zygimont Vaza Из искры возгорится пламя?..

Речь в данном случае пойдет о команде под странным названиемzygimont VAZA (далее zV — примечание авт.), которая в течение целого десятилетияоставалась верной изначальной идее национального возрождения. По отношениюк данной музыкальной субстанции так и хочется припомнить знаменитое: "Абыл ли мальчик?", поскольку группа представляет собой некое подобиемиража, то появляясь, то вновь исчезая. Но "мальчик" все–такибыл: вдохновитель и прародитель данной "банды" Skrypa MX, онже — Сергей Скрипниченко, постоянно кочующий то по Литве, то по Польше,но всегда возвращающийся в не слишком любящую его Беларусь.
— Перефразируя Людовика XV, можешь ли ты сказать, что"zygimont VAZA — это я"?
С: — Да, потому что за всю историю существования группысостав менялся с каждым новым альбомом и даже в промежутках между ними.То есть zV — это, собственно, моя идея, воплощенная в группе. Люди периодическиприходили и уходили по различным причинам. Я сам этого хотел, никого никогдане держал и всегда мог полностью контролировать то, что происходит в группе.zV — это, по сути, некое мистическое понятие. Нет такого, что вот вам Петя,Вася, Дима — они вместе, они играют... Группа как бы есть и как бы ее нету.Музыку в основном пишу я, тексты тоже, да и большинство аранжировок мои.Поэтому zV — это действительно я. И подобные слова вовсе не являются свидетельствомотсутствия скромности, это реальный факт.
— Откуда взялось название?
С: — Дело в том, что мои детство и юность прошли в Литве.В 1989 году в Паланге я познакомился со своей близкой подругой того временипо имени Аста. Возник бурный роман. У нее на груди была цветная татуировкагерба короля Великого княжества Литовского, объединявшего некогда территорииЛитвы и Беларуси, Жыгимонта Вазы.. Как раз к тому моменту уже существовалагруппа, у которой было несколько рабочих названий. Но все они являлиськак бы временными ярлыками, а после знакомства с Астой мне пришла в головумысль назвать группу по имени короля. Причем отношения к персоне самогоЖыгимонта Вазы у меня вообще никакого нету. Многие спрашивают: "Апочему именно это имя?", пытаются провести параллели с личностью Жыгимонтакак короля того времени и отношением к политике, выраженном в творчествегруппы. Но это домыслы. Просто есть такое название и все.
— Как по–твоему, всегда ли "старость" группыпрямо пропорциональна ее профессионализму?
С: — Не всегда. Профессионализм — это умение владеть инструментом,материалом. Если человек может развить сумасшедшую технику, но не можетничего придумать, то профессионализм его не спасет. Я четко разделяю понятияискусства и ремесла. Искусство предполагает владение ремеслом, но последнеене всегда является показателем таланта. Меня раздражают люди, которых распираетот всяческих идей, но они, по сути, ничего из себя не представляют. У нихничего не получается, и объяснением служит то, что их не понимают, недооценивают,мол, "тяготы судьбы" и так далее. Это все блеф. zV собрал пододной крышей музыкантов разных групп, ровесников по возрасту, которые постояннонаходятся в развитии. Последние три года состав zV был неизменным. Осеньюнынешнего года группа отмечает юбилей — 10–летие своего существования.Выживаемость в наших условиях —это тоже своего рода показатель профессионализма,хотя и далеко не исчерпывающий.
— Были ли в истории группы такие моменты, которые хотелосьбы вычеркнуть?
С: — Однажды нам необходимо было выступать на концерте,а один из музыкантов не явился и пришлось срочно найти ему замену. Позднееэтот новый участник остался в группе, но, несмотря на то, что он был человекомиз нашей тусовки, в плане ремесла у него был полный пролет. Многие говорилинам: "Все хорошо, только вот замените этого товарища ... " Мнене то чтобы хотелось вычеркнуть этот эпизод из нашей истории, просто парураз мы конкретно облажались из–за него. Но, в общем–то, все друзья знаюти понимают эту ситуацию, поэтому не стоит считать ее трагедией.
— Как определяется стилистика творчества zV?
С: — Мы начинали с хард–блюза в духе DIRE STRAITS, AC/DC,который был немного запанкован. Песни сочинялись про деревню, колхозников,про весь тот бред, который творится в сельской местности...Это напоминалоконвейер, песни прямо–таки штамповались, как гайки, большими партиями.Лучшая часть того, что было создано в период с 87–го по 91 год, была объединенав альбом под названием "Шыба 48". Название не несет никакогосмысла, зато хорошо отражает атмосферу тех лет. В 1993 году я захотел поменятьстилистику. Вышел альбом "Stotis" (по–литовски "вокзал")— очень медленный, очень спокойный. В идеале эта программа должна былавыйти в двух версиях — белорусской и литовской, но мы немного недоработали...В 1994 году вышел "Стан галюцынацыi", который при желании можнокупить в минских музыкальных торговых точках. Мне приятно, что кто–то приобретаетэтот альбом, но, с другой стороны, я смотрю на это с легкой иронией: ведьмного воды утекло с той поры. В 95 году zV создал "President Collection",который до сих пор не издан. Этот альбом–сборник начал создаваться в конце94 года, когда самым употребляемым словом было "президент", поэтомуон и получил такое название. Постепенно наша музыка становилась все болеезлой, нервной. Иначе не получается, потому что все происходящее вокругпроецируется непосредственно на нас. Добро всегда есть внутри человека,но та яма, в которой мы сейчас сидим, веселых мыслей не навевает.
— Зачем тебе вообще музыка?
С: — Просто нужна и все. Нельзя дать точное объяснение,любое "потому что" будет неуместным. Я этим живу, дышу. Частолюди спрашивают у самих себя: "А зачем мы живем?" Это неправильныйвопрос. Важно просто жить и что–то делать. Человек бездействующий для меня— пустое место. Жизнь не стоит на месте, все вокруг движется, только трупылежат на месте и разлагаются. Все люди должны двигаться куда–то: кто повере, кто — по карьерной лестнице. Я двигаюсь, потому что возникающие идеине дают мне покоя и требуют своего воплощения. Пару лет назад у меня былпериод, когда я на протяжении четырех месяцев буквально каждый день пил"до вырубания". И я поймал себя на мысли, что даже в паузах междупьянками у меня рождаются какие–то идеи. Остановиться пришлось потому,что идей скопилось слишком много. Вообще во всем надо знать меру. Единственное,в чем не может быть предела, так это в духовном росте и профессиональномразвитии.
— С чего начинается музыкант, по–твоему?
С: — С умения что–то решить в плане музыки. Если он работаетсольно, значит, решить что–то для себя, если в коллективе — найти своеместо и роль в творческой деятельности. Я по образованию художник, болеетого — я работаю по специальности, занимаюсь рекламным дизайном. Работаотнимает много времени, но и музыка тоже важна. Каждый самовыражается какможет. Мне очень нравится слово "артист" не в смысле актер, акак "человек искусства". Важно искусство само по себе, а жанри стиль — понятия второстепенные.
— Может ли случиться так, что музыка как форма деятельностидля тебя когда–нибудь утратит свою актуальность?
С: — Думаю, что этого никогда не произойдет. Как можетнадоесть то, что нравится? Я уверен, что были, есть и будут люди, для которыхэто важно и близко, которым не все равно. Вообще zV как бы является частьюбольшой тусовки, куда входят ребята из BARFLY’S DREAMS, PATHOLOGIST DEPARTMENT,DOCTORS AGAINST THE SEX. Несмотря на всевозможные дела и личные проблемыкаждого из нас, в нашей "кулешовке" постоянно имеют место оргии,безудержное веселье... Зеленый змий упрямо лежит посреди дороги, но людиневозмутимо через него переступают, и у них просто дикий, неисчерпаемыйтворческий потенциал, за что я и уважаю своих друзей.
— В какой тональности ты бы написал мелодию, отражающуютвое обычное настроение?
С: — Я человек весьма импульсивный — по гороскопу Близнецы.Настроение у меня все время меняется, поэтому сложно назвать конкретнуютональность и даже мелодию. Скорее всего это было бы что–то блюзовое. Какой–тодиссонанс, объединяющий полярные вещи. Возможно, для этой цели подошелбы цикл пьес Вивальди под названием "Времена года"...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1997 год в рубрике музыкальная газета