Pixies
Большой успех маленьких эльфов, или

(Окончание. Начало в №41 "МГ".)

Третий альбом PIXIES вышел в апреле 1989 года под названием"Doolittle". Ожесточенный напор обрушивается на слушателя с первойже композиции — зловещей "Debaser", написанной под впечатлениемфильма "Un Chien Andalon" Salvator Dali/Louis Bunnel. Далее следуюткровавые "I Bleed" и "Wave Of Mutilation", несущиена себе отпечаток мании насилия и кровопролития. Из оставшихся двенадцатиможно почерпнуть новые сведения об ушной хирургии, женщинах–вампирах, кровосмешении,изувеченных телах и о многом другом, как говорят продавцы газет в электричках.Весь альбом выдержан в стремительном возбужденно–лихорадочном постпанковскомстиле с элементами хардкора с чахоточным вокалом Black Francis, чей крикнапоминает предсмертный вопль подорвавшегося на мине. Исключение, пожалуй,составляет "Monkey Gone To Heaven", воспринятая как зеленый гимнчеловеку, Богу и дьяволу, спокойная, как вода в омуте, "Here ComesYour Man", усиленно прокручивавшаяся BBC, и пышущая нездоровым оптимизмомлирическая "La La Love You".

После выхода альбома группа вновь продолжает колеситьпо белу свету со совей новой программой, но до этого успевает записатьпесню Neil Young "Winterlong", относящуюся к его самому мрачномупериоду творчества. "Winterlong" стала украшением сборника каверверсийNeil Young в исполнении таких групп, как SONIC YOUTH, DINOSAUR JR и BONGWATER.Black позже оценил свое исполнение как лучшее, что было когда–то записаногруппой. Весь доход от продажи пластинок пошел в фонд Bridge School длядетей с дефектами речи в Сан–Франциско, которой занимался Neil Young.

Несмотря на устойчивую неприязнь к участию в фестиваляхPIXIES все же приняли приглашения на некоторые из них в Европе и играливместе с CURE, которую Black назвал своей любимой группой. Robert Smithволей–неволей был вынужден ответить аналогичным комплиментом.

1989 год заканчивался осенним турне "Fuck Or Flight"по США. Группа оказалась на грани распада, истощенная практически беспрерывнымитурне на протяжении двух последних лет. Некоторые концерты заканчивалисьскандалами из–за пьяных дебошей Kim Deal. На последний концерт в Нью–Йоркеперед запланированным отдыхом они вообще не явились. Joey поехал посетитьВеликий каньон, "чтобы найти себя", как он выразился. David улетелна Ямайку в поисках экзотики. Black, питавший отвращение к полетам на "большойкуче железа", купил себе поменьше размером "кучку железа",канареечного цвета под названием "кадиллак" и колесил на нейвдоль и поперек Америки вместе со своей подружкой, иногда покупая мебельдля новой квартиры в Лос–Анджелесе. Очевидно, одна только Kim Deal усталаменьше других физически и духовно, так как она сразу же решила выпуститьсвой альбом, который должен был быть танцевальным и чисто коммерческим.Для этого она пригласила Tanya Donelly и David Narcizo из THROWING MUSESи Josephine Wiggs из PERFECT DISASTER, а продюсером должен был стать GarySmith. Из этой затеи ничего не вышло, зато ей удался план по реанимацииBREEDERS. Сотрудничество со Steve Albini в качестве продюсера сказалосьгораздо плодотворнее. Единственной проблемой перед Kim Deal стало условиесо стороны остальных членов группы — Kim должна завязать со спиртным. Аостальными участниками BREEDERS, помимо Tanya Donelly, стали JosephineWiggs и Brit Walford, приглашенный из хардкоровой группы SLINT по советуAlbini. Несмотря на приключившуюся неприятность — протекающую крышу в студиии как следствие залитое водой оборудование, — альбом "Pod" былвыпущен в свет. И, как оказалось, "Pod" был полон сладчайшихгорошин, девять из которых были рождены воображением Kim Deal и имели отношениек, мягко говоря, довольно странным вещам, таким как передозировка лития,раздавленные жуки и плотная завеса опиумного тумана. Как говорится, комучто по душе. Во всяком случае, Kim могла объяснить, о чем она поет и почему,в отличие от песен в PIXIES, где все тексты писал Black Francis и ни передкем не отчитывался в том, что творил, почему это так, а не эдак и почемуэто в "Monkey Gone To Heaven" на самом деле нет ни одной обезьяны.По словам Black Francis, в большинстве своем тексты его песен имеют невразумительныйсмысл, часть не поддается расшифровке, а то и вообще бессмысленны. "Уменя все получается автоматически, — объяснял Black. — Беру кучу слов,подстраиваю их под ритм, и так они звучат гораздо лучше. Все это делаетсяв самый последний момент, как домашнее задание за минуту до урока".

Во все это, конечно, с трудом верится, во всяком случаекаждый может трактовать смысл песен по–своему.

Тем временем BREEDERS дали два концерта в Лондоне сначалас Jah Wobble, а затем с MIRACLE LEGION, после чего Kim Deal нежданно–негаданновозвратилась в PIXIES.

В Лос–Анджелесе в Master Control Studios, отремонтированнойпосле землетрясения, PIXIES записали свой очередной, третий по счету LPальбом "Bossanova", взяв название из песни "Hangwire".Некоторые музыкальные издания сразу же обвинили группу в том, что они "продалиськоммерции" и стали обычной "pop group", аргументируя этотем, что исчезло "злое, хардкоровое звучание", а Black Francisуже не орет, как резаный, а "поет, как будто кто–то берет уроки пения".Альбом действительно звучал мягче и изысканнее по сравнению с предыдущими.В нем появилось больше несвойственных PIXIES мелодий с оттенком грусти.Однако это был далеко не повод обвинять группу в продажности. Black Francisбыл в ярости. "Если в запись вкладывать больше денег, то она будетзвучать более утонченно и изощренно. Это так и должно быть. И кричать яне разучился, я просто не хочу больше этого, — доказывал Black Francis.— Если бы я был Henry Rollings, я бы, возможно, и продолжал вопить. А такмы играем то же самое, просто несколько по–другому". И это была правда.

После выхода альбома группа провела месяц репетиций вManchester Studious, для того чтобы во всеоружии подойти к предстоящемутурне. Оно началось 31 августа на Reading Festival. Программу открывалиPIXIES своей инструментальной "Rock Music" в основном потому,что Black Francis был слишком взволнован перед толпой свыше 30 000 человек,чтобы так сразу начать петь. Далее последовали турне с "человекомсо звезды" David Bowie и Pale Saints.

По окончании всех запланированных турне группа вернуласьв Лос–Анджелес для записи своего последнего альбома "Trompe Le Monde",который всех ошеломил своей "красивой безумной тяжестью". Никтоничего подобного после легковесного "Bossanova" не ожидал. BlackFrancis вновь кричал и вопил так, что иногда за него становилось простострашно, а Joey, этот "гитарный бог", просто–напросто измывалсянад своей гитарой. Нагнетанию тяжести также способствовало использованиеклавишных ветерана Captain Beefheart/Pere Ubu — Eric Drew Feldman.

Сыграв несколько концертов с U2 на "Zoo TV",группа официально заявила о распаде.

Black Francis: "Почему группа распалась? Это всемоя скука. Мне там больше нечего было сказать".

Kim Deal выпустила с BREEDERS очень успешный альбом "LastSplash" и несколько EP альбомов, а затем основала проект AMPS. Joeyи David организовали группу MARTINI’S. Black Francis превратился в FrankBlack и начал свою сольную карьеру, но это уже совсем другая история.

P.S. А пока что благодаря выпуску двойного альбома "DeathTo The Pixies" на 4AD у нас появилась возможность в последний разсоприкоснуться с PIXIES, с "маленькими эльфами", но великимимузыкантами. Первый CD будет представлять собой сборник из семнадцати лучшихкомпозиций группы, а второй CD представит их концерт в голландском городеУтрехте, записанный 25 сентября 1990 года.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета