Echo & The Bunnymen
Трудно быть крутыми

"Мы станем легендой", — заявил в 1980 годулидер мало кому тогда еще известной группы ECHO & THE BUNYMEN Ян Маккалох(Ian McCulloch) своему менеджеру Биллу Драммонду (Bill Drummond). Еслибы он знал тогда, насколько ироничным окажется его высказывание через 17лет... Но в 1980–м все было еще в порядке. Амбициозные и уверенные в себеECHO & THE BUNNYMEN в составе: Ian McCulloch (гитара, вокал), WillSeargent (соло–гитара), Les Patterson (бас) и Pete de Freitas (ударные)весьма успешно пробивали себе дорогу к славе своими произведениями, представляющимиголовокружительную смесь мрачного пост–панка и DOORS–ориентированной психоделии.

Началось все еще раньше, в конце 70–х, когда у Маккалохабыла группа CRUCIAL THREE, в которой помимо него играли Pete Wylie и JulianCope, которые, по правде говоря, недолго терпели самовлюбленного Яна ивскоре его покинули. Летом 1978 года он познакомился с Уиллом, и вместеони начали делать демо–записи под драм–машину, назвав себя просто ECHO,а вскоре к ним присоединился Лэс, и группа дала свой первый концерт в ливерпульскомклубе Eric’s. Удачный первый сингл "Pictures On My Wall" и полюбившиесянароду концертные выступления позволили парням подписать контракт на записьальбома с фирмой Korova, после чего электроударные были забыты и к группеприсоединился Пит. Альбом "Crocodiles" занял в британском хит–параде17–е место, и с этого момента начался путь ECHO & THE BUNNYMEN к почетномузванию легенды британской музыки.

В это время обороты стала набирать тогда еще совсем молодаягруппа U2, и в прессе постоянно проводились сравнения между Боно и Яном,который возненавидел своих конкурентов, считая их пустозвонами, а себясерьезным музыкантом. Вообще от скромности Маккалоху не умереть. Его постоянныезаявления о том, что он является вокалистом крутейшей группы на свете,стали притчей во языцех. В то далекое время —– начале 80–х —– модные прическии прикид и, конечно, в первую очередь прекрасная музыка действительно сделалиECHO & THE BUNNYMEN культовой группой.

Их первые три альбома пользовались стабильной популярностью,а четвертый — "Ocean Rain" — был просто шедевром, который вознесих на почти недосягаемую высоту. Песня "The Killing Moon" пронялавсех, стала самым успешным синглом группы и по сей день упоминается сосладостной тоской и критиками, и самими музыкантами.

На дворе был 1984 год, год великой славы для ECHO &THE BUNNYMEN. Критики просто готовы были разорваться от комплиментов иуверяли музыкантов, что те создали величайший альбом за всю их историю.Были концерты, цветы, множество фэнов по всему миру, но нужно было что–тоделать дальше, двигаться вперед. Но как трудно продолжать, если ты ужесоздал величайшее произведение своей жизни; очень просто потеряться в дебряхславы.

Печально сознавать, но именно это и случилось с баннименами,для которых с 1985 года началась черная полоса. Первым ударом судьбы былуход бессменного менеджера группы Билла Драммонда, который впоследствиистал известен как один из двух музыкальных террористов KLF. "Когдаушел Билл, все изменилось, мы стали терять контроль над событиями, происходившимис нами. Пока был он, было легко, и нам нужно было заниматься только музыкой.Он ушел, и мы растерялись", — вспоминает Ян. За год группа выпустилалишь один сингл и снова замолчала. Маккалох стал прикладываться к бутылке,а Пит серьезно подсел на наркотики.

Прошло немного времени, и остальные члены группы решили,что Пит не может больше играть с ними. В начале 1986 года его заменилина Марка Фокса (Mark Fox), но дела все равно не клеились. Ненавистные Януи его сотоварищам U2 и SIMPLE MINDS не теряли времени даром и постепенностали группами, диктующими моду, так называемым мэйнстримом, а ECHO &THE BUNNYMEN все реже упоминались в прессе. Это было очень тяжелым ударомособенно для Маккалоха, который свято верил, что только он the best ofgreatest hits (простите за выражение).

В сентябре 1986–го Пит, пришедший в норму, был призванобратно, и группа решилась на запись нового альбома, который вышел летом1987 года и назывался просто "Echo & The Bunnymen". Альбомхорошо пошел в Америке и во всем мире, однако, по высказываниям самих музыкантов,был серым и неинтересным для них, потому что был сделан в духе мэйнстрима:"Мы бы все равно не смогли быть U2 или SIMPLE MINDS, но мы решилисделать альбом в таком ключе и выжить". Однако выжить в полном смыслеэтого слова им все же не удалось.

В том же 1987 году U2 выпустили свой легендарный альбом"Joshua Tree", и для самоуверенного Яна это было слишком: "Яподумал тогда: ну вот, они делают записи, которые лучше, чем наши. И этостало пугать меня". Несмотря на то, что сингл ECHO & THE BUNNYMENс кавером DOORS "PEOPLE ARE STRANGE" стал большим хитом в Америкеи дела вроде бы шли не так уж плохо, в 1988 году Маккалох покинул группу,объяснив свой уход слишком большим количеством компромиссов, на которыеприходилось ему идти, чтобы оставаться на плаву. Тем не менее он чувствовалсебя хорошо: "Я думал, что это правильное решение и, самое время изменитьсвою жизнь. Мой отец умер в день нашего последнего концерта. Это оченьсимволично — две вещи, сделавшие меня индивидуальностью, ушли из моей жизниодновременно". Остальные участники ECHO & THE BUNNYMEN решилипродолжать без Яна, но судьба их складывалась крайне неудачно.

В 1989 году в автомобильной катастрофе погиб Пит. В 1990–м,оставшись вдвоем, Уилл и Лес выпустили альбом под названием "Reverberation",который даже не попал в чарты. После этого об ECHO & THE BUNNYMEN ничегоне было слышно. Как же так? После "Ocean Rain" казалось, чтоих не остановить, но жизнь распорядилась иначе (простите за штамп).

Девять лет прошло с тех пор, как оригинальный состав ECHO& THE BUNNYMEN развалился. За это время Маккалох успел выпустить двадостаточно успешных сольных альбома, а оставшиеся члены группы отыграликонцерт в Минске (помните грандиозный фестиваль, посвященный детям–чернобыльцам?).Однако все это время они думали о том, как хорошо было бы снова собратьсявместе. Но как сделать это, если группа практически забыта, она осталасьв прошлом, став легендой? Тем не менее в 1994 году Ян и Уилл встретились,помирились и создали совместный проект ELECTRAFICTION, выпустив в 95–омвесьма тяжеленький и попахивающий гранджем альбом "Burned", которыйбыл очень хорош, но все же не шедевр, зато варианты возвращения ECHO &THE BUNNYMEN показались весьма заманчивыми старым фэнам и самим музыкантам."Мы создали ELECTRAFICTION, потому что Мак (Маккалох) не был еще готовк воссоединению. Мне пришлось уговаривать его больше года, пока он поверил,что это хорошая мысль", — вспоминал потом Уилл.

Тут мне придется сделать небольшую оговорку, потому чтовыше было сказано, что группа была забыта. Это не совсем так, потому чтопесни ECHO & THE BUNNYMEN исполнялись на концертах многими группами,среди которых можно назвать HOLE, PAVEMENT и FLAMING LIPS, а парни из OASISи MANSUN часто называли баннименов среди своих любимых исполнителей. Ясно,что Маккалох и Компания оказали сильнейшее влияние на героев современноймузыки.

Итак, фанфары, пожалуйста! Они решились и вернулись сновым альбомом "Evergreen". "Девять лет — это очень долгийсрок, но это зависит от того, чем ты занимаешься. Для меня это было хорошеевремя; лишь три года были весьма неудачными. Никто не ожидал, что мы сновасоберемся вместе, но если бы мы подождали еще немного, то было бы слишкомпоздно, — говорит Ян, полный решимости и уверенности в себе. — Мы собралисьтолько потому, что убедились в том, что мы есть мы, только когда мы вместе,и нашей целью было не просто сделать запись, лучшую из всех, что мы делалираньше, но лучшую запись 1997 года".

Действительно, "Evergreen" — очень сильная записьи, пожалуй, лучшая из всего, что делали воссоединявшиеся когда–либо группы.Первый же сингл, предварявший выход альбома, c песней "Nothing LastsForever", был просто великолепен и имел большой успех. Мак со свойственнымему самолюбованием говорил: "Я слушал во время записи наши старыеальбомы и знал, что я был очень хорош тогда, но сейчас я просто фантастичен.Я имею в виду то, как я пою. Мне кажется, что я, наконец нашел свой голос;не то чтобы раньше он был плох, он был великолепен, но теперь он простообалденный. И я вот что скажу вам: я буду петь все лучше и лучше".

"Как же так, Мак, голос твой слегка похож–таки наBono?" — хочется спросить мне, потому что, услышав без подготовкив первый раз по радио "Nothing Lasts Forever", я грешным деломподумал, что это U2. Но Ян уже десять раз отвечал на этот вопрос: "УBono козлиный голос, а у меня нет. И вообще. Меня достали вопросы типа:"Кто круче, я или Bono?". Мне очень жаль Тома Йорка (Tom Yorke— лидер RADIOHEAD). Он проходит через такие же сравнения, что и я 15 летназад". К теме RADIOHEAD можно также добавить, что Ян и Уилл считают"The Bends" преемником своего творчества в современной музыке,но новые творения Йорка им не нравятся: "Paranoid Android" —это большая ошибка. Нельзя было использовать слово "андроид"в названии песни. Разве что Лу Рид мог бы".

ECHO & THE BUNNYMEN, как и в старые добрые времена,продолжают ненавидеть U2: "Да они просто болваны! Мы всегда говорили,что мы ближе к THE VELVETS (для тех, кто не понял, —– это VELVET UNDERGROUND— K.S.), но нас всегда сравнивали с U2 или THE THOMPSON TWINS, и, чтобыпрекратить эти разговоры раз и навсегда, мы решили говорить, что U2 — этофигня".

Баннимены мало изменились, они по–прежнему амбициозныдо потери пульса, но им есть чем гордиться. Не беря в расчет альбомы 87–гои 90–го годов, о которых музыканты предпочитают не вспоминать, можно сказать,что "Evergreen", записанный через 13 лет после "Ocean Rain",служит ему замечательным продолжением. Как говорит сам Ян, они построилибашню, теперь им осталось покрасить ее.

Что ж, блудные сыновья вернулись. Они выступают и полнытворческих идей. Удачи им! Ко всему сказанному можно добавить, что зазнайкибаннимены очень лояльно относятся к молодым группам и с удовольствием выступаютвместе с OASIS, THE BLUETONES, GENE, GENEVA и многими другими. Во времязаписи "Nothing Lasts Forever" в соседней с баннименовской студиейслучайно оказался Liam Gallagher, который предложил им подпеть в припеве,а также вставить в парочке моментов тамбурин и хлопки. ECHO & THE BUNNYMENс радостью приняли его помощь. "Все, что он предложил, было действительноздорово", — говорит Ян.– "Liam — классный парень. После записимне подумалось, что он похож на меня в юности: он симпатичный, прекрасныйпевец и очень забавный".

В свое время ECHO & THE BUNNYMEN претендовали на некоторуюнедоступность и отчужденность от мэйнстрима и часто говорили, что их музыкане для пустоголовых тинэйджеров. "Получалось, что мы играем для всякихублюдков, которые хотят выглядеть умнее своих ровесников, и мы выгляделисоответственно своим большим прическам и крутым курткам, — вспоминает Мак.— Это трудно — быть крутыми. Это работа 24 часа каждый день, когда ты должен,засыпая, думать о том, как будешь выглядеть, когда проснешься. Сейчас нашамузыка не стала проще, но мы немного изменились, повзрослели. И, на самомделе, мы чувствуем себя очень хорошо. Почему? Потому что мы снова самаякрутая группа на планете".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета