Британия Музыкальные берега туманного Альбиона
Окончание, начало в №37 МГ.
Раскрутка
Большую роль в продажах, безусловно, играет раскрутка.Самый простой способ — расклеивание рекламных плакатов повсеместно. Другойи, возможно, наиболее распространенный — реклама в ведущих музыкальныхизданиях, таких как "New Musical Express", "Q", "Mojo","Melody Maker", "Vox". Ну, и , конечно же, концерты.Есть и другие способы, однако они доступны лишь тем, кто продает много,но, как считают те, кто вкладывает деньги, может еще больше. Например,альбом Sheryl Crow "Sheryl Crow" почему–то в Британии решилиназвать альбомом лета, прокатив мощнейшую рекламную кампанию, когда плакатыи надписи, гласящие об этом, можно было обнаружить везде: начиная с автобусови заканчивая железнодорожными вокзалами. Мне не нужно вам говорить, чтокогда на вас со всех сторон, куда бы вы ни пошли, смотрит достаточно красиваямолодая особа, то вам рано или поздно захочется узнать, кто она такая,а если вы еще слышали какую–нибудь хитовую песенку в ее исполнении, товообще все ясно, хотя, конечно, необходимым условием является ваше хорошееотношение к такой музыке (а его может и не быть).
Далее уделю внимание случаю, который, по–моему, показываетвсю мощь раскрутки. В конце лета безусловным событием в музыкальной жизниВеликобритании (похоже, что и всего мира) стал выход нового альбома OASIS,который на родине побил все рекорды продаж в день выхода. Хотелось бы несколькоосветить обратную сторону этого рекорда, которому я сам был очевидцем.Выход альбома предварялся невиданной по размаху рекламной кампанией, котораясостояла из двух пунктов.
1. Сделать так, чтобы люди вообще хотели купить альбом.Для этого во всех городах были расклеены плакаты с датой выхода, во всехболее–менее солидных магазинах целыми днями без перерыва на мониторах ивидеоэкранах (где–то 3x3 м) крутились ролики и записи концертных выступленийOASIS, в этих же магазинах на витринах и внутри стояли оба брата Гэллахераво весь рост (правда, из картона и такие плоские!), на главном национальномканале телевидения BBC1 недели за две начали часто анонсировать передачуо группе, вышедшую за день до альбома. Всевозможные передачи были на радио,интервью и статьи в газетах (хотя последнее уже скорее относится к законному"хлебу" журналистов).
2.Сделать так, чтобы альбом покупали именно в первый день.Для этого в магазинах заранее рекламировали лотерею, в которой могли участвоватьвсе, кто купил альбом в первый день; помимо этого, десять первых покупателейкаждого магазина HMV получали копии альбома с автографами музыкантов (напоклонников действует безотказно), все магазины открывались раньше времени,приглашая покупателей на так называемый "завтрак с OASIS". Делодошло до того, что на всех кассовых аппаратах HMV в перерывах между обслуживаниемпокупателей ярко горела надпись, гласившая, что новый альбом OASIS выходит21 августа.
РЕЗУЛЬТАТ: после этого нельзя было ожидать ничего, кромеголовокружительного результата. И я был не слишком сильно удивлен, когда22 августа в офисе CIN (той самой компании, которая занимается чартами)от Фила Мэчема, менеджера фирмы, узнал, что первое место состоялось. Намой вопрос о том, насколько типична такая сильная раскрутка, он ответил:"Нет, это абсолютно нетипично, хотя и понятно в отношении тех, ктовкладывает в это деньги. Конечно, когда выходят альбомы таких групп, какRADIOHEAD, PRODIGY, BLUR, шумихи немало, однако такого не припомню".Но думается, что этот успех никак нельзя сравнивать с успехом тех же SEXPISTOLS, которых не раскручивали, а запрещали.
Что там собирают
Для того чтобы разобраться в этом непростом для здешнегочеловека вопросе, давайте заглянем в дебри кому–то знакомой, а кому–тонезнакомой терминологии, о значении которой нас часто спрашивают.
Начнем с самого простого. MC — это кассета. Затем разберемсяв том, что такое сингл со всеми его эй– и би–сайдами. Для этого вспомнимисторию его развития. Сначала синглы выпускали на семидюймовых (отсюдаобозначение 7’’) виниловых дисках с частотой 45 оборотов в минуту (у насэто называлось миньон) для раскрутки следовавшего за ними альбома, а такжедля нужд радио. На первой стороне, то бишь сайд эй (side A), находиласьпесня, которую раскручивали, — так называемый эй–сайд. Би–сайдом сталиназывать песню, которая находилась на второй стороне сингла. Обычно онане входила в альбом (что наблюдается до сих пор), поскольку предполагалось,что она какая–нибудь неудачная, однако сейчас многие исполнители ставятна вторые стороны своих синглов такие песни, что "отходами производства"их никак не назовешь. Например, песня RADIOHEAD "Talk Show Host",которую, когда она вошла в первую часть саундтрека к фильму "RomeoAnd Juliet" в 1997 году, назвали одной из лучших на нем, на самомделе вышла как би–сайд на сингле еще 1996 года "Street Spirit (FadeOut)".
Продолжим. Через некоторое время появился новый форматсинглов размером в двенадцать дюймов (12’’), как и обычная долгоиграющаяпластинка LP (long play — долгоиграющая пластинка с частотой 33 1/3 оборотав минуту), с той лишь разницей, что у 12’’ частота 45 оборотов в минуту.
Где–то здесь начинается история знаменитых EP (от extendedplay —– сингл, у которого на каждой стороне больше одной песни). Такимобразом, даже семидюймовый сингл иногда может быть EP, если на нем такиекороткие песни, что на сторону влезает больше одной, но в основном этодвенадцатидюймовые синглы. Эти самые EP выпускаются обычно по двум причинам.Первой может послужить желание исполнителя заполнить перерыв между выпускомполноформатных альбомов чем–то более существенным, чем две песни, посколькуэто достаточно хороший способ не дать публике забыть о себе, что немаловажно.В качестве другой причины может послужить недостаточное количество денегу начинающего исполнителя для выпуска полноформатного альбома и вместес тем желание более или менее серьезно заявить о себе. Со временем синглыстали выпускаться на CD, где всего лишь одна сторона, но название эй–сайдсохранилось за главной песней, а би–сайд — за дополнительными.
Бывают, но достаточно редко синглы с несколькими эй–сайдами.К таковым можно отнести сингл NIRVANA "Rape Me/ All Apologies".На теперешний момент в Великобритании исполнители прибегают к следующейхитрости для увеличения продаж синглов —– они выпускают сингл в двух версиях(СD1 и CD2), которые при подсчете количества продаж считаются двумя единицамиодного и того же сингла. Между тем разница велика, поскольку одинакована них лишь первая песня, а би–сайды разные, что вынуждает поклонника купитьобе версии. Есть умники, например WILDHEARTS, которые выпускают разныеби–сайды не только на разных версиях CD, но еще и на кассете или виниле.В любом случае наиболее типичен выпуск разных версий CD–сингла и чего–тосреднего (по нескольку песен с каждой версии, но не все) на виниле и кассетах.
Почему же сингл играет такую большую роль для коллекционера?Все дело в том, что, за редким исключением — это касается таких суперпопулярныхгрупп, как OASIS, NIRVANA, PRODIGY, DEPECHE MODE и немногих других, — синглыне переиздаются. Лишь в последнее время набирает силу тенденция выпускатьсборники би–сайдов (например, "Alternative" PET SHOP BOYS), новсе равно некоторые би–сайды туда все–таки не входят. Примером может послужитьсборник 1994 года "Pisces Iscariot" SMASHING PUMPKINS. Да и ждатьобычно приходится лет десять или пока не родится (точнее, умрет) новаямертвая суперзвезда, породив тайфун популярности. Лучше уж столько не ждатьи без летальных исходов. Еще одним важным элементом являются бутлеги (bootleg—– незаконно, то есть без всяких авторских прав, изданный альбом). Обычноэто концертники, реже и дороже —– ранее не издававшийся студийный материал.В основном их можно приобрести на ярмарках коллекционеров.
Ну, вот, кажется, и все. Теперь можно перейти непосредственнок теме нашего разговора. Коллекционирование, как и любое пристрастие, где–тограничит с болезнью. Мне кажется, что в ней можно выделить четыре степенитяжести.
1. Собираются все альбомы исполнителя. У нас это наиболеераспространенный вид (ввиду множества причин), который, по сути, коллекционированиеми не является, а представляет собой лишь "собирательство". Своегорода прививка, которую, насколько я помню детство, называли "реакцияМанту". Если у вас после периода отрочества или, в крайнем случае,лет до тридцати это не прошло, то вы больны и непременно заболеете серьезнее.
2. Собираются все песни, не издававшиеся нигде, кромеби–сайдов синглов, сборников, бонус–треков различных изданий и переизданийальбомов и синглов различных годов в разных странах, бутлегов. Эта степеньнаиболее благоприятная для вашего здоровья. На ней многие и останавливаются.
3. Собираются все версии всех песен, включая бутлеги.Чуть похуже, но все вполне понятно и не так страшно.
4. Наиболее тяжелая степень, когда собираются версии одногои того же альбома или сингла на разных носителях (LP, CD, MC) или (чтоеще хуже) на одних и тех же носителях, отличающиеся лишь оформлением, странойиздания или тем, что это promotional disc —– не предназначенный для продажи,а предоставленный для раскрутки на радио или обозревателям для написаниярецензий. Помимо этого, собираются пластинки, которые отличаются лишь цветомвинила (красный, синий, зеленый и другие) и весом (если вы когда–нибудьимели дело с нашими пластинками и болгарскими, то могли заметить, что последниенесколько тяжелее). По этому поводу можно сказать следующее. Во–первых,от такого и тронуться недолго. Во–вторых, так можно промотать и целое состояние.Для примера возьмем сэра Пола МакКартни, диск которого "Снова в СССР"советского издания на черном рынке Америки стоил, по слухам, около 200долларов.
Раскрутка
Большую роль в продажах, безусловно, играет раскрутка.Самый простой способ — расклеивание рекламных плакатов повсеместно. Другойи, возможно, наиболее распространенный — реклама в ведущих музыкальныхизданиях, таких как "New Musical Express", "Q", "Mojo","Melody Maker", "Vox". Ну, и , конечно же, концерты.Есть и другие способы, однако они доступны лишь тем, кто продает много,но, как считают те, кто вкладывает деньги, может еще больше. Например,альбом Sheryl Crow "Sheryl Crow" почему–то в Британии решилиназвать альбомом лета, прокатив мощнейшую рекламную кампанию, когда плакатыи надписи, гласящие об этом, можно было обнаружить везде: начиная с автобусови заканчивая железнодорожными вокзалами. Мне не нужно вам говорить, чтокогда на вас со всех сторон, куда бы вы ни пошли, смотрит достаточно красиваямолодая особа, то вам рано или поздно захочется узнать, кто она такая,а если вы еще слышали какую–нибудь хитовую песенку в ее исполнении, товообще все ясно, хотя, конечно, необходимым условием является ваше хорошееотношение к такой музыке (а его может и не быть).
Далее уделю внимание случаю, который, по–моему, показываетвсю мощь раскрутки. В конце лета безусловным событием в музыкальной жизниВеликобритании (похоже, что и всего мира) стал выход нового альбома OASIS,который на родине побил все рекорды продаж в день выхода. Хотелось бы несколькоосветить обратную сторону этого рекорда, которому я сам был очевидцем.Выход альбома предварялся невиданной по размаху рекламной кампанией, котораясостояла из двух пунктов.
1. Сделать так, чтобы люди вообще хотели купить альбом.Для этого во всех городах были расклеены плакаты с датой выхода, во всехболее–менее солидных магазинах целыми днями без перерыва на мониторах ивидеоэкранах (где–то 3x3 м) крутились ролики и записи концертных выступленийOASIS, в этих же магазинах на витринах и внутри стояли оба брата Гэллахераво весь рост (правда, из картона и такие плоские!), на главном национальномканале телевидения BBC1 недели за две начали часто анонсировать передачуо группе, вышедшую за день до альбома. Всевозможные передачи были на радио,интервью и статьи в газетах (хотя последнее уже скорее относится к законному"хлебу" журналистов).
2.Сделать так, чтобы альбом покупали именно в первый день.Для этого в магазинах заранее рекламировали лотерею, в которой могли участвоватьвсе, кто купил альбом в первый день; помимо этого, десять первых покупателейкаждого магазина HMV получали копии альбома с автографами музыкантов (напоклонников действует безотказно), все магазины открывались раньше времени,приглашая покупателей на так называемый "завтрак с OASIS". Делодошло до того, что на всех кассовых аппаратах HMV в перерывах между обслуживаниемпокупателей ярко горела надпись, гласившая, что новый альбом OASIS выходит21 августа.
РЕЗУЛЬТАТ: после этого нельзя было ожидать ничего, кромеголовокружительного результата. И я был не слишком сильно удивлен, когда22 августа в офисе CIN (той самой компании, которая занимается чартами)от Фила Мэчема, менеджера фирмы, узнал, что первое место состоялось. Намой вопрос о том, насколько типична такая сильная раскрутка, он ответил:"Нет, это абсолютно нетипично, хотя и понятно в отношении тех, ктовкладывает в это деньги. Конечно, когда выходят альбомы таких групп, какRADIOHEAD, PRODIGY, BLUR, шумихи немало, однако такого не припомню".Но думается, что этот успех никак нельзя сравнивать с успехом тех же SEXPISTOLS, которых не раскручивали, а запрещали.
Что там собирают
Для того чтобы разобраться в этом непростом для здешнегочеловека вопросе, давайте заглянем в дебри кому–то знакомой, а кому–тонезнакомой терминологии, о значении которой нас часто спрашивают.
Начнем с самого простого. MC — это кассета. Затем разберемсяв том, что такое сингл со всеми его эй– и би–сайдами. Для этого вспомнимисторию его развития. Сначала синглы выпускали на семидюймовых (отсюдаобозначение 7’’) виниловых дисках с частотой 45 оборотов в минуту (у насэто называлось миньон) для раскрутки следовавшего за ними альбома, а такжедля нужд радио. На первой стороне, то бишь сайд эй (side A), находиласьпесня, которую раскручивали, — так называемый эй–сайд. Би–сайдом сталиназывать песню, которая находилась на второй стороне сингла. Обычно онане входила в альбом (что наблюдается до сих пор), поскольку предполагалось,что она какая–нибудь неудачная, однако сейчас многие исполнители ставятна вторые стороны своих синглов такие песни, что "отходами производства"их никак не назовешь. Например, песня RADIOHEAD "Talk Show Host",которую, когда она вошла в первую часть саундтрека к фильму "RomeoAnd Juliet" в 1997 году, назвали одной из лучших на нем, на самомделе вышла как би–сайд на сингле еще 1996 года "Street Spirit (FadeOut)".
Продолжим. Через некоторое время появился новый форматсинглов размером в двенадцать дюймов (12’’), как и обычная долгоиграющаяпластинка LP (long play — долгоиграющая пластинка с частотой 33 1/3 оборотав минуту), с той лишь разницей, что у 12’’ частота 45 оборотов в минуту.
Где–то здесь начинается история знаменитых EP (от extendedplay —– сингл, у которого на каждой стороне больше одной песни). Такимобразом, даже семидюймовый сингл иногда может быть EP, если на нем такиекороткие песни, что на сторону влезает больше одной, но в основном этодвенадцатидюймовые синглы. Эти самые EP выпускаются обычно по двум причинам.Первой может послужить желание исполнителя заполнить перерыв между выпускомполноформатных альбомов чем–то более существенным, чем две песни, посколькуэто достаточно хороший способ не дать публике забыть о себе, что немаловажно.В качестве другой причины может послужить недостаточное количество денегу начинающего исполнителя для выпуска полноформатного альбома и вместес тем желание более или менее серьезно заявить о себе. Со временем синглыстали выпускаться на CD, где всего лишь одна сторона, но название эй–сайдсохранилось за главной песней, а би–сайд — за дополнительными.
Бывают, но достаточно редко синглы с несколькими эй–сайдами.К таковым можно отнести сингл NIRVANA "Rape Me/ All Apologies".На теперешний момент в Великобритании исполнители прибегают к следующейхитрости для увеличения продаж синглов —– они выпускают сингл в двух версиях(СD1 и CD2), которые при подсчете количества продаж считаются двумя единицамиодного и того же сингла. Между тем разница велика, поскольку одинакована них лишь первая песня, а би–сайды разные, что вынуждает поклонника купитьобе версии. Есть умники, например WILDHEARTS, которые выпускают разныеби–сайды не только на разных версиях CD, но еще и на кассете или виниле.В любом случае наиболее типичен выпуск разных версий CD–сингла и чего–тосреднего (по нескольку песен с каждой версии, но не все) на виниле и кассетах.
Почему же сингл играет такую большую роль для коллекционера?Все дело в том, что, за редким исключением — это касается таких суперпопулярныхгрупп, как OASIS, NIRVANA, PRODIGY, DEPECHE MODE и немногих других, — синглыне переиздаются. Лишь в последнее время набирает силу тенденция выпускатьсборники би–сайдов (например, "Alternative" PET SHOP BOYS), новсе равно некоторые би–сайды туда все–таки не входят. Примером может послужитьсборник 1994 года "Pisces Iscariot" SMASHING PUMPKINS. Да и ждатьобычно приходится лет десять или пока не родится (точнее, умрет) новаямертвая суперзвезда, породив тайфун популярности. Лучше уж столько не ждатьи без летальных исходов. Еще одним важным элементом являются бутлеги (bootleg—– незаконно, то есть без всяких авторских прав, изданный альбом). Обычноэто концертники, реже и дороже —– ранее не издававшийся студийный материал.В основном их можно приобрести на ярмарках коллекционеров.
Ну, вот, кажется, и все. Теперь можно перейти непосредственнок теме нашего разговора. Коллекционирование, как и любое пристрастие, где–тограничит с болезнью. Мне кажется, что в ней можно выделить четыре степенитяжести.
1. Собираются все альбомы исполнителя. У нас это наиболеераспространенный вид (ввиду множества причин), который, по сути, коллекционированиеми не является, а представляет собой лишь "собирательство". Своегорода прививка, которую, насколько я помню детство, называли "реакцияМанту". Если у вас после периода отрочества или, в крайнем случае,лет до тридцати это не прошло, то вы больны и непременно заболеете серьезнее.
2. Собираются все песни, не издававшиеся нигде, кромеби–сайдов синглов, сборников, бонус–треков различных изданий и переизданийальбомов и синглов различных годов в разных странах, бутлегов. Эта степеньнаиболее благоприятная для вашего здоровья. На ней многие и останавливаются.
3. Собираются все версии всех песен, включая бутлеги.Чуть похуже, но все вполне понятно и не так страшно.
4. Наиболее тяжелая степень, когда собираются версии одногои того же альбома или сингла на разных носителях (LP, CD, MC) или (чтоеще хуже) на одних и тех же носителях, отличающиеся лишь оформлением, странойиздания или тем, что это promotional disc —– не предназначенный для продажи,а предоставленный для раскрутки на радио или обозревателям для написаниярецензий. Помимо этого, собираются пластинки, которые отличаются лишь цветомвинила (красный, синий, зеленый и другие) и весом (если вы когда–нибудьимели дело с нашими пластинками и болгарскими, то могли заметить, что последниенесколько тяжелее). По этому поводу можно сказать следующее. Во–первых,от такого и тронуться недолго. Во–вторых, так можно промотать и целое состояние.Для примера возьмем сэра Пола МакКартни, диск которого "Снова в СССР"советского издания на черном рынке Америки стоил, по слухам, около 200долларов.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 1997 год в рубрике музыкальная газета