. Сейчас трудно сказать,чем руководствовался Тейлор — может, просто решил оказать коллегам услугу,а может, им владел лишь трезвый коммерческий расчет — желание "загнать"потом запись кому–нибудь? Здесь можно было бы ввернуть, конечно, какую–нибудьвыигрышную фразу типа "Уже тогда Тед Тейлор смог распознать в простыхливерпульских парнях огромный потенциал..." Но это будет неправдой:он записывал и две другие английские группы — CLIFF BENNETT AND THE REBELROUSERS и свою собственную DOMINOS. Факт остается фактом: друг ТейлораАдриан Барбер по просьбе последнего свыше часа простоял у края сцены душногои шумного кабака с микрофоном в руке, фиксируя на магнитофон "Грюндиг"выступление БИТЛЗ, в результате чего на пленку легли 30 песен в исполнениилегендарного квартета.
Тейлор предложил запись менеджеру БИТЛЗ за 20 фунтов стерлингов,но получил отказ: по мнению Брайена Эпштейна, ценности она не представляла.После этого "гамбургские ленты" исчезли с музыкального горизонтана целых 15 лет.
В 1972 году Аллан Уильямс, являвшийся импрессарио квартетадо Эпштейна (и организовавший коллективу первые поездки в Гамбург), случайновстретил знакомого инженера звукозаписи, которому, как он помнил, многолет назад и были переданы эти записи. К своему огромному удивлению и радостиУильямс узнал, что, по всей вероятности, эти записи сохранились. И онидействительно нашлись — в неком заброшенном офисе под грудой мусора. Уильямснадеялся, что теперь, через несколько лет после распада БИТЛЗ, выпуск альбомасо старыми концертными номерами вызовет интерес как у стареющих, так иподрастающих битломанов. И бывший менеджер ливерпульской четверки сталискать покупателя. Прежде всего он, вполне естественно, решил обратьсяк самим БИТЛЗ. Леннон в этом время воевал за океаном с американскими иммиграционнымивластями, у МакКартни сложились с бывшими коллегами довольно сложные отношения.Оставались Харрисон и Ринго Старр. "Гамбургские записи" былипредложены им за 5 тысяч фунтов, но, возможно, вследствие того, что фирмабитлов "Apple" испытывала в тот период финансовые трудности,музыканты отказались.
В конце концов покупатель нашелся в лице музыкальногопредпринимателя Поля Марфи. Началась кропотливая работа по восстановлениюпленки. Оригинальную монозапись перевели в 16–дорожечную. По сообщениям,реставрация обошлась в 50 тысяч фунтов. (Необходимо отметить, что существуети несколько иная версия истории обнаружения и восстановления "гамбургскихзаписей". Английский музыковед Джон Тоблер пишет в биографии БИТЛЗ,что инициатором поисков и продажи лент был сам Тейлор).
Как бы там ни было, 8 апреля 1977 года двойной альбомвыступления БИТЛЗ в клубе "Star" вышел в Западной Германии нафирме "Беллафон". Он содержал 26 концертных номеров (4 песнибыли забракованы из–за чрезвычайно низкого качества звучания). Узнав обэтом, участники квартета попытались предотвратить выход пластинок в Англиии обратились в суд. Почему? Вероятнее всего, не хотели, чтобы такая несовершеннаяи в музыкальном, и в техническом отношении запись дошла до публики. ОднакоВерховный суд отклонил жалобу на том основании что а) на обложке альбоманаписано, что это старые записи, а значит, они представляют скорее исторический,чем художественный интерес (надпись на конверте альбома гласила: "Этоуже история... Концерт БИТЛЗ! В клубе "Стар". Гамбург. Германия.1962".); б) обращаться в судебные инстанции надо было раньше, не дожидаясь,когда диски будут готовы к выпуску.
Итак, 25 мая 1977 года "гамбургские записи"появились на прилавках английских музыкальных магазинов. Неделю спустяони попали на 29–е место альбомного хит–парада журнала "New MusicalExpress", еще через неделю поднялись до 27–го места, после чего исчезлииз списков популярности. Относительный неуспех дисков можно объяснить отчаститем, что за три недели до описываемых событий в Англии появился другойконцертный диск БИТЛЗ — "The Beatles At The Hollywood Bowl",техническое качество которого, да и подбор песен были несравненно лучше.
Американская публика фактически проигнорировала архивныезаписи легендарного квартета: альбом оставался в хит–параде 7 недель, однакоподнялся лишь до... 111–го места (журнал "Billboard").
Запись в Гамбурге, как было сказано выше, датируется декабрем1962 года. Точная дата не установлена, но поскольку в одной из пауз междупеснями Леннон кричит: "Рождество приходит раз в год и все радостьнам несет...", можно утверждать, что выступление состоялось в двадцатыхчислах. К этому времени состав БИТЛЗ окончательно стабилизировался — послеухода из группы летом 1961 года первого бас–гитариста Стюарта Сатклиффана басу стал играть МакКартни, а 18 августа 1962 года за ударные вместоПита Беста впервые сел Ринго Старр.
"Гамбургский альбом" дает возможность окунутьсяв атмосферу прокуренного и тесного ночного клуба, где под звон бокалови пьяные разговоры оттачивали свое мастерство четверо талантливых музыкантов.Эти пластинки интересны еще и тем, что на них звучат ранние версии песен,получивших позднее на альбомах БИТЛЗ всемирную известность, — "I SawHer Stranding There", "Twist And Shout", "Ask Me Why","Roll Over Beethoven", "A Taste Of Honey" и др. Любопытно,что в двух песнях ("Ве-Bop-A-Lula" и "Hallelujah I LoveHer So") солирует... официант Хорст Оббер (Horst Obber). СкромныйРинго исполнил лишь одну композицию — "Matchbox".
С тех пор уникальные записи неоднократно переиздавалисьв различных вариантах под разными названиями и, несомненно, заняли своеместо как в истории, так и в дискографии легендарного британского квартета.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 1997 год в рубрике музыкальная газета