zygimont Vaza
Из искры возгорится пламя?..

В силу нашей белорусской ментальности мы зачастую склоннызакрывать глаза на то, что в действительности происходит с нами, с нашейстраной и с нашей культурой. Более того, мы отказываемся прислушиватьсяк тем "героям–одиночкам", которые бьют об этом во все колокола,честно отказываясь занимать позицию пассивных наблюдателей. Когда творчествоначинает приобретать политический оттенок, оно либо преследуется, либоактивно рекламируется. Второе — удел "придворных" и "лакеев".Первое — изгоев и непризнанных гениев. "Декабристы", неугодныебольшинству, гонимые таланты существовали во все времена. Когда группанеофициально приобретает статус "запрещенной", а ее выступленияслучаются крайне редко, это так или иначе привлекает внимание.
Речь в данном случае пойдет о команде под странным названиемzygimont VAZA (далее zV — примечание авт.), которая в течение целого десятилетияоставалась верной изначальной идее национального возрождения. По отношениюк данной музыкальной субстанции так и хочется припомнить знаменитое: "Абыл ли мальчик?", поскольку группа представляет собой некое подобиемиража, то появляясь, то вновь исчезая. Но "мальчик" все–такибыл: вдохновитель и прародитель данной "банды" Skrypa MX, онже — Сергей Скрипниченко, постоянно кочующий то по Литве, то по Польше,но всегда возвращающийся в не слишком любящую его Беларусь.

— Перефразируя Людовика XV, можешь ли ты сказать, что"zygimont VAZA — это я"?

С: — Да, потому что за всю историю существования группысостав менялся с каждым новым альбомом и даже в промежутках между ними.То есть zV — это, собственно, моя идея, воплощенная в группе. Люди периодическиприходили и уходили по различным причинам. Я сам этого хотел, никого никогдане держал и всегда мог полностью контролировать то, что происходит в группе.zV — это, по сути, некое мистическое понятие. Нет такого, что вот вам Петя,Вася, Дима — они вместе, они играют... Группа как бы есть и как бы ее нету.Музыку в основном пишу я, тексты тоже, да и большинство аранжировок мои.Поэтому zV — это действительно я. И подобные слова вовсе не являются свидетельствомотсутствия скромности, это реальный факт.

— Откуда взялось название?

С: — Дело в том, что мои детство и юность прошли в Литве.В 1989 году в Паланге я познакомился со своей близкой подругой того временипо имени Аста. Возник бурный роман. У нее на груди была цветная татуировкагерба короля Великого княжества Литовского, объединявшего некогда территорииЛитвы и Беларуси, Жыгимонта Вазы.. Как раз к тому моменту уже существовалагруппа, у которой было несколько рабочих названий. Но все они являлиськак бы временными ярлыками, а после знакомства с Астой мне пришла в головумысль назвать группу по имени короля. Причем отношения к персоне самогоЖыгимонта Вазы у меня вообще никакого нету. Многие спрашивают: "Апочему именно это имя?", пытаются провести параллели с личностью Жыгимонтакак короля того времени и отношением к политике, выраженном в творчествегруппы. Но это домыслы. Просто есть такое название и все.

— Как по–твоему, всегда ли "старость" группыпрямо пропорциональна ее профессионализму?

С: — Не всегда. Профессионализм — это умение владеть инструментом,материалом. Если человек может развить сумасшедшую технику, но не можетничего придумать, то профессионализм его не спасет. Я четко разделяю понятияискусства и ремесла. Искусство предполагает владение ремеслом, но последнеене всегда является показателем таланта. Меня раздражают люди, которых распираетот всяческих идей, но они, по сути, ничего из себя не представляют. У нихничего не получается, и объяснением служит то, что их не понимают, недооценивают,мол, "тяготы судьбы" и так далее. Это все блеф. zV собрал пододной крышей музыкантов разных групп, ровесников по возрасту, которые постояннонаходятся в развитии. Последние три года состав zV был неизменным. Осеньюнынешнего года группа отмечает юбилей — 10–летие своего существования.Выживаемость в наших условиях —это тоже своего рода показатель профессионализма,хотя и далеко не исчерпывающий.

— Были ли в истории группы такие моменты, которые хотелосьбы вычеркнуть?

С: — Однажды нам необходимо было выступать на концерте,а один из музыкантов не явился и пришлось срочно найти ему замену. Позднееэтот новый участник остался в группе, но, несмотря на то, что он был человекомиз нашей тусовки, в плане ремесла у него был полный пролет. Многие говорилинам: "Все хорошо, только вот замените этого товарища ... " Мнене то чтобы хотелось вычеркнуть этот эпизод из нашей истории, просто парураз мы конкретно облажались из–за него. Но, в общем–то, все друзья знаюти понимают эту ситуацию, поэтому не стоит считать ее трагедией.

— Как определяется стилистика творчества zV?

С: — Мы начинали с хард–блюза в духе DIRE STRAITS, AC/DC,который был немного запанкован. Песни сочинялись про деревню, колхозников,про весь тот бред, который творится в сельской местности...Это напоминалоконвейер, песни прямо–таки штамповались, как гайки, большими партиями.Лучшая часть того, что было создано в период с 87–го по 91 год, была объединенав альбом под названием "Шыба 48". Название не несет никакогосмысла, зато хорошо отражает атмосферу тех лет. В 1993 году я захотел поменятьстилистику. Вышел альбом "Stotis" (по–литовски "вокзал")— очень медленный, очень спокойный. В идеале эта программа должна былавыйти в двух версиях — белорусской и литовской, но мы немного недоработали...В 1994 году вышел "Стан галюцынацыi", который при желании можнокупить в минских музыкальных торговых точках. Мне приятно, что кто–то приобретаетэтот альбом, но, с другой стороны, я смотрю на это с легкой иронией: ведьмного воды утекло с той поры. В 95 году zV создал "President Collection",который до сих пор не издан. Этот альбом–сборник начал создаваться в конце94 года, когда самым употребляемым словом было "президент", поэтомуон и получил такое название. Постепенно наша музыка становилась все болеезлой, нервной. Иначе не получается, потому что все происходящее вокругпроецируется непосредственно на нас. Добро всегда есть внутри человека,но та яма, в которой мы сейчас сидим, веселых мыслей не навевает.

— Зачем тебе вообще музыка?

С: — Просто нужна и все. Нельзя дать точное объяснение,любое "потому что" будет неуместным. Я этим живу, дышу. Частолюди спрашивают у самих себя: "А зачем мы живем?" Это неправильныйвопрос. Важно просто жить и что–то делать. Человек бездействующий для меня— пустое место. Жизнь не стоит на месте, все вокруг движется, только трупылежат на месте и разлагаются. Все люди должны двигаться куда–то: кто повере, кто — по карьерной лестнице. Я двигаюсь, потому что возникающие идеине дают мне покоя и требуют своего воплощения. Пару лет назад у меня былпериод, когда я на протяжении четырех месяцев буквально каждый день пил"до вырубания". И я поймал себя на мысли, что даже в паузах междупьянками у меня рождаются какие–то идеи. Остановиться пришлось потому,что идей скопилось слишком много. Вообще во всем надо знать меру. Единственное,в чем не может быть предела, так это в духовном росте и профессиональномразвитии.

— С чего начинается музыкант, по–твоему?

С: — С умения что–то решить в плане музыки. Если он работаетсольно, значит, решить что–то для себя, если в коллективе — найти своеместо и роль в творческой деятельности. Я по образованию художник, болеетого — я работаю по специальности, занимаюсь рекламным дизайном. Работаотнимает много времени, но и музыка тоже важна. Каждый самовыражается какможет. Мне очень нравится слово "артист" не в смысле актер, акак "человек искусства". Важно искусство само по себе, а жанри стиль — понятия второстепенные.

— Может ли случиться так, что музыка как форма деятельностидля тебя когда–нибудь утратит свою актуальность?

С: — Думаю, что этого никогда не произойдет. Как можетнадоесть то, что нравится? Я уверен, что были, есть и будут люди, для которыхэто важно и близко, которым не все равно. Вообще zV как бы является частьюбольшой тусовки, куда входят ребята из BARFLY’S DREAMS, PATHOLOGIST DEPARTMENT,DOCTORS AGAINST THE SEX. Несмотря на всевозможные дела и личные проблемыкаждого из нас, в нашей "кулешовке" постоянно имеют место оргии,безудержное веселье... Зеленый змий упрямо лежит посреди дороги, но людиневозмутимо через него переступают, и у них просто дикий, неисчерпаемыйтворческий потенциал, за что я и уважаю своих друзей.

— В какой тональности ты бы написал мелодию, отражающуютвое обычное настроение?

С: — Я человек весьма импульсивный — по гороскопу Близнецы.Настроение у меня все время меняется, поэтому сложно назвать конкретнуютональность и даже мелодию. Скорее всего это было бы что–то блюзовое. Какой–тодиссонанс, объединяющий полярные вещи. Возможно, для этой цели подошелбы цикл пьес Вивальди под названием "Времена года"...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета