Enya Я хочу, чтобы наступило завтра
Имя этой загадочной ирландки хорошо известно всем любителяммалострессовой музыки как в Европе, так и в Америке. Эния Бреннан, выпустивза свою достаточно долгую музыкальную карьеру всего четыре сольных альбома,вписала золотыми буквами свое имя в историю современной музыки. И причинаоригинальности ее композиций не наркотики, которыми, как утверждают, онапользовалась, как и причина ее огромной популярности не в прекрасно организованнойрекламной компании. "Виной" всему талант и невероятное упорство,с которым Эния записывала свои альбомы. И хотя она не может слушать своидиски, окончив работать над ними, это не касается больше никого, потомучто многие из тех, кто хоть раз слышал Энию, захотят вернуться к ее музыкевновь и вновь. Главное в том, что она вложила в свои работы всю душу: тотальностьЭнии, чарующая женственность исполнения и делают ее альбомы такими интереснымидля слушателей. Посему наш сегодняшний рассказ о ней.
Родилась Эния Бреннан (Enya Brannon) в 1961 году. Своедетство она провела в городе Гвидоре, что в графстве Донегал, расположенномв северо–западной части Ирландии — там сохранился и старинный гэльскийязык, и древние кельтские напевы. В большой семье Бреннанов было девятьдетей. Эния, чье имя на ирландском гаэлике гордо произносится как "Энья",— средний ребенок в ней, ей повезло иметь четверо братьев и четыре сестры.Вся эта дружная семья очень любила музыку, поэтому Бреннаны создали семейнуюгруппу, исполнявшую народную музыку и пользующуюся большой популярностьювначале среди местных жителей, а впоследствии ставшей широко известнойне только в Ирландии, но и по всей Европе. Эту группу создали трое Бреннанов— Мэри, Кайерон и Поль вместе со своими дядями Патриком и Нуэлем Дюгганами.Она получила гордое название CLANNAD, что по–гэльски и означает "клан","семья из Гвидора". Вначале группа пробовала исполнять музыкув американском стиле, но впоследствии отказалась от этих экспериментови стала играть традиционный ирландский фолк. Правда, влияние джаза всеравно чувствовалось в ее композициях.
Так что судьба Энии, которая родилась в столь музыкальнойсемье, была предрешена. И уже с детства юная леди училась играть на фортепианои изучала классическую музыку.
Дети быстро растут, и вот в 1980 году по совету менеджераClannad Фахтна О’Келли девушка вошла в группу и приняла участие в записидвух альбомов: "Crann Ull" и "Fuaim". Кроме вокалаЭния играла сначала на электропианино "Wurlitzer", а затем ина мощном синтезаторе "Prophet 5". Работая с CLANNAD эпизодически,она покинула группу после европейского турне 1982 года, вероятно, чувствуясебя неоцененной. Энию не устраивало то, что к ней относились лишь какк младшей сестре.
В то время в городке Артоне, что к северу от Дублина,жили–были муж и жена Ники и Рома Райаны, участвовавшие в работе с CLANNAD.Эта семья и сыграла впоследствии огромнейшую роль в судьбе Энии. Но обовсем по порядку. Сначала Ники Райан работал звукооператором группы PLANXTY,а потом занялся продюссированием CLANNAD. Когда в 1980 году менеджер "Clannad"Фахтна О’Келли стал работать с группой THE BOOMTOWN RATS, все тот же НикиРайан стал и менеджером "клана".
В доме Ники и Ромы размещалась студия звукозаписи "Aigle".Там записывала свой альбом "Ordinary Man" Кристи Мур. Эния участвовалав записи трех композиций с этого альбома — таким было начало ее самостоятельнойкарьеры.
Фахтна О’Келли, покинув CLANNAD, не забыл Энию и, занявшисьсозданием документальных фильмов, поддержал девушку. Благодаря ему в 1984году Эния получила свой первый заказ.
