Oasis
Такси, вершины хит–парадов, пожалуйста!

Liam Gallagher (вокал)
Noel Gallagher (гитара/вокал/тексты песен)
Paul "Тупица" Arturs (гитара)
Paul "Гуигзи" McGuigan (басс)
Alan White (ударные)


Сон помешавшегося фэна

Со времени первого успеха OASIS арсенал фанатов бритпопаи группы стал стремительно увеличиваться, что выразилось в особой болезни— оэйзисомании. Люди просто приговорили себя к боготворению Гэллахерови компании, и, проведя лишь несколько часов вдали от статей и записей иливсего того, что связано с этим "наркотиком", вы начинаете потихонькусходить с ума, у вас настоящая ломка и ваш сонливый мозг начинает бредить,а это становится уже забавным. А что если Ноэл Гэллахер родился бы не вАнглии и не наслушался в свое время известных групп, Гуигзи покончил сосвоим увлечением футболом и его новым интересом стало водное поло, Лиамженился на Тине Тернер, Тупица Артурс поумнел, а Алан в один прекрасныймомент встал в середине пресс–конференции и заявил: "Теперь я фронтменгруппы! Мы уходим в хип–хоп!". Бьерк стала бы новой вокалисткой OASIS(после развода Лиама с Тиной, конечно же!).Тони мог бы основать свою собственнуюгруппу и назвать ее THE SHAKERMAKERS. Гуигзи внезапно выдворяют из комнаты,где OASIS дают интервью, потому что он никак не может прекратить болтатьвпустую. Ноэл сбривает весь свой волос на голове и отращивает убийственнуюбородку, заявляет, что единственным верным путем к счастью является самопознание.Алан затем присоединяется к команде THE SHAKERMAKERS, заменив Тони. Лиамначинает подумывать... Впрочем, вас уже разбудила соседская собака, привыкшаяпросыпаться под звуки бритпопа, а это значит, что из вежливости вам поравновь врубить "Wonderwall" или "D’You Know What I Mean?"и прочитать очередную порцию информации о ваших любимцах.

Репортаж из клана Гэллахеров

Несомненно, многие почитатели таланта Ноэла хотели быотнести факт его рождения к деяниям высшего разума, но мы–то знаем, чтородился он 29 мая 1967 года в семье Томаса и Маргарет Гэллахер, и это былуже второй сын у папаши с мамашей. Томас (Томми для друзей по любимомупабу) был простым английским рабочим, монтирующим различные конструкции,и иногда здорово перевоплощался в ди–джея, крутившего кантри–музыку. Вместес женой (подпольная кличка Пэгги) они поселились в пригородном рабочемквартале Манчестра под названием Бернедж, где у них родился первый сынПол.

Малыш Лиам принес радость в их дом пятью годами позже(21.09.72 г.), но для Ноэла его появление поначалу означало всего лишьодно — его бывшая спальня теперь будет не только его личной комнатой, аглядя на Пола, который был старше Ноэла всего на каких–то полтора года,но имел отдельную комнату, средний из сыновей Гэллахеров и вовсе пригорюнился.Но вскоре младшие братья подросли, поладили и уютно облагородили стенысвоей комнаты портретами любимых групп и футбольных команд, листами с текстамии просто стихотворениями, которые, по словам Томми, и получили название"Wonderwall". Также они нещадно писали на стенах (благо родителямбыло не жалко дешевых обоев) и постоянно спорили и дрались за пространстводля личного художества на стенах.

Вдобавок к серьезному увлечению футболом парни были известнысвоей любовью к рок–н–роллу. Их отец часто видел своих отпрысков имитирующимигитарную игру и поющими самые модные песни. И, конечно же, главным в этовремя было влияние на музыкальный вкус прежде всего Ноэла музыки уже успевшейраспасться "ливерпульской четверки". Ноэл до сих пор хранит своидневники и записи текстов их любимых песен. Школа же, по словам бывшегоученика, вообще не смогла дать ему ничего принципиально нового, потомучто с самого юного возраста молодой человек уже твердо знал, кем ему быть,— он хотел стать музыкантом и прославиться. Процесс его обучения сдерживалапротивная болезнь под названием дислексия, а это значило, что он помнилстихи, теоремы и тому подобные "гадости" не более часа и емуприходилось по десять раз учить одно и то же.

