Британия Музыкальные берега туманного Альбиона
Предисловие
Сейчас модно называть рассказы о странах дальнего зарубежья"непутевыми заметками" (чего я избегу хотя бы из соображенийплагиата), модно говорить множество вещей, которые можно уложить в строчкииз популярной песни: "Там, только там...". С позиций далеко непатриотических, а скорее объективных заметим, что музыкальный рынок Беларусихоть медленно (намного медленнее, чем хотелось бы), но развивается. В тоже время развитие предполагает некую более–менее конечную точку или цельразвития. Если мы зададимся вопросом: "А к чему оно должно придти?",то получим ответ: "К общепринятой развитыми в этом отношении странамимодели", основываясь на оптимистической надежде на то, что у нас никтоничего не придумает (а то как придумают, то и решат потом, что с этим делатьи вообще что это такое). Поэтому, думается, рассказ о музыкальной жизниВеликобритании, одного из двух главных музыкальных центров мира, будетне просто сказкой о жар–птице, которая живет за тридевять земель и к намв гости в ближайшие сто лет не собирается, но поможет прояснить, что мыможем ожидать при нормальном развитии музыкального рынка здесь. Попутноя остановлюсь на некоторых музыкально–терминологичеких заморочках, о которыхвы часто спрашиваете.
Магазины
Не будем долго тянуть и сразу остановимся там, куда сразуже отправится каждый неровно дышащий при виде записи любимого исполнителячеловек. В Британии существует несколько крупных сетей магазинов, а такжемножество отдельных частных магазинчиков. В числе первых нужно назватьтех, кто представлен практически в каждом более или менее крупном британскомгороде. Это, конечно же, HMV, Tower Records и Virgin Megastores. Следуетотметить, что за имя и большой выбор нужно платить. В результате CD иликассета в этих магазинах стоят на несколько фунтов стерлингов (1 фунт равенприблизительно 1,6 доллара) дороже, чем в мелких магазинах.
Помимо этого, цена зависит от того, насколько популярентот или иной исполнитель и как давно вышел альбом. Цена на недавно появившийсяв продаже CD–альбом доходит до 16 фунтов (в мелких магазинах можно найтии за 12–13). Переизданный альбом обойдется в 8–10 фунтов. Свежий СD–сингл(со всеми их разновидностями, эй–сайдами и би–сайдами мы разберемся позже,в разделе, посвященном коллекционированию) стоит до 5 фунтов (в мелкихмагазинах — 2 фунта). Однако можно купить и дешевле, когда действуют льготныеусловия, которые для увеличения продаж предлагает фирма. Например, еслиберете два (обычно из строго определенного списка) сразу, то получаетескидку на пару фунтов по сравнению с суммой, которую бы вы заплатили заних по отдельности. Следует отметить, что импортные, в основном японскиеи австралийские, диски с различными невиданными в Англии бонус–треками(к ним мы вернемся опять же в разделе, посвященном коллекционированию)стоят вплоть до тридцати фунтов. Стандартная цена на кассеты — 10 фунтов(отмечу лишь, что за редким исключением они с хромовым покрытием). Помимоэтого, там еще продают компьютерные игры, книги, видеофильмы, которые могутбыть и не связаны с музыкой. Находится место и для большущих плакатов любимчикови самой разнообразной продукции с логотипами фаворитов чартов.
Крупнейшие магазины, такие как Tower Records на площадиPiccadilly Circus в Лондоне, могут занимать по три этажа. Магазины, входящиев сеть магазинов, обычно больше и преимущественно имеют несколько аппаратовс наушниками, где вы сможете послушать диски. Таковые агрегаты есть двухвидов. В первых заряжено по шести и больше дисков (в основном новинки);набрав нужный номер, вы все услышите. Второй вид требует помощи продавца,к которому вы подходите с любым понравившимся вам диском и просите поставить.Он говорит, к какому аппарату вам подойти, и там вы сами ставите себе какиеугодно песни в любом порядке, слушая в больших, плотно прилегающих наушниках.
Мелкие магазины зачастую занимаются продажей определенноймузыки (например, рэггей) или подержанных дисков, цена на которые значительнониже, чем где бы то ни было, по понятным причинам. Есть и такие, где занимаютсяв основном старым винилом, что весьма насущно, поскольку переизданий навиниле фактически не производится и даже в самых больших магазинах вы сможетенайти лишь новые пластинки. Между прочим, таковых много, поскольку популярностьвинила хоть и не вернули на прежние высоты, но здорово подняли из полногоупадка ди–джеи. Помимо них, несмотря ни на что, и там есть верные рыцаривиниловой дорожки и иглы, которые считают, что звук CD не чета пластинке.Сюда также захаживают и коллекционеры, хотя в основном они отовариваютсяна своих ярмарках. Есть и фирмы, которые торгуют продукцией по почте, что,как это ни удивительно, в результате приводит к цене в 10–11 фунтов насамые новые диски.
К кражам там подходят весьма сурово — обычно отправляютв полицию. Для того, чтобы вас словить, им не надо ходить за вами и заглядыватьчерез плечо. Для этого у них есть видеокамеры и сигнализация на выходе,которая, куда бы вы ни засунули свой неоплаченный "сувенир",сразу истошно зазвенит при вашей попытке выйти наружу. Часто возле выходастоит весьма своеобразная деталь обстановки с "уоки–токи" и впиджаке, называемая в народе "шкаф", которая не станет вам милоулыбаться, когда услышит сигнал и поймет, что вы что–то хотите унести.
Чарты
В отличие от нас, британцы не привыкли верить честномуслову магазинов, так как в шоубизнесе крутятся такие большие деньги, чтолюбое честное слово может оказаться совсем нечестным. Составлением общебританскогохит–парада занимается агентство CIN (Charts International Network). Технологияследующая. Используя преимущества "тамошних" кассовых аппаратов,которые считывают цену, производителя, наименование товара (в данном случаеважны название группы и альбома) со штрих–кодов, они получают информациюнапрямую с касс и выдают ее в виде хит–парадов. Ну практически невозможнообмануть.
Музыкальная пресса
В Великобритании существует масса музыкальных газет ижурналов, начиная с тех, которые стараются охватить все виды музыки, изаканчивая такими специализированными, как журналы электронщиков "Mixmag",любителей гитары "Guitar World" или коллекционеров "RecordCollectors". Поскольку все специализированные не охватить и все равнокто–нибудь останется в обиде, расскажу лишь о первых.
Наиболее приятным и, пожалуй, наиболее авторитетным являетсявосьмидесятистраничный еженедельник "New Musical Express", которыйпрежде всего выигрывает в оперативности и плюс к тому сочетает в себе все,что надо. Тут есть и интервью, и статьи о группах, новости, рецензии наальбомы и синглы, репортажи с концертов, даже обзор новых фильмов. Во многомпохожим продуктом той же издательской компании является другая еженедельнаягазета "Melody Maker". Стоимость каждого издания составляет чутьменее фунта.
Из журналов стоит выделить двухсотстраничный "Q"(приблизительно два с половиной фунта), где можно найти новости (правда,с учетом того, что журнал выходит раз в месяц, очевидны некоторые недостаткитаковых), интервью с различными исполнителями и статьи о них, информациюо новинках аудиоаппаратуры, мультимедиа, фильмов. Выигрывает он преждевсего количеством CD–обзоров (как новых, так и переизданий), которых вкаждом номере около двухсот. Авторитет, надо заметить, очень высокий, накопленныйза десять лет существования. Другим отличным журналом со своими стилеми подачей материалов является "Mojo" (3 фунта) и "Vox",который делают создатели "New Musical Express" (около двух споловиной фунтов).
Сейчас модно называть рассказы о странах дальнего зарубежья"непутевыми заметками" (чего я избегу хотя бы из соображенийплагиата), модно говорить множество вещей, которые можно уложить в строчкииз популярной песни: "Там, только там...". С позиций далеко непатриотических, а скорее объективных заметим, что музыкальный рынок Беларусихоть медленно (намного медленнее, чем хотелось бы), но развивается. В тоже время развитие предполагает некую более–менее конечную точку или цельразвития. Если мы зададимся вопросом: "А к чему оно должно придти?",то получим ответ: "К общепринятой развитыми в этом отношении странамимодели", основываясь на оптимистической надежде на то, что у нас никтоничего не придумает (а то как придумают, то и решат потом, что с этим делатьи вообще что это такое). Поэтому, думается, рассказ о музыкальной жизниВеликобритании, одного из двух главных музыкальных центров мира, будетне просто сказкой о жар–птице, которая живет за тридевять земель и к намв гости в ближайшие сто лет не собирается, но поможет прояснить, что мыможем ожидать при нормальном развитии музыкального рынка здесь. Попутноя остановлюсь на некоторых музыкально–терминологичеких заморочках, о которыхвы часто спрашиваете.
Магазины
Не будем долго тянуть и сразу остановимся там, куда сразуже отправится каждый неровно дышащий при виде записи любимого исполнителячеловек. В Британии существует несколько крупных сетей магазинов, а такжемножество отдельных частных магазинчиков. В числе первых нужно назватьтех, кто представлен практически в каждом более или менее крупном британскомгороде. Это, конечно же, HMV, Tower Records и Virgin Megastores. Следуетотметить, что за имя и большой выбор нужно платить. В результате CD иликассета в этих магазинах стоят на несколько фунтов стерлингов (1 фунт равенприблизительно 1,6 доллара) дороже, чем в мелких магазинах.
Помимо этого, цена зависит от того, насколько популярентот или иной исполнитель и как давно вышел альбом. Цена на недавно появившийсяв продаже CD–альбом доходит до 16 фунтов (в мелких магазинах можно найтии за 12–13). Переизданный альбом обойдется в 8–10 фунтов. Свежий СD–сингл(со всеми их разновидностями, эй–сайдами и би–сайдами мы разберемся позже,в разделе, посвященном коллекционированию) стоит до 5 фунтов (в мелкихмагазинах — 2 фунта). Однако можно купить и дешевле, когда действуют льготныеусловия, которые для увеличения продаж предлагает фирма. Например, еслиберете два (обычно из строго определенного списка) сразу, то получаетескидку на пару фунтов по сравнению с суммой, которую бы вы заплатили заних по отдельности. Следует отметить, что импортные, в основном японскиеи австралийские, диски с различными невиданными в Англии бонус–треками(к ним мы вернемся опять же в разделе, посвященном коллекционированию)стоят вплоть до тридцати фунтов. Стандартная цена на кассеты — 10 фунтов(отмечу лишь, что за редким исключением они с хромовым покрытием). Помимоэтого, там еще продают компьютерные игры, книги, видеофильмы, которые могутбыть и не связаны с музыкой. Находится место и для большущих плакатов любимчикови самой разнообразной продукции с логотипами фаворитов чартов.
Крупнейшие магазины, такие как Tower Records на площадиPiccadilly Circus в Лондоне, могут занимать по три этажа. Магазины, входящиев сеть магазинов, обычно больше и преимущественно имеют несколько аппаратовс наушниками, где вы сможете послушать диски. Таковые агрегаты есть двухвидов. В первых заряжено по шести и больше дисков (в основном новинки);набрав нужный номер, вы все услышите. Второй вид требует помощи продавца,к которому вы подходите с любым понравившимся вам диском и просите поставить.Он говорит, к какому аппарату вам подойти, и там вы сами ставите себе какиеугодно песни в любом порядке, слушая в больших, плотно прилегающих наушниках.
Мелкие магазины зачастую занимаются продажей определенноймузыки (например, рэггей) или подержанных дисков, цена на которые значительнониже, чем где бы то ни было, по понятным причинам. Есть и такие, где занимаютсяв основном старым винилом, что весьма насущно, поскольку переизданий навиниле фактически не производится и даже в самых больших магазинах вы сможетенайти лишь новые пластинки. Между прочим, таковых много, поскольку популярностьвинила хоть и не вернули на прежние высоты, но здорово подняли из полногоупадка ди–джеи. Помимо них, несмотря ни на что, и там есть верные рыцаривиниловой дорожки и иглы, которые считают, что звук CD не чета пластинке.Сюда также захаживают и коллекционеры, хотя в основном они отовариваютсяна своих ярмарках. Есть и фирмы, которые торгуют продукцией по почте, что,как это ни удивительно, в результате приводит к цене в 10–11 фунтов насамые новые диски.
К кражам там подходят весьма сурово — обычно отправляютв полицию. Для того, чтобы вас словить, им не надо ходить за вами и заглядыватьчерез плечо. Для этого у них есть видеокамеры и сигнализация на выходе,которая, куда бы вы ни засунули свой неоплаченный "сувенир",сразу истошно зазвенит при вашей попытке выйти наружу. Часто возле выходастоит весьма своеобразная деталь обстановки с "уоки–токи" и впиджаке, называемая в народе "шкаф", которая не станет вам милоулыбаться, когда услышит сигнал и поймет, что вы что–то хотите унести.
Чарты
В отличие от нас, британцы не привыкли верить честномуслову магазинов, так как в шоубизнесе крутятся такие большие деньги, чтолюбое честное слово может оказаться совсем нечестным. Составлением общебританскогохит–парада занимается агентство CIN (Charts International Network). Технологияследующая. Используя преимущества "тамошних" кассовых аппаратов,которые считывают цену, производителя, наименование товара (в данном случаеважны название группы и альбома) со штрих–кодов, они получают информациюнапрямую с касс и выдают ее в виде хит–парадов. Ну практически невозможнообмануть.
Музыкальная пресса
В Великобритании существует масса музыкальных газет ижурналов, начиная с тех, которые стараются охватить все виды музыки, изаканчивая такими специализированными, как журналы электронщиков "Mixmag",любителей гитары "Guitar World" или коллекционеров "RecordCollectors". Поскольку все специализированные не охватить и все равнокто–нибудь останется в обиде, расскажу лишь о первых.
Наиболее приятным и, пожалуй, наиболее авторитетным являетсявосьмидесятистраничный еженедельник "New Musical Express", которыйпрежде всего выигрывает в оперативности и плюс к тому сочетает в себе все,что надо. Тут есть и интервью, и статьи о группах, новости, рецензии наальбомы и синглы, репортажи с концертов, даже обзор новых фильмов. Во многомпохожим продуктом той же издательской компании является другая еженедельнаягазета "Melody Maker". Стоимость каждого издания составляет чутьменее фунта.
Из журналов стоит выделить двухсотстраничный "Q"(приблизительно два с половиной фунта), где можно найти новости (правда,с учетом того, что журнал выходит раз в месяц, очевидны некоторые недостаткитаковых), интервью с различными исполнителями и статьи о них, информациюо новинках аудиоаппаратуры, мультимедиа, фильмов. Выигрывает он преждевсего количеством CD–обзоров (как новых, так и переизданий), которых вкаждом номере около двухсот. Авторитет, надо заметить, очень высокий, накопленныйза десять лет существования. Другим отличным журналом со своими стилеми подачей материалов является "Mojo" (3 фунта) и "Vox",который делают создатели "New Musical Express" (около двух споловиной фунтов).
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 1997 год в рубрике музыкальная газета