Joplin, Janis
Заживо похороненная в блюзе...

4 октября исполнилось 27 лет со дня смерти певицы ДженисДжоплин

У легендарного негритянского блюзмена Джона Ли Хукера("Музыкальная газета" писала о нем в номере 32) есть песня "Кончайнаркоту или наркота покончит с тобой. (Блюз для Джими и Дженис)" (KickHit For Hit Kix U (Blues For Jimi And Janis)".

...Расскажу вам историю о двух друзьях,
Которых я знаю и знает весь мир, —
Единственном и неповторимом
Джими Хендриксе и Дженис Джоплин.

Впрочем, не один Хукер и не он первый разглядел немалопараллелей в трагической судьбе обоих. Оба — музыканты, оба — ровесники:Хендрикс родился в конце ноября 1942–го, Джоплин — в январе 1943–го. Обавпервые блеснули на рок–фестивале в Монтерее. Хендрикс шокировал зрителейсвоими потрясающими методами извлечения звука из гитары, Дженис тоже поразилапублику своим "инструментом" — поразительным, с яростным надрывомголосом, проникающим до самых глубин естества. Оба погибли от передозировкинаркотиков в 1970 году: Хендрикс в сентябре, Джоплин — двумя неделями позже,оба стали легендой своего времени. О Хендриксе в нашей прессе пишут и вспоминаютмного, о Джоплин — поменьше.

Дженис Джоплин родилась в местечке Порт–Артур, штат Техас.В юности увлеклась блюзовой музыкой, слушая пластинки старых мастеров БессиСмит и Лидбелли. Проучившись некоторое время в Техасском университете,довольно быстро покинула родные пенаты. По ее собственному заявлению, "Техасхорош для тех, кто хочет остепениться, а я всегда была скандалисткой".В середине 60–х Джоплин приехала в Мекку движения хиппи, "детей цветов"— Сан Франциско, где стала вокалисткой группы BIG BROTHER AND THE HOLDINGCOMPANY (Старший брат и холдинговая компания). Группа выступала в составеSam Andrew — гитара, James Gurley — гитара, Pete Albin — бас и David Getz— ударные.

"Чересчур странная была компания! — вспоминал о своейпервой встрече с музыкантами белый блюзмен Ник Грэйвнайтс (Nic Gravenites).— У девчонки небрежно висели волосы, и она была одета в покрывало! А украшения!Куриные косточки! Мура в духе вуду! И эти духи с запахом пачули (тропическоерастение с сильным запахом — здесь и далее прим. пер.) — он был невыносим!У нее был простуженный голос, и она визжала как раненая сова! Их звучаниемне не очень понравилось, но впечатление на меня они произвели".

Летом 1966 г. "BIG BROTHER" прошли прослушиваниев небольшой чикагской компании "Mainstream", президент которойБоб Шад (Bob Shad) предложил группе играть в клубах Чикаго. Выступлениянельзя было назвать особо удачными: по окончании месячного ангажементау музыкантов даже не оказалось денег на возвращение в Сан–Франциско. Темне менее контракт с фирмой предусматривал и запись альбома.

"Мы записали его за два вечера в Чикаго и два дняв Лос–Анджелесе, — вспоминал лидер "BIG BROTHER" Пит Олбин. —Продюсировал запись Шад. Он не подпустил нас к микшерскому пульту, не позволялделать больше 13 проб — говорил, что превышать цифру "13" — плохаяпримета".

В течение нескольких месяцев записи лежали "на полке"и были выпущены лишь в конце года. Особой популярности или денег группеони не принесли. (Хотя с течением времени альбом оказался для MAINSTREAMподлинной золотой жилой.

Но вот летом 1967 года грянул легендарный Монтерей — первыйв истории рок–музыки фестиваль, на который собралось 60 тысяч зрителей(и 1100 представителей масс–медиа). Имена участников вызовут обильное слюноотделениеу любого меломана — "шестидесятника" — JEFFERSON AIRPLANE, BYRDS,MAMAS AND PAPAS, SIMON AND GARFUNKEL, CANNED HEAT, Отис Реддинг (Otis Redding),ANIMALS, Джими Хендрикс, GRATEFUL DEAD. Британские гиганты BEATLES и ROLLINGSTONES не почтили своим вниманием мероприятие в Монтерее (хотя гитарист"роллингов" Брайен Джонс и присутствовал в качестве зрителя)— в их отсутствие на сцене безобразничали, сокрушая аппаратуру, WHO.

Именно Монтерей открыл широкой публике и вышеупомянутыйбританский квартет, до этого слабо известный в США, и Хендрикса, потрясшегозрителей неприкрытым насилием над гитарой. Выступление хриплоголосой иболее чем раскованной Дженис тоже не прошло незамеченным. Среди присутствующихбыло немало влиятельных в музыкальном бизнесе персон, и в их числе известныйменеджер Альберт Гроссман (Albert Grossman) (одним из артистов которогобыл сам Боб Дилан) и президент гиганта звукозаписывающей индустрии — концернаCBS Клайв Девис (Сlive Davis). Гроссман решил взять под свою опеку BIGBROTHER и, в свою очередь, убедил Девиса истратить 250 тысяч долларов нато, чтобы выкупить Джоплин и ее группу у компании "Mainstream".

В 1968 г. музыканты записывают диск "Cheap Thrills"(Дешевые развлечения), который расходится миллионным тиражом. Вероятно,успех диска и подсказал певице вполне логичный ход — Дженис Джоплин началасольную карьеру. И началось покорение Америки. Ее взвинченный, доходящийпорой до визга, а порой падающий до всхлипываний вокал, пожалуй, не имеланалогов в популярной музыке конца 60–х. Слушая блюзы в исполнении ДженисДжоплин, зритель забывал, что перед ним белая певица. Ее заявление "Насцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами зрителей" дает некоторое представлениео характере ее выступлений. (Еще один штрих: однажды она была оштрафованаза использование нецензурных выражений на сцене).

Джоплин записывает диск "I Got Dem Ol’ Kozmic BluesAgain" !1969), в том же году выступает на Вудстокском фестивале, гастролируетс новым ансамблем KOZMIC BLUES BAND, вновь объединяется с BIG BAND дляджем–сейшна в апреле 1970 г., начинает в Лос–Анджелесе работу над новойдолгоиграющей пластинкой и...

4 октября 1970 года, ближе к вечеру, Дженис должна былавстретить в аэропорту своего жениха, но в назначенный срок не приехала.Гастрольный менеджер певицы Джон Кук (Jon Cooke) начал поиски. На автостоянкеголливудского мотеля "Лэндмарк", где она остановилась накануне,Кук обнаружил ее автомобиль. Очевидно, она никуда не выезжала... Дженислежала в своем номере на ковре лицом вниз. Она была мертва. Заключениеврача было на редкость банальным —– передозировка героина.

Диск "Pearl" ("Жемчужина" —– прозвищеДжоплин) остался незаконченным: из 11 композиций певица записала 9, наложитьвокал на записанный аккомпанемент еще двух песен она не успела. Посмертнымхитом певицы стала композиция певца кантри Криса Кристофферсона (Kris Kristofferson,более известен нам как исполнитель главных ролей в фильмах "Конвой","Вспышка", "Тысячелетие") "Me And Bobbie McGee",разумеется, исполненная Джоплин вовсе не по–кантривски. Одна из композицийдиска носила название "Заживо похороненная в блюзе" (Buried AliveIn Blues)...

После смерти Дженис Джоплин она удостоилась несколькихбиографий, документального фильма "Janis" (1974) и художественнойкиноленты "Роза", снятой режиссером Марком Райделлом (Mark Rydell)в 1979 г. "по мотивам" ее жизни. Главную роль сыграла известнаяамериканская певица Бетт Мидлер (Bette Middler).

Музыкальное наследие Дженис Джоплин сравнительно невеликои составляет лишь несколько десятков песен, однако и они дают прекрасноепредставление о самобытном, уникальном таланте певицы, которая могла бысделать еще так много...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета