LL Cool J Феномен дамского угодника
Когда–то этот американский парнишка был застенчивымкак мокрица. Ему очень хотелось нравиться противоположному полу. Так вего фантазиях родился рэпперский псевдоним Ladies Love Cool James (LL CoolJ), и мистер Джеймс Тодд Смит принялся за очень нужное дело.
Вы не ошибетесь, если обратитесь к нему с просьбой напетьили прозаически выдать вам свои воспоминания о тех днях, когда хип–хоптолько входил в моду, но уже представлял собой одно из замечательнейшихшоу на земле. Был он и свидетелем, когда кучка внезапно появившихся эмсишниковмогла проигрывать, к примеру, мало чем выдающуюся песенку "Got ToBe Real" целый час в различных вариациях и сделать из нее настоящуюклассику брэйкбита. Вульгарно толстые золотые цепи еще не сковывали шеикрутых представителей современности, а доступными даже клерку–середнячкусотовиками они не копались в носу, одновременно грызя их и используя поназначению. Не было еще и MTV. Расспросите его о прошлом рэпа, и этот вечно"упакованный" в бейсболку и полуспортивный–полушабашный прикидсможет припомнить не только слова из своих песен. Просто сейчас он кумирмиллионов, а люди любят копаться в подноготной их восхождений...
Если бы 28 лет назад журналисты узнали вдруг, что летомэтого (я имею в виду 1969–го) года в самом эпицентре метаморфоз американскойкультурной жизни — в городе Нью–Йорке появится на свет один из первых знаменитыхрэпперов на планете, думаю, день 16 августа стал бы самым примечательными беспокойным в истории самого обыкновенного американского роддома. Навернякапристальное внимание к персоне Джеймса Тодда Смита надоело бы в первуюочередь ему самому. Но как бы то ни было, сколько он себя помнит, все этовремя Джеймс держал у себя в голове смелые мечтания оказаться на вершинеславы, и рано или поздно он заявил бы о себе в любом случае (с поддержкойпрессы или же без таковой).
Так вот, начиная с девяти годков этот парень уже ощущалсебя центром пускай небольшой, но вполне сформировавшейся компании. Именнов таком возрасте он приобщился к рэпу, и надо сказать, не без успеха. В11 лет он уже главенствовал в местной рэп–команде, а уже в 13 стал записыватьсобственные домашние демо. Благо в семье у него нашелся влиятельный союзник.Его дед купил ему один весьма функциональный наборчик, да такой, что любойновичок позавидует. Однако спешу вас немножко охладить: это оборудованиебыло преподнесено Джеймсу отнюдь не по его глубокому желанию. Это былазамена первоклассному велику, который Джеймс присмотрел для себя и о которомв действительности очень мечтал. "Однажды меня задела машина, когдая прогуливался на байке моего друга, — вспоминает подробности Джеймс. —Поэтому вместо того, чтобы исполнить мою мечту —иметь собственный велик,мне купили это оборудование".
Следующим этапом стала рассылка накопившихся демо–записейв адрес немногочисленных лейблов, которые пока еще неохотно, но все–такибрались за выпуск и раскрутку рэпперских записей. Пребывавшая в младенческомвозрасте звукозаписывающая компания Def Jam Records содержала тогда в своемштате всего лишь двух лиц, ответственных за прослушивание демо молодыхмузыкантов. Это были Рассел Симмонс и его коллега Рик Рабин (22–летнийстудент еще). Они–то и дали зеленый свет музыкальному таланту юноши.
В ноябре 1984 года дебютный сингл 15–летнего рэппера LLCool J "I Need A Beat" стал таким же дебютом и для самого лейблаDef Jam. Годом позже, когда Def Jam перешел под опеку лейбла Columbia,первый альбом "Radio" дамского любимчика Джеймса — тогда он толькомечтал об этом — стал первым альбомом, вышедшим на этом небольшом малобюджетномлейбле. Диск моментально очутился в дискуссионной атмосфере. К примеру,издание "Village Voice" навесило на него следующий весьма лестныйярлык: "самый достойный и оригинальный рэп–альбом года", и этонеудивительно, потому что в первой половине 80–х годов о конкуренции междурэпперами и говорить не приходилось!
