Deus
Бельгийцы-шизофреники

"Здравствуйте, мы группа dEUS из Бельгии",— произнес франтмен Том Барман со сцены в Лос–Анджелесе. Затем он выдержалпаузу и глуповато добавил: "Ну вы знаете — это страна, которая "изобрела"Жан–Клода Ван Дамма".

Нет ничего странного в подобном начале концерта. Бельгия— маленькая страна, окруженная европейскими музыкальными гигантами в видеГермании, Франции, Голландии, и вряд ли о ее существовании известно закрытымот внешнего мира американцам. Но тем не менее эта группа является сегоднясвоего рода визитной карточкой бельгийской инди–сцены. Участники dEUS вхожив сплоченное музыкальное сообщество независимых музыкантов города Антверпена,в котором помимо них творят такие команды, как MOONDOG JR., EVIL SUPERSTARS,GENERAL ELECTRIC, KISS MY JAZZ. Все коллективы тесно связаны и поддерживаютдруг друга в различных музыкальных проектах своей творческой тусовки. Одиниз примеров: несмотря на то, что второй гитарист dEUS Руди Трувэ покинулгруппу, чтобы всецело посвятить себя своей собственной группе KISS MY JAZZ,он все равно принимал участие в записи последнего альбома dEUS, а такжепродолжает заниматься оформлением каверов CD–альбомов последней в духеВан Гога.

Все началось в 1991 году в Антверпене, после того какдевятнадцатилетний Том Барман купил себе гитару и начал играть кавер–версиипесен VELVET UNDERGROUND И VIOLENT FEMMES. Постепенно он начал и сам сочинятьмузыку и в результате сформировал группу dEUS, название которой взял изодноименной песенки бывшей команды Бьорк SUGARCUBES. В 1994 году был записандебютный альбом "Worst Case Scenario", за которым с перерывомв год последовала новая работа "My Sister=My Clock". Играли музыкантыочень необычную, немножко сюрреалистичную музыку, что, в общем-то, неудивительно,так как большинство музыкантов антверпенской музыкальной тусовки являютсяеще и художниками. Группа тусовала стили как хамелеон — Beefhart–стилизованныймутирующий блюз, мрачноватые синематические погребальные песенки а–ля ТомУэйтс, гитарные "заморозки" в духе PAVEMENT, чувствительный европоп,адский гранджевый нойз и эпические произведения, которые стали в свое времятоварным знаком PINK FLOYD. В Европе пресса окрестила музыкантов "шизофрениками".

Последний альбом dEUS "In A Bar, Under The Sea"спродюсировали Captain Beefheart и Эрик Дрю Филдман , слегка постаревшийкалифорнийский "солнечный мальчик", в прошлом сотрудничавшийс Фрэнком Блэком и Полли Джей Харви. Что же заставило его положить глазна бельгийскую команду, которая по причине своей музыкальной интеллигентностии глубины даже у себя на родине относится к тому разряду групп, которыенаходятся как бы в стороне от повседневной суеты музыкального мира и приэтом обрели в своей стране статус культового коллектива? Ерик Филдман отвечает:"Я находился вместе с Пи Джей Харви во время ее тура и на одном изфестивалей в Бельгии познакомился с музыкантами dEUS. Между нами сразуже установилась какая–то невидимая сильная связь, как будто вспыхнула искра,и когда они пригласили меня спродюсировать их новый альбом, я дал своесогласие. Кроме того, пребывание в Бельгии с точки зрения калифорнийцадавало мне возможность отдохнуть душой". К записи диска был подключенСкот МакКлуд из GIRLS AGAINST BOYS, любезно согласившийся подыграть музыкантамdEUS на гитаре.

Что касается творческой стороны, то лидером в группе являетсяее фронтмен, басист и основной автор песен Том Барман. Для последнего альбомаим и остальными участниками команды было изначально подготовлено 27 треков,но в конечном варианте в альбом вошло 15 и все они снова продемонстрировалиневероятное стилистическое и инструментальное многообразие dEUS. Композиция"Theme From Turnpike" является, по моему мнению, лучшей в альбомеи была выбрана для выпуска на сингле. Песня отличается немного угрюмыми,мрачноватыми баритоном саксофона и контрабасоподобными гитарными риффами,напоминающими пропитанную потом клубную атмосферу, а сверху на все этонакладываются многочисленные перкуссии, тяжеленные размеренные ударныеи очень крутой стильный вокал. Этот сингл предназначался для саундтрекак фильму их друга — одного из представителей бельгийского киноандерграунда,который снял на данную песню впечатляющий видеоклип, очень эмоциональныйи сильно контрастирующий со всем тем видеоматериалом, которым большую частьвремени грузят зрителей каналы MTV и VIVA.

"Roses" — наиболее типичная для dEUS вещь ссолирующей скрипкой, вокалом, разложенным на два голоса и стремительнымибарабанами — все это превращается в нарастающий шквал звуков, переходящийв своеобразный всплеск дисгармонии. "Little Arithmetics" поначалузвучит как фолково–пушистая, поднимающая настроение песня с лидирующимаккордеоном и прекрасной мелодией и совершенно неожиданно переходит в бескомпромиссныйгрохот с насыщенными партиями органа и синкопическим ритмом. Таким образомdEUS удается играючи создавать свой собственный саунд. И неважно, что это— баллады или брутальные грохочущие оргии, — музыкантам подвластны и прямолинейныйпанк и тихие атмосферно–спиритические тона.

Ерик Филдман признался, что в ходе работы над альбомомон почти не влиял на его звучание, что для продюсера такого уровня совсемнетипично. Большую часть работы над аранжировками и отшлифовкой звука группавзяла на себя. "Они точно знали, чего хотят, и моя работа заключаласьскорее в том, чтобы помочь им технически", — говорит Филдман.

Что ж, третий альбом показывает, что dEUS остаются вернымисебе. Будет интересно понаблюдать, как их следующий диск поведет себя скоммерческой точки зрения — любимцы Бельгии, заслужившие хвалебные отзывы"меломанов с претензиями" в старушке Европе и успешно проведшиелето, гастролируя по США вместе с BLUR, желанные гости в клубах Лондона,Берлина, Амстердама и других столиц, они тем не менее остаются слишкомумными или, может быть, странными для чартов этого мира.

Состав группы: Клаас Яанзоунс — скрипка, пианино, перкуссия,труба, бас, ударные сэмплы; Крэйг Уорд — электрогитара, вокал, перкуссия,саксофон; Штеф Камил Карленс — бас, вокал, перкуссия, ударные; Том Барман— электро– и акустическая гитара, вокал, перкуссия, труба, сэмплы; ЖюллеДэ Борже — ударные, перкуссия.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета