Smiths, The Начало всех начал
31 октября этого года лидер–гитарист одной из самыхвлиятельных после битлов британских групп THE SMITHS отмечает свое 34–летие.Есть и второй повод вспомнить этих легендарных ребят — в этом году исполняетсяровно 15 лет с момента основания группы, которая после распада подарилазвучание большинству своих преемников, которые не перестают появлятьсяи поныне. К сожалению, команды Моррисси и Джонни Марра вот уж 10 лет какнет с нами, но каждый из них ныне здравствует и продолжает творить...
Сформированный весной 1982 года манчестерский проект THESMITHS, наверное, еще и не догадывался тогда, что в следующем десятилетииу их музыки найдется столько последователей, а критики назовут их, бесспорно,самой влиятельной британской рок–группой 80–х. Сплотившаяся вокруг авторскоготандема Morrissey (урожденный Steven Patrick Morrissey, р. 22 мая 1959г. в Манчестере) и Johnny Marr (урожденный John Maher, р. 31 октября 1963г. в Манчестере) команда, включая басиста Andy Rourke и ударника Mike Joyce,родилась не сразу. Дело пошло, когда первые двое начали работать под именемTHE SMITHS. Моррисси до этого несколько месяцев являлся участником группыTHE NOSEBLEEDS и пытался стать музыкальным журналистом, обозревая новыезаписи для газеты "Record Mirror". Марр же имел за спиной солидныйюношеский опыт выступлений за любительские группы типа PARIS VALENTINOS,WHITE DICE, SISTER RAY и FREAKY PARTY.
Летом этого же года дуэт решил отыскать себе компаньоновдля создания полноценной группы и пригласил ударника Saimon Wolstencroftи звукоинженера по прозвищу Dale. Первый отклонил предложение, хотя и записалнесколько демо–кассет с Марром и Моррисси, а на вакантное место пришелMike Joyce (р. 1.06.1963 г. в Манчестере), бывший ударник постпанк–группыHOAX AND VICTIM. Таким составом они отыграли свой первый концерт в манчестерскомРитце вместе с бродячим танцором Джеймсом Мэйкером. Ребята впервые ощутилина себе, что значит не иметь штатного басиста. Так в группе оказался коллегаМарра по прошлым выступлениям на стороне Andy Rourke (р. в 1963 г. в Манчестере).В полном составе THE SMITHS отыграли несколько концертов и под опекой местногобизнесмена Джо Мосса весной 1983 года подписали контракт с лейблом RoughTrade Records.
В начале 80–х годов оба британских хит–парада (pop и independent)подверглись нашествию синт–попа, готик–рока и новой волны. В таких условияхдебютный сингл THE SMITHS "Hand In Glove" просто не мог не статьновой сенсацией. Все произошло без лишней шумихи, и первый альбом группыво многом силами синглов из него перенес рок–н–ролл в новую эру, где вновьделался акцент на тексты песен, гитары неожиданно заменяли модные синтезаторыи больше не упускали своего лидирующего положения рок– и инди–чартов. Инымисловами, THE SMITHS помогли постпанку стать альтернатив–роком.
В родной Британии группа получила статус суперзвездной,каждый из ее альбомов неизменно попадал на самые высокие места в чартахи неизменно возглавлял десятку лучших работ года. Моррисси как лицо группыи ее бессменный вокалист, по мнению журналистов, удачно совмещал в себеостроумие и стильность Оскара Уайлда с привлекательной внешностью и темпераментомДжеймса Дина и, если бы не слишком короткая жизнь THE SMITHS, мог бы статьлицом своего десятилетия. И как лирику ему не было равных тогда. Никтолучше его не смог бы так душещипательно передать ощущения одиночества,разочарования, измены и в то же время несломленности. С другой стороны,Британия 80–х годов не знала другого такого вокалиста, который бы мог посредствомобаяния своего голоса не стыдиться петь тихо, с акцентом на каждом слове,когда другие предпочли бы просто кричать. К тому же вы не нашли бы другойпоп–звезды, которая умела бы так искусно одеваться, как это делал Моррисси,или носила бы столь стильную прическу. Но это мелочи. Видели бы вы, с какимшармом он общался с прессой. Он был самой интеллигентностью!
Вообще компания собралась что надо. Гитарный маэстро ДжонниМарр создал Моррисси все условия, чтобы его сказочки об одиночестве звучалипервоклассно. Он был полноправным соавтором практически всех текстов группы,в то время как Энди Рурк на басах и ударник Мик Джойс никогда не филонилипозади своих лидеров.
Несмотря на это, Америка никогда не приняла бы их чистобританскую чувствительность. Однако через десять лет после выхода их первогоальбома созданный ими культ британского поп–рока стал настолько влиятельным,что вслед за их бесчисленными последователями — от THE STONE ROSES до SUEDE— американцев пленила музыка THE SMITHS.
Еще не успела заявить о себе в полный голос осень 1987года, как вся Британия оплакивала распад своей любимой группы. Разногласиявнутри и некоторые фатальности выплеснулись наружу, и четыре корабля разошлисьпо чужим гаваням. Уже после официального заявления о прекращении существованиягруппы вышел их последний студийный альбом "Strangeways, Here We Come",а в следующем году увидел свет концертный сборник "Rank". Рурквместе с Джойсом ушли в группу Sinead O’Connor, после чего последний присоединилсяк своей старой группе THE BUZZCOCKS. Моррисси, естественно, занялся сольнойкарьерой и до сих пор продолжает работать в ключе THE SMITHS. Только вотверно поговаривали критики 80–х, что у него практически начисто отсутствуетспособность к написанию музыки. Чего скрывать, без Марра ему трудно приходится,но он держится, и это доказывает его недавно выпущенный альбом. Музыкальныйже талант Джонни пошел нарасхват. За десять лет, прошедших после уходасо сцены THE SMITHS, он успел поиграть во многих известных группах, включаяTHE PRETENDERS, THE THE, TALKING HEADS и PET SHOP BOYS, его приглашалипоиграть в студии Брайан Ферри, Билли Брэгг и Кирсти МакКолл. Но самымгромким, пожалуй, является совместный проект ELECTRONIC с его давним другом,лидером еще одной легендарной британской группы NEW ORDER Бернардом Самнером.Здесь каждый из них смог поэкспериментировать, и надо сказать, что их последнийальбом получился очень качественным с любой стороны. Но это уже материалдля следующей статьи, которая появится, как только "электроники"выполнят свое недавнее обещание дописать свой третий альбом уже в ближайшеевремя.
А пока радиостанции всего мира не перестают крутить всвоем эфире лучшие вещи THE SMITHS, будь то "This Charming Man","What The Difference Does It Make?" или "Meat Is Murder".Каждый желающий из вас может удовлетворить свой интерес к музыке этой великолепнойгруппы и узнать о личностях ее участников из видеофильма "South BankShow". А может, даже после прослушивания очередной новинки от SUEDE,SEAHORSES, OASIS, CHARLATANS и т.п. от имени всех почитателей бритпопавам захочется сказать спасибо этим людям за то, что они подарили британскомуинди–року его теперешнее фирменное звучание.
Сформированный весной 1982 года манчестерский проект THESMITHS, наверное, еще и не догадывался тогда, что в следующем десятилетииу их музыки найдется столько последователей, а критики назовут их, бесспорно,самой влиятельной британской рок–группой 80–х. Сплотившаяся вокруг авторскоготандема Morrissey (урожденный Steven Patrick Morrissey, р. 22 мая 1959г. в Манчестере) и Johnny Marr (урожденный John Maher, р. 31 октября 1963г. в Манчестере) команда, включая басиста Andy Rourke и ударника Mike Joyce,родилась не сразу. Дело пошло, когда первые двое начали работать под именемTHE SMITHS. Моррисси до этого несколько месяцев являлся участником группыTHE NOSEBLEEDS и пытался стать музыкальным журналистом, обозревая новыезаписи для газеты "Record Mirror". Марр же имел за спиной солидныйюношеский опыт выступлений за любительские группы типа PARIS VALENTINOS,WHITE DICE, SISTER RAY и FREAKY PARTY.
Летом этого же года дуэт решил отыскать себе компаньоновдля создания полноценной группы и пригласил ударника Saimon Wolstencroftи звукоинженера по прозвищу Dale. Первый отклонил предложение, хотя и записалнесколько демо–кассет с Марром и Моррисси, а на вакантное место пришелMike Joyce (р. 1.06.1963 г. в Манчестере), бывший ударник постпанк–группыHOAX AND VICTIM. Таким составом они отыграли свой первый концерт в манчестерскомРитце вместе с бродячим танцором Джеймсом Мэйкером. Ребята впервые ощутилина себе, что значит не иметь штатного басиста. Так в группе оказался коллегаМарра по прошлым выступлениям на стороне Andy Rourke (р. в 1963 г. в Манчестере).В полном составе THE SMITHS отыграли несколько концертов и под опекой местногобизнесмена Джо Мосса весной 1983 года подписали контракт с лейблом RoughTrade Records.
В начале 80–х годов оба британских хит–парада (pop и independent)подверглись нашествию синт–попа, готик–рока и новой волны. В таких условияхдебютный сингл THE SMITHS "Hand In Glove" просто не мог не статьновой сенсацией. Все произошло без лишней шумихи, и первый альбом группыво многом силами синглов из него перенес рок–н–ролл в новую эру, где вновьделался акцент на тексты песен, гитары неожиданно заменяли модные синтезаторыи больше не упускали своего лидирующего положения рок– и инди–чартов. Инымисловами, THE SMITHS помогли постпанку стать альтернатив–роком.
В родной Британии группа получила статус суперзвездной,каждый из ее альбомов неизменно попадал на самые высокие места в чартахи неизменно возглавлял десятку лучших работ года. Моррисси как лицо группыи ее бессменный вокалист, по мнению журналистов, удачно совмещал в себеостроумие и стильность Оскара Уайлда с привлекательной внешностью и темпераментомДжеймса Дина и, если бы не слишком короткая жизнь THE SMITHS, мог бы статьлицом своего десятилетия. И как лирику ему не было равных тогда. Никтолучше его не смог бы так душещипательно передать ощущения одиночества,разочарования, измены и в то же время несломленности. С другой стороны,Британия 80–х годов не знала другого такого вокалиста, который бы мог посредствомобаяния своего голоса не стыдиться петь тихо, с акцентом на каждом слове,когда другие предпочли бы просто кричать. К тому же вы не нашли бы другойпоп–звезды, которая умела бы так искусно одеваться, как это делал Моррисси,или носила бы столь стильную прическу. Но это мелочи. Видели бы вы, с какимшармом он общался с прессой. Он был самой интеллигентностью!
Вообще компания собралась что надо. Гитарный маэстро ДжонниМарр создал Моррисси все условия, чтобы его сказочки об одиночестве звучалипервоклассно. Он был полноправным соавтором практически всех текстов группы,в то время как Энди Рурк на басах и ударник Мик Джойс никогда не филонилипозади своих лидеров.
Несмотря на это, Америка никогда не приняла бы их чистобританскую чувствительность. Однако через десять лет после выхода их первогоальбома созданный ими культ британского поп–рока стал настолько влиятельным,что вслед за их бесчисленными последователями — от THE STONE ROSES до SUEDE— американцев пленила музыка THE SMITHS.
Еще не успела заявить о себе в полный голос осень 1987года, как вся Британия оплакивала распад своей любимой группы. Разногласиявнутри и некоторые фатальности выплеснулись наружу, и четыре корабля разошлисьпо чужим гаваням. Уже после официального заявления о прекращении существованиягруппы вышел их последний студийный альбом "Strangeways, Here We Come",а в следующем году увидел свет концертный сборник "Rank". Рурквместе с Джойсом ушли в группу Sinead O’Connor, после чего последний присоединилсяк своей старой группе THE BUZZCOCKS. Моррисси, естественно, занялся сольнойкарьерой и до сих пор продолжает работать в ключе THE SMITHS. Только вотверно поговаривали критики 80–х, что у него практически начисто отсутствуетспособность к написанию музыки. Чего скрывать, без Марра ему трудно приходится,но он держится, и это доказывает его недавно выпущенный альбом. Музыкальныйже талант Джонни пошел нарасхват. За десять лет, прошедших после уходасо сцены THE SMITHS, он успел поиграть во многих известных группах, включаяTHE PRETENDERS, THE THE, TALKING HEADS и PET SHOP BOYS, его приглашалипоиграть в студии Брайан Ферри, Билли Брэгг и Кирсти МакКолл. Но самымгромким, пожалуй, является совместный проект ELECTRONIC с его давним другом,лидером еще одной легендарной британской группы NEW ORDER Бернардом Самнером.Здесь каждый из них смог поэкспериментировать, и надо сказать, что их последнийальбом получился очень качественным с любой стороны. Но это уже материалдля следующей статьи, которая появится, как только "электроники"выполнят свое недавнее обещание дописать свой третий альбом уже в ближайшеевремя.
А пока радиостанции всего мира не перестают крутить всвоем эфире лучшие вещи THE SMITHS, будь то "This Charming Man","What The Difference Does It Make?" или "Meat Is Murder".Каждый желающий из вас может удовлетворить свой интерес к музыке этой великолепнойгруппы и узнать о личностях ее участников из видеофильма "South BankShow". А может, даже после прослушивания очередной новинки от SUEDE,SEAHORSES, OASIS, CHARLATANS и т.п. от имени всех почитателей бритпопавам захочется сказать спасибо этим людям за то, что они подарили британскомуинди–року его теперешнее фирменное звучание.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1997 год в рубрике музыкальная газета