Осень следующего года стала первой свидетельницей кинодебютапесни мистера Смита. В саунтреке картины "Krush Groove" оказалсяего трек "I Can’t Live Without My Radio". А еще через год LLотправился в победоносное мировое турне в компании с набирающими популярностьRUN–DMC и прогрессирующими с каждым годом BEASTIE BOYS. В мае 1987 годавыходит второй диск крутого Джеймса, продюсерами которого выступило триоиз образовавшейся рэп–группировки так называемого Западного побережья,известное под названием L.A. POSSE, ну и, конечно, сам LL Cool J. "BiggerAnd Deffer" практически синхронно со своим рождением стал "окупать"свое имя, вызывая бурные и продолжительные ливни из престижных музыкальныхнаград. В 1986 году мультиплатиновый статус рэп–альбома мог показатьсяоткровенной галлюцинацией, но это произошло на самом деле, и солидные изданиятипа "Melody Maker" не могли удержаться от негодования и в тоже время восхищения подобными достижениями. LL Cool J был назван "первымтинейджерским рэп–идолом"! Кстати, этот драгоценный альбом включалв себя два замечательных сингла, достигших значительных регалий в хит–параде"черной" музыки журнала "Billboard". Сначала "I’mBad" вскарабкался на 5–е место, а уж "I Need Love" и вовседовершил разгром позиций старожилов чартов — он скромно возглавил "горячую"сотку синглов.
Лето 1987 года Джеймс провел в компании с PUBLIC ENEMY,Eric B. & Rakim, Whodini и Doug E. Fresh. Это знаменательное совместноетурне дэфджемовских членов можно было назвать "80 дней вокруг Америки".Вот что писала о "живом" LL Cool J местная пресса: "Достаточнотолько охватить сцену хотя бы рассеянным взглядом — и становятся очевиднымипричины, по которым его считают культовой личностью. Его движения слегканапоминают харизматичного Мохаммеда Али в его лучшие годы на ринге, настолькоон владеет пластикой тела и свободно распоряжается голосом... Однако егосексуальные движения однозначно напоминают Принца". Потрясающе, девчатастали ходить на его концерты и кричать так же часто, как и их сверстницынесколькими поколениями раньше визжали от рок–н–ролла и ритм–энд–блюза.
Его очевидный успех приоткрыл дверцы для продвижения начинающихрэп–артистов, которых он просто вдохновлял. К тому же крутой Смит сталполучать весьма лестные предложения от самых известных людей о сотрудничестве.К примеру, первая леди Штатов Нэнси Рейган сделала его ведущим исполнителем,поддерживающим антинаркотическую кампанию ее фонда, а популярный телевизионныйканал "NBC" с легкостью предоставил ему аудиенцию в престижнойпрограмме "Saturday Night Live", где Смит исполнил свой свежийсингл "Go Cut Creator Go". Думаю, не лишним также будет упомянуть,что знаменитый женский журнал "Playgirl" поместил его имя в десяткусамых сексуальных музыкальных звезд.
После серии благотворительных концертов в Африке в мае1989 года крутой Джеймс записал свой третий альбом "Walking With APanther". Дамский угодник знал, однако, что существует несколько путей,чтобы забраться на гору. Он припомнил закономерный успех романтическойбаллады "I Need Love" и на время забыл о своей внешней крутизне,наклепав целый воз рэп–баллад. Хотя реализм уличного существования и ущемленияправ людей с цветной кожей все–таки и здесь получил свое место в неменьшемколичестве зарисовок, однако не только это он хотел донести до своих слушателей."Подростки приходят на мои концерты, чтобы развлечься, а не для того,чтобы услышать в очередной раз, как несовершенен и безжалостен этот мир,— разъясняет LL. — Я не пропагандирую насилие и наркотики в своих песнях".Напротив, ввиду засилья на его родине этих пагубных вещей, он становитсяна сторону ярых противников "искусственного блаженства".
Добрую половину 1990 года LL провел в студии ди–джея MarleyMarl, который стал сопродюсером его следующего альбома "Mama SaidKnock You Out", появившегося в продаже в сентябре этого года. Он принесавтору четыре хитпарадных сингла, большинство из которых доходило до первогоместа. Весной 1991 года одноименная видео–компиляция стала первой на счетуэтого рэппера. Чуть более часа лучших на тот момент синглов Джеймса, дополненныхсерией интервью с людьми, которые знали LL Cool J, и, конечно же, с нимлично, стали любопытнейшим материалом для его фэнов и пролили свет на истинногомистера Смита.
После засветки Джеймса в титрах фильма "The HardWay" в мае этого же года MTV впервые в своей истории транслировалоакустический концерт "Unplugged" рэп–артиста, которым, естественно,стал LL Cool J. Не ослабевала и социальная работа артиста. Совместно сдругими рэпперами он принял участие в программе по возвращению забытойподростками необходимости посещения школы, а также привлекал внимание молодыхлюдей к чтению книг и посещению библиотек. "Be cool... stay in school!" — гласил призыв рэппера, и к удивлению многих он действительносработал. Джеймсу и компании удалось доказать подросткам, что посещениешколы гораздо круче и интереснее, чем безделье на улицах.
В 1992 году Смиту захотелось вновь ощутить себя в актерскойшкуре. Он снялся в картине Барри Левинсона "Toys" и получил отэтого массу свежих впечатлений и удовольствия. Именно эти съемки сталипредвестниками образования Джеймсом молодежной организации "YouthEnterprises", которая была призвана сплотить под началами спорта итяги к знаниям многих подростков Америки.
Реализованный в 1993 году его пятый альбом "14 ShotsTo The Dome", к сожалению, показал все такого же крутого Джеймса.Здесь не было ни одной вещи, которую бы он не делал лучше в прошлом. Следуямодным течениям, он мог смело назвать себя гангста–рэппером (см. названиеальбома). К тому времени его девятилетняя более чем успешная рэп–карьерапозволяла ему варьировать в пределах стиля. Еще бы, ведь в 24 года он ужебыл "динозавром" рэпа.
Эксперименты прекратились уже во время записи следующегоальбома "Mr. Smith". Относительно старые сэмплы (в основном эточистый соул начала 80–х) и лирика на привычные каждому слушателю темы любви,хип–хопа и самого мистера Смита вернули прежние позиции LL Cool J и дажесделали этот диск самым успешным в карьере рэппера, что также во многомнагнеталось несколькими его актерскими работами. Несмотря на наличие грязнойлексики в некоторых песнях, например, в "Doin’ It", которой нынезаинтересуешь лишь 13–14–летних юнцов, LL вряд ли действительно был героемэтих композиций. Никакой он не гангстер, каким хотел казаться в последниедва–три года! И меланхоличная история неудачника в любви в "Hey Lover"лишний раз доказала это, сразив наповал своей нежной лирикой и бэк–вокаломспециально приглашенных BOYZ II MEN. Крутой Джеймс ничего не смог поделатьсо своей природной добротой и человечностью, а его фэны почувствовали этои простили ему все предыдущие кривляния.
После выпуска альбома–сборника 16 своих лучших сингловгражданин Смит не стал надолго залегать на дно. Совсем недавно он записалсвой новый альбом "Phenomenon" и засел за мемуары (книга выйдетпод названием "I Make My Own Rules"). Так что будет интересноувидеть и услышать нового LL Cool J, который близок, чтобы пересечь свой30–летний рубеж. Как всегда, хотелось бы напомнить вам, что рэп — это преждевсего содержательная лирика, а уж потом музыка (иногда ее можно вообщене заметить!). Посмотрим, как в очередной раз элита превращается в классику!
Вы не ошибетесь, если обратитесь к нему с просьбой напетьили прозаически выдать вам свои воспоминания о тех днях, когда хип–хоптолько входил в моду, но уже представлял собой одно из замечательнейшихшоу на земле. Был он и свидетелем, когда кучка внезапно появившихся эмсишниковмогла проигрывать, к примеру, мало чем выдающуюся песенку "Got ToBe Real" целый час в различных вариациях и сделать из нее настоящуюклассику брэйкбита. Вульгарно толстые золотые цепи еще не сковывали шеикрутых представителей современности, а доступными даже клерку–середнячкусотовиками они не копались в носу, одновременно грызя их и используя поназначению. Не было еще и MTV. Расспросите его о прошлом рэпа, и этот вечно"упакованный" в бейсболку и полуспортивный–полушабашный прикидсможет припомнить не только слова из своих песен. Просто сейчас он кумирмиллионов, а люди любят копаться в подноготной их восхождений...
Если бы 28 лет назад журналисты узнали вдруг, что летомэтого (я имею в виду 1969–го) года в самом эпицентре метаморфоз американскойкультурной жизни — в городе Нью–Йорке появится на свет один из первых знаменитыхрэпперов на планете, думаю, день 16 августа стал бы самым примечательными беспокойным в истории самого обыкновенного американского роддома. Навернякапристальное внимание к персоне Джеймса Тодда Смита надоело бы в первуюочередь ему самому. Но как бы то ни было, сколько он себя помнит, все этовремя Джеймс держал у себя в голове смелые мечтания оказаться на вершинеславы, и рано или поздно он заявил бы о себе в любом случае (с поддержкойпрессы или же без таковой).
Так вот, начиная с девяти годков этот парень уже ощущалсебя центром пускай небольшой, но вполне сформировавшейся компании. Именнов таком возрасте он приобщился к рэпу, и надо сказать, не без успеха. В11 лет он уже главенствовал в местной рэп–команде, а уже в 13 стал записыватьсобственные домашние демо. Благо в семье у него нашелся влиятельный союзник.Его дед купил ему один весьма функциональный наборчик, да такой, что любойновичок позавидует. Однако спешу вас немножко охладить: это оборудованиебыло преподнесено Джеймсу отнюдь не по его глубокому желанию. Это былазамена первоклассному велику, который Джеймс присмотрел для себя и о которомв действительности очень мечтал. "Однажды меня задела машина, когдая прогуливался на байке моего друга, — вспоминает подробности Джеймс. —Поэтому вместо того, чтобы исполнить мою мечту —иметь собственный велик,мне купили это оборудование".
Следующим этапом стала рассылка накопившихся демо–записейв адрес немногочисленных лейблов, которые пока еще неохотно, но все–такибрались за выпуск и раскрутку рэпперских записей. Пребывавшая в младенческомвозрасте звукозаписывающая компания Def Jam Records содержала тогда в своемштате всего лишь двух лиц, ответственных за прослушивание демо молодыхмузыкантов. Это были Рассел Симмонс и его коллега Рик Рабин (22–летнийстудент еще). Они–то и дали зеленый свет музыкальному таланту юноши.
В ноябре 1984 года дебютный сингл 15–летнего рэппера LLCool J "I Need A Beat" стал таким же дебютом и для самого лейблаDef Jam. Годом позже, когда Def Jam перешел под опеку лейбла Columbia,первый альбом "Radio" дамского любимчика Джеймса — тогда он толькомечтал об этом — стал первым альбомом, вышедшим на этом небольшом малобюджетномлейбле. Диск моментально очутился в дискуссионной атмосфере. К примеру,издание "Village Voice" навесило на него следующий весьма лестныйярлык: "самый достойный и оригинальный рэп–альбом года", и этонеудивительно, потому что в первой половине 80–х годов о конкуренции междурэпперами и говорить не приходилось!
Осень следующего года стала первой свидетельницей кинодебютапесни мистера Смита. В саунтреке картины "Krush Groove" оказалсяего трек "I Can’t Live Without My Radio". А еще через год LLотправился в победоносное мировое турне в компании с набирающими популярностьRUN–DMC и прогрессирующими с каждым годом BEASTIE BOYS. В мае 1987 годавыходит второй диск крутого Джеймса, продюсерами которого выступило триоиз образовавшейся рэп–группировки так называемого Западного побережья,известное под названием L.A. POSSE, ну и, конечно, сам LL Cool J. "BiggerAnd Deffer" практически синхронно со своим рождением стал "окупать"свое имя, вызывая бурные и продолжительные ливни из престижных музыкальныхнаград. В 1986 году мультиплатиновый статус рэп–альбома мог показатьсяоткровенной галлюцинацией, но это произошло на самом деле, и солидные изданиятипа "Melody Maker" не могли удержаться от негодования и в тоже время восхищения подобными достижениями. LL Cool J был назван "первымтинейджерским рэп–идолом"! Кстати, этот драгоценный альбом включалв себя два замечательных сингла, достигших значительных регалий в хит–параде"черной" музыки журнала "Billboard". Сначала "I’mBad" вскарабкался на 5–е место, а уж "I Need Love" и вовседовершил разгром позиций старожилов чартов — он скромно возглавил "горячую"сотку синглов.
Лето 1987 года Джеймс провел в компании с PUBLIC ENEMY,Eric B. & Rakim, Whodini и Doug E. Fresh. Это знаменательное совместноетурне дэфджемовских членов можно было назвать "80 дней вокруг Америки".Вот что писала о "живом" LL Cool J местная пресса: "Достаточнотолько охватить сцену хотя бы рассеянным взглядом — и становятся очевиднымипричины, по которым его считают культовой личностью. Его движения слегканапоминают харизматичного Мохаммеда Али в его лучшие годы на ринге, настолькоон владеет пластикой тела и свободно распоряжается голосом... Однако егосексуальные движения однозначно напоминают Принца". Потрясающе, девчатастали ходить на его концерты и кричать так же часто, как и их сверстницынесколькими поколениями раньше визжали от рок–н–ролла и ритм–энд–блюза.
Его очевидный успех приоткрыл дверцы для продвижения начинающихрэп–артистов, которых он просто вдохновлял. К тому же крутой Смит сталполучать весьма лестные предложения от самых известных людей о сотрудничестве.К примеру, первая леди Штатов Нэнси Рейган сделала его ведущим исполнителем,поддерживающим антинаркотическую кампанию ее фонда, а популярный телевизионныйканал "NBC" с легкостью предоставил ему аудиенцию в престижнойпрограмме "Saturday Night Live", где Смит исполнил свой свежийсингл "Go Cut Creator Go". Думаю, не лишним также будет упомянуть,что знаменитый женский журнал "Playgirl" поместил его имя в десяткусамых сексуальных музыкальных звезд.
После серии благотворительных концертов в Африке в мае1989 года крутой Джеймс записал свой третий альбом "Walking With APanther". Дамский угодник знал, однако, что существует несколько путей,чтобы забраться на гору. Он припомнил закономерный успех романтическойбаллады "I Need Love" и на время забыл о своей внешней крутизне,наклепав целый воз рэп–баллад. Хотя реализм уличного существования и ущемленияправ людей с цветной кожей все–таки и здесь получил свое место в неменьшемколичестве зарисовок, однако не только это он хотел донести до своих слушателей."Подростки приходят на мои концерты, чтобы развлечься, а не для того,чтобы услышать в очередной раз, как несовершенен и безжалостен этот мир,— разъясняет LL. — Я не пропагандирую насилие и наркотики в своих песнях".Напротив, ввиду засилья на его родине этих пагубных вещей, он становитсяна сторону ярых противников "искусственного блаженства".
Добрую половину 1990 года LL провел в студии ди–джея MarleyMarl, который стал сопродюсером его следующего альбома "Mama SaidKnock You Out", появившегося в продаже в сентябре этого года. Он принесавтору четыре хитпарадных сингла, большинство из которых доходило до первогоместа. Весной 1991 года одноименная видео–компиляция стала первой на счетуэтого рэппера. Чуть более часа лучших на тот момент синглов Джеймса, дополненныхсерией интервью с людьми, которые знали LL Cool J, и, конечно же, с нимлично, стали любопытнейшим материалом для его фэнов и пролили свет на истинногомистера Смита.
После засветки Джеймса в титрах фильма "The HardWay" в мае этого же года MTV впервые в своей истории транслировалоакустический концерт "Unplugged" рэп–артиста, которым, естественно,стал LL Cool J. Не ослабевала и социальная работа артиста. Совместно сдругими рэпперами он принял участие в программе по возвращению забытойподростками необходимости посещения школы, а также привлекал внимание молодыхлюдей к чтению книг и посещению библиотек. "Be cool... stay in school!" — гласил призыв рэппера, и к удивлению многих он действительносработал. Джеймсу и компании удалось доказать подросткам, что посещениешколы гораздо круче и интереснее, чем безделье на улицах.
В 1992 году Смиту захотелось вновь ощутить себя в актерскойшкуре. Он снялся в картине Барри Левинсона "Toys" и получил отэтого массу свежих впечатлений и удовольствия. Именно эти съемки сталипредвестниками образования Джеймсом молодежной организации "YouthEnterprises", которая была призвана сплотить под началами спорта итяги к знаниям многих подростков Америки.
Реализованный в 1993 году его пятый альбом "14 ShotsTo The Dome", к сожалению, показал все такого же крутого Джеймса.Здесь не было ни одной вещи, которую бы он не делал лучше в прошлом. Следуямодным течениям, он мог смело назвать себя гангста–рэппером (см. названиеальбома). К тому времени его девятилетняя более чем успешная рэп–карьерапозволяла ему варьировать в пределах стиля. Еще бы, ведь в 24 года он ужебыл "динозавром" рэпа.
Эксперименты прекратились уже во время записи следующегоальбома "Mr. Smith". Относительно старые сэмплы (в основном эточистый соул начала 80–х) и лирика на привычные каждому слушателю темы любви,хип–хопа и самого мистера Смита вернули прежние позиции LL Cool J и дажесделали этот диск самым успешным в карьере рэппера, что также во многомнагнеталось несколькими его актерскими работами. Несмотря на наличие грязнойлексики в некоторых песнях, например, в "Doin’ It", которой нынезаинтересуешь лишь 13–14–летних юнцов, LL вряд ли действительно был героемэтих композиций. Никакой он не гангстер, каким хотел казаться в последниедва–три года! И меланхоличная история неудачника в любви в "Hey Lover"лишний раз доказала это, сразив наповал своей нежной лирикой и бэк–вокаломспециально приглашенных BOYZ II MEN. Крутой Джеймс ничего не смог поделатьсо своей природной добротой и человечностью, а его фэны почувствовали этои простили ему все предыдущие кривляния.
После выпуска альбома–сборника 16 своих лучших сингловгражданин Смит не стал надолго залегать на дно. Совсем недавно он записалсвой новый альбом "Phenomenon" и засел за мемуары (книга выйдетпод названием "I Make My Own Rules"). Так что будет интересноувидеть и услышать нового LL Cool J, который близок, чтобы пересечь свой30–летний рубеж. Как всегда, хотелось бы напомнить вам, что рэп — это преждевсего содержательная лирика, а уж потом музыка (иногда ее можно вообщене заметить!). Посмотрим, как в очередной раз элита превращается в классику!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1997 год в рубрике музыкальная газета