Booker, James The Lost Paramount Tapes
(c) 1995 DJM Records 11tks/45mins
Этот альбом — не менее яркий пример явления противоположноготолка, когда записанные в далеком 1973 году пьесы переиздаются спустя болеечем два десятилетия только лишь потому, что являют собой заметный вкладв историю музыки. Пускай даже только блюзовой.
Действительно, записи, сделанные в одной из студий компанииParamounth в 1973 году, до сих пор поражают своей энергией, витальностьюи отсутствием какого–либо равнодушия к любимому делу. А блюз, если судитьпо этим записям, был точно любимым делом Джеймса Букера. Даже не классическийблюз, а его версия, явно имеющая здоровые мужские склонности к буги.
Открывается альбом очень неравнодушной и любопытной версиейзнаменитой темы "Goodnight Irene" Лидбелли. Букер, как и подобаетв суровом городском блюзе, поет некрасиво, но с такой энергией, котораяпринуждает перестать обращать внимание на полное отсутствие у него техникибельканто. Есть на альбоме и два маленьких шедевра. Оба — инструментальные.Но если первый — "African Gumbo" — можно назвать просто забавной,построенной на отзвуках буги пьеской, то второй — "Tico Tico"в блюзовом контексте свалит с ног любого не подготовленного к жизни любителяпрекрасного.
Ибо, если судить по фамилиям авторов этой композиции,ее родина — Латинская Америка. Но по мелодике, по ритму — это чистая Одесса!Вылитая! Эдакая полечка–рассыпуха с фортепьяно в главной роли, звучащимв классическом варианте хонки–тонк. Какой блюз?! Здесь от него нет и следа,но по общему заводу, по вариантности и разработкам, в общем–то, простой,дубовой, как программа Патриотического союза, мелодийки — это–таки блюз,и нешуточный. Так изредка получается у МакКартни, который способен изложитьпримитивную, в общем–то, в своей основе попевку как главную лейттему бессмертногооперного творения.
По всей видимости, Джеймс Букер — известный в американскомблюзе человек, хотя никаких упоминаний его имени в имеющихся под рукой— не самых худших, замечу — справочниках я не нашел. Даже в энциклопедиичерной музыки. Но что–то ведь заставило фирму DJM издать сегодня музыкув его исполнении!
Мне думается, что во многом здесь свою роль сыграло воплощениемузыкального материала. Первое, что обращает на себя внимание, — это чрезвычайнотонко звучащее, по горло в стиле, фортепьяно. То, кстати, чего и в поминенет на альбоме вышеупомянутого Дона Престона. Во–вторых, Джеймс Букер родилсяс блюзом в пеленках. Это слышно даже невооруженным ухом. Даже без компакт–проигрывателя.Для него петь блюз — дело столь же органичное, как сборной Беларуси пофутболу проигрывать всем подряд. И в этом смысле можно сколько угодно укорятьДжеймса Букера и в неточном интонировании, и в достаточно прямолинейнойподаче материала, и во всем прочем.
Не откажешь ему только в одном: он натурален настолько,насколько может быть натуральным человек, который не может сделать безблюза ни шагу. Есть мастера куда круче Джеймса Букера, но он и на этотфакт не обращал, видимо, внимания. Он был занят. Он записывал блюз в однойиз студий Голливуда, который мы имеем возможность услышать в конце 90–х.
Этот альбом — не менее яркий пример явления противоположноготолка, когда записанные в далеком 1973 году пьесы переиздаются спустя болеечем два десятилетия только лишь потому, что являют собой заметный вкладв историю музыки. Пускай даже только блюзовой.
Действительно, записи, сделанные в одной из студий компанииParamounth в 1973 году, до сих пор поражают своей энергией, витальностьюи отсутствием какого–либо равнодушия к любимому делу. А блюз, если судитьпо этим записям, был точно любимым делом Джеймса Букера. Даже не классическийблюз, а его версия, явно имеющая здоровые мужские склонности к буги.
Открывается альбом очень неравнодушной и любопытной версиейзнаменитой темы "Goodnight Irene" Лидбелли. Букер, как и подобаетв суровом городском блюзе, поет некрасиво, но с такой энергией, котораяпринуждает перестать обращать внимание на полное отсутствие у него техникибельканто. Есть на альбоме и два маленьких шедевра. Оба — инструментальные.Но если первый — "African Gumbo" — можно назвать просто забавной,построенной на отзвуках буги пьеской, то второй — "Tico Tico"в блюзовом контексте свалит с ног любого не подготовленного к жизни любителяпрекрасного.
Ибо, если судить по фамилиям авторов этой композиции,ее родина — Латинская Америка. Но по мелодике, по ритму — это чистая Одесса!Вылитая! Эдакая полечка–рассыпуха с фортепьяно в главной роли, звучащимв классическом варианте хонки–тонк. Какой блюз?! Здесь от него нет и следа,но по общему заводу, по вариантности и разработкам, в общем–то, простой,дубовой, как программа Патриотического союза, мелодийки — это–таки блюз,и нешуточный. Так изредка получается у МакКартни, который способен изложитьпримитивную, в общем–то, в своей основе попевку как главную лейттему бессмертногооперного творения.
По всей видимости, Джеймс Букер — известный в американскомблюзе человек, хотя никаких упоминаний его имени в имеющихся под рукой— не самых худших, замечу — справочниках я не нашел. Даже в энциклопедиичерной музыки. Но что–то ведь заставило фирму DJM издать сегодня музыкув его исполнении!
Мне думается, что во многом здесь свою роль сыграло воплощениемузыкального материала. Первое, что обращает на себя внимание, — это чрезвычайнотонко звучащее, по горло в стиле, фортепьяно. То, кстати, чего и в поминенет на альбоме вышеупомянутого Дона Престона. Во–вторых, Джеймс Букер родилсяс блюзом в пеленках. Это слышно даже невооруженным ухом. Даже без компакт–проигрывателя.Для него петь блюз — дело столь же органичное, как сборной Беларуси пофутболу проигрывать всем подряд. И в этом смысле можно сколько угодно укорятьДжеймса Букера и в неточном интонировании, и в достаточно прямолинейнойподаче материала, и во всем прочем.
Не откажешь ему только в одном: он натурален настолько,насколько может быть натуральным человек, который не может сделать безблюза ни шагу. Есть мастера куда круче Джеймса Букера, но он и на этотфакт не обращал, видимо, внимания. Он был занят. Он записывал блюз в однойиз студий Голливуда, который мы имеем возможность услышать в конце 90–х.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1997 год в рубрике музыкальная газета