Рома Райан послала кассету с записями Энии знаменитомукинопродюсеру Дэвиду Патнэму, участвовавшему в создании таких известныхфильмов, как "Полуночный экспресс", "Огненные колесницы"и "Крик тишины". Записи Энии понравились ему, и Патнэм заказалей музыку к полнометражному фильму "The Frog Prince" ("Принц,превращенный в лягушку"). Эния получила в свое распоряжение аж целуюстудию, где не только записывала вокальные партии, но и экспериментировалас синтезаторами "Roland Juno 60" и немецкой моделью "Kurzweil"и играла на пианино. Звукорежиссером этой записи был хорошо нам уже известныйНики Райан.
Позднее он же помог Энии получить заказ для BBC на созданиемузыкального сопровождения для большого документального сериала о кельтах,этой древней цивилизации, жившей на территории не только современной Ирландии,но и всей Северной Европы несколько тысяч лет тому назад. Сериал так иназывался "The Celts" ("Кельты"). Работа над музыкойк фильму заняла десять месяцев. Она понравилась телезрителям, и создателифильма в BBC решили издать избранные композиции к сериалу отдельным альбомом.Альбом был назван просто и незатейливо — "Enya", причем другиемузыканты, участвовавшие вместе с Энией в записи, не упоминались там вовсе.
Он оказался настолько интересен, что стоит рассказатьоб альбоме поподробнее. Почти все инструменты, использовавшиеся в записидиска, звучат мягко и лирично. Было записано множество различных версийкомпозиций, чтобы создать характерные густые звуковые сочетания. Синтезаторысоздали великолепный звуковой пейзаж, в который вплетаются эфирные голосаи мистические звуки, как, например, впечатляющий похоронный плач в композиции"Deireadh An Tuath". Ники Райан вместе с женой участвовал в записиальбома и как соавтор, и как продюсер. Рома стала автором почти всех текстовальбома, написанных не только на английском, но и на гэльском и даже налатинском языках.
Другие музыканты участвовали в записи трех композицийальбома, по одному в каждой из них. Классический скрипач Патрик Холлинг,часто принимавший участие в записях рок–музыкантов (упомяну лишь легендарную"Jethro Tall") придал изящество последней композиции "ToGo Beyond". Знаменитый волынщик Лайам О’Флинн, участник группы PLANXTYи постоянный помощник композитора Шауна Дэйви, интерпретировал мелодию"The Sun In The Stream" ("Солнце в ручье"). И, наконец,гитарист Арти Макглинн, бывший участник групп Вэна Моррисона и PLANXTY,дополнил элегантной гитарной расцветкой песню "I Want Tomorrow",по которой впоследствии был сделан видеоклип. К сожалению, в этом видеоклипегитара не слышна.
Дебютный альбом Энии был под первым номером в ирландскиххит–парадах, принеся исполнительнице хороший коммерческий успех. Еще болееуспешным был вышедший в 1988 году следующий диск певицы "Watermark"("Прибрежная полоса"), расширивший круг поклонников Энии и принесшийей мировую известность. Было продано более четырех миллионов копий этогопронизанного мягкой лирикой и романтизмом альбома. С "Watermark"связана нашумевшая история о том, что во время последней стадии записиэтого альбома Эния, которой в то время было 26 лет, принимала наркотики(точнее, это были сильнодействующие медицинские препараты). "Сразупосле того, как мы прибыли в Лондон для микширования, я поскользнуласьи сильно поцарапала колено, — рассказывала она. — Пришлось работать, принимаясильные болеутоляющие средства, сидя за столом в студии и положив больнуюногу на подушки...". По мнению критиков, это может служить некоторымобъяснением абстрактной формы законченного альбома. А "мерцание"хора, причудливое, переливающееся многоголосье, заставило критиков внестив свой лексикон необычные термины — призрачный, эфирный, мистический. Ких сожалению, для объяснения следующего альбома у критиков не нашлось стольвеских оснований: физические травмы, как и чудесное исцеление с помощьюмедицины, больше не случались с Энией.
Интересно будет еще упомянуть, что она участвовала в записипервого сольного альбома Шинэд О’Коннор "The Lion And The Cobra"("Лев и кобра").
После появления альбома "Watermark" исполнительницапотратила целый год, летая и рекламируя его по всему миру. После ее возвращения,хотя она и получила звание певицы номер один в ирландском хит–параде, Энииникогда не приходило в голову устраивать какие–то концерты в клубах Дублина:"К сожалению, я не люблю шум. Я имею в виду, что он завораживает меня,но не нравится мне". Поэтому Эния вернулась к пианино в домашней студииРайанов, и с тех пор в течение примерно двадцати месяцев ее жизнь представляласобой долгие периоды работы в студии. "Со мной трудно работать,– говорито себе Эния. — Я это хорошо знаю. Во мне есть строгость, которую я не могус себя стряхнуть, как, например, я не могу идти по улице и есть, потомучто в детстве воспитательницы учили меня, что это неприлично для леди.До сих пор я не стану есть на улице шоколадку". Столь интенсивнаяработа в студии была связана с упрямством и нерешительностью личной музыЭнии и отчасти — с методами тщательного наложения голосов и звуков в студии."Я трачу часы на обдумывание того, что последняя вещь, которую тыпишешь, будет последней вещью, которую ты напишешь вообще, — рассказывалаона.– Я просто не могу прекратить, остановить все, а потом вернуться ипродолжить работу над музыкой или сделать что–то еще".
Таким образом, следующий альбом исполнительницы "ShepherdMoons" ("Пастушьи Луны") вышел только в 1991 году. Его продюсеромвновь стал Ники, а автором текстов песен — Рома Райан. Критики назвалиэтот альбом продолжением, второй частью предыдущего "Watermark".
С первой же небольшой композиции слушатель может легкоузнать знакомые черты "небесной" музыки Энии. Присутствуют всеособенности ее стиля: мягкий, переливающийся звук пианино, настойчиваямелодия, исполняемая на синтезаторе, и тысячи призрачных потустороннихголосов, создающих завораживающий мистический мир Энии. Композиция "CaribeanBlue" ("Карибская синева") исполнена нежности. Везде на"Shepherd Moons" используется так много музыкальных инструментов,как позволяет технология на уровне высокого искусства. В композиции "Euacule"остро звучат рожки, в "Book Of Days" ("Книге дней")слышно пение виолончелей, бубенцов и кастаньет, а "Lothlorien"(Лотлориен — название места из трилогии Дж.Р.Р. Толкиена "Властелинколец") насыщена странными, шаткими звуками. Композиция "HowCan I Keep From Singing ?" ("Как я могу не петь ?") болеетрадиционна: она напоминает те песни, которые обычно исполняли молодыедевушки на старых гитарах с нейлоновыми струнами где–нибудь в молодежномцерковном клубе. Такова же и композиция "Angeles" ("Ангельский"),имеющая много общего с "On Your Shore" ("На твоем берегу")с альбома "Watermark". Слова песен просты, исполнение очень сердечно.
Эффект "Shepherd Moons" в том, что при прослушиваниикомпозиции альбома начинают сливаться одна с другой, как если бы Эния повторялаодну прекрасную фразу снова и снова.
"Мне пришлось прослушать композиции "CaribeanBlue" и "How Can I Keep From Singing ?", так как по нимснимались видеоклипы,– рассказывала она о работе над "Shepherd Moons".–Но я никогда не прослушивала весь альбом со времени той ночи, когда проводилосьокончательное микширование. Я находила себе любое оправдание, чтобы неделать этого. А если честно, я никогда не чувствовала себя такой несчастной,как тогда, когда заканчивалась работа над этим альбомом. Это страх, чтовсе твои чувства и все твои эмоции ушли в запись, и когда ты слушаешь,то не можешь жить в соответствии с настроениями этого альбома".
В отличие от большинства музыкантов, которые могут себепозволить записать целый ряд песен и выбрать лучшие из них, для "ShepherdMoons" было написано только 12 композиций, ровно столько, сколькои есть на альбоме. Эния, для которой, по ее словам, создание музыки никогдане было легким делом, назначает себе какое–то предельное время и, исчерпавэто время, просто останавливается.
Эния отзывается о супругах Райанах, как о людях, на дветрети ответственных за ее успех, называя "Энию" коллективнымтворением, как будто бы этот персонаж — нечто отличающееся от нее, нечтовне ее, что, впрочем, вполне в ее стиле. "Музыка должна была полностьюзахватить мою жизнь, потому что кто была Эния несколько лет назад? — утверждаетисполнительница. — У Ники, Ромы и меня была идея, мы хотели ее реализовать,и чтобы осуществить становление Энии, потребовалось много времени. К счастью,много людей вокруг меня понимали это".
Ники Райан, по существу, вдохновил Энию начать сольнуюкарьеру. "Есть много трений между мной и Ники, — рассказывает она.–Ники — такой человек, который после того, как ты поработаешь над чем–тов течение двух месяцев, может сказать: "Выбрось это. Ты можешь сделатьлучше", если так он думает в действительности." О супругах Райанахи себе Эния отзывается как о "троице".
Что еще можно сказать про Энию? Бывая у себя дома, в Донегале,она любит бродить по рельсам неиспользуемой железной дороги.
Кроме сольных альбомов, Эния писала музыку к фильмам ПитeраУэйра "Green Card" ("Зеленая карта") и Стива Мартина"LA Story" ("Это случилось в Лос–Анжелесе").
После выхода "Пастушьих Лун" наступил длительныйчетырехлетний период молчания, во время которого появился сборник лучшихкомпозиций Энии, представляющий собой объединение причудливо "надерганных"кусков со всех выпущенных ею дисков.
И вот наконец–то спустя четыре года в 95–м Эния выпустилановый альбом с красивым названием "The Memory Of Trees" ("Памятьдеревьев"). Ее долгое отсутствие могло вызвать подозрения, что мыбольше вообще ничего нового в ее исполнении не услышим, хотя, если вспомнить,как тяжело дается Энии запись новых дисков, с какой тщательностью она выверяеткаждый мельчайший фрагмент, особым образом накладывая звуки и создаваянеповторимые многоголосья, этот период молчания не будет казаться стольуж странным.
Если критики назвали ее предыдущий альбом "ShepherdMoons" продолжением и по существу вторым томом дебютного "Watermark",то "Память деревьев" — это очередное продолжение, образующеевместе с вышеупомянутыми уже трилогию. Как по звучанию, так и, по построению,альбом похож на предыдущий. В обоих после нежного электронного вступленияследует красивый хит: на "Пастушьих лунах" это была "CaribeanBlue" ("Карибская синева"), здесь — "Anywhere Is"("Где бы то ни было"). Вообще, как и на прочих альбомах, на "Памятидеревьев" можно услышать множество голосов, называемых критиками эфирными,мистическими и потусторонними. Особенно загадочно звучат композиции "PaxDeorum" и "Athair Ar Neamh", теплы и сердечны "ChinaRoses" ("Китайские розы"), нежна "On My Way Home"("На пути домой"). Эния продолжила удивлять нас своим "неискоренимым"романтизмом и какой–то тотальной, околдовываюшей женственностью.
И снова наступил период молчания. В том ключе, в которомработает Эния, трудно, наверно, почти невозможно будет создать что–то новое.Но даже если Эния сподвигнется выпустить всего лишь продолжение "сериала",можно не сомневаться: это будет как всегда интересно. Чем то еще порадуетнас эта удивительная "ирландская фея"?
I Want Tomorrow
Dawn breaks, there is blue in the sky
Your face before me though
I don’t know why
Thoughts disappearing like tears from the world
Waiting here as I sit by the stone
Waking before me the sky from the sun
Sings from the heaven sail on the world
Now you’ re here I can see your light
This light that I must follow
You, you may take my life away
So far away
Now I know I must leave your spell
I want tomorrow
Я хочу, чтобы настало завтра
Рассветает, небо становится голубым.
Твое лицо — передо мною, хоть я не знаю, почему.
Мысли исчезают, словно слезы из мира.
Ожидая здесь, я сижу возле камня.
Передо мной солнце пробуждает небо,
Знаки с небес плывут в мир
Сейчас ты здесь, и я вижу твой свет,
За этим светом я должна следовать.
Ты, ты можешь забрать мою жизнь
И унести так далеко.
Теперь я знаю, что должна освободиться от твоих чар.
Я хочу, чтобы настало завтра.
Родилась Эния Бреннан (Enya Brannon) в 1961 году. Своедетство она провела в городе Гвидоре, что в графстве Донегал, расположенномв северо–западной части Ирландии — там сохранился и старинный гэльскийязык, и древние кельтские напевы. В большой семье Бреннанов было девятьдетей. Эния, чье имя на ирландском гаэлике гордо произносится как "Энья",— средний ребенок в ней, ей повезло иметь четверо братьев и четыре сестры.Вся эта дружная семья очень любила музыку, поэтому Бреннаны создали семейнуюгруппу, исполнявшую народную музыку и пользующуюся большой популярностьювначале среди местных жителей, а впоследствии ставшей широко известнойне только в Ирландии, но и по всей Европе. Эту группу создали трое Бреннанов— Мэри, Кайерон и Поль вместе со своими дядями Патриком и Нуэлем Дюгганами.Она получила гордое название CLANNAD, что по–гэльски и означает "клан","семья из Гвидора". Вначале группа пробовала исполнять музыкув американском стиле, но впоследствии отказалась от этих экспериментови стала играть традиционный ирландский фолк. Правда, влияние джаза всеравно чувствовалось в ее композициях.
Так что судьба Энии, которая родилась в столь музыкальнойсемье, была предрешена. И уже с детства юная леди училась играть на фортепианои изучала классическую музыку.
Дети быстро растут, и вот в 1980 году по совету менеджераClannad Фахтна О’Келли девушка вошла в группу и приняла участие в записидвух альбомов: "Crann Ull" и "Fuaim". Кроме вокалаЭния играла сначала на электропианино "Wurlitzer", а затем ина мощном синтезаторе "Prophet 5". Работая с CLANNAD эпизодически,она покинула группу после европейского турне 1982 года, вероятно, чувствуясебя неоцененной. Энию не устраивало то, что к ней относились лишь какк младшей сестре.
В то время в городке Артоне, что к северу от Дублина,жили–были муж и жена Ники и Рома Райаны, участвовавшие в работе с CLANNAD.Эта семья и сыграла впоследствии огромнейшую роль в судьбе Энии. Но обовсем по порядку. Сначала Ники Райан работал звукооператором группы PLANXTY,а потом занялся продюссированием CLANNAD. Когда в 1980 году менеджер "Clannad"Фахтна О’Келли стал работать с группой THE BOOMTOWN RATS, все тот же НикиРайан стал и менеджером "клана".
В доме Ники и Ромы размещалась студия звукозаписи "Aigle".Там записывала свой альбом "Ordinary Man" Кристи Мур. Эния участвовалав записи трех композиций с этого альбома — таким было начало ее самостоятельнойкарьеры.
Фахтна О’Келли, покинув CLANNAD, не забыл Энию и, занявшисьсозданием документальных фильмов, поддержал девушку. Благодаря ему в 1984году Эния получила свой первый заказ.
Рома Райан послала кассету с записями Энии знаменитомукинопродюсеру Дэвиду Патнэму, участвовавшему в создании таких известныхфильмов, как "Полуночный экспресс", "Огненные колесницы"и "Крик тишины". Записи Энии понравились ему, и Патнэм заказалей музыку к полнометражному фильму "The Frog Prince" ("Принц,превращенный в лягушку"). Эния получила в свое распоряжение аж целуюстудию, где не только записывала вокальные партии, но и экспериментировалас синтезаторами "Roland Juno 60" и немецкой моделью "Kurzweil"и играла на пианино. Звукорежиссером этой записи был хорошо нам уже известныйНики Райан.
Позднее он же помог Энии получить заказ для BBC на созданиемузыкального сопровождения для большого документального сериала о кельтах,этой древней цивилизации, жившей на территории не только современной Ирландии,но и всей Северной Европы несколько тысяч лет тому назад. Сериал так иназывался "The Celts" ("Кельты"). Работа над музыкойк фильму заняла десять месяцев. Она понравилась телезрителям, и создателифильма в BBC решили издать избранные композиции к сериалу отдельным альбомом.Альбом был назван просто и незатейливо — "Enya", причем другиемузыканты, участвовавшие вместе с Энией в записи, не упоминались там вовсе.
Он оказался настолько интересен, что стоит рассказатьоб альбоме поподробнее. Почти все инструменты, использовавшиеся в записидиска, звучат мягко и лирично. Было записано множество различных версийкомпозиций, чтобы создать характерные густые звуковые сочетания. Синтезаторысоздали великолепный звуковой пейзаж, в который вплетаются эфирные голосаи мистические звуки, как, например, впечатляющий похоронный плач в композиции"Deireadh An Tuath". Ники Райан вместе с женой участвовал в записиальбома и как соавтор, и как продюсер. Рома стала автором почти всех текстовальбома, написанных не только на английском, но и на гэльском и даже налатинском языках.
Другие музыканты участвовали в записи трех композицийальбома, по одному в каждой из них. Классический скрипач Патрик Холлинг,часто принимавший участие в записях рок–музыкантов (упомяну лишь легендарную"Jethro Tall") придал изящество последней композиции "ToGo Beyond". Знаменитый волынщик Лайам О’Флинн, участник группы PLANXTYи постоянный помощник композитора Шауна Дэйви, интерпретировал мелодию"The Sun In The Stream" ("Солнце в ручье"). И, наконец,гитарист Арти Макглинн, бывший участник групп Вэна Моррисона и PLANXTY,дополнил элегантной гитарной расцветкой песню "I Want Tomorrow",по которой впоследствии был сделан видеоклип. К сожалению, в этом видеоклипегитара не слышна.
Дебютный альбом Энии был под первым номером в ирландскиххит–парадах, принеся исполнительнице хороший коммерческий успех. Еще болееуспешным был вышедший в 1988 году следующий диск певицы "Watermark"("Прибрежная полоса"), расширивший круг поклонников Энии и принесшийей мировую известность. Было продано более четырех миллионов копий этогопронизанного мягкой лирикой и романтизмом альбома. С "Watermark"связана нашумевшая история о том, что во время последней стадии записиэтого альбома Эния, которой в то время было 26 лет, принимала наркотики(точнее, это были сильнодействующие медицинские препараты). "Сразупосле того, как мы прибыли в Лондон для микширования, я поскользнуласьи сильно поцарапала колено, — рассказывала она. — Пришлось работать, принимаясильные болеутоляющие средства, сидя за столом в студии и положив больнуюногу на подушки...". По мнению критиков, это может служить некоторымобъяснением абстрактной формы законченного альбома. А "мерцание"хора, причудливое, переливающееся многоголосье, заставило критиков внестив свой лексикон необычные термины — призрачный, эфирный, мистический. Ких сожалению, для объяснения следующего альбома у критиков не нашлось стольвеских оснований: физические травмы, как и чудесное исцеление с помощьюмедицины, больше не случались с Энией.
Интересно будет еще упомянуть, что она участвовала в записипервого сольного альбома Шинэд О’Коннор "The Lion And The Cobra"("Лев и кобра").
После появления альбома "Watermark" исполнительницапотратила целый год, летая и рекламируя его по всему миру. После ее возвращения,хотя она и получила звание певицы номер один в ирландском хит–параде, Энииникогда не приходило в голову устраивать какие–то концерты в клубах Дублина:"К сожалению, я не люблю шум. Я имею в виду, что он завораживает меня,но не нравится мне". Поэтому Эния вернулась к пианино в домашней студииРайанов, и с тех пор в течение примерно двадцати месяцев ее жизнь представляласобой долгие периоды работы в студии. "Со мной трудно работать,– говорито себе Эния. — Я это хорошо знаю. Во мне есть строгость, которую я не могус себя стряхнуть, как, например, я не могу идти по улице и есть, потомучто в детстве воспитательницы учили меня, что это неприлично для леди.До сих пор я не стану есть на улице шоколадку". Столь интенсивнаяработа в студии была связана с упрямством и нерешительностью личной музыЭнии и отчасти — с методами тщательного наложения голосов и звуков в студии."Я трачу часы на обдумывание того, что последняя вещь, которую тыпишешь, будет последней вещью, которую ты напишешь вообще, — рассказывалаона.– Я просто не могу прекратить, остановить все, а потом вернуться ипродолжить работу над музыкой или сделать что–то еще".
Таким образом, следующий альбом исполнительницы "ShepherdMoons" ("Пастушьи Луны") вышел только в 1991 году. Его продюсеромвновь стал Ники, а автором текстов песен — Рома Райан. Критики назвалиэтот альбом продолжением, второй частью предыдущего "Watermark".
С первой же небольшой композиции слушатель может легкоузнать знакомые черты "небесной" музыки Энии. Присутствуют всеособенности ее стиля: мягкий, переливающийся звук пианино, настойчиваямелодия, исполняемая на синтезаторе, и тысячи призрачных потустороннихголосов, создающих завораживающий мистический мир Энии. Композиция "CaribeanBlue" ("Карибская синева") исполнена нежности. Везде на"Shepherd Moons" используется так много музыкальных инструментов,как позволяет технология на уровне высокого искусства. В композиции "Euacule"остро звучат рожки, в "Book Of Days" ("Книге дней")слышно пение виолончелей, бубенцов и кастаньет, а "Lothlorien"(Лотлориен — название места из трилогии Дж.Р.Р. Толкиена "Властелинколец") насыщена странными, шаткими звуками. Композиция "HowCan I Keep From Singing ?" ("Как я могу не петь ?") болеетрадиционна: она напоминает те песни, которые обычно исполняли молодыедевушки на старых гитарах с нейлоновыми струнами где–нибудь в молодежномцерковном клубе. Такова же и композиция "Angeles" ("Ангельский"),имеющая много общего с "On Your Shore" ("На твоем берегу")с альбома "Watermark". Слова песен просты, исполнение очень сердечно.
Эффект "Shepherd Moons" в том, что при прослушиваниикомпозиции альбома начинают сливаться одна с другой, как если бы Эния повторялаодну прекрасную фразу снова и снова.
"Мне пришлось прослушать композиции "CaribeanBlue" и "How Can I Keep From Singing ?", так как по нимснимались видеоклипы,– рассказывала она о работе над "Shepherd Moons".–Но я никогда не прослушивала весь альбом со времени той ночи, когда проводилосьокончательное микширование. Я находила себе любое оправдание, чтобы неделать этого. А если честно, я никогда не чувствовала себя такой несчастной,как тогда, когда заканчивалась работа над этим альбомом. Это страх, чтовсе твои чувства и все твои эмоции ушли в запись, и когда ты слушаешь,то не можешь жить в соответствии с настроениями этого альбома".
В отличие от большинства музыкантов, которые могут себепозволить записать целый ряд песен и выбрать лучшие из них, для "ShepherdMoons" было написано только 12 композиций, ровно столько, сколькои есть на альбоме. Эния, для которой, по ее словам, создание музыки никогдане было легким делом, назначает себе какое–то предельное время и, исчерпавэто время, просто останавливается.
Эния отзывается о супругах Райанах, как о людях, на дветрети ответственных за ее успех, называя "Энию" коллективнымтворением, как будто бы этот персонаж — нечто отличающееся от нее, нечтовне ее, что, впрочем, вполне в ее стиле. "Музыка должна была полностьюзахватить мою жизнь, потому что кто была Эния несколько лет назад? — утверждаетисполнительница. — У Ники, Ромы и меня была идея, мы хотели ее реализовать,и чтобы осуществить становление Энии, потребовалось много времени. К счастью,много людей вокруг меня понимали это".
Ники Райан, по существу, вдохновил Энию начать сольнуюкарьеру. "Есть много трений между мной и Ники, — рассказывает она.–Ники — такой человек, который после того, как ты поработаешь над чем–тов течение двух месяцев, может сказать: "Выбрось это. Ты можешь сделатьлучше", если так он думает в действительности." О супругах Райанахи себе Эния отзывается как о "троице".
Что еще можно сказать про Энию? Бывая у себя дома, в Донегале,она любит бродить по рельсам неиспользуемой железной дороги.
Кроме сольных альбомов, Эния писала музыку к фильмам ПитeраУэйра "Green Card" ("Зеленая карта") и Стива Мартина"LA Story" ("Это случилось в Лос–Анжелесе").
После выхода "Пастушьих Лун" наступил длительныйчетырехлетний период молчания, во время которого появился сборник лучшихкомпозиций Энии, представляющий собой объединение причудливо "надерганных"кусков со всех выпущенных ею дисков.
И вот наконец–то спустя четыре года в 95–м Эния выпустилановый альбом с красивым названием "The Memory Of Trees" ("Памятьдеревьев"). Ее долгое отсутствие могло вызвать подозрения, что мыбольше вообще ничего нового в ее исполнении не услышим, хотя, если вспомнить,как тяжело дается Энии запись новых дисков, с какой тщательностью она выверяеткаждый мельчайший фрагмент, особым образом накладывая звуки и создаваянеповторимые многоголосья, этот период молчания не будет казаться стольуж странным.
Если критики назвали ее предыдущий альбом "ShepherdMoons" продолжением и по существу вторым томом дебютного "Watermark",то "Память деревьев" — это очередное продолжение, образующеевместе с вышеупомянутыми уже трилогию. Как по звучанию, так и, по построению,альбом похож на предыдущий. В обоих после нежного электронного вступленияследует красивый хит: на "Пастушьих лунах" это была "CaribeanBlue" ("Карибская синева"), здесь — "Anywhere Is"("Где бы то ни было"). Вообще, как и на прочих альбомах, на "Памятидеревьев" можно услышать множество голосов, называемых критиками эфирными,мистическими и потусторонними. Особенно загадочно звучат композиции "PaxDeorum" и "Athair Ar Neamh", теплы и сердечны "ChinaRoses" ("Китайские розы"), нежна "On My Way Home"("На пути домой"). Эния продолжила удивлять нас своим "неискоренимым"романтизмом и какой–то тотальной, околдовываюшей женственностью.
И снова наступил период молчания. В том ключе, в которомработает Эния, трудно, наверно, почти невозможно будет создать что–то новое.Но даже если Эния сподвигнется выпустить всего лишь продолжение "сериала",можно не сомневаться: это будет как всегда интересно. Чем то еще порадуетнас эта удивительная "ирландская фея"?
I Want Tomorrow
Dawn breaks, there is blue in the sky
Your face before me though
I don’t know why
Thoughts disappearing like tears from the world
Waiting here as I sit by the stone
Waking before me the sky from the sun
Sings from the heaven sail on the world
Now you’ re here I can see your light
This light that I must follow
You, you may take my life away
So far away
Now I know I must leave your spell
I want tomorrow
Я хочу, чтобы настало завтра
Рассветает, небо становится голубым.
Твое лицо — передо мною, хоть я не знаю, почему.
Мысли исчезают, словно слезы из мира.
Ожидая здесь, я сижу возле камня.
Передо мной солнце пробуждает небо,
Знаки с небес плывут в мир
Сейчас ты здесь, и я вижу твой свет,
За этим светом я должна следовать.
Ты, ты можешь забрать мою жизнь
И унести так далеко.
Теперь я знаю, что должна освободиться от твоих чар.
Я хочу, чтобы настало завтра.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 1997 год в рубрике музыкальная газета