Лиам же, напротив, был застенчивым и мало чем увлекалсявсерьез. По правде говоря, в детстве его называли маминой тенью, но, пословам отца, в этом не было его вины, просто в их дворе были мальчуганыв основном ноэловского возраста, а девушки — наоборот, лиамовского. Но,как я уже отмечал, наш парниша был очень стеснителен, поэтому ему приходилосьстучаться в компанию Ноэла, и когда мама выходила из дома, ему гораздоинтереснее было увязаться за ней. Вплоть до 14 лет Лиам всячески избегалзнакомств с девушками и даже тайно ненавидел их. Ноэл же, наоборот, имелпарочку хороших подружек и периодически уединялся с ними на верхнем этаже,но лишь для того, чтобы послушать магнитофон (чистой воды лапша, не правдали?!).

Свою первую гитару Ноэл получил в 13 лет, и с тех поршкола, девушки и футбол отошли для него на второй план. Писать песни онстал практически мгновенно, но единственной проблемой для начинающего гитариста–левшистала его игра на правосторонней гитаре. Примерно в 10 лет отроду Ноэлаувлек панк. По улице, где жили Гэллахеры, частенько прогуливался высокийпаренек с татуировками и в майке с изображением SEX PISTOLS. Ноэл, каки прохожие, по обыкновению считали его придурком, но прошло некоторое время,и у слегка изменившего свои взгляды Ноэла с большим опозданием все–такипоявились записи панк–бунтарей, и они ему очень нравились уже потому, чтоих терпеть не могла его мать.

Манчестер ранних 80–х был, пожалуй, столицей великих английскихгрупп. Эра постпанка с готическим монументальным звучанием JOY DIVISION,вольготным панк–попом BUZZCOCKS и особенно завораживающим воздействиемTHE SMITHS заглотала заживо сердце молодого грезящего музыканта. Ноэлуочень нравился имидж и техника игры стильного Джонни Марра, а какие мелодичныепесни были у THE SMITHS!

В апреле 1986 года Пэгги развелась с мужем и увела засобой всех троих сыновей. Все получилось очень болезненно, так что Лиамдо сих пор не может нормально отозваться о своем отце. Он давно не интересуется,что с ним, и уверен, что он спился. Пэгги устроилась работать на знаменитуюкондитерскую фабрику "McVittie’s", поэтому парней тошнило отпеченья.

Как только старшие ребята подросли, их постигла судьбамногих манчестерских подростков, которые за несколько пенсов выполнялилюбую работу. Ноэл после работы на строительной фирме отца сменил множествовременных работ: был писарем у агента по торговле недвижимостью, помощникомпекаря, собирал мебель на фабрике. Лиам же занимался с недавних пор ужехорошо известным для нас бизнесом для подростков — мытьем машин. Неприятныйслучай произошел с Ноэлом в строительной фирме, когда на его левую ногуупала тяжелая стальная насадка от насоса. С работой пришлось завязать,а более домашние приработки толкали парня на мысль, что пора серьезно занятьсясвоей гитарой. Ноэл записал первые свои песни на обычную кассету, и четыреиз них уже получили огласку на дебютном альбоме его будущей группы OASIS.Но перед этим не было ни одного дня, когда бы близкие и знакомые Ноэлане смеялись над его новым увлечением гитарой и сочинением текстов для песен.

Лиам редко доходил до школьного крыльца. С учителями унего было много проблем в основном из–за его нежелания учить то, что задавали.Кстати, по его недавнему признанию, он до сих пор не в курсе, сколько будетсемью девять. Вдобавок к тому он был драчуном, и однажды после жуткой дракис последствиями его просто–напросто выперли из школы. Как оказалось, мастеритьизгороди и заборы ему пришлось гораздо больше по душе. Лиаму нравилоськозырять тем, что все его сверстники зря теряют время в школе, он уже зарабатывает"живые" 70 фунтов. Возмужавший парень, как ни фантастически сейчасэто звучит, терпеть не мог музыку, и рок–н–ролл в частности. Он постоянноорал на своего гитарных дел братца и любил исключительно себя и футбол.

80–е годы шли на убыль. Манчестер еще более утвердил своелидирующее положение в британской музыкальной культуре благодаря такимвеликим группам, как помешанные на наркоте HAPPY MONDAYS и не менее влиятельныеSTONE ROSES. Именно концерт последних, на который Ноэл потащил с собойпривычно упирающегося в таких делах Лиама, раз и навсегда разрушил антимузыкальныенастроения младшего Гэллахера. Яну Брауну, солисту "стальных роз",за один вечер удалось то, что прививал Лиаму Ноэл не меньше чем целое десятилетие.

В 1988 году Ноэлу, наконец, выпал реальный шанс прибитьсяк какой–нибудь группе. Его хорошие знакомые решили создать свою группупод названием INSPIRAL CARPETS, и Ноэла пригласили на прослушивание. Какпотом признался Клинт Бун (действительный член этой группы), он неплохопел и гитара Ноэла звучала достаточно хорошо, но вот только для команды,строящей свое психоделическое звучание на органной основе, он мог представлятьинтерес только как "роуди" (подорожник, сопровождающий группуво время гастролей), и Ноэл согласился.

За время работы с этой группой Гэллахер превратился внастоящего профессионала, которому спокойно могли доверить студийные доработки,когда участники команды праздно развлекались. Наконец, он получил все необходимыенавыки и принялся записывать свои собственные песни в студии INSPIRAL CARPETS.

А в это время офанатевший от музыки Лиам размышлял надсвоим будущим. Ему было решительно нечего делать, кроме как смотреть в"ящик". Ничего другого не оставалось, как найти себе компаньонови создать группу.

Никто нас не любит, ну и пусть!

Но так получилось, что нашли его. В одной группе был оченьпосредственный вокалист, и вскоре его уволили. Однажды в пабе Лиаму вдругвзбрело в голову поголосить. Как раз в это время в этом месте оказалисьдва друга (два Пола) из той самой команды без вокалиста, и Лиама пригласилипока за неимением лучшего. Таким образом, в группе под нехитрым названиемRAIN оказались поющий Лиам, басист Пол "Гуигзи" МакГуйган, ударникТони МакКэрролл и гитарист Пол "Тупица" Артурс (так уж повелось,что на прозвище "Тупица" он отзывается намного чаще, чем на имяПол). Инструментов, как и готовых песен, у них было по минимуму, так чтолокальные концерты группы выглядели очень блекло. Желанному успеху дажене помогла смена названия группы на OASIS (Лиам "содрал" егос названия местного молодежного центра). Когда Ноэл прознал про то, чтоего братишка обосновался в собственной группе, его любопытство привелонашего героя и его друзей по INSPIRAL CARPETS на один из первых концертовлиамовской группы под новым именем, а произошло это 18 августа 1991 года.После шоу Ноэл откровенно фыркнул музыкантам, что хуже выступления он ещене видел, но отметил, однако, что басист на сцене держался достаточно непринужденно,ударник тоже был неплох, да и его повеса выглядел достойным фронтменом.Ввиду того, что услышанное было далеко от характерного рок–н–ролльногозвучания, на следующий день старший Гэллахер исполнил перед этим квартетомтри собственных композиции и принял на себя все полномочия лидера группы.

Долгое время об OASIS никто ничего не слышал. Около годагруппа по велению жестокого, но справедливого диктатора Ноэла неустаннорепетировала и нащупывала свое звучание. Ноэл периодически возвращалсяв свою прошлую группу, чтобы во время гастролей попутно сочинять и записыватьпесни для OASIS. Он видел, что его музыка намного интереснее, чем у INSPIRALCARPETS, но доказать это он сможет только, исполнив свои первые хиты совместнос группой Лиама.

Весь 1992 год прошел для уже начавшего выступать OASISпод девизом "Никто нас не любит, ну и пусть!". Наконец, летом1993 года по Манчестеру стала ходить дешевая демокассета ребят, котораяпопала на глаза тому самому знаменитому Джонни Марру. Он сходил на одноиз их выступлений в качестве разогревающей группы и буквально вцепилсяв ребят. Ноэл и Джонни стали закадычными друзьями, и последний даже стална время менеджером группы и подарил Ноэлу великолепную гитару марки GibsonLes Paul.

Определенно талантливы, возможно, гениальны

В августе этого же года уже крещенный в публичных местахOASIS каким–то чудом занесло в Глазго. Ребята искали площадку для своегоконцерта — и вот удача: попав последними в список команд, выступавших водном из местных тусовочных концертов под присмотром Алана МакГи, боссалейбла Creation, оэйзисовцам пришлось исполнить всего пять песен, послечего вся толпа аплодировала им, а взъерошенный шоумен вовсю кричал в направлениисцены: "Есть, я нашел то, что так долго искал!".

Эта осень оказалась очень мучительной для телефонногоаппарата ребят. Большинство осведомленных лейблов решили во что бы то нистало "подписать" с OASIS, но у группы на этот счет были своисоображения. Таким образом, они подписали контракт с Sony через Creation.Численность слушателей на их концертах стремительно возрастала, как и разнообразиласьгеография выступлений OASIS. Хотя единственной доступной записью группыв то время являлась всего одна (да и то неофициально выпущенная) песня"Columbia", музыкальные эксперты на всю Британию трубили о новыхзвездах рок–н–ролла.

Во время первого же их небольшого европейского турне большаячасть группы временно навестила полицейский участок из–за учиненной дракив пьяном состоянии. Тупица проснулся в своем номере и понял, что его капитальнообокрали (унесли часть одежды и паспорт), и лишь респектабельный Ноэл осталсяпри своем.

11 апреля 1994 года увидел свет первый официальный синглOASIS "Supersonic". С тех пор немало знающих людей нашли в песняхгруппы огромную шараду чистых заимствований и спорных моментов. Их сравнивалии до сих пор сравнивают со STONE ROSES, HAPPY MONDAYS и с самими BEATLES.Ноэл был признан великим сочинителем текстов для песен, после того какстал ежегодно получать самую престижную для этой профессии награду IgorNovello.

Первый альбом OASIS "Definitely Maybe" сразуже стал самым быстропродаваемым альбомом всех времен и народов, разошедшисьза первые три дня продаж тиражом в 150000 экземпляров. Группа синхронноприобрела миллионы фэнов во всем мире, в миг утерев носы якобы их болеестепенным соперникам по бритпопу типа BLUR. Между тем, после серьезныхразногласий с руководством (драки с Лиамом) группу покинул ударник ТониМакКэрролл и на смену ему пришел Алан Уайт.

После выхода в октябре 1995 года их второго, ставшегомультиплатиновым альбома "(What’s The Story?) Morning Glory"с потрясающим набором синглов из него ("Wonderwall", "SomeMight Say", "Don’t Look Back In Anger" и т.д.) вопрос оконкуренции в бритпопе стал еще большей формальностью. Своими грандиознымиконцертами и в основном благодаря признанному поэтическому таланту НоэлаГэллахера OASIS надолго зарезервировал себе главенствующее место в современнойрок–музыке, поставив под сомнение высказывание многих критиков, да и музыкантово глобальном вымирании суперрокеров в последнее время. Да, Гэллахеры балуютсянаркотиками и не скрывают этого, но где вы видели гениальных людей безвредных привычек?! В первой половине нынешнего года оба брата женились,и надо думать, что в ближайшее время все–таки поутихнут их баталии междусобой и с так называемыми конкурентами. Ноэл так же поразительно работоспособен,как и раньше. По словам Гуигзи, из–под его пера еженедельно выходят отпяти до восьми полноценных песен с аранжировками. Он называет Ноэла величайшиммузыкальным поэтом последнего десятилетия. Сам же Ноэл не согласен с этимутверждением. "Двадцатилетия или...",– то ли шутя, то ли всерьезпоправляет коллегу мастер. Кстати, не ищите глубокого смысла в большинствепесен OASIS. Ноэл не любит писать то, что понятно всем и каждому. Уважающийавторитетов в этом деле, будь то Джон Леннон, Мик Джаггер или Рэй Дэвис,Ноэл говорит, что эти великие люди творили до него и уже сказали почтивсе, что хотел бы сказать он. А вот что касается музыки, нет, они не сыграливсе, что хотел бы исполнить Ноэл. Он предоставляет каждому слушателю егозаписей право на додумывание, и это, по–моему, звучит очень честно.

В преддверии выхода их третьего альбома "Be HereNow" хочется отметить, что по примеру двух своих предшественниковон должен кардинально отличаться от старого материала. Дело в том, чтомногое в подобных делах играют деньги, требуемые для выполнения аранжировок,а ныне не в пример ранним годам этого добра у компании предостаточно. Помнению продюсеров (Ноэл в их числе), новый альбом группы должен перекрытьпо количеству продаж оба предыдущих (которые, пожалуй, надолго обосновалисьв двадцатке самых успешных с коммерческой точки зрения альбомов мира),что выглядит фантастикой для обывателей и недругов группы, но являетсянормой для Ноэла и его группы. Однажды они установили для себя высочайшиестандарты, и добраться до уже завоеванных высот становится для OASIS деломпринципа. Счастливого пути!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета