Genesis В этом году исполняется 30 лет
Они никогда не играли блюз, и их называют "самойанглийской из английских групп". Они никогда не были объектом "генезисомании",но их знает весь мир. Их называют динозаврами рока, потому что в этом годуисполняется 30 лет их совместной деятельности. Это — группа GENESIS.
ЧАРТЕРХАУС
Если ехать на юго–запад от Лондона по автостраде А–3,то через полчаса вы попадете в Годалминг, маленький городок в графствеСарри, в предместьях которого расположена одна из старейших частных школ Англии — Чартерхаус паблик скул. "Паблик скул" — это закрытаяпривилегированная частная средняя школа–интернат для мальчиков, один изпоследних оплотов самой традиционной и уважаемой во всем мире системы английского образования. Попасть в такую школу можно только через систему частных подготовительныхшкол. Естественно, что школа платная и плата за обучение высокая. В "пабликскул" обучаются дети из состоятельных семей, которых готовят к поступлениюв британские университеты.
Я так подробно останавливаюсь на этом по двум причинам.Первая — в Чартерхаус учились и получили очень приличное образование всечлены первого состава GENESIS (Питер Гейбриэл, Тони Бэнкс, Майк Разерфорд,Энтони Филлипс, Крис Стюарт) и их первый продюсер Джонатан Кинг. Во–вторых,именно это обстоятельство впоследствии было иногда помехой благосклонномуотношению к ним критиков и публики, мешало принятию их рок–культурой, котораяв то время предпочитала иметь своими героями если не настоящих выходцевиз рабочего класса, то, по крайней мере, примерно таких.
Одногодки Питер Брайан (род. 13 февраля 1950 года в Woking,Surrey) и Энтони Джордж Бэнкс (род. 27 марта 1950-го в East Hoathy, Sussex)пришли в Чартерхаус в сентябре 1963–го. Майкл Джон Кроуфорд Разерфорд (род.2 октября 1950 года в Guildford, Surrey) появился там ровно год спустя,а Энтони Филлипс (род. 23 декабря 1951 в Putney, South London) в апреле1965–го. К началу 1966 года они организовывают две конкурирующие, но неимеющие большого успеха школьные группы. Филлипс и Разерфорд называют себяTHE ANON и копируют репертуар BEATLES и ROLLING STONES. Группа Бэнкса иГейбриэла называлась THE GARDEN WALL и была скорее тандемом авторов–сочинителей,нежели активно действующим ансамблем. Буквально единственным их выступлениемна сцене стал школьный концерт, состоявшийся в июле 1966 года по случаюокончания летнего семестра. Тогда на сцене Бэнксу и Гейбриэлу помогли ихконкуренты Филлипс и Разерфорд (за ударными был Крис Стюарт) — так состоялосьпервое совместное выступление будущих GENESIS. После него друзья решилисделать демонстрационную запись.
ОТ СОТВОРЕНИЯ К ОТКРОВЕНИЮ
Ежегодно в Чартерхаус устраивают Old boy’s Day — по–нашемувечер встречи выпускников. В 1967 году туда заехал повидаться со старымидрузьями и себя показать молодой импрессарио Джонатан Кинг. Закончив Чартерхаусв 1965 году, Кинг за короткое время успел стать достаточно известным вАнглии продюсером, певцом и поп–антрепренером. Он всегда был начеку в поискахновых талантов. Именно этим решили воспользоваться Бэнкс и Гейбриэл, попросивсвоего одноклассника тайно подложить кассету в машину Кинга. "Записибыли старыми, но они ему понравились. Он пригласил нас к себе на встречув Лондон и согласился финансировать запись нескольких новых песен",— вспоминает Тони Бэнкс.
Кинг хорошо знал, чего он хотел — простых аранжировокс голосом и гитарой или голосом и фортепьяно на первом плане. Это уже принеслоему успех, к тому же ему очень нравились BEE GEES. Сейчас Кинг отрицает,что пытался навязать эти идеи новой группе, хотя тогда безжалостно "срезал"с их насыщенных композиций все лишнее буквально до костей. Молодые ребятапонимали, что Кинг не "въезжал" в новые песни, но, испугавшисьне получить контракт, Бэнкс и Гейбриэл сели и написали песню, "привязанную"к вкусам Джонатана. Естественно, это была стилизация под BEE GEES. "TheSilent Sun" очень понравилась Кингу и 22 февраля 1968 года была выпущенана сингле.
Однако, чтобы захватить врасплох еще ничего не подозревающихпокупателей пластинок, им необходимо было имя. По рассказам Гейбриэла,одной из идей Кинга было назвать их "Ангелы Гейбриэла". По вполнепонятным причинам сам Питер нашел это имя очень привлекательным, но остальнымчленам группы оно не понравилось. Предлагались и отвергались различныедругие названия. Например, Энтони Филлипс предложил причудливое CHAMPAGNEMEADOW, но и сам был рад, что его не приняли. Своим именем GENESIS обязаныДжонатану Кингу — он предложил всего лишь GENESIS. "Мне казалось,что название GENESIS (в переводе "Сотворение") было как раз кместу. Я выбрал его потому, что тогда действительно по–настоящему начиналкарьеру продюсера. Оно не имело ничего общего с группой", — вспоминалоб этом Кинг. Вот так! (Кстати, спустя 5 лет Кинг придумал название дляеще одной, впоследствии ставшей широко известной группы — LOСС.)
Выпустив в мае 1968 года второй неудачный сингл, Кинг,как настоящий, упрямый и настойчивый еврей, решает выпустить альбом. Однако,чувствуя, что форма альбома была для GENESIS еще немного великовата, онсклонялся к мысли, что им нужна была какая–то объединенная, унифицированнаятема. "Я остановился на очень претенциозной идее, которой в то времяпо–настоящему мало кто занимался, — концептуальный альбом. Он начиналсябы с начала мироздания и продолжался до прихода конца света", — рассказывалКинг.
Альбом имел рабочее название, которое, впрочем, сохранилосьв окончательном варианте, "From Genesis To Revelation ("От сотворенияк откровению"). Процесс записи в лондонской студии Regent Sound наДенмарк–стрит выглядел довольно примитивно, хотя GENESIS впервые позволилироскошь — поработать на двух четырехдорожечных магнитофонах. Это открываловозможность использовать при записи новые звуки, однако в целом группабыла еще слишком неопытной для того, чтобы извлечь для себя какие–нибудьвыгоды из студийной работы. К тому же продюсирование Кинга с включениемв саунд обильного количества струнных сделало кашу из звучания GENESIS.
В марте 1969 года альбом был издан фирмой Decca в чернойобложке с единственной надписью, выполненной золотым готическим шрифтом,которая не давала никакого намека на его содержание. То, что Джонатан Кингтак здорово придумал (в США неожиданно обнаружилась группа с таким же зарегистрированнымименем), обернулось против него — пластинка ровненько попала в религиозныеотделы большинства магазинов и попросту там сгинула. Всего было проданотолько 650 экземпляров. К сожалению, откровения не получилось. Для этогопотребовалось время.
ХАРИЗМА
К началу 70–х годов группам новой прогрессивной волны(YES, NICE, LED ZEPPELIN, KING CRIMSON) потребовались новые условия длязаписи пластинок. Акцент на альбомы "для посвященных", связанныйс появлением "андерграундных" групп, плюс негибкость тогдашнегомузыкального шоу–бизнеса, возглавляемого тремя гигантскими компаниями —Decca, EMI и Philips, — все это вызывало к переменам в отношениях междузвукозаписывающими фирмами и музыкантами. И, видимо, только новые фирмымогли стать достаточно гибкими, чтобы достичь взаимопонимания.
Прототипом такой новой независимой компании стала фирмаIsland, которая привлекала к себе все лучшее новое не только своей политикойсвободы, но и новыми взаимоотношениями с музыкантами, не мыслимыми прежде.Большие компании ответили на это созданием дочерних "прогрессивных"фирм — Deram, Harvest, Vertigo. Однако крепко встать на ноги удалось толькоистинно независимым фирмам, последовавшим по стопам Island, — Virgin, Chrysalisи Charisma.
Тони Страттон–Смит работал спортивным обозревателем водной из газет Манчестера и слыл фанатиком лошадиных бегов. В 1962 годуон поехал на чемпионат мира по футболу(!) в Чили, где после победы сборнойБразилии сильно полюбил латиноамериканские ритмы(!) и по приезде организовалпродюсерскую компанию, работая строго по профилю — с группой THE KOOBASAND CREATION. В 1967 году Страттон–Смит подписал контракт с группой NICEКита Эмерсона и, когда их записывающая фирма обанкротилась, решил организоватьсобственную, назвав ее не без доли претензии Charisma Records ("харизма"в переводе с греческого означает "божественный удар", "исключительнаяодаренность"). Новаторские и оригинальные группы, собранные на новойфирме (VAN DER GRAAF GENERATOR, LINDISFARNE, RARE BIRD, GENESIS) во многомопределяли тогдашнее лицо английского прогрессивного рока. На долгие годылоготип Charisma (голова истово поющего английского джентльмена в котелкеи при бабочке) стал визитной карточкой GENESIS на их альбомах, а сама фирма— событием в мире британской записывающей индустрии.
Договор с Charisma Records многое значил для GENESIS.В отличие от энергичного, но упрямого Кинга, которого можно было или любить,или ненавидеть, в лице Страттон–Смита они нашли того, кто верил в них идал шанс развивать их музыку. Он же обеспечил молодой группе и финансовуюподдержку — GENESIS положили жалование в 10 фунтов в неделю, после чегоони купили себе новую аппаратуру и записали новый альбом.
КОЛЛИНЗ
Альбом "Tresspass" (1970) был написан и отрепетированв загородном коттедже родителей Ричарда Мак Фейла — первого вокалиста группыTHE ANON, ставшего большим другом GENESIS и впоследствии их дорожным менеджером.Мак Фейл купил тогда хлебный фургон, преобразовал его и отвез музыкантовв тихий и уединенный дом в лесу, который, ко всему прочему, был еще и подохраной "зеленой" организации National Trust. Безвылазно просидев"на дистанции" от Лондона в течение 5 месяцев и играя каждыйдень по 10–11 часов с перерывами только для принятия пищи, GENESIS записалиальбом с первыми проявлениями того, что потом станет торговой маркой группы— характерным звучанием, простирающимся над сложными аранжировками. Центральноеместо в альбоме заняла причудливая эпопея, рассказывающая о завоеванияхи предательстве, под названием "Нож", исполнение которой сталовпоследствии кульминацией концертных выступлений GENESIS.
Не дождавшись выхода альбома, из группы ушли гитаристЭнтони Филлипс и ударник Джон Мэйхью. Последний попросту плохо играл, авот Филлипс не выдержал многочисленных трений внутри группы, перераставшихпорой в личные стычки. Проживая в замкнутом пространстве почти полгода,музыканты вели себя там, мягко говоря, не совсем так, как их учили в частнойпривилегированной школе. Группа раскололась на два лагеря, и дело дошлодо того, что члены некогда нерушимого колледжского "братства"Чартерхаус не могли даже толком общаться друг с другом, не говоря уже озадушевных беседах у "чисто английского" камина. Без сомнения,Фил Коллинз чувствовал себя за ударной установкой более уверенно, чем егопредшественник, которому не засчитали даже сделанную им в хлебном фургонебольшую деревянную скамейку (по профессии Джон Мэйхью был плотником). Ноеще важнее было то, что Фил был смешным малым (Коллинз действительно невысокогороста) с открытым, легким, юморным и хитрым характером.
Филип Дэвид Коллинз (род.31 января 1951 года в 00:05 вChiswick, пригород Лондона) "ударничал" лет с пяти, причем родителипрятали от него ими же подаренный игрушечный барабан в подвале, потомучто даже от игрушки шум стоял невообразимый. Повзрослев, Фил уже самостоятельновыменял у соседского парня почти настоящий комплект барабанов — и все былорешено. Правда, Коллинз без сожаления расставался со многими группами,последняя из которых FLAMING YOUTH считалась довольно перспективной. В1970 году Джордон Харрисон пригласил его (вместе с Eric Clapton, Gary Brooker,Ringo Starr и др.) для записи альбома "All Things Must", пообещавдвухгодичный контракт, но Коллинз и тут удивил рок–мир: отказавшись, онпринял участие в прослушивании барабанщиков для GENESIS и был принят вгруппу.
Его дебют состоялся на альбоме "Nursery Cryme"(1971), пластинке в целом более смелой и вполне очертившей "созревающий"саунд GENESIS. Название альбома было построено на игре слов из популярногоанглийского словосочетания nursery rhymes (детские стишки, прибаутки),в котором rhymes было заменено на сryme опять–таки с игрой слов (cry —кричать, плакать, а crime — преступление). В этом был весь GENESIS — классическийпример тех тонкостей и изящества, которые так редко встречаются у современныхрок–групп. Альбом был очаровательным и чисто английским по духу, хотя вкомпозиции "Фонтан Салмакиды" были использованы мотивы из греческоймифологии. Пожалуй, лишь группе THE KINKS в свои лучшие годы также удавалосьдобиваться такого. Это был первый альбом, записанный сильнейшим составомGENESIS — с Коллинзом и Стивом Хэкеттом, заменившим Филлипса.
С приходом Стивена Ричарда Хэкетта (род.12 февраля 1950года в London) гитара в GENESIS стала звучать мягче и фолклористичнее,что вместе с игрой Коллинза изменило звучание группы, сделав мелодии болееромантичными и взволнованными. Как и все остальные музыканты, Хэкетт никогдане солировал. Он выделялся такими мелодичными интермеццо в унисон с клавишнымиБэнкса и объемным звучанием испанской 12–струнной гитары. Когда GENESISначали широко использовать меллотрон, ставший одним из самых характерныхинструментов для ансамбля, Хэкетт полностью уровнял свою гитару с общимзвучанием группы. Поэтому иногда и говорят о его "негитарных"тонах.
Альбомы "Foxtrot" (1972) и "Selling EnglandBy The Pound" (1973) окончательно протолкнули GENESIS в высшую лигуанглийской рок–музыки, где она стала привлекать внимание все больших аудиторий.Концерты в Лестере и Манчестере в феврале 1973 года были записаны для однойиз американских радиопрограмм, но предприимчивый Страттон–Смит решил смикшироватьоригинальные пленки и выпустил альбом "Genesis Live" — отличныйотчет о развитии группы в то время.
ГЕЙБРИЭЛ
Первым в диковинном восточном халате в студии появилсяЭнтони Филлипс, притянувший его неизвестно зачем из Марокко, где он отдыхалвместе с родителями летом 1967 года. Лето любви и цветов закончилось, иоб этом эпизоде забыли все, кроме Питера Гейбриэла. Именно он спустя 5лет, накануне 1972 года, начал экспериментировать на сцене с различнымивизуальными и театральными эффектами, благодаря которым GENESIS впоследствиизавоевали себе репутацию первооткрывателей этого стиля. Именно в нем ПитерГейбриэл, разодетый в донельзя шокирующий гардероб фантастических театральныхкостюмов и масок, нашел себя, мгновенно оказавшись в центре внимания.
Как музыкант Гейбриэл был, пожалуй, критиком, не болеетого. Иногда он исполнял несколько партий на флейте или подбадривал себябасовым барабаном либо тамбурином. В то же время статус звезды делал егонеудовлетворенным своими музыкальными способностями, и Гейбриэл взаменстал настаивать на спектакле, поэзии, поэтическом представлении. Он придалконцертам GENESIS атмосферу таинственности "нового" средневековья.Гейбриэл дал этой атмосфере изображение, сделав акцент на поток цвета,где пастельные тона смешивались с кровавыми, невинность шла рядом с жестокостью.Кроме этого, Гейбриэл удивлял своими нереальными микроисториями, вплетеннымив песни, свободным, одухотворенным и откровенным (иногда даже чересчур)комментарием между композициями, стилизованным поведением и манерами, меняющимисяот песни к песне. Но больше всего Гейбриэл поражал огромным набором своихмасок и бесчисленными костюмами — вот он глубокий старец, вот он — вечноюный египетский принц, вот — лиса, цветок, летучая мышь, гном, слизняк,а вот — легендарный герой, олицетворяющий величие Британской империи. Всеэто Гейбриэл умел изображать, умел согласовывать с содержанием музыки иникогда не переступал границу хорошего вкуса. Вершиной его театральныхпредставлений стала сценическая версия двойного альбома "The LambLies Down On The Broadway" ("Заклание агнца на Бродвее")(1974) — до сих пор самой амбициозной и противоречивой работы GENESIS.По своей концепции и исполнению эта пластинка стала вехой не только в карьереGENESIS, но и в истории грамзаписи. Альбом до сих пор способен высечь искрунеподдельного интереса и искреннего удивления у слушателей, несмотря дажена его очевидную растянутость. Майк Разерфорд считает его великим альбомом."Там есть действительно несколько классных вещей, но большинство людейпропускают их, потому что не дослушивают его до конца", — говоритМайк.
На сцене альбом превращался в гигантское и искусно сделанноеэпическое представление. Действие продолжалось более 2–х часов. Причемчасть его проецировалась на три огромных экрана. Гейбриэл играл роль молодогопуэрториканца Раэля, описывая его сюрреалистические блуждания по самымтемным и тайным закоулкам человеческого сознания. К сожалению, ни однаиз 102 сценических постановок, которые произвели настоящий фурор в музыкальноммире, не была снята на пленку.
В декабре 1974 года в самом начале шестимесячного мировоготурне, представлявшего "агнца", Питер Гейбриэл, будучи на вершинеславы, решил уйти из группы. Главная причина крылась в столкновении интересовпевца и GENESIS как коллектива. Добившись статуса "звезды", Гейбриэлпочувствовал, что группа, объединявшая их духом совместного творчестваи созданная как средство реализации собственных музыкальных идей, сталаих властелином. Успех, которого они так желали и ждали, как бы "замкнул"их всех вместе в тесном и душном помещении. Кроме того, Гейбриэл хотелбольше времени уделять семье. Во время записи "Ягненка" у Питерародилась дочь Анна. Роды прошли с осложнениями, и в течение двух недельмалышку даже не показывали матери. К счастью, все обошлось, но Гейбриэлпереживал очень тяжело. Бэнкс попытался было уговорить Питера остаться,но тот, выполнив контрактные обязательства по турне, свое решение не изменил.В мае 1975 года в Сент–Этьенне (Франция) Гейбриэл в последний раз вышелна сцену вместе с GENESIS и ... исчез на целых 2 года (но это уже другаяистория).
ТРЮК С ХВОСТОМ
"A Trick Of The Tail" начали записывать, едвауспев прослушать 40 вокалистов, пытавшихся пробиться в GENESIS, и еще доконца не веря, что Коллинз сможет спеть все вокальные партии, не уронивс таким трудом завоеванного, но теперь выглядевшего пошатнувшимся престижагруппы. Ни для кого не было секретом, что для большинства поклонников GENESIS— это был Гейбриэл, также как для всех группа WINGS — это Paul McCartney.В октябре 1975 года все уже работали в студии. Оказалось, что голос Коллинзабыл очень похож на голос Гейбриэла. Это было не так уж плохо и давало некоторуюсимволическую гарантию сохранения успеха хотя бы на прежнем уровне. Толькопотом, начиная, пожалуй, с "Аbacab" и своих сольных альбомов,голос Коллинза стал отчетливо узнаваем из десятков других, приобретя характерные,чисто "коллинзовские" оттенки и интонации. Во многом этому способствовалаи новая манера исполнения Коллинза, вернее, звук, "саунд" егокомпозиций. Особенно стали ему удаваться средне–темповые пьесы с приглушеннобархатным звуком ударных. Они резко выделялись из всего материала GENESISи составили впоследствии музыкальную основу его сольных альбомов. Но тогда,в октябре 1975–го, ничего этого еще не было. Коллинз старался как мог,играл и пел на уровне крепкого профессионала, не более, но пластинка получиласьровной и аккуратной, выдержанной со всех сторон. Многие до сих пор считаютее лучшей в истории группы, хотя, пожалуй, вторая сторона пластинки выглядитнесколько проще первой. Классический в репертуаре GENESIS альбом был признанвлиятельной "Melody Maker" лучшим альбомом 1976 года в Англиии в мире, но не попал даже в Тop–50 годового списка лондонского журнала"Top Of The Pop", еще раз подчеркнув тем самым некоммерческийхарактер своей музыки.
Открывает альбом "Танец на вулкане". Как–тонеловко называть музыкальный материал GENESIS песнями, ведь песня — этото, что легко запоминается и легко поется, хотя бы припев. У GENESIS музыкальныеструктуры сложны, многообразны, разорваны, в них чувствуется налет атональности,"скрытой песенности". И в то же время лучшие композиции ансамбляочень мелодичны. Их мелодичность, особенно в инструментальных проигрышах,дает ощущение печальной, светлой грусти, наводит на философские размышления.Это пьесы–исповеди, музыка созерцания, настроения. "Entangled",записанная без ударных, с сочным звуком 12–струнной гитары Хэкетта и прекраснойработой Бэнкса на меллотроне, — одна из таких удач GENESIS.
Другой характерной чертой музыки GENESIS стали песни стак называемым "вкрадывающимся запевом", который затем как быразворачивается все шире и шире, превращаясь в финале в многократное повторениеудачно найденной музыкальной фразы или целого припева. Таких песен в репертуареGENESIS много. К их числу можно отнести "Ripples" и "MadVan Moon". Сильное впечатление производит "Squonk", гдеразнообразными средствами музыки тонко подчеркивается суть текста о некоммифическом "водяном" зверьке. Пьеса почти классическая в своемпостроении: в ней есть и мини–увертюра, и финал. Очень трогательно звучиттема Бэнкса на меллотроне в начале композиции на фоне пространственно мощногозвучания ударных и гитары. "Squonk" вошел в золотой фонд GENESISи исполнялся почти на каждом концерте.
В 1978 году "Melody Maker" признала GENESISлучшей концертной группой мира. Кстати, GENESIS — одна из немногих рок–группв мире, члены которой путешествуют вместе со своими семьями. "Ничегоудивительного в этом нет, если принять во внимание, что около 9 месяцевв году мы находимся в дороге. Таким образом, несмотря на кочевой образжизни, мы все равно находимся все вместе", — сказал в интервью журналу"Bravo" Фил Коллинз. В этом же номере была опубликована и любопытнаяфотография — оказывается, GENESIS вместе с семьями вполне может составитьфутбольную команду, включая даже запасных.
НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
Альбом "Duke", вышедший в мае 1980 года сталзавершением определенного этапа в музыкальном развитии GENESIS. Это сталоочевидным через год, когда появилась пластинка "Аbacab". От прежнегогейбриэловского GENESIS там уже не осталось и следа. Звучание группы былоуже более тяжелым, жестким, несколько пространственным, приближаясь к чистороковому.
С одной стороны, "Duke" подытожил все сделанноеансамблем "при Коллинзе", не показав, правда, ничего нового и,пожалуй, даже, напротив, потерял за насыщенностью звучания свою особеннуюизюминку. Музыка GENESIS осталась высокопрофессиональной, стала легко узнаваемой,но утратила, как говорят англичане, peculiar flavour, т.е. свой специфическийзапах. Появились опасения, что музыканты могут зациклиться. Единственнойудачей, наверное, можно считать "Misunderstanding" Фила Коллинза— счастливое соединение характерного звука и "здоровой" шлягерности,в котором чувствуется настоящая порода GENESIS, да и будущего Коллинзатоже. Очень симпатично звучит неожиданно появляющаяся на фоне атональныхклавишных красивая основная тема в песне "Cul–de–Sac" Тони Бэнкса,но, прозвучав всего лишь дважды, она потерялась в размазанном, нелогичномфинале. Жаль, что ее не довели до ума. Пластинка заканчивается сложныминструментальным многочастным финалом, в котором слышится дыхание шумящегоприбоя Карлоса Сантаны и замысловатая вязь "Таркуса" Кита Эмерсона.После совершенно неожиданного и прекрасного фрагмента с флейтой звучитпочти монументальная "обратная" увертюра "Behind The Line".С другой стороны, "Duke" выглядит как бы переходным в творческойбиографии ансамбля, в которой отчетливо просматривается несколько этаповразвития:
1. Поиск стиля (1967–1971, 3 альбома)
2. Гейбриэл: классический GENESIS (1972–1975, 4 альбома)
3. Коллинз: сохранение традиций (1976–1980, 5 альбомов)
4. Новый звук ( 1981, 4 альбома).
Новый звук у GENESIS стал значительно проще по форме,превратившись фактически в крепко сбитые рок–песни, сделанные, правда,на высочайшем уровне профессионализма. Шаг назад был сделан и в тематикепесен — исчез символизм, недосказанность и поэтические образы Гейбриэла.Вину за "продажность" группы большинство фанов возложило на Коллинза:мол, именно он "pop–ified" ("опопсировал", слово неочень красиво звучит, но смысл понятен) GENESIS.
Последний студийный альбом "We Can’t Dance"был записан 6 лет назад (в 1991 году) и не стал "Везувием" новыхидей. К сожалению, он вновь состоял из неравнозначных песен — высоких полетови глубоких падений. GENESIS опять вернулись к более продолжительным, "сюжетным",а в случае с "Fading Lights" и вовсе монументальным композициямконца 70–ых годов. Однако ряд проходных вещей типа ставшей почти обязательнойпесни–протеста от Коллинза ("Jesus He Knows Me") или "SinceI Lost You", которая вообще никак не вяжется с общим звучанием GENESIS,портят общее впечатление от альбома. Последовавшие за ним два концертныхкомпакта являются на сегодняшний день последними официальными работамигруппы. "Трудоголик" Коллинз в который раз был занят своими проектамина стороне (на этот раз в кино) и не принял участия в микшировании альбомов,еще раз породив упорные слухи о распаде GENESIS. К счастью, уход Коллинзак этому не привел. Новый альбом, выходящий на днях, — тому подтверждение.
GENESIS — не просто рок–проект. Как старые друзья, онивсегда надежны, всегда преданны и, надеюсь, всегда будут с нами.
"The path is clear..." Дорога открыта ...
ЧАРТЕРХАУС
Если ехать на юго–запад от Лондона по автостраде А–3,то через полчаса вы попадете в Годалминг, маленький городок в графствеСарри, в предместьях которого расположена одна из старейших частных школ Англии — Чартерхаус паблик скул. "Паблик скул" — это закрытаяпривилегированная частная средняя школа–интернат для мальчиков, один изпоследних оплотов самой традиционной и уважаемой во всем мире системы английского образования. Попасть в такую школу можно только через систему частных подготовительныхшкол. Естественно, что школа платная и плата за обучение высокая. В "пабликскул" обучаются дети из состоятельных семей, которых готовят к поступлениюв британские университеты.
Я так подробно останавливаюсь на этом по двум причинам.Первая — в Чартерхаус учились и получили очень приличное образование всечлены первого состава GENESIS (Питер Гейбриэл, Тони Бэнкс, Майк Разерфорд,Энтони Филлипс, Крис Стюарт) и их первый продюсер Джонатан Кинг. Во–вторых,именно это обстоятельство впоследствии было иногда помехой благосклонномуотношению к ним критиков и публики, мешало принятию их рок–культурой, котораяв то время предпочитала иметь своими героями если не настоящих выходцевиз рабочего класса, то, по крайней мере, примерно таких.
Одногодки Питер Брайан (род. 13 февраля 1950 года в Woking,Surrey) и Энтони Джордж Бэнкс (род. 27 марта 1950-го в East Hoathy, Sussex)пришли в Чартерхаус в сентябре 1963–го. Майкл Джон Кроуфорд Разерфорд (род.2 октября 1950 года в Guildford, Surrey) появился там ровно год спустя,а Энтони Филлипс (род. 23 декабря 1951 в Putney, South London) в апреле1965–го. К началу 1966 года они организовывают две конкурирующие, но неимеющие большого успеха школьные группы. Филлипс и Разерфорд называют себяTHE ANON и копируют репертуар BEATLES и ROLLING STONES. Группа Бэнкса иГейбриэла называлась THE GARDEN WALL и была скорее тандемом авторов–сочинителей,нежели активно действующим ансамблем. Буквально единственным их выступлениемна сцене стал школьный концерт, состоявшийся в июле 1966 года по случаюокончания летнего семестра. Тогда на сцене Бэнксу и Гейбриэлу помогли ихконкуренты Филлипс и Разерфорд (за ударными был Крис Стюарт) — так состоялосьпервое совместное выступление будущих GENESIS. После него друзья решилисделать демонстрационную запись.
ОТ СОТВОРЕНИЯ К ОТКРОВЕНИЮ
Ежегодно в Чартерхаус устраивают Old boy’s Day — по–нашемувечер встречи выпускников. В 1967 году туда заехал повидаться со старымидрузьями и себя показать молодой импрессарио Джонатан Кинг. Закончив Чартерхаусв 1965 году, Кинг за короткое время успел стать достаточно известным вАнглии продюсером, певцом и поп–антрепренером. Он всегда был начеку в поискахновых талантов. Именно этим решили воспользоваться Бэнкс и Гейбриэл, попросивсвоего одноклассника тайно подложить кассету в машину Кинга. "Записибыли старыми, но они ему понравились. Он пригласил нас к себе на встречув Лондон и согласился финансировать запись нескольких новых песен",— вспоминает Тони Бэнкс.
Кинг хорошо знал, чего он хотел — простых аранжировокс голосом и гитарой или голосом и фортепьяно на первом плане. Это уже принеслоему успех, к тому же ему очень нравились BEE GEES. Сейчас Кинг отрицает,что пытался навязать эти идеи новой группе, хотя тогда безжалостно "срезал"с их насыщенных композиций все лишнее буквально до костей. Молодые ребятапонимали, что Кинг не "въезжал" в новые песни, но, испугавшисьне получить контракт, Бэнкс и Гейбриэл сели и написали песню, "привязанную"к вкусам Джонатана. Естественно, это была стилизация под BEE GEES. "TheSilent Sun" очень понравилась Кингу и 22 февраля 1968 года была выпущенана сингле.
Однако, чтобы захватить врасплох еще ничего не подозревающихпокупателей пластинок, им необходимо было имя. По рассказам Гейбриэла,одной из идей Кинга было назвать их "Ангелы Гейбриэла". По вполнепонятным причинам сам Питер нашел это имя очень привлекательным, но остальнымчленам группы оно не понравилось. Предлагались и отвергались различныедругие названия. Например, Энтони Филлипс предложил причудливое CHAMPAGNEMEADOW, но и сам был рад, что его не приняли. Своим именем GENESIS обязаныДжонатану Кингу — он предложил всего лишь GENESIS. "Мне казалось,что название GENESIS (в переводе "Сотворение") было как раз кместу. Я выбрал его потому, что тогда действительно по–настоящему начиналкарьеру продюсера. Оно не имело ничего общего с группой", — вспоминалоб этом Кинг. Вот так! (Кстати, спустя 5 лет Кинг придумал название дляеще одной, впоследствии ставшей широко известной группы — LOСС.)
Выпустив в мае 1968 года второй неудачный сингл, Кинг,как настоящий, упрямый и настойчивый еврей, решает выпустить альбом. Однако,чувствуя, что форма альбома была для GENESIS еще немного великовата, онсклонялся к мысли, что им нужна была какая–то объединенная, унифицированнаятема. "Я остановился на очень претенциозной идее, которой в то времяпо–настоящему мало кто занимался, — концептуальный альбом. Он начиналсябы с начала мироздания и продолжался до прихода конца света", — рассказывалКинг.
Альбом имел рабочее название, которое, впрочем, сохранилосьв окончательном варианте, "From Genesis To Revelation ("От сотворенияк откровению"). Процесс записи в лондонской студии Regent Sound наДенмарк–стрит выглядел довольно примитивно, хотя GENESIS впервые позволилироскошь — поработать на двух четырехдорожечных магнитофонах. Это открываловозможность использовать при записи новые звуки, однако в целом группабыла еще слишком неопытной для того, чтобы извлечь для себя какие–нибудьвыгоды из студийной работы. К тому же продюсирование Кинга с включениемв саунд обильного количества струнных сделало кашу из звучания GENESIS.
В марте 1969 года альбом был издан фирмой Decca в чернойобложке с единственной надписью, выполненной золотым готическим шрифтом,которая не давала никакого намека на его содержание. То, что Джонатан Кингтак здорово придумал (в США неожиданно обнаружилась группа с таким же зарегистрированнымименем), обернулось против него — пластинка ровненько попала в религиозныеотделы большинства магазинов и попросту там сгинула. Всего было проданотолько 650 экземпляров. К сожалению, откровения не получилось. Для этогопотребовалось время.
ХАРИЗМА
К началу 70–х годов группам новой прогрессивной волны(YES, NICE, LED ZEPPELIN, KING CRIMSON) потребовались новые условия длязаписи пластинок. Акцент на альбомы "для посвященных", связанныйс появлением "андерграундных" групп, плюс негибкость тогдашнегомузыкального шоу–бизнеса, возглавляемого тремя гигантскими компаниями —Decca, EMI и Philips, — все это вызывало к переменам в отношениях междузвукозаписывающими фирмами и музыкантами. И, видимо, только новые фирмымогли стать достаточно гибкими, чтобы достичь взаимопонимания.
Прототипом такой новой независимой компании стала фирмаIsland, которая привлекала к себе все лучшее новое не только своей политикойсвободы, но и новыми взаимоотношениями с музыкантами, не мыслимыми прежде.Большие компании ответили на это созданием дочерних "прогрессивных"фирм — Deram, Harvest, Vertigo. Однако крепко встать на ноги удалось толькоистинно независимым фирмам, последовавшим по стопам Island, — Virgin, Chrysalisи Charisma.
Тони Страттон–Смит работал спортивным обозревателем водной из газет Манчестера и слыл фанатиком лошадиных бегов. В 1962 годуон поехал на чемпионат мира по футболу(!) в Чили, где после победы сборнойБразилии сильно полюбил латиноамериканские ритмы(!) и по приезде организовалпродюсерскую компанию, работая строго по профилю — с группой THE KOOBASAND CREATION. В 1967 году Страттон–Смит подписал контракт с группой NICEКита Эмерсона и, когда их записывающая фирма обанкротилась, решил организоватьсобственную, назвав ее не без доли претензии Charisma Records ("харизма"в переводе с греческого означает "божественный удар", "исключительнаяодаренность"). Новаторские и оригинальные группы, собранные на новойфирме (VAN DER GRAAF GENERATOR, LINDISFARNE, RARE BIRD, GENESIS) во многомопределяли тогдашнее лицо английского прогрессивного рока. На долгие годылоготип Charisma (голова истово поющего английского джентльмена в котелкеи при бабочке) стал визитной карточкой GENESIS на их альбомах, а сама фирма— событием в мире британской записывающей индустрии.
Договор с Charisma Records многое значил для GENESIS.В отличие от энергичного, но упрямого Кинга, которого можно было или любить,или ненавидеть, в лице Страттон–Смита они нашли того, кто верил в них идал шанс развивать их музыку. Он же обеспечил молодой группе и финансовуюподдержку — GENESIS положили жалование в 10 фунтов в неделю, после чегоони купили себе новую аппаратуру и записали новый альбом.
КОЛЛИНЗ
Альбом "Tresspass" (1970) был написан и отрепетированв загородном коттедже родителей Ричарда Мак Фейла — первого вокалиста группыTHE ANON, ставшего большим другом GENESIS и впоследствии их дорожным менеджером.Мак Фейл купил тогда хлебный фургон, преобразовал его и отвез музыкантовв тихий и уединенный дом в лесу, который, ко всему прочему, был еще и подохраной "зеленой" организации National Trust. Безвылазно просидев"на дистанции" от Лондона в течение 5 месяцев и играя каждыйдень по 10–11 часов с перерывами только для принятия пищи, GENESIS записалиальбом с первыми проявлениями того, что потом станет торговой маркой группы— характерным звучанием, простирающимся над сложными аранжировками. Центральноеместо в альбоме заняла причудливая эпопея, рассказывающая о завоеванияхи предательстве, под названием "Нож", исполнение которой сталовпоследствии кульминацией концертных выступлений GENESIS.
Не дождавшись выхода альбома, из группы ушли гитаристЭнтони Филлипс и ударник Джон Мэйхью. Последний попросту плохо играл, авот Филлипс не выдержал многочисленных трений внутри группы, перераставшихпорой в личные стычки. Проживая в замкнутом пространстве почти полгода,музыканты вели себя там, мягко говоря, не совсем так, как их учили в частнойпривилегированной школе. Группа раскололась на два лагеря, и дело дошлодо того, что члены некогда нерушимого колледжского "братства"Чартерхаус не могли даже толком общаться друг с другом, не говоря уже озадушевных беседах у "чисто английского" камина. Без сомнения,Фил Коллинз чувствовал себя за ударной установкой более уверенно, чем егопредшественник, которому не засчитали даже сделанную им в хлебном фургонебольшую деревянную скамейку (по профессии Джон Мэйхью был плотником). Ноеще важнее было то, что Фил был смешным малым (Коллинз действительно невысокогороста) с открытым, легким, юморным и хитрым характером.
Филип Дэвид Коллинз (род.31 января 1951 года в 00:05 вChiswick, пригород Лондона) "ударничал" лет с пяти, причем родителипрятали от него ими же подаренный игрушечный барабан в подвале, потомучто даже от игрушки шум стоял невообразимый. Повзрослев, Фил уже самостоятельновыменял у соседского парня почти настоящий комплект барабанов — и все былорешено. Правда, Коллинз без сожаления расставался со многими группами,последняя из которых FLAMING YOUTH считалась довольно перспективной. В1970 году Джордон Харрисон пригласил его (вместе с Eric Clapton, Gary Brooker,Ringo Starr и др.) для записи альбома "All Things Must", пообещавдвухгодичный контракт, но Коллинз и тут удивил рок–мир: отказавшись, онпринял участие в прослушивании барабанщиков для GENESIS и был принят вгруппу.
Его дебют состоялся на альбоме "Nursery Cryme"(1971), пластинке в целом более смелой и вполне очертившей "созревающий"саунд GENESIS. Название альбома было построено на игре слов из популярногоанглийского словосочетания nursery rhymes (детские стишки, прибаутки),в котором rhymes было заменено на сryme опять–таки с игрой слов (cry —кричать, плакать, а crime — преступление). В этом был весь GENESIS — классическийпример тех тонкостей и изящества, которые так редко встречаются у современныхрок–групп. Альбом был очаровательным и чисто английским по духу, хотя вкомпозиции "Фонтан Салмакиды" были использованы мотивы из греческоймифологии. Пожалуй, лишь группе THE KINKS в свои лучшие годы также удавалосьдобиваться такого. Это был первый альбом, записанный сильнейшим составомGENESIS — с Коллинзом и Стивом Хэкеттом, заменившим Филлипса.
С приходом Стивена Ричарда Хэкетта (род.12 февраля 1950года в London) гитара в GENESIS стала звучать мягче и фолклористичнее,что вместе с игрой Коллинза изменило звучание группы, сделав мелодии болееромантичными и взволнованными. Как и все остальные музыканты, Хэкетт никогдане солировал. Он выделялся такими мелодичными интермеццо в унисон с клавишнымиБэнкса и объемным звучанием испанской 12–струнной гитары. Когда GENESISначали широко использовать меллотрон, ставший одним из самых характерныхинструментов для ансамбля, Хэкетт полностью уровнял свою гитару с общимзвучанием группы. Поэтому иногда и говорят о его "негитарных"тонах.
Альбомы "Foxtrot" (1972) и "Selling EnglandBy The Pound" (1973) окончательно протолкнули GENESIS в высшую лигуанглийской рок–музыки, где она стала привлекать внимание все больших аудиторий.Концерты в Лестере и Манчестере в феврале 1973 года были записаны для однойиз американских радиопрограмм, но предприимчивый Страттон–Смит решил смикшироватьоригинальные пленки и выпустил альбом "Genesis Live" — отличныйотчет о развитии группы в то время.
ГЕЙБРИЭЛ
Первым в диковинном восточном халате в студии появилсяЭнтони Филлипс, притянувший его неизвестно зачем из Марокко, где он отдыхалвместе с родителями летом 1967 года. Лето любви и цветов закончилось, иоб этом эпизоде забыли все, кроме Питера Гейбриэла. Именно он спустя 5лет, накануне 1972 года, начал экспериментировать на сцене с различнымивизуальными и театральными эффектами, благодаря которым GENESIS впоследствиизавоевали себе репутацию первооткрывателей этого стиля. Именно в нем ПитерГейбриэл, разодетый в донельзя шокирующий гардероб фантастических театральныхкостюмов и масок, нашел себя, мгновенно оказавшись в центре внимания.
Как музыкант Гейбриэл был, пожалуй, критиком, не болеетого. Иногда он исполнял несколько партий на флейте или подбадривал себябасовым барабаном либо тамбурином. В то же время статус звезды делал егонеудовлетворенным своими музыкальными способностями, и Гейбриэл взаменстал настаивать на спектакле, поэзии, поэтическом представлении. Он придалконцертам GENESIS атмосферу таинственности "нового" средневековья.Гейбриэл дал этой атмосфере изображение, сделав акцент на поток цвета,где пастельные тона смешивались с кровавыми, невинность шла рядом с жестокостью.Кроме этого, Гейбриэл удивлял своими нереальными микроисториями, вплетеннымив песни, свободным, одухотворенным и откровенным (иногда даже чересчур)комментарием между композициями, стилизованным поведением и манерами, меняющимисяот песни к песне. Но больше всего Гейбриэл поражал огромным набором своихмасок и бесчисленными костюмами — вот он глубокий старец, вот он — вечноюный египетский принц, вот — лиса, цветок, летучая мышь, гном, слизняк,а вот — легендарный герой, олицетворяющий величие Британской империи. Всеэто Гейбриэл умел изображать, умел согласовывать с содержанием музыки иникогда не переступал границу хорошего вкуса. Вершиной его театральныхпредставлений стала сценическая версия двойного альбома "The LambLies Down On The Broadway" ("Заклание агнца на Бродвее")(1974) — до сих пор самой амбициозной и противоречивой работы GENESIS.По своей концепции и исполнению эта пластинка стала вехой не только в карьереGENESIS, но и в истории грамзаписи. Альбом до сих пор способен высечь искрунеподдельного интереса и искреннего удивления у слушателей, несмотря дажена его очевидную растянутость. Майк Разерфорд считает его великим альбомом."Там есть действительно несколько классных вещей, но большинство людейпропускают их, потому что не дослушивают его до конца", — говоритМайк.
На сцене альбом превращался в гигантское и искусно сделанноеэпическое представление. Действие продолжалось более 2–х часов. Причемчасть его проецировалась на три огромных экрана. Гейбриэл играл роль молодогопуэрториканца Раэля, описывая его сюрреалистические блуждания по самымтемным и тайным закоулкам человеческого сознания. К сожалению, ни однаиз 102 сценических постановок, которые произвели настоящий фурор в музыкальноммире, не была снята на пленку.
В декабре 1974 года в самом начале шестимесячного мировоготурне, представлявшего "агнца", Питер Гейбриэл, будучи на вершинеславы, решил уйти из группы. Главная причина крылась в столкновении интересовпевца и GENESIS как коллектива. Добившись статуса "звезды", Гейбриэлпочувствовал, что группа, объединявшая их духом совместного творчестваи созданная как средство реализации собственных музыкальных идей, сталаих властелином. Успех, которого они так желали и ждали, как бы "замкнул"их всех вместе в тесном и душном помещении. Кроме того, Гейбриэл хотелбольше времени уделять семье. Во время записи "Ягненка" у Питерародилась дочь Анна. Роды прошли с осложнениями, и в течение двух недельмалышку даже не показывали матери. К счастью, все обошлось, но Гейбриэлпереживал очень тяжело. Бэнкс попытался было уговорить Питера остаться,но тот, выполнив контрактные обязательства по турне, свое решение не изменил.В мае 1975 года в Сент–Этьенне (Франция) Гейбриэл в последний раз вышелна сцену вместе с GENESIS и ... исчез на целых 2 года (но это уже другаяистория).
ТРЮК С ХВОСТОМ
"A Trick Of The Tail" начали записывать, едвауспев прослушать 40 вокалистов, пытавшихся пробиться в GENESIS, и еще доконца не веря, что Коллинз сможет спеть все вокальные партии, не уронивс таким трудом завоеванного, но теперь выглядевшего пошатнувшимся престижагруппы. Ни для кого не было секретом, что для большинства поклонников GENESIS— это был Гейбриэл, также как для всех группа WINGS — это Paul McCartney.В октябре 1975 года все уже работали в студии. Оказалось, что голос Коллинзабыл очень похож на голос Гейбриэла. Это было не так уж плохо и давало некоторуюсимволическую гарантию сохранения успеха хотя бы на прежнем уровне. Толькопотом, начиная, пожалуй, с "Аbacab" и своих сольных альбомов,голос Коллинза стал отчетливо узнаваем из десятков других, приобретя характерные,чисто "коллинзовские" оттенки и интонации. Во многом этому способствовалаи новая манера исполнения Коллинза, вернее, звук, "саунд" егокомпозиций. Особенно стали ему удаваться средне–темповые пьесы с приглушеннобархатным звуком ударных. Они резко выделялись из всего материала GENESISи составили впоследствии музыкальную основу его сольных альбомов. Но тогда,в октябре 1975–го, ничего этого еще не было. Коллинз старался как мог,играл и пел на уровне крепкого профессионала, не более, но пластинка получиласьровной и аккуратной, выдержанной со всех сторон. Многие до сих пор считаютее лучшей в истории группы, хотя, пожалуй, вторая сторона пластинки выглядитнесколько проще первой. Классический в репертуаре GENESIS альбом был признанвлиятельной "Melody Maker" лучшим альбомом 1976 года в Англиии в мире, но не попал даже в Тop–50 годового списка лондонского журнала"Top Of The Pop", еще раз подчеркнув тем самым некоммерческийхарактер своей музыки.
Открывает альбом "Танец на вулкане". Как–тонеловко называть музыкальный материал GENESIS песнями, ведь песня — этото, что легко запоминается и легко поется, хотя бы припев. У GENESIS музыкальныеструктуры сложны, многообразны, разорваны, в них чувствуется налет атональности,"скрытой песенности". И в то же время лучшие композиции ансамбляочень мелодичны. Их мелодичность, особенно в инструментальных проигрышах,дает ощущение печальной, светлой грусти, наводит на философские размышления.Это пьесы–исповеди, музыка созерцания, настроения. "Entangled",записанная без ударных, с сочным звуком 12–струнной гитары Хэкетта и прекраснойработой Бэнкса на меллотроне, — одна из таких удач GENESIS.
Другой характерной чертой музыки GENESIS стали песни стак называемым "вкрадывающимся запевом", который затем как быразворачивается все шире и шире, превращаясь в финале в многократное повторениеудачно найденной музыкальной фразы или целого припева. Таких песен в репертуареGENESIS много. К их числу можно отнести "Ripples" и "MadVan Moon". Сильное впечатление производит "Squonk", гдеразнообразными средствами музыки тонко подчеркивается суть текста о некоммифическом "водяном" зверьке. Пьеса почти классическая в своемпостроении: в ней есть и мини–увертюра, и финал. Очень трогательно звучиттема Бэнкса на меллотроне в начале композиции на фоне пространственно мощногозвучания ударных и гитары. "Squonk" вошел в золотой фонд GENESISи исполнялся почти на каждом концерте.
В 1978 году "Melody Maker" признала GENESISлучшей концертной группой мира. Кстати, GENESIS — одна из немногих рок–группв мире, члены которой путешествуют вместе со своими семьями. "Ничегоудивительного в этом нет, если принять во внимание, что около 9 месяцевв году мы находимся в дороге. Таким образом, несмотря на кочевой образжизни, мы все равно находимся все вместе", — сказал в интервью журналу"Bravo" Фил Коллинз. В этом же номере была опубликована и любопытнаяфотография — оказывается, GENESIS вместе с семьями вполне может составитьфутбольную команду, включая даже запасных.
НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
Альбом "Duke", вышедший в мае 1980 года сталзавершением определенного этапа в музыкальном развитии GENESIS. Это сталоочевидным через год, когда появилась пластинка "Аbacab". От прежнегогейбриэловского GENESIS там уже не осталось и следа. Звучание группы былоуже более тяжелым, жестким, несколько пространственным, приближаясь к чистороковому.
С одной стороны, "Duke" подытожил все сделанноеансамблем "при Коллинзе", не показав, правда, ничего нового и,пожалуй, даже, напротив, потерял за насыщенностью звучания свою особеннуюизюминку. Музыка GENESIS осталась высокопрофессиональной, стала легко узнаваемой,но утратила, как говорят англичане, peculiar flavour, т.е. свой специфическийзапах. Появились опасения, что музыканты могут зациклиться. Единственнойудачей, наверное, можно считать "Misunderstanding" Фила Коллинза— счастливое соединение характерного звука и "здоровой" шлягерности,в котором чувствуется настоящая порода GENESIS, да и будущего Коллинзатоже. Очень симпатично звучит неожиданно появляющаяся на фоне атональныхклавишных красивая основная тема в песне "Cul–de–Sac" Тони Бэнкса,но, прозвучав всего лишь дважды, она потерялась в размазанном, нелогичномфинале. Жаль, что ее не довели до ума. Пластинка заканчивается сложныминструментальным многочастным финалом, в котором слышится дыхание шумящегоприбоя Карлоса Сантаны и замысловатая вязь "Таркуса" Кита Эмерсона.После совершенно неожиданного и прекрасного фрагмента с флейтой звучитпочти монументальная "обратная" увертюра "Behind The Line".С другой стороны, "Duke" выглядит как бы переходным в творческойбиографии ансамбля, в которой отчетливо просматривается несколько этаповразвития:
1. Поиск стиля (1967–1971, 3 альбома)
2. Гейбриэл: классический GENESIS (1972–1975, 4 альбома)
3. Коллинз: сохранение традиций (1976–1980, 5 альбомов)
4. Новый звук ( 1981, 4 альбома).
Новый звук у GENESIS стал значительно проще по форме,превратившись фактически в крепко сбитые рок–песни, сделанные, правда,на высочайшем уровне профессионализма. Шаг назад был сделан и в тематикепесен — исчез символизм, недосказанность и поэтические образы Гейбриэла.Вину за "продажность" группы большинство фанов возложило на Коллинза:мол, именно он "pop–ified" ("опопсировал", слово неочень красиво звучит, но смысл понятен) GENESIS.
Последний студийный альбом "We Can’t Dance"был записан 6 лет назад (в 1991 году) и не стал "Везувием" новыхидей. К сожалению, он вновь состоял из неравнозначных песен — высоких полетови глубоких падений. GENESIS опять вернулись к более продолжительным, "сюжетным",а в случае с "Fading Lights" и вовсе монументальным композициямконца 70–ых годов. Однако ряд проходных вещей типа ставшей почти обязательнойпесни–протеста от Коллинза ("Jesus He Knows Me") или "SinceI Lost You", которая вообще никак не вяжется с общим звучанием GENESIS,портят общее впечатление от альбома. Последовавшие за ним два концертныхкомпакта являются на сегодняшний день последними официальными работамигруппы. "Трудоголик" Коллинз в который раз был занят своими проектамина стороне (на этот раз в кино) и не принял участия в микшировании альбомов,еще раз породив упорные слухи о распаде GENESIS. К счастью, уход Коллинзак этому не привел. Новый альбом, выходящий на днях, — тому подтверждение.
GENESIS — не просто рок–проект. Как старые друзья, онивсегда надежны, всегда преданны и, надеюсь, всегда будут с нами.
"The path is clear..." Дорога открыта ...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1997 год в рубрике музыкальная газета