Капитан Флинт
Минск — родина блэк-метала?!

Как ни забавно звучит этот вопрос, похоже, что ответна него может быть положительным. Практически одновременно с легендарнымиVENOM, альбом которых "Black Metal" (1983) дал название стилю,в славной белорусской столице существовал проект КАПИТАН ФЛИНТ — одна изпервых, если не самая первая блэк–металлических группа в Европе. На вопросы"Музыкальной газеты" любезно согласился ответить экс–вокалисти бас–гитарист КАПИТАНА ФЛИНТА Кирилл "Киря" Стефанович.
— Расскажи немного об истории группы.

— Собрались мы во второй половине 1981 года и продержалисьдо мая 1984–го. Имена достойных ребят, составлявших мне компанию, к сожалению,ровным счетом ничего никому сейчас не скажут. Одно время в качестве барабанщикав нашей группе играл Сергей Брикса, ныне известный как исполнитель христианскихпопсовых песен собственного сочинения.

— На какой музыке ты рос и когда впервые попробовал себяв роке?

— Когда мне было лет десять, я впервые услышал записиВLАСК SАВВАТН. Их период творчества с Оззи Осборном мог и сейчас могу слушатьсутками напролет. С них все и началось. "Дебютировал" я весной1978 года в составе какого–то школьного ВИА, потом был собственный коллективчик,где мы с одноклассниками играли коктейли из песен ТНЕ ВЕАТLЕS и ВLАСК SАВBATH,а в 1979–м я впервые услышал MOTORHEAD, их одноименный альбом, и окончательноопределился в своих "творческих поисках". После ВLАСК SАВBATHи МОТОRНЕАD наибольшее влияние на нашу группу оказали VENOM. У меня простокрыша ехала от этих демонов из Ньюкасла. Конечно, сейчас VENOM звучат наивно,но тогда это был предел экстремизма в музыке.

— Где базировался КАПИТАН ФЛИНТ?

— Одно время в школе. На одну из наших первых репетицийзашел директор, послушал то, что мы извлекли из гитар и барабанов, и спросил,что это. Я гордо ответил: "Это блэк–метал". Он глаза на менявытаращил и как завизжит: "Это какофония, граничащая с идиотизмом!"Больше мы там не репетировали...

— А из чего, если не секрет, состоял ваш репертуар?

— Понимаешь, "снимать" вещи наших кумиров ипеть их на ломаном английском мы считали кощунством. Писать свои английскиетексты — смешно. Мы в русском–то сильны не были. Поэтому все делали сами— музыку, чем я, честно говоря, очень горжусь, и в диких муках рождалисьтексты, не потому, что петь было не о чем, а просто с рифмами у нас было,прямо скажем, туго.

— Можешь сейчас какой–нибудь текст вспомнить?

— Конечно, могу. Но не буду. Во всяком случае, не длятаких широких масс читателей. Скажу только, что мы написали очень длиннуюи брутальную композицию на стихи Сергея Есенина "Черный человек".Получилось довольно неплохо.

— На известность, признание вы, конечно, не рассчитывали...

— О чем ты, какая известность! Играли и записывались толькодля себя. С такой музыкой и такими текстами нам в то время была одна дорога— в психбольницу.

— Так КАПИТАН ФЛИНТ и не выступал, наверное, ни разу...

— А вот это, как ни странно, было. Один раз. Нас иногдаприглашали на свадьбы со стандартным репертуаром — Антонов, МАШИНА ВРЕМЕНИи так далее. И вот в одной из деревень Гродненской области в самый разгартанцулек к нам подрулил еле державшийся на ногах "сват" и попросил:"Хлопцы, сыграйте чего–нибудь дикого, западного!" Ну, мы и сыграли.Оторвались по полной программе. Народ дико тащился и орал. Такого успехамы, честно говоря, не ожидали.

— Давай немножко вернемся к "корням" КАПИТАНАФЛИНТА, в 1981–й. Только–только зарождается металл как таковой, блэк–металаеще нет и в помине, все это страшно далеко, в Англии и США. Куда прощебыло заиграть хард–рок или блюз, а ты выбрал, по сути дела, стиль, которогоеще не было. Получается, что КАПИТАН ФЛИНТ плыл наугад?

— По–моему, в современной музыке наугад плывут немногие,которых можно не стесняясь назвать гениями. А наш курс был на ВLАСК SАВBATH,MOTORHEAD. Получался такой ранний, простенький блэк–метал. Относились мык этому серьезно и очень старались.

Ну а для того, чтобы играть блюз, нужно, вероятно, родитьсянегром или быть им в душе. А хард — это усложненный тяжелый блюз. Все этобыло пройдено до нас с куда большим успехом.

— Какую ты сейчас музыку слушаешь?

— Самую разную. АВВА, YELLO, Александра Лаэртского. Оченьлюблю ULTRAVOX, SUPERMAX. Безусловно, ранних ВLАСК SАВBATH, без музыкикоторых себя не представляю. Ну и, конечно, дэс–метал, грайндкор — однимсловом, все направления экстремальной музыки, за новинками которой стараюсьследить, даже если что–то не "прикалывает". Не люблю норвежскийблэк–метал. Ненавижу откровенно коммерческую попсу, тем более "совковую".С ее помощью очень легко можно выбить из головы человека все, и место тамостанется лишь для "сникерсов" и для прокладок с крылышками.

— Ну ладно, не будем о грустном. Скажи, если бы ты составлялсейчас альбом КАПИТАНА ФЛИНТА, как бы ты его назвал?

— "Черный человек", пожалуй, именно так. Хотявряд ли музыка, сыгранная в 1981–82 годах, будет сейчас кому–то интересна.

— Возможно ли издание записей группы сегодня? Ведь еслибудет (а я уверен, что будет) составляться аудиоантология белорусской экстремальноймузыки, КАПИТАН ФЛИНТ по праву займет в ней одно из первых мест, если несамое первое!

— Записи сохранились — единственная пленка Шосткинскогозавода, записанная на магнитофоне "Ростов–102" при помощи самопальногомикшера. О качестве можно только догадываться. Но еще раз повторюсь — врядли это кого–либо заинтересует, это же не THE BEATLES. Тем более что белорусскиеэкстремальные группы оставили нашу музыку в заплесневелом и обомшелом старомсклепе... Хотя иногда зловещие мертвецы возвращаются. Поживем — увидим...

В настоящее время Кирилл Стефанович готовится восстановитьнесколько песен из репертуара КАПИТАНА ФЛИНТА; возможно, в записи ему будутсодействовать монстры современной белорусской экстремальной рок–сцены.Ну а голос живой легенды белорусского металла можно услышать в ночном эфиреРадио Би–Эй — вместе с Александром "Помидоровым" КривошеевымКирилл готовит авторскую программу альтернативной музыки "Час Быка".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета