Чиж И Ко
Легкий ЧИЖ

Жаркий питерский вечер 16 июля. В сквере около Исаакиевскогособора жду Чижа, которого, если не придет, увижу нескоро: через пару–тройкуденечков придется покинуть гранитные берега Невы, да и Сергей завтра уезжаетв Москву. Опять в Москву! Хотя не так давно его КОМПАНИЯ там выступалаво Дворце культуры "Меридиан" и в клубе "Кино" у Харатьяна...
Идет... Пришел!

— Присаживайся, буду приставать с вопросами. Почему вПитере у тебя так мало выступлений?

— Ты что, смеешься? Мы часто выступаем. Недавно два разаиграли: на празднике города... э–э... в конце мая... и на "Невскомдесанте". Где–то в середине августа еще будем в одном из питерскихклубов играть...

—Удивительное это понятие — слова "часто"!

— Ну, знаешь! Лето же на дворе. Три концерта за лето водном и том же городе — это подвиг!

— Ты, говорят, профессиональный музыкант...

— У меня высшее музыкальное образование.

— А именно?

— Заочно окончил ЛГИК... (Ленинградский государственныйинститут культуры).

— Берем, к примеру, CD "Перекресток", читаем:"Сергей Чиграков — вокал, акустическая гитара, электрогитара, клавишные,мандолина, губная гармошка, аккордеон, перкуссия..."

— Догадываюсь, к чему ты клонишь. Вообще я учился по классу"аккордеон и оркестровое дирижирование"...

— А! Ну, раз дирижирование, значит...

— Не–а, не "значит" ! К примеру, на ситаре менятам играть не учили.

— А где и кто научил?

— Никто, просто в студии лежала, я у Игоря Тихомирова(экс–бас–гитарист группы КИНО, ныне работает в ДДТ, — Л. Т.) спрашиваю:"Можно поиграть?". Он отвечает: "Можно". Ну и все!

— Сереж, расскажи, чем живешь, помимо музыки? У разныхпитерских музыкантов — разнообразнейшие любимые "игрушки", капризы,увлечения: одни каждый месяц меняют марки... велосипедов, другие — составсвоих команд... Павел Кашин вообще решил оставить музыку (смотри предыдущийномер "МГ" — Л. Т.)...

— Да?.. Ну, не в пример ему, я не собираюсь ставить точку.Если только не случится нечто такое... Но сам, по доброй воле, — никогда!

— А тебе хватает на жизнь, зарабатывая музыкой?

— Мне всегда хватало, зарабатывая музыкой. Всю жизнь!

— Где тебе приходилось играть раньше?

— Где угодно, где гитары звенели...

— Вплоть до кабаков?

— Почему "вплоть"? С кабаков я и начинал.

— С какого конкретно?

— Это не здесь, а в Дзержинске, Горьковская область...Я же оттуда родом; здесь я всего три года, до этого пять лет жил на Украине,в Харькове, и играл в группе РАЗНЫЕ ЛЮДИ. А в питерский институт культурысперва поступал на дневное отделение, потом ушел в армию, вернулся — перевелсяна заочное... Работал с оркестром, концертмейстером в хоре ветеранов.

— У тебя здесь жили какие–то родственники?..

— Нет, только друзья.

— В первое время твоего обоснования в Питере много былобытовых сложностей?

— Я лишь только год как начал вкушать прелести быта иплоды цивилизации...

— До этого ютился в общаге?

— Нет, в общаге не жил никогда. В Питере мне друзья предоставлялижилплощадь.

— Твои друзья в основном музыканты?

— Нет, нет... Ой, как бы это сказать... Горьковско–дзержинская"группировка" — так назовем. Жил у них, сначала на одной квартире,на другой. Потом наконец–то скопил денег и купил свою собственную однокомнатную,рядом с Невским проспектом на Малой Морской...

— Небольшое отступление на тему иных "группиро-вок"...Работа в клубах так или иначе вынуждает к общению с их владельцами, с людьми,финансирующими "почву" для существования этих заведений. У тебялично не было моментов... м–м... "непоняток" с ребятами из этойкогорты?

— Да я с ними общаюсь как: они скажут нам: "Молодцы,ребята, вы хорошо отыграли, большое вам спасибо" — вот и все! Мневсегда попадались из "этой когорты" очень вежливые и культурныелюди. Как они проворачивают свои дела, кто стоит над ними, я не знаю изнать не хочу.

— А Чижа и КОМПАНИЮ приглашали на какие–то частные вечеринкипоиграть, скажем, перед "новыми русскими"?

— Нет, у меня есть друзья, перед которыми я выступаю бесплатно.Далеко не все из них музыканты. А в таких обществах... страшноватую картинуты нарисовала, что–то я не могу себе представить...

— Я сталкивалась с тем, что любители Миши Шуфутинскоговдруг приглашали в качестве музыкальной подложки во время банкетов кое–когоиз наших рокеров...

— В принципе... если людям нравится моя музыка, почемубы не сыграть?

— Что слышно о твоем новом альбоме?

— Готовится к выходу. Будет называться "Бомбардировщики".

— Сколько в нем песен?

— Ой, уже и не помню...

— То есть?

— Мы его записали еще в мае на студии, в народе известнойпод названием "Мелодия"... Короче говоря, то ли двенадцать, толи четырнадцать. Буквально перед встречей с тобой отсмотрел два отснятыхв Питере клипа: один так и называется "Бомбардировщики", второй— "Под звездами балканскими". Оператор — Сережа Дубровский, режиссер— Сережа Удальцов.

— Ты вмешиваешься в процесс монтажа клипов?

— Вообще не вмешиваюсь. Это было бы равнозначно их вмешательствув процесс наших репетиций или работы над аранжировками. Они — профессионалы,я полагаюсь на их вкус. Я давно усвоил, что каждый должен заниматься своимделом... Можно иногда вскользь кинуть какую–нибудь идею, может быть, онаи "прокатит". Но заявлять: "Здесь вот этого — побольше,а здесь — добавьте коричневого фона" — никогда...

— Со стороны ты кажешься таким беспечным и беззаботным...

— Это стоит слишком многих усилий, чтобы создавать такоевпечатление и держать себя "на замке".

— В Москве работается труднее, нежели в Питере?

— Почему?

— Судачат о том, что москвичи порою предвзято относятсяко всему тому, что не–Москва...

— Не–а. У меня в Москве есть замечательный друг Дима Дибров— совершенно открытый человек, ъбез всяких там "фе!"...

— А, это он был президентом телекомпании "СвежийВетер"?

— Да.

— Ты не в курсе, почему их телепередача, в которой музыкантымогли выступать "вживую" и отвечать на прямые телефонные звонкителезрителей, исчезла из эфира ОРТ?

— Я не знаю. Он, наверное, на работе запаривается. Ещене хватало, чтобы он после работы говорил на эту тему. Зачем? Нам и такесть о чем поговорить.

— Если не о работе, то о чем?

— О музыке, о кино, о пластинках других музыкантов, оженщинах... Мы с Игорем Доценко, барабанщиком из ДДТ, два чокнутых на видеофильмахчеловека, причем я — на наших старых отечественных кинокартинах... Мнеочень нравится Серега Бодров и как человек, и как актер. Уважаю кинорежиссераЛешу Балабанова...

— Так, понятно, а кто не нравится? Остались ли еще люди,которые тебе не нравятся?

— Марк Чепман мне не нравится, потому что он в 1980 годузастрелил Джона Леннона. Через три года должен выйти из тюрьмы... Я считаюдни, когда он оттуда выйдет...

— ???

— ...Чтобы угандошить его совсем! Окончательно!

— Ну, поделись своим стратегическим планом...

— Ты что?! Полиция поймает сразу... американская... Ониж не дураки!

— Мы... мы не выдадим тебя!.. Мы только напишем...

— Ха–ха!!! "Мы — не выдадим, мы только напишем!"Ха! Во–во!

— Под... под ...э–э–э, псевдонимом!..

— Ага!

— Как у тебя, вообще, "дружба" с представителямиСМИ?

— Ой, знаешь, абсолютно нормально.

— Но мои питерские коллеги много колкостей пишут про питерскихже музыкантов...

— Пу–усть пи–ишут! Ради Бога!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета