Chumbawamba Мама — анархия, папа — стакан портвейна
CHUMBAWAMBA. Такое название почему–то сразу же наводитна мысли о чем–то экстремальном и совершенно ненормальном, хотя участникиэтого коллектива вполне нормальны и, прошу заметить, совершенно не экстремальныв музыкальном плане — просто они анархисты, и этим все сказано.
Вначале нынешние завсегдатаи хит–парадов были просто группойанархистов, которые жили вместе в своей маленькой коммуне в городе Leeds,что в Англии. Почему вдруг им в голову пришла мысль сколотить группу, неизвестно,хотя можно предположить: поскольку они люди умные, то поняли, что шоубизнес— достаточно серьезное орудие пропаганды, особенно если им умело пользоваться.
Так или иначе, в 1983 году CHUMBAWAMBA отыграли свой первыйконцерт, продемонстрировав, помимо музыкальных, свои неплохие актерскиеспособности, устроив первоклассное шоу. В музыкальном плане они тогда находилисьпод влиянием группы CRASS, но постепенно от мелодического панка все большеуходили в область танцевальной музыки.
Первый сингл CHUMBAWAMBA вышел в 1985 году и назывался"Revolution", что, в общем, неудивительно. Пожалуй, он определилнаправление развития идей в группе, которая впоследствии всегда отличаласьналичием неимоверного количества сэмплов и часто остросоциально направленныхтекстов в своих песнях. "Revolution" начиналась звуками из "Imagine"Джона Леннона, которая впоследствии разламывалась, переходя в собственноетворение группы. Слова были такие: "Во всех книгах по истории естьодни и те же строки, написанные на каждой странице, начинающиеся со слова"революция", заканчивающиеся словом "капитуляция",всегда замалчивавшиеся при помощи дубинки или купленные при помощи уступок...".
Такие манифесты вполне естественны для представителейразличных политических движений, и группа, которая выступила со стороныанархического меньшинства, довольно быстро нашла поддержку в народе. Ктому же музыку CHUMBAWAMBA играют развеселую, танцевальную, не особенноограничивая себя в стилях, оставаясь, в принципе, верны панку, но весьмамодерновому и умному, и из–за этого нравятся очень многим. Поэтому с музыкальнойаудиторией у группы всегда было все в порядке, а вот с политической постоянновозникают проблемы.
Дело в том, что анархия, по сути своей, борется противгосударственного устройства как такового, и, находясь в такой капиталистическойстране, как Великобритания, анархисты ну просто обязаны выступать противкапитализма. И вот стали некоторые индивиды наезжать, что, мол, анархистамне к лицу работать на шоубизнес и зарабатывать кучу денег, а то так недалеко и самим капиталистами стать. Чумбавамбовцы всячески протестуют противтаких обвинений и всегда заявляют, что никому они не продавались. К томуже они сами стремятся к постоянному общению как со своими поклонниками,так и с противниками.
Во время поездки CHUMBAWAMBA в Польшу зимой 1995 годаслучился такой казус: кто–то проколол шины в их автобусе в знак протеста— якобы группа затребовала слишком много денег за свой концерт. Участникигруппы провели ночь в ожидании драки, но никто не появился. Удивлению небыло предела: "Почему никто не пришел и не поговорил с нами?.. Еслиони считали, что их претензии не подлежат обсуждению, то почему они простоне вызвали нас на обыкновенную драку?.. Мы знаем, почему. Такие люди простобоятся взглянуть в глаза действительности и дойти до прямой конфронтации.Большинство молодых радикальных политиков писает против ветра, остаетсяв собственных гетто, восхищаясь своей значимостью, а их "бунт"не заходит дальше ругани с родителями... Спустя неделю выяснилось, чтопарень, порезавший нам шины, даже не был поляком — это был американец,решивший спасти польский народ от злобных капиталистов CHUMBAWAMBA. А затемнаверняка он попросил папашу выслать ему деньги на дорогу домой... Вы замечали,что рабочий человек не имеет привычки заглядывать в чужой карман? Мы ежегодножертвуем тыщщи (!!!) фунтов радикальным политикам, коммунам забастовщикови революционерам во всем мире... Если бы CHUMBAWAMBA кружили, как стервятник,над Британией и Европой, зарабатывая кучи денег, и плевали на то, что творитсяс ними... Если бы CHUMBAWAMBA были BLUR или SUEDE, другой такой же скучнойкомандой... Если бы CHUMBAWAMBA не занимались на сцене политикой и не гладилибы против шерсти всю поп/рок культуру... Тогда бы мы прислушались к аргументамшинорезчика, а пока что все, что мы можем сделать, — это пригласить этогодятла побеседовать, а лучше — заткнуться".
Искрометный агит–поп CHUMBAWAMBA прошествовал через 80–е,выпущенный участниками группы в огромных количествах на виниле, кассетахи компактах, постоянно находя цели для своих колких насмешек. В их числопопали апартеид, империализм, лживые политики и множество другой гадости.Чтобы избежать цензуры, CHUMBAWAMBA основали собственный лейбл Agit–Prop,от которого, правда, впоследствии пришлось отказаться, потому что участникигруппы не хотели становиться бизнесменами. С 93–го по 96–й они записывалисьна ONE LITTLE INDIAN. Песни группы постоянно попадали в различные хит–парады,и конец 80–х был достаточно удачным для бунтарей, которые, помимо многочисленноймузыкальной деятельности, постоянно занимались изданием всякого рода печатнойпродукции, такой как книги, буклеты и фотоальбомы. В начале 90–х CHUMBAWAMBAпереиздали на CD два своих первых полноценных альбома. В 1990–м после выходаальбома "Slap!" американский журнал "Maximum Rock–n–Roll"написал, что CHUMBAWAMBA "больше не панки", поскольку музыкастала очень электронно–танцевальной, а тексты совсем оптимистическими.Но группа не открещивается от своих идей, хотя, возможно, они каким–тообразом трансформируются и изменяются, влияние их на британскую сцену несомненно.
В настоящее время в группе 8 постоянных участников: HarryHamer, Alice Nutter, Boff, Mavis Dillon, Louise Mary Watts, Danbert Nobacon,Paul Greco и Dunstan Bruse. Они по–прежнему живут вместе, во всю веселятсяи сочиняют музыку: "Мы не ограничиваем себя ни в каком отношении.Мы всегда использовали фрагменты любимых песен, но вместе с тем следилиза тем, что творится вокруг. Для нас вся прелесть, к примеру, THE BEATLESзаключается в разнообразии стилей и влияний и дальнейшей прогрессии. THEBEATLES, начиная с "Rubber Soul", обгоняли сами себя, и это сталоосновным принципом CHUMBAWAMBA: подпитываться изо всех источников, возитьсясо всем этим добром, привносить туда свою индивидуальность и таким образомдвигаться вперед. В большинстве групп есть один вокалист и один стиль.И они выпускают один или два хороших сингла, но совершенно однообразныеальбомы. Это приемлемый формат для поп–музыки, и это очень удобно для записывающихкомпаний, но быстро надоедает слушателям. Легко узнаваемое "собственное"звучание — не для CHUMBAWAMBA. Каждый наш последующий альбом существенноотличается от предыдущего. На каждом альбоме как минимум пять разных вокалистови множество разных стилей. Конечно, у нас есть свои "фишки",но мы ими не злоупотребляем".
В 1996 году группа выпустила книгу "Портреты анархистов",где были собраны фотографии анархистов со всего мира. К 80 страницам книгиприлагался также специально записанный CD, приуроченный группой к данномусобытию. А совсем недавно вышел новый альбом CHUMBAWAMBA "Tubthumper",в котором как обычно затронуто множество социальных проблем: бездомныеи забастовка ливерпульских докеров, отрицание католицизма и "новый"рабочий класс. Первый сингл "Tubthumping" уже стал большим хитоми даже побывал на первой строчке британских чартов. Не знаю, процветаетли в Англии анархия, но CHUMBAWAMBA явно чувствуют себя превосходно и по–прежнемупродолжают шутить и иронизировать. Следующий сингл из "Tubthumper"называется "Amnesia". "Ну, пациент, и давно у вас эти провалыв памяти?" "Какие провалы?"
Вначале нынешние завсегдатаи хит–парадов были просто группойанархистов, которые жили вместе в своей маленькой коммуне в городе Leeds,что в Англии. Почему вдруг им в голову пришла мысль сколотить группу, неизвестно,хотя можно предположить: поскольку они люди умные, то поняли, что шоубизнес— достаточно серьезное орудие пропаганды, особенно если им умело пользоваться.
Так или иначе, в 1983 году CHUMBAWAMBA отыграли свой первыйконцерт, продемонстрировав, помимо музыкальных, свои неплохие актерскиеспособности, устроив первоклассное шоу. В музыкальном плане они тогда находилисьпод влиянием группы CRASS, но постепенно от мелодического панка все большеуходили в область танцевальной музыки.
Первый сингл CHUMBAWAMBA вышел в 1985 году и назывался"Revolution", что, в общем, неудивительно. Пожалуй, он определилнаправление развития идей в группе, которая впоследствии всегда отличаласьналичием неимоверного количества сэмплов и часто остросоциально направленныхтекстов в своих песнях. "Revolution" начиналась звуками из "Imagine"Джона Леннона, которая впоследствии разламывалась, переходя в собственноетворение группы. Слова были такие: "Во всех книгах по истории естьодни и те же строки, написанные на каждой странице, начинающиеся со слова"революция", заканчивающиеся словом "капитуляция",всегда замалчивавшиеся при помощи дубинки или купленные при помощи уступок...".
Такие манифесты вполне естественны для представителейразличных политических движений, и группа, которая выступила со стороныанархического меньшинства, довольно быстро нашла поддержку в народе. Ктому же музыку CHUMBAWAMBA играют развеселую, танцевальную, не особенноограничивая себя в стилях, оставаясь, в принципе, верны панку, но весьмамодерновому и умному, и из–за этого нравятся очень многим. Поэтому с музыкальнойаудиторией у группы всегда было все в порядке, а вот с политической постоянновозникают проблемы.
Дело в том, что анархия, по сути своей, борется противгосударственного устройства как такового, и, находясь в такой капиталистическойстране, как Великобритания, анархисты ну просто обязаны выступать противкапитализма. И вот стали некоторые индивиды наезжать, что, мол, анархистамне к лицу работать на шоубизнес и зарабатывать кучу денег, а то так недалеко и самим капиталистами стать. Чумбавамбовцы всячески протестуют противтаких обвинений и всегда заявляют, что никому они не продавались. К томуже они сами стремятся к постоянному общению как со своими поклонниками,так и с противниками.
Во время поездки CHUMBAWAMBA в Польшу зимой 1995 годаслучился такой казус: кто–то проколол шины в их автобусе в знак протеста— якобы группа затребовала слишком много денег за свой концерт. Участникигруппы провели ночь в ожидании драки, но никто не появился. Удивлению небыло предела: "Почему никто не пришел и не поговорил с нами?.. Еслиони считали, что их претензии не подлежат обсуждению, то почему они простоне вызвали нас на обыкновенную драку?.. Мы знаем, почему. Такие люди простобоятся взглянуть в глаза действительности и дойти до прямой конфронтации.Большинство молодых радикальных политиков писает против ветра, остаетсяв собственных гетто, восхищаясь своей значимостью, а их "бунт"не заходит дальше ругани с родителями... Спустя неделю выяснилось, чтопарень, порезавший нам шины, даже не был поляком — это был американец,решивший спасти польский народ от злобных капиталистов CHUMBAWAMBA. А затемнаверняка он попросил папашу выслать ему деньги на дорогу домой... Вы замечали,что рабочий человек не имеет привычки заглядывать в чужой карман? Мы ежегодножертвуем тыщщи (!!!) фунтов радикальным политикам, коммунам забастовщикови революционерам во всем мире... Если бы CHUMBAWAMBA кружили, как стервятник,над Британией и Европой, зарабатывая кучи денег, и плевали на то, что творитсяс ними... Если бы CHUMBAWAMBA были BLUR или SUEDE, другой такой же скучнойкомандой... Если бы CHUMBAWAMBA не занимались на сцене политикой и не гладилибы против шерсти всю поп/рок культуру... Тогда бы мы прислушались к аргументамшинорезчика, а пока что все, что мы можем сделать, — это пригласить этогодятла побеседовать, а лучше — заткнуться".
Искрометный агит–поп CHUMBAWAMBA прошествовал через 80–е,выпущенный участниками группы в огромных количествах на виниле, кассетахи компактах, постоянно находя цели для своих колких насмешек. В их числопопали апартеид, империализм, лживые политики и множество другой гадости.Чтобы избежать цензуры, CHUMBAWAMBA основали собственный лейбл Agit–Prop,от которого, правда, впоследствии пришлось отказаться, потому что участникигруппы не хотели становиться бизнесменами. С 93–го по 96–й они записывалисьна ONE LITTLE INDIAN. Песни группы постоянно попадали в различные хит–парады,и конец 80–х был достаточно удачным для бунтарей, которые, помимо многочисленноймузыкальной деятельности, постоянно занимались изданием всякого рода печатнойпродукции, такой как книги, буклеты и фотоальбомы. В начале 90–х CHUMBAWAMBAпереиздали на CD два своих первых полноценных альбома. В 1990–м после выходаальбома "Slap!" американский журнал "Maximum Rock–n–Roll"написал, что CHUMBAWAMBA "больше не панки", поскольку музыкастала очень электронно–танцевальной, а тексты совсем оптимистическими.Но группа не открещивается от своих идей, хотя, возможно, они каким–тообразом трансформируются и изменяются, влияние их на британскую сцену несомненно.
В настоящее время в группе 8 постоянных участников: HarryHamer, Alice Nutter, Boff, Mavis Dillon, Louise Mary Watts, Danbert Nobacon,Paul Greco и Dunstan Bruse. Они по–прежнему живут вместе, во всю веселятсяи сочиняют музыку: "Мы не ограничиваем себя ни в каком отношении.Мы всегда использовали фрагменты любимых песен, но вместе с тем следилиза тем, что творится вокруг. Для нас вся прелесть, к примеру, THE BEATLESзаключается в разнообразии стилей и влияний и дальнейшей прогрессии. THEBEATLES, начиная с "Rubber Soul", обгоняли сами себя, и это сталоосновным принципом CHUMBAWAMBA: подпитываться изо всех источников, возитьсясо всем этим добром, привносить туда свою индивидуальность и таким образомдвигаться вперед. В большинстве групп есть один вокалист и один стиль.И они выпускают один или два хороших сингла, но совершенно однообразныеальбомы. Это приемлемый формат для поп–музыки, и это очень удобно для записывающихкомпаний, но быстро надоедает слушателям. Легко узнаваемое "собственное"звучание — не для CHUMBAWAMBA. Каждый наш последующий альбом существенноотличается от предыдущего. На каждом альбоме как минимум пять разных вокалистови множество разных стилей. Конечно, у нас есть свои "фишки",но мы ими не злоупотребляем".
В 1996 году группа выпустила книгу "Портреты анархистов",где были собраны фотографии анархистов со всего мира. К 80 страницам книгиприлагался также специально записанный CD, приуроченный группой к данномусобытию. А совсем недавно вышел новый альбом CHUMBAWAMBA "Tubthumper",в котором как обычно затронуто множество социальных проблем: бездомныеи забастовка ливерпульских докеров, отрицание католицизма и "новый"рабочий класс. Первый сингл "Tubthumping" уже стал большим хитоми даже побывал на первой строчке британских чартов. Не знаю, процветаетли в Англии анархия, но CHUMBAWAMBA явно чувствуют себя превосходно и по–прежнемупродолжают шутить и иронизировать. Следующий сингл из "Tubthumper"называется "Amnesia". "Ну, пациент, и давно у вас эти провалыв памяти?" "Какие провалы?"
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1997 год в рубрике музыкальная газета