Чиж И Ко Легкий ЧИЖ
Жаркий питерский вечер 16 июля. В сквере около Исаакиевскогособора жду Чижа, которого, если не придет, увижу нескоро: через пару–тройкуденечков придется покинуть гранитные берега Невы, да и Сергей завтра уезжаетв Москву. Опять в Москву! Хотя не так давно его КОМПАНИЯ там выступалаво Дворце культуры "Меридиан" и в клубе "Кино" у Харатьяна...
Идет... Пришел!
— Присаживайся, буду приставать с вопросами. Почему вПитере у тебя так мало выступлений?
— Ты что, смеешься? Мы часто выступаем. Недавно два разаиграли: на празднике города... э–э... в конце мая... и на "Невскомдесанте". Где–то в середине августа еще будем в одном из питерскихклубов играть...
—Удивительное это понятие — слова "часто"!
— Ну, знаешь! Лето же на дворе. Три концерта за лето водном и том же городе — это подвиг!
— Ты, говорят, профессиональный музыкант...
— У меня высшее музыкальное образование.
— А именно?
— Заочно окончил ЛГИК... (Ленинградский государственныйинститут культуры).
— Берем, к примеру, CD "Перекресток", читаем:"Сергей Чиграков — вокал, акустическая гитара, электрогитара, клавишные,мандолина, губная гармошка, аккордеон, перкуссия..."
— Догадываюсь, к чему ты клонишь. Вообще я учился по классу"аккордеон и оркестровое дирижирование"...
— А! Ну, раз дирижирование, значит...
— Не–а, не "значит" ! К примеру, на ситаре менятам играть не учили.
— А где и кто научил?
— Никто, просто в студии лежала, я у Игоря Тихомирова(экс–бас–гитарист группы КИНО, ныне работает в ДДТ, — Л. Т.) спрашиваю:"Можно поиграть?". Он отвечает: "Можно". Ну и все!
— Сереж, расскажи, чем живешь, помимо музыки? У разныхпитерских музыкантов — разнообразнейшие любимые "игрушки", капризы,увлечения: одни каждый месяц меняют марки... велосипедов, другие — составсвоих команд... Павел Кашин вообще решил оставить музыку (смотри предыдущийномер "МГ" — Л. Т.)...
— Да?.. Ну, не в пример ему, я не собираюсь ставить точку.Если только не случится нечто такое... Но сам, по доброй воле, — никогда!
— А тебе хватает на жизнь, зарабатывая музыкой?
— Мне всегда хватало, зарабатывая музыкой. Всю жизнь!
— Где тебе приходилось играть раньше?
— Где угодно, где гитары звенели...
— Вплоть до кабаков?
— Почему "вплоть"? С кабаков я и начинал.
— С какого конкретно?
— Это не здесь, а в Дзержинске, Горьковская область...Я же оттуда родом; здесь я всего три года, до этого пять лет жил на Украине,в Харькове, и играл в группе РАЗНЫЕ ЛЮДИ. А в питерский институт культурысперва поступал на дневное отделение, потом ушел в армию, вернулся — перевелсяна заочное... Работал с оркестром, концертмейстером в хоре ветеранов.
— У тебя здесь жили какие–то родственники?..
— Нет, только друзья.
— В первое время твоего обоснования в Питере много былобытовых сложностей?
— Я лишь только год как начал вкушать прелести быта иплоды цивилизации...
— До этого ютился в общаге?
— Нет, в общаге не жил никогда. В Питере мне друзья предоставлялижилплощадь.
— Твои друзья в основном музыканты?
— Нет, нет... Ой, как бы это сказать... Горьковско–дзержинская"группировка" — так назовем. Жил у них, сначала на одной квартире,на другой. Потом наконец–то скопил денег и купил свою собственную однокомнатную,рядом с Невским проспектом на Малой Морской...
— Небольшое отступление на тему иных "группиро-вок"...Работа в клубах так или иначе вынуждает к общению с их владельцами, с людьми,финансирующими "почву" для существования этих заведений. У тебялично не было моментов... м–м... "непоняток" с ребятами из этойкогорты?
— Да я с ними общаюсь как: они скажут нам: "Молодцы,ребята, вы хорошо отыграли, большое вам спасибо" — вот и все! Мневсегда попадались из "этой когорты" очень вежливые и культурныелюди. Как они проворачивают свои дела, кто стоит над ними, я не знаю изнать не хочу.
— А Чижа и КОМПАНИЮ приглашали на какие–то частные вечеринкипоиграть, скажем, перед "новыми русскими"?
— Нет, у меня есть друзья, перед которыми я выступаю бесплатно.Далеко не все из них музыканты. А в таких обществах... страшноватую картинуты нарисовала, что–то я не могу себе представить...
— Я сталкивалась с тем, что любители Миши Шуфутинскоговдруг приглашали в качестве музыкальной подложки во время банкетов кое–когоиз наших рокеров...
— В принципе... если людям нравится моя музыка, почемубы не сыграть?
— Что слышно о твоем новом альбоме?
— Готовится к выходу. Будет называться "Бомбардировщики".
— Сколько в нем песен?
— Ой, уже и не помню...
— То есть?
— Мы его записали еще в мае на студии, в народе известнойпод названием "Мелодия"... Короче говоря, то ли двенадцать, толи четырнадцать. Буквально перед встречей с тобой отсмотрел два отснятыхв Питере клипа: один так и называется "Бомбардировщики", второй— "Под звездами балканскими". Оператор — Сережа Дубровский, режиссер— Сережа Удальцов.
— Ты вмешиваешься в процесс монтажа клипов?
— Вообще не вмешиваюсь. Это было бы равнозначно их вмешательствув процесс наших репетиций или работы над аранжировками. Они — профессионалы,я полагаюсь на их вкус. Я давно усвоил, что каждый должен заниматься своимделом... Можно иногда вскользь кинуть какую–нибудь идею, может быть, онаи "прокатит". Но заявлять: "Здесь вот этого — побольше,а здесь — добавьте коричневого фона" — никогда...
— Со стороны ты кажешься таким беспечным и беззаботным...
— Это стоит слишком многих усилий, чтобы создавать такоевпечатление и держать себя "на замке".
— В Москве работается труднее, нежели в Питере?
— Почему?
— Судачат о том, что москвичи порою предвзято относятсяко всему тому, что не–Москва...
— Не–а. У меня в Москве есть замечательный друг Дима Дибров— совершенно открытый человек, ъбез всяких там "фе!"...
— А, это он был президентом телекомпании "СвежийВетер"?
— Да.
— Ты не в курсе, почему их телепередача, в которой музыкантымогли выступать "вживую" и отвечать на прямые телефонные звонкителезрителей, исчезла из эфира ОРТ?
— Я не знаю. Он, наверное, на работе запаривается. Ещене хватало, чтобы он после работы говорил на эту тему. Зачем? Нам и такесть о чем поговорить.
— Если не о работе, то о чем?
— О музыке, о кино, о пластинках других музыкантов, оженщинах... Мы с Игорем Доценко, барабанщиком из ДДТ, два чокнутых на видеофильмахчеловека, причем я — на наших старых отечественных кинокартинах... Мнеочень нравится Серега Бодров и как человек, и как актер. Уважаю кинорежиссераЛешу Балабанова...
— Так, понятно, а кто не нравится? Остались ли еще люди,которые тебе не нравятся?
— Марк Чепман мне не нравится, потому что он в 1980 годузастрелил Джона Леннона. Через три года должен выйти из тюрьмы... Я считаюдни, когда он оттуда выйдет...
— ???
— ...Чтобы угандошить его совсем! Окончательно!
— Ну, поделись своим стратегическим планом...
— Ты что?! Полиция поймает сразу... американская... Ониж не дураки!
— Мы... мы не выдадим тебя!.. Мы только напишем...
— Ха–ха!!! "Мы — не выдадим, мы только напишем!"Ха! Во–во!
— Под... под ...э–э–э, псевдонимом!..
— Ага!
— Как у тебя, вообще, "дружба" с представителямиСМИ?
— Ой, знаешь, абсолютно нормально.
— Но мои питерские коллеги много колкостей пишут про питерскихже музыкантов...
— Пу–усть пи–ишут! Ради Бога!
Идет... Пришел!
— Присаживайся, буду приставать с вопросами. Почему вПитере у тебя так мало выступлений?
— Ты что, смеешься? Мы часто выступаем. Недавно два разаиграли: на празднике города... э–э... в конце мая... и на "Невскомдесанте". Где–то в середине августа еще будем в одном из питерскихклубов играть...
—Удивительное это понятие — слова "часто"!
— Ну, знаешь! Лето же на дворе. Три концерта за лето водном и том же городе — это подвиг!
— Ты, говорят, профессиональный музыкант...
— У меня высшее музыкальное образование.
— А именно?
— Заочно окончил ЛГИК... (Ленинградский государственныйинститут культуры).
— Берем, к примеру, CD "Перекресток", читаем:"Сергей Чиграков — вокал, акустическая гитара, электрогитара, клавишные,мандолина, губная гармошка, аккордеон, перкуссия..."
— Догадываюсь, к чему ты клонишь. Вообще я учился по классу"аккордеон и оркестровое дирижирование"...
— А! Ну, раз дирижирование, значит...
— Не–а, не "значит" ! К примеру, на ситаре менятам играть не учили.
— А где и кто научил?
— Никто, просто в студии лежала, я у Игоря Тихомирова(экс–бас–гитарист группы КИНО, ныне работает в ДДТ, — Л. Т.) спрашиваю:"Можно поиграть?". Он отвечает: "Можно". Ну и все!
— Сереж, расскажи, чем живешь, помимо музыки? У разныхпитерских музыкантов — разнообразнейшие любимые "игрушки", капризы,увлечения: одни каждый месяц меняют марки... велосипедов, другие — составсвоих команд... Павел Кашин вообще решил оставить музыку (смотри предыдущийномер "МГ" — Л. Т.)...
— Да?.. Ну, не в пример ему, я не собираюсь ставить точку.Если только не случится нечто такое... Но сам, по доброй воле, — никогда!
— А тебе хватает на жизнь, зарабатывая музыкой?
— Мне всегда хватало, зарабатывая музыкой. Всю жизнь!
— Где тебе приходилось играть раньше?
— Где угодно, где гитары звенели...
— Вплоть до кабаков?
— Почему "вплоть"? С кабаков я и начинал.
— С какого конкретно?
— Это не здесь, а в Дзержинске, Горьковская область...Я же оттуда родом; здесь я всего три года, до этого пять лет жил на Украине,в Харькове, и играл в группе РАЗНЫЕ ЛЮДИ. А в питерский институт культурысперва поступал на дневное отделение, потом ушел в армию, вернулся — перевелсяна заочное... Работал с оркестром, концертмейстером в хоре ветеранов.
— У тебя здесь жили какие–то родственники?..
— Нет, только друзья.
— В первое время твоего обоснования в Питере много былобытовых сложностей?
— Я лишь только год как начал вкушать прелести быта иплоды цивилизации...
— До этого ютился в общаге?
— Нет, в общаге не жил никогда. В Питере мне друзья предоставлялижилплощадь.
— Твои друзья в основном музыканты?
— Нет, нет... Ой, как бы это сказать... Горьковско–дзержинская"группировка" — так назовем. Жил у них, сначала на одной квартире,на другой. Потом наконец–то скопил денег и купил свою собственную однокомнатную,рядом с Невским проспектом на Малой Морской...
— Небольшое отступление на тему иных "группиро-вок"...Работа в клубах так или иначе вынуждает к общению с их владельцами, с людьми,финансирующими "почву" для существования этих заведений. У тебялично не было моментов... м–м... "непоняток" с ребятами из этойкогорты?
— Да я с ними общаюсь как: они скажут нам: "Молодцы,ребята, вы хорошо отыграли, большое вам спасибо" — вот и все! Мневсегда попадались из "этой когорты" очень вежливые и культурныелюди. Как они проворачивают свои дела, кто стоит над ними, я не знаю изнать не хочу.
— А Чижа и КОМПАНИЮ приглашали на какие–то частные вечеринкипоиграть, скажем, перед "новыми русскими"?
— Нет, у меня есть друзья, перед которыми я выступаю бесплатно.Далеко не все из них музыканты. А в таких обществах... страшноватую картинуты нарисовала, что–то я не могу себе представить...
— Я сталкивалась с тем, что любители Миши Шуфутинскоговдруг приглашали в качестве музыкальной подложки во время банкетов кое–когоиз наших рокеров...
— В принципе... если людям нравится моя музыка, почемубы не сыграть?
— Что слышно о твоем новом альбоме?
— Готовится к выходу. Будет называться "Бомбардировщики".
— Сколько в нем песен?
— Ой, уже и не помню...
— То есть?
— Мы его записали еще в мае на студии, в народе известнойпод названием "Мелодия"... Короче говоря, то ли двенадцать, толи четырнадцать. Буквально перед встречей с тобой отсмотрел два отснятыхв Питере клипа: один так и называется "Бомбардировщики", второй— "Под звездами балканскими". Оператор — Сережа Дубровский, режиссер— Сережа Удальцов.
— Ты вмешиваешься в процесс монтажа клипов?
— Вообще не вмешиваюсь. Это было бы равнозначно их вмешательствув процесс наших репетиций или работы над аранжировками. Они — профессионалы,я полагаюсь на их вкус. Я давно усвоил, что каждый должен заниматься своимделом... Можно иногда вскользь кинуть какую–нибудь идею, может быть, онаи "прокатит". Но заявлять: "Здесь вот этого — побольше,а здесь — добавьте коричневого фона" — никогда...
— Со стороны ты кажешься таким беспечным и беззаботным...
— Это стоит слишком многих усилий, чтобы создавать такоевпечатление и держать себя "на замке".
— В Москве работается труднее, нежели в Питере?
— Почему?
— Судачат о том, что москвичи порою предвзято относятсяко всему тому, что не–Москва...
— Не–а. У меня в Москве есть замечательный друг Дима Дибров— совершенно открытый человек, ъбез всяких там "фе!"...
— А, это он был президентом телекомпании "СвежийВетер"?
— Да.
— Ты не в курсе, почему их телепередача, в которой музыкантымогли выступать "вживую" и отвечать на прямые телефонные звонкителезрителей, исчезла из эфира ОРТ?
— Я не знаю. Он, наверное, на работе запаривается. Ещене хватало, чтобы он после работы говорил на эту тему. Зачем? Нам и такесть о чем поговорить.
— Если не о работе, то о чем?
— О музыке, о кино, о пластинках других музыкантов, оженщинах... Мы с Игорем Доценко, барабанщиком из ДДТ, два чокнутых на видеофильмахчеловека, причем я — на наших старых отечественных кинокартинах... Мнеочень нравится Серега Бодров и как человек, и как актер. Уважаю кинорежиссераЛешу Балабанова...
— Так, понятно, а кто не нравится? Остались ли еще люди,которые тебе не нравятся?
— Марк Чепман мне не нравится, потому что он в 1980 годузастрелил Джона Леннона. Через три года должен выйти из тюрьмы... Я считаюдни, когда он оттуда выйдет...
— ???
— ...Чтобы угандошить его совсем! Окончательно!
— Ну, поделись своим стратегическим планом...
— Ты что?! Полиция поймает сразу... американская... Ониж не дураки!
— Мы... мы не выдадим тебя!.. Мы только напишем...
— Ха–ха!!! "Мы — не выдадим, мы только напишем!"Ха! Во–во!
— Под... под ...э–э–э, псевдонимом!..
— Ага!
— Как у тебя, вообще, "дружба" с представителямиСМИ?
— Ой, знаешь, абсолютно нормально.
— Но мои питерские коллеги много колкостей пишут про питерскихже музыкантов...
— Пу–усть пи–ишут! Ради Бога!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 1997 год в рубрике музыкальная газета