Einsturzende Neubauten
Индустриальные короли

15 сентября выходит альбом ремиксов композиций группыEINSTUERZENDE NEUBAUTEN "Ende Neu Remixes", а всего какими–тоодним–двумя днями ранее российским (и не только) любителям творчества сегоколлектива предоставится потрясающая возможность воочию лицезреть выступлениеэтих мифических жрецов "индастриэла", этой культовой группы,сформировавшей в музыкальном плане многие другие известные коллективы.13 сентября в Москве (в Горбушке, конечно) и 14 сентября в Питере (в ДКЛенсовета) состоятся концерты группы. Грядет настоящий праздник для музыкальныхэстетов и панков, металлистов и художественной богемы, фанатов "индастриэла"и публики из театральных кругов, поклонников авангарда и рокеров.
Музыка берлинской группы EINSTUERZENDE NEUBAUTEN привлекаетнеизменное внимание слушателей с самого момента основания коллектива. Восторгпоследних (или не совсем последних; слушателей, одним словом) вот уже семнадцатьлет вызывает поставленная в творчестве группы проблема — как много смысламожно извлечь из хаоса и наоборот, каких хаотических глубин можно достичь,еще сохраняя при этом смысл и разум.

EINSTUERZENDE NEUBAUTEN (с немецкого это название переводитсякак "рушащиеся новостройки"; и хотя многие уверены, что правильныйвариант — "саморазрушающиеся новостройки" — это неверно, — ялично консультировался по этому вопросу с несколькими специалистами, прекрасноразбирающимися в немецком языке) используют бетономешалки, отбойные молотки,пружины, циркулярные пилы, различные металлические объекты, электродрели,пластиковые контейнеры, огнестрельное оружие и многие прочие, казалосьбы, неприменимые в сфере музыки штуки для создания первобытных ритмов,приправленных гитарой, бас–гитарой и вокалом. Это позволило добиться иногдаразрушительного, абстрактного, изысканного и физически опустошающего звука,обращение NEUBAUTEN с которым снискало им признание самой разнообразнойпублики. (Для тех, кто сомневается, что аудитория NEUBAUTEN действительноразнообразна, сообщаю: в этом году одна преподавательница из довольно престижногоинститута переводчиков в Брюсселе, интеллигентная женщина лет 35, в беседесо студентами, среди которых был и я, сказала, что EINSTUERZENDE NEUBAUTEN— ее любимая группа.)

А теперь — об истории группы. EINSTUERZENDE NEUBAUTENвозникли в 1980 году в тогда еще Западном Берлине первоначально как частьдадаистского музыкального движения "Die Geniale Diletanten",ставившего задачу ниспровержения общепринятых музыкальных условностей,и вскоре все благодаря использованию различных "нетрадиционных"предметов в качестве музыкальных инструментов стали притчей во языцех.

Восхищенные производимым ими самими шумом, NEUBAUTEN сталисочинять музыку, посвященную энтропии Вселенной, вовлеченной в вихрь хаоса.Тексты были мрачны и непонятны, изображали современный упадок и пограничныепсихологические состояния, такие как любовь и депрессия. В основе музыкилежала созданная ими новая форма городского блюза с очень интенсивным иорганичным звучанием, так как они предпочитали записываться "вживую",без сэмплеров и всяческих цифровых примочек. Логотипом, ставшим впоследствиивсемирно известным, было выбрано примитивное изображение человека с символомсолнца вместо головы. NEUBAUTEN заявляли, что обнаружили его в Стоунхендже,но, похоже, изобрели его сами.

Первоначально группа состояла из Бликсы Баргельда (BlixaBargeld, род. 12 января 1959 года, настоящее имя Christian Emmerich), Н.У. Унру (N. U. Unruh, род. 9 июня 1957 года, настоящее имя Andrey Chudy)и двух девушек — Gudrun Gut и Beate Bartel. Девушки активно проявили себякак участницы волны панка и основали группу MANIA.D, а после — MALARIAAND MATADOR. В NEUBAUTEN же они продержались недолго. В те времена выступлениямиNEUBAUTEN слушателей не баловали, в клубной жизни не преуспели, но благодаряэкстремальности произведенного материала уже на ранних порах были весьмаизвестны в Германии.

В 1981 году в группу пришел Ф. М. Айнхайт (F. M. Einheit,род. 18 декабря 1958 года, настоящее имя Frank Martin Strauss), которыйдо того несколько лет играл в созданной им же самим группе ABWAERTS, гдеон выполнял роль производителя шумов. Будучи талантливым музыкантом и гениальнымэлектронщиком, он значительно расширил звуковую палитру NEUBAUTEN.

Таким составом и был записан первый альбом группы "Kollaps".Отклик критиков был краток и категоричен: "Вы никогда не станете этослушать".

Во время первого турне по Германии NEUBAUTEN пополнилисьеще одним участником. Это был бассист из ABWAERTS Марк Чанг (Mark Chung,род. 3 июня 1957 года).

Александр фон Борсих (Alexander von Borsig, род. 11 октября1965 года, настоящее имя Alexander Hacke) пришел в группу в 1982 году ввозрасте всего 16 лет.

Международное признание пришло к NEUBAUTEN в 1983 годус выходом их второго альбома "Zeichnungen Des Patienten O.T.",посвященного художественному творчеству шизофреников. Много шума наделалии их концерты — "террористические и смертоубийственные" шоу.В 1984 году EINSTUERZENDE NEUBAUTEN (без Бликсы), Дженесиз П–Орридж (PSYCHICTV) и Фрэнк Тови (FAD GADGET) устроили "Концерт для Голосов и Машин"("Concerto for Voices and Machinery") в Институте СовременногоИскусства в Лондоне, во время которого большая часть сцены была разрушена"инструментами", включавшими ацетиленовые горелки, электропилыи генераторы. Усилиями полиции концерт был прекращен. Во время одного изподобных выступлений Бликса познакомился с Ником Кейвом и присоединилсяк постоянному составу его группы THE BAD SEEDS.

Мощным рывком вперед (хотя и не в плане финансов) сталдля группы следующий альбом 1985 года "Halber Mensch". Это былпервый из альбомов группы с четкой музыкальной структурой. Более понятнымистали тексты. Концерты группы также стали меньше походить на стихийныебедствия.

В 1987 году группе предложили сочинить и записать музыкудля театральной постановки "Andi" в Гамбурге. Это предоставилогруппе прекрасную возможность познакомить со своим творчеством более широкуюаудиторию. И несмотря на выдававшиеся зрителям затычки для ушей, на премьереNEUBAUTEN играли на бис. Так произошло вступление группы в мир "высокойкультуры". С того времени они написали музыку для нескольких радио–и театральных постановок, балетов.

Позже в том же 1987 году вышел четвертый альбом NEUBAUTEN"Fuenf Auf Nach Oben Offenen Richterskala", который многие критикисчитают лучшим творением группы. В нем проявились ранее неизведанные творческиестороны NEUBAUTEN. Некоторые музыкальные критики объясняли такой поворотвлиянием сотрудничества Бликсы с THE BAD SEEDS. Бликса, однако, не единственныйиз NEUBAUTEN, кто участвует в других музыкальных проектах. На самом делетолько Н. У. Унру нигде больше не замечен.

Ф. М. Айнхайт за эти годы работал со многими командами,среди которых KMFDM, DIE KRUPPS, PIG. В 1988 году он возродил ABWAERTS.Он много работает для театра и записывается вместе с Ульрикой Хааге (UlrikeHaage), с Каспаром Броцманом (Caspar Broetzmann). Александр Хаке присоединилсяк группе CRIME AND THE CITY SOLUTION, когда из нее в 1988 году ушел РоландС. Говард (Rowland S. Howard). Хаке также работал как продюсер и как приглашенныймузыкант.

Марк Чанг основал "Freibank", издательскую компаниюEINSTUERZENDE NEUBAUTEN. Он также занимается экономическими аспектами группы.

Да и Унру без дела не сидит. Он сотрудничает с "SurvivalResearch Laboratory", американской компанией, которая занимается спецэффектамина выступлениях NEUBAUTEN.

Год 1989 — выходит в свет пятый альбом группы "HausDer Luege", являющийся как бы продолжением движения коллектива попути, намеченному "Fuenf Anf..." Тексты становятся более политическинаправленными, а более четкие музыкальные ритмы делают музыку понятнойдля широкой публики.

В 1990 году NEUBAUTEN подписывают контракт с Mute — сильнейшимбританским независимым лейблом, а через год открывают под крышей Mute свой"подлейбл" — EGO. Первым релизом EGO стал "Die Hamletmachine"— саундтрек к одноименному радиоспектаклю, где Бликса играл Гамлета.

На следующем альбоме "Tabula Rasa" впервые появляютсяпесни не только не немецком, но и на английском, японском, французскомязыках, латыни. Потрясающий звук, а некоторые из пьес стали музыкальнойосновой для хореографических изысков канадской танцевальной группы LA LALA THE HUMAN STEPS. В 93–м выходит и саундтрек к нью–йоркской постановке"Фауста" с Бликсой в роли Мефистофеля и носит название "Faustmusik".

В 1996 году вышел последний альбом группы, работу надкоторым NEUBAUTEN начали еще в 1994 году, —– "Ende Neu". И несмотряна восторженное отношение к нему многих критиков, очень качественное звучаниеи множество нестандартных "инструментов" —– звуки двигателейи электродрелей, шум, издаваемый 70 000-вольтовыми электрокабелями, "поющими"в поле высокой частоты, и звуковыми генераторами, —– работу эту можно оцениватьпо–разному. Несомненно, музыка группы изменилась, а вот в какую сторону— пусть каждый решает сам. У меня же складывается впечатление, что музыканты,стараясь сделать свое творчество доступным более широким людским массам,слегка увлеклись.

Что же касается будущего альбома "Ende Neu Remixes",то в него войдут 10 ремиксов песен с альбома "Ende Neu", исполняемыхразличными артистами. Ниже привожу список композиций альбома "EndeNeu Remixes":

1. Ende Neu (Special Gomez Miх). Ремикс John Spencer.

2. Installatiоn N№1 (Barry Adamson Mix). Ремикс BarryAdamson.

3. NNNAAAMMM (Panasonic Mix). Ремикс PANASONIC,

4. Stella Maris. Ремикс SOOLWAX.

5. The Garden (The White Chair Remix). Ремикс Alec Empire.

6. NNNAAAMMM (The Dark Welcome Mix). Ремикс Darkus.

7. Ende Neu (Panacea Mix). Ремикс Panacea.

8. Was Ist Ist (Kreidler Mix). Ремикс KREIDLER.

9. NNNAAAMMM (Xing Mix). Ремикс Thomas Fehlmann и GudrunGut.

10. Die Explosion Im Festpielhaus. Ремикс Techno Animal.

А для всех желающих узнать некоторые мысли самих NEUBAUTENо своем творчестве и о музыке вообще ниже приводится несколько отрывковиз различных интервью с ними.

— Нравится ли вам политическая ситуация в Германии?

— Мы — марксисты, так что радоваться нам нечему.

— Почему вы собрались вместе?

— Интересный опыт как случайного стечения обстоятельств,так и преднамеренной акции. Частично — случайная встреча... Вначале насбыло только двое, но лучше бы нас было человек двадцать. Но где найти двадцатьчеловек со свободным мышлением, способных вынести такое напряжение?

— Чего вы ожидаете от вашей музыки?

— Кучу денег, девок? Крутые тачки? Нет. Работа, вкладв национальный валовой продукт.

— Почему вы считаете, что то, что вы делаете, действительномузыка?

— Во–первых, потому, что она выходит на пластинках. Во–вторых,идея нашей работы заключена в расширении понятия "музыка". Это— хорошая концепция, то есть в, общем–то, все есть музыка.

— Все ли является музыкой?

— Только то, что можно услышать! Не обязательно организованное— это уже из области восприятия и различимости. Если слушать, к примеру,проезжающий мотоцикл, его ритм и звук, это музыка, а если не прислушиваться,то это — музыка для кого–то еще. Но "особенно музыкой" являетсято, что не создает звука. Как в дзен–буддизме. Мы как–то делали вещь подназванием "Sweаt Long" — "Песня Пота" — просто стоялии потели. И назвали это музыкой. Но наше отношение может и измениться.Например, следующую пластинку будем считать музыкой, а все то, что делалираньше, не будем.

— В последнее время у вас стали появляться песни о любви.Значит ли это, что ваше звучание станет мягче?

— Любовь никак не назовешь "мягкой".

— Но в музыке это обычно так...

— Мы не согласны. Любовь — не "мягкая", эточушь. Самые страшные вещи происходят из–за любви, "преступления напочве страсти".

— Вы все еще хотите расширить понятие музыки для аудитории?

Брикса Баргельд: — Мы работаем, чтобы расширить наши собственныеидеи относительно этого, а не чтобы изменить людские представления. Еслибы я хотел что–либо сказать людям, то стал бы проповедником... или Адольфом.Но я это делаю исключительно для себя, воспринимаю себя как народную собственность,поэтому мой личный опыт может быть полезней для других.

— Нет ли у вас впечатления, что люди неправильно понимаютваши работы?

— У нас нет каких–либо собственных интерпретаций того,что мы делаем, а чья–то другая интерпретация — только их личная. Какаяверная, мы не знаем, каждый имеет право на собственное видение.

— Как вы думаете, вашу музыку будут помнить лет черезтридцать?

— Наверное, да. У нее есть качество и стиль.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета