Sneaker Pimps
Электрические платы и люди

"Сначала я хотел быть писателем, но сегодня молодыелюди не увлекаются чтением книг. Для того чтобы оказывать какое–то влияниена окружающих, необходимо снимать фильмы либо писать музыку. Последнеезанятие для меня на сегодняшний день более чем просто кайф". — LiamHowe, SNEAKER PIMPS.

Потребовалось немного времени, чтобы музыкальный мир узнал,насколько хороши SNEAKER PIMPS. Все в этой жизни меняется, часто с бешенойскоростью, и вот уже великолепная музыка гипнотических новичков SP всесильнее и сильнее стучится во все двери. Не каждый день в той области современнойпоп–музыки, которая охвачена трип–хоп–эпидемией, возникает группа, чейвторой альбом является переизданием дебютного с незначительными изменениями,— новым дизайном кавера диска и добавлением трех ремиксов. Вот, собственно,и все инновации — и все это происходило во временном промежутке июль 1996— июль 1997 года. Поразительно, но этого оказалось достаточно, чтобы всколыхнутьмеломанов и критиков по обе стороны океана. Альбом "Becoming X"стал событием уходящего года.

На первый взгляд они совершенно не подходят друг к другу.Liam, долговязый верзила, выглядит как старый школьный приятель, с которыммы обычно делим первую сигарету и последнюю банку пива. Во внешности еголучшего друга Криса первое, что бросается в глаза, так это изумительнаястройность и искусно растрепанные волосы на фоне бледного как полотно лица,что достигается не без помощи косметики. На их фоне Kelli похожа на маленькогограциозного мышонка — короткие черные волосы, полные красные губы и панковскоепрошлое. Гипнотически завораживающее сочетание инфантильности и пронизывающейхолодной сексуальности. В мире песен SP, таком непостоянном, находящемсяв вечном движении, томится энергия мощнейшего детонатора и присутствуеточень сильное образное авторское начало. Трио стремится взорвать музыкальнуюсцену пост-модерновым топором в лице самих себя и исключить возможностьзанять свою нишу кому–либо другому. "К счастью, мы не нравимся всеми повсюду", — смеется Liam Howe. Легкий гитарный шквал, дымчатый трип–хоповыйбит, неземной драйв и провокационная лирика погружают слушателя в глубиныкрайних проявлений опасности и вседозволенности, искусно балансируя награни таких музыкальных течений, как indie, alternative, dance, sci–fiи voodoo.

Прежде чем выпустить "Becoming X" в США, группаполучила отличные отзывы в европейской, и прежде всего в британской, прессе."Они действительно открыли нечто оригинальное", — декларирует"Time Out". "Восхитительно приятные, сильные мелодии, грязный,мрачный и соблазнительно холодный саунд", — пишет "Melody Maker".К фанатам SP причисляют себя такие мегапродюсеры, как Flood (U2, DEPECHEMODE, NINE INCH NAILS, PJ Harvey, SMASHING PUMPKINS, CRANES...) и NelliHooper (Madonna, Bjork, SOUL II SOUL), которые соответственно ремикшировалипесни "Wasted Early Sunday Morning" и "6 Underground"из альбома трио.

Американские радио ди–джеи, чьи пристрастия и программыво многом формируют вкусы слушателей, очень быстро сориентировались в ситуациии провозгласили SP своими фаворитами, присвоив группе статус "новоймузыкальной иконы из–за океана". Лос–анджелесский ди-джей и одновременноглава лейбла Quando Records Jason Beatley восторженно отметил: "BecomingX" — сенсационный дебют. Столь насыщенные гитарные сэмплы и объемныйтанцевальный бит привели SP в первые ряды брит–хопа".

История группы начинается с долгой и крепкой дружбы LiamHowe (клавишные) и Chris Corner (гитара) — парни родились в местечке Hartlepool,что недалеко от славного города Manchester, и разделяли любовь к KRAFTWERK,Nick Drake, Shirley Bassey, Africa Bambaata, Japan и David Sylvian. Дажеразрыв Лиэма с сестрой Криса никоим образом не отразился на дружбе молодыхлюдей. В 1992 году они создали свою первую группу F.R.I.S.K. и выпустилина собственные средства первую EP на лейбле White. Эта пластиночка попалав руки менеджеров из Clean Up Records, и в апреле 1993 года на данном лейблесостоялся официальный дебют F.R.I.S.K. и альбом "Take The Sun Away"стал одним из первых трип–хоп–феноменов начала 90–х. Затем музыканты сменилиназвание на LINE OF FLIGHT и в сентябре 1993 года записали ЕР "WorldAs A Cone", а также подготовили ряд ремиксов для проектов Clean UpRecords.

Kelli Dayton (вокал) родилась в Bartley Greon, пригородеБирмингема. Она предпочитает слушать PIXIES, THE CRAMPS, PJ Harvey и SONICYOUTH. С 16 лет Kelli уже гастролировала в составе различных команд, ав 1993 году собрала свою группу LUMIERE, которая заставила говорить о себевесь Лондон. Группа выпустила лишь один сингл "Linder Hearts".

Chris и Liam впервые услышали пение Kelli в одном из пабовАйлингтона и сразу же увидели в ней фронтменшу своего нового проекта, получившегоназвание SNEAKER PIMPS — так в одном из своих интервью музыканты BEASTIEBOYS назвали одного из своих знакомых, который занимался для них поискомстаромодных эксклюзивных тапочек, по–нашему кроссовок, по всем мыслимыми немыслимым секонд–хендам. Таким образом этот парень и получил прозвище"Sneaker Pimp". Странноватое имя, но оно сразу же понравилосьучастникам новоявленного трио. "Название нашей группы уже неоднократноявлялось предметом критических исследований, — усмехается Liam, — хотявокруг есть и более непонятные названия вроде MOTORHEAD или DEF LEPPARD.Люди считают, что название группы должно сочетать в себе эстетические компонентыпод лозунгом: "О, это звучит хорошо!" И только наше названиес позиций эстетики почему–то не принимается". Chris добавляет: "Мненикогда в голову не приходила мысль пойти к участникам команды, котораямне нравится, и спросить, почему они называются VITRO (кстати, также новаябританская поросль, уже наделенная критиками потенциалом PRODIGY). Этопросто их название, слово из их личного вокабуляра".

Определившись составом, группа немедленно начала движениепо своему уникальному музыкальному пути. "Becoming X" вышел всвет уже в июле 1996 года на Clean Up Records — это были 11 композиций,написанных и смикшированных Line Of Flight (Liam и Chris). Также в работенад альбомом отметились Jim Abbiss и Flood. Спустя год альбом был переизданс новым дизайном обложки и тремя по–новому смикшированными квази–хитами— "6 Undergroung", "Spin Spin Sugar" и "Post–ModernSleaze".

Свой саунд SP описывают как "atmospheric beat music".По этому поводу Liam уточняет: "Сегодня уже невозможно создать в музыкечто–либо новое. По–моему, вся современная танцевальная музыка базируетсяна том, что сделали KRAFTWERK, под чьим влиянием находились и мы. Искусствозаключается в том, чтобы определенные детали интерпретировать по–новому,расширить и усилить их, дать им собственное смысловое содержание".

Объединив в своей музыке элементы постпанка, друм–н–басса,фолка, рок–н–ролла и готики, команда заняла достойное место в списке альтернативныхтанцевальных коллективов лейбла Virgin Records, потеснив таких фаворитовпрошлых лет, как Tricky, HUMAN LEAGUE и SOUL II SOUL. Лейбл обеспечиваетмощный промоушн группе, которая своим электронно–сэмплированным саундомзаставляет забыть о Tricky и других представителях клубной сцены Лондона.

Клавишные партии Liam Howe в стилистике фильмов жанраhorror и безумные sci–fi нарезы гитары Chris Corner прекрасно контрастируютс мягким, вкрадчивым вокалом Kelli Dayton. Глупый по своей сути техногенныймир машин, обслуживаемый и контролируемый людьми, нашел свое отражениев оформлении обложки их дебютного диска — электрические платы и люди, приэтом последние — SP — остаются как бы в тени. Liam объясняет это тем, что"за обложкой скрывается ироническая идея. Эта плата обязана своимрождением манипулятору, которого зовут "DJ Killer". Обложка является,таким образом, своего рода вызовом против техно, несмотря на то, что мыиспользуем различные сэмплы".

Многие видят в музыке SP некую "ненормальную",по их мнению, сексуальность. "Я рад, что так говорят. Да, это немногопорочно, сексуально и даже местами грязновато, что связано с удручающимипроявлениями сексуальности в современном обществе и общим страхом передсексом в 90–х годах. По–моему, настоящая музыка должна быть полна сыройсексуальности", — парирует Liam.

Другие находят в творчестве SP элементы, вызывающие ужаси мурашки по коже. Howe: "Мы записали несколько ремиксов, используяпотусторонние струнные а–ля Джон Карпентер (режиссер фильмов ужасов, увлекающийсянаписанием музыки к своим картинам) и драматические духовые на заднем плане.Страшное и смешное всегда привлекали мое внимание, и меня откровенно радуеттот факт, что кое–кто, прослушав наш альбом, чувствует себя как после просмотраужастика класса "В". Последний трек на альбоме "How Do"является кавер–версией темы из старого британского horror–фильма 1973 года"The Wicker Man". Песня в действительности представляет собойсэмпл с голосом Britt Ekland — мы предварительно связались с ней и получилиразрешение на использование ее голоса".

На вопрос о том, как бы они сами описали свое отношениек "Becoming X", Hawe отвечает: "Не ждите от меня слов ополном удовлетворении работой и ее завершенности. Было бы глупым услышатьподобные слова из уст дебютантов. Можно сказать, что альбом демонстрируетспособ выживания нас как музыкантов. Он родился как симбиоз абсолютно антагонистическихтечений. Но мы не видим препятствий для объединения музыкальных жанровв рамках одной композиции. Другое дело, что мы сталкиваемся с проблемой,когда необходимо дать описание этой музыке. Поэтому я не завидую критиками работникам музыкальных магазинов. Если все пойдет так, как мы задумали,то определение нашей музыки само найдет нас в будущем. И я говорю это несмотряна то, что мы являемся частью культуры, которая вообще не приемлет каких–либоопределений". Некоторые из критиков проводят параллель между SP иTricky, на что Kelli Dayton справедливо замечает: "Нас сравнивалис таким количеством различных музыкантов, что я начинаю думать об этомкак об удобном методе сортировки, расставления всех и вся по полочкам.Так уж принято в музыкальном мире, хотя то, что о нас говорят люди, меняпо большому счету не сильно волнует. Что мы делаем, так это просто сочиняеммузыку. А то, что говорят и пишут вокруг этого, — из области искусственнойатрибутики, сопутствующей любому творческому процессу.". Howe дополняетслова своей фронтменши: "Если быть честными, то мы действительно имеемнечто общее с TRICKY. Я не могу отрицать то, что альбом MASSIVE ATTACK"Blue Lines" числится в списке моих любимых записей и как музыкантя попал под влияние данной команды на каком–то этапе. Альбом Portisheadтакже впечатлил меня. Конечно же мы отдаем должное этому влиянию, но самимы предприняли конкретную попытку стать популярной группой, в то времякак другие тяготеют к тому, чтобы оставаться эксклюзивно–депрессивнымиколлективами. Tricky олицетворяет отчаяние современного общества. Мы жеотождествляем себя с цинизмом или даже комичным подходом в описании действительности.Мы прекрасно понимаем, что вышли мы из британской школы MASSIVE ATTACK/Tricky,но парадокс в том, что мы не меньше торчим от SONIC YOUTH и другой альтернативнойпоп–музыки".

Различие между обычной электронной группой и SP лучшевсего проявляется во время живых выступлений последних: нагромождение страннойаппаратуры, напичканной синтезаторами Лиэма, гитара Fender, обволакивающаяКриса, и, конечно же, Kelli, врожденная фронтменша. Ее голосок в одинаковыхпропорциях инфантилен и сексуален и в отличие от вокальной манеры NinaPersson (вокалистка THE CARDIGANS, обладающая таким же мягким вокалом,как и Dayton) передает все эмоциональные оттенки возмутительно, циничнои отвлеченно. Если за спиной Persson стоит толпа харизматических парней,то Deyton сама по себе персона, не нуждающаяся в присутствии кого–либоеще на сцене. Публика часто теряется на концертах SP и не может решитьдля себя, танцевать или нет, на что Deyton сухо замечает: "Знаете,танец — это нормальная реакция на нашу музыку". Эти непринужденностьи естественность, царящие на сцене, аура, исходящая от Deyton, охватываюти зрителей, привлекая их к группе и особенно к Kelli как к мощным магнитам.Временами хочется нежно, очень осторожно заключить ее в объятия, а иногдав порыве ярости броситься к ее ногам на пыльной сцене. Kelli говорит: "Преждея никогда не работала с компьютерами и сэмплами. Мне всегда больше нравиласьживая сторона вещей. Сначала у меня были стереотипы в понимании того, чтотакое компьютер — это было нечто далекое и непостижимое, искусственноедля меня. Но Liam и Chris изменили мои представления, они действительносочиняют великолепные песни, а не какие–нибудь безликие мелодии. Однаждыя подумала: а что я смогла бы сделать с сэмплами? С той поры, как я началаразмышлять о музыке в таком ключе, все эти компьютеры и прочие ящики саппаратурой стали частью меня. Кроме того, когда я пою, я вижу множествообразов, проходящих передо мной, — и все они отражаются в моем голосе,придают ему различные оттенки. С момента работы в SP я стала больше думатьо том, как я пою. Группа дала мне шанс петь серьезно".

Большой встряской для слушателей является то, как SP мутируют,врубая на своих концертах мощную ритм–секцию и исполняя все как гениальнаярок–команда. Суперхиты вроде "6 Underground" и "Tesko Suicide"после незначительной перестройки и добавления инструментального гарнирапревращаются в абсолютные концертные боевики. Шоу трио прекрасно демонстрируютспособность музыкантов сочетать в себе качества живой и студийной групп.Howe: "Среди причин, по которым мы перестали играть чисто танцевальнуюмузыку, — анонимность и безликость последней. Мы хотели быть поп–группойсо своим лицом. Обложки журналов и прочие детские вещи, о которых многиемечтают, стали для нас своего рода мотивацией к занятию творчеством. Еслисвязывать музыку с образом, то первая становится сильнее. В сегодняшнююэру постмодернизма это выражается в одежде, прическах, и игнорировать илиотстраняться от этого было бы групо и наивно".

SP в эпоху трип–хоп–эпидемии открыли ворота в премьер–лигуновому поколению музыкантов, начиная от MORCHEEBA, HOOVERPHONIC и RUBYи заканчивая BABY FOX и RAISSA. Кроме того, трио засветилось в неожиданноммега–проекте 1997 года, саундтреке к фильму "Spawn" — ультимативномблокбастере лидеров прогрессивной гитарной и экспериментальной электронноймузыки конца 90–х: SNEAKER PIMPS & Merilyn Manson "It`s a longhard road out of hell" (кроме них, в создании дорожки к фильму былизадействованы такие тандемы, как KORN & DUST BROTHERS, BUTTHOLE SURFERS& Moby, METALLICA & SPOOKY, PRODIGY & Tom Morello, SLAYER &ATARY TEENAGE PILOT и т.д.). И последние новости от SP: ведутся переговорыс George Lucas о записи их новой песни для саундтрека к следующей серии"Star Wars". Учитывая уже имеющийся у SP опыт — "6 Underground"вошла в дорожку к фильму "The Saint", — пожелаем музыкантам:"May The Force Be With Them!".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета