Kraftwerk Я твой слуга, я твой работник
Они начинали, когда электронной музыки еще фактическине было. Но она появилась, в чем их немалая заслуга, и не даром сегодняименно их считают одними из грандов современной электроники. Вместе с тем,нельзя отрицать, что они внесли свой вклад не только в электронику, нои во все другие виды современной музыки, открыв в ней много нового и доселенеизвестного. Они продолжают нас удивлять, и, возможно, осенью появитсяих новый альбом.
История этого удивительного немецкого коллектива началасьв 1968 году, но, конечно, не сразу и не просто так. Для того чтобы понятькорни этого явления в электронной музыке, достаточно припомнить музыкальную(и не только) ситуацию в Германии того времени. Немецкие коллективы в большинствесвоем играли кавер–версии популярных британских или американских песен.К тому же мысли и помыслы широких масс достаточно сильно были заняты "холоднойвойной" (о которой, впрочем, мы не скажем более ни слова, так какгазета все–таки музыкальная). И тут молодое поколение решило самовыразитьсяи тем самым сделать Германию заметной в мировой культуре того времени.Результат — новая волна в музыке и кино. Что до кино, то и об этом мы сегодняпозабудем, а вот в музыке появились такие экспериментальные коллективы,как TANGERINE DREAM, CAN и, естественно, KRAFTWERK. Ну, правда, KRAFTWERK–топоявился тоже не сразу, как и Москва не сразу строилась. Сначала была группаORGANISATION, созданная Флорианом Шнайдером–Эслебеном (Florian Schneider–Esleben)и Ральфом Хюттером (Ralf Huet-ter), которые познакомились во время учебыв Академии Искусств в городке Remschied, что возле Дюссельдорфа. "Мыпроснулись в конце 60–х и осознали, что Германия стала американской колонией.Не было немецкой культуры, немецкой музыки — ничего. Мы как будто жилив вакууме. Молодежи нравился американский образ жизни: машины, гамбургерыи рок– н–ролл." Горячие молодые умы захотели возродить культуру Германиив соответствии с главным принципом баухауса — смешивая искусство с технологией.Более того, в соответствии с принципами этого направления, художник являлсяне изолированной личностью, которая творила ради того, чтобы творить, ачастью функциональной общины.
Далее, следуя голосу своего сердца, они продолжили образованиев консерватории Дюссельдорфа. Сильное влияние на юных музыкантов оказалодин из пионеров электроники Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen).Постепенно разочаровываясь в обычных инструментах, они все больше экспериментировалис неживым звуком. "Я вполне серьезно занимался игрой на флейте докакого–то уровня, а затем это просто наскучило. Я начал искать что–то другое.Я понял, что флейта слишком ограничивала... Вскоре купил микрофон, потомгромкоговорители, эхо–процессор, потом синтезатор. Позднее я вообще забросилфлейту," — сказал Флориан Шнайдер.
Группа ORGANISATION принимала участие в различных представленияхв художественных галереях и университетах. Музыку же можно было охарактеризоватькак смесь звуков и ритма. Волна экспериментальной музыки вызвала определенныйинтерес у звукозаписывающих компаний (как же, им надо держать ухо востро),благодаря чему стали появляться первые их записи. Тем не менее, достаточнонеожиданным стал факт подписания ORGANISATION контракта с британской компаниейRCA. В результате в 1970 году появился альбом "Tone Float" группы,в которую помимо вышеупомянутых Ральфа (орган) и Флориана (флейта, скрипка)входили: Фред Моникс (Fred Monics, ударные), Бутч Хауф (Butch Hauf, бас–гитара),Бэйзил Хаммоуди (Basil Hammoudi, вокал). Негативным последствием работыс британской фирмой стало то, что дебютный альбом в результате продавалсяв Германии как импортный. Тем не менее, главной причиной отсутствия успехастала несколько преувеличенная аморфность звучания, перенасыщенного различногорода шумами и импровизациями, в связи с чем весьма трудно провести какие–либопараллели между ней и более поздними работами Ральфа и Флориана.
На этом история ORGANISATION закончилась, и началась историяKRAFTWERK, который на тот момент составляли уже небезызвестные вам двоевместе с Андреасом Хохманом (Andreas Hohman) и Клаусом Дингером (KlausDinger). Первой работой "электростанции" (боюсь, что не откроюничего нового для вас, если скажу, что именно так переводится с немецкогоназвание группы) стал одноименный альбом "Kraftwerk" (фигурирующийв истории как "Kraftwerk 1"), записанный с июля по август тогоже года в новой, теперь уже легендарной дюссельдорфской студии, позже названнойKling Klang. Ко–продюсером и звукоинженером работы был Конрад Планк (ConradPlank), который позднее стал очень известен своей работой с ULTRAVOX иEURYTHMICS. По сравнению с "Tone Float" он был более строго организовани чуть менее насыщен шумами. Все это незамедлительно было отмечено публикой(продано 60 тысяч дисков), в результате чего резко повысился авторитетмузыкантов и они стали давать множество концертов. Через некоторое времяушел Андреас Хохман, но вскоре к группе присоединились Михаэль Ротер (MichaelRother, гитара) и Эбернхардт Крахнеманн (Ebernhardt Krahnemann, бас–гитара).
Тем не менее, и этот состав продержался недолго. Вместес Крахнеманном ушел сам Ральф Хюттер. М–да, вот тут–то и мог придти конецKRAFTWERK, не стали бы они монстрами электроники и не писал бы я о нихсейчас, а следовательно, и читать бы вам этого не пришлось. На протяженииполугода после вышеописанных событий Флориан, Ротер и Дингер играли музыку,которая скорее напоминала более поздние работы Ротера и Дингера в составегруппы NEU!. В таком составе они записали 35 минут материала на студииКонрада Планка, который так никогда и не вышел. Помимо этого состоялосьпервое появление KRAFTWERK на немецком телевидении, после которого Дингери Ротер основали NEU!.
Казалось бы, все, приехали, как говорится... Однако тутслучилось неожиданное: в группу (от которой, в принципе, остался лишь ФлорианШнайдер) возвратился Ральф Хюттер и за невообразимые шесть дней (26 сентября— 1 октября 1971 года) записан второй альбом KRAFTWERK, который, как ипервый, был оставлен без названия, а посему фигурирует в истории группыкак "Kraftwerk 2". Как по оформлению и названию, так и по содержаниюон был прямым продолжением дебютной работы и вышел на лэйбле Philips. Ко–продюсеромвновь стал Конрад Планк. Программа полностью состояла из инструментальныхкомпозиций под ритм драм–машины. Помимо этого, как и на первой работе,звучали клавишные, флейты, использовались различные звуковые эффекты идаже гитары.
Альбом также имел немалый успех (чуть меньше 60 тысячпродаж). В 1972 году в Великобритании интерес к немецкой музыки вырос вдостаточной мере для того, чтобы на Philips решили выпустить первые двеработы KRAFTWERK вместе на принадлежавшем Philips прогрессивном лэйблеVertigo. Релиз не прошел незамеченным, однако и оглушительного успеха неимел. Было ясно, что группе удалось создать нечто нетипичное ни для поп–,ни для рок–музыки, но широкая известность в музыкальных кругах и отсутствиетаковой среди рядового слушателя показывали, что нужно время. К тому же,KRAFTWERK не выступали за пределами Германии, решив не совершать концертныхтуров подобных таковым рок–звезд. В то же время такие немецкие прогрессив–группы,как CAN и TANGERINE DREAM, регулярно выступали с концертами за рубежом.Тем не менее, Ральф и Флориан получали достаточно денег от продажи своихработ, которые они тратили на дальнейшее обустройство и усовершенствованиесвоей студии Kling Klang.
Первый же концерт за пределами Германии состоялся в феврале1973 года на фестивале немецкой музыки в пригороде Парижа. Помимо KRAFTWERKв нем приняли участие TANGERINE DREAM и Клаус Шульце (Klaus Schulze). Раскачавшись,группа решилась на тур по Германии, разъезжая по стране на грузовичке "Фольксваген".Во время турне музыканты (Ральф — клавишные, Флориан — флейта и скрипка,Эмиль — гитара и электрическая скрипка, Plato Kostic — бас–гитара) игралиимпровизационную музыку на соло–концертах и различных фестивалях передаудиторией, число которой порой доходило до двух тысяч. Во многом загадочноеи непонятное положение KRAFT-WERK было нарушено третьим альбомом "RalfUnd Florian", который вышел в ноябре 1973 года. Программа была записанав студии Kling Klang (она, правда, тогда так еще не называлась), студияхComet и Rhenus в Кельне и тогда весьма модной Studio 70 в Мюнхене с маяпо июль. Ко–продюсером и звукорежиссером вновь стал Конрад Планк, благодаряличным знакомствам которого с владельцами студий в Кельне музыкантам разрешалосьработать там по ночам. Хоть работа и продолжает общую тематику, начатуюпервыми двумя работами, тем не менее, на нем доминируют электрическое фортепьянои мягкая электрическая перкуссия. Музыка стала более мелодичной, а названия— ироничными, например "Pineapple Symphony" ("ананасоваясимфония").
Но только с четвертым альбомом "Autobahn" (1974)у группы наконец появился тот самый ни на кого не похожий звук KRAFTWERK.Этому способствовало и появление в группе Вольфганга Флюра (Wolfgang Fluеr,электронные ударные) и Клауса Редера (Klaus Roeder, гитара, скрипка, клавишные).Конечно, главным номером программы стало 22–минутное посвящение немецкимавтодорогам "Autobahn" со звуками моторов, сигналов автомашини электронной перкуссией. Не последнюю роль в популярности группы сыгралсам Дэвид Боуи (David Bowie), который в то время считался главным создателемновых направлений в музыке (правда, в 80–х он этот имидж подпортил, нозато в 90–х он снова на коне). Его просто очаровал "Autobahn",и он стал с большим уважением отзываться о творчестве KRAFTWERK в своихинтервью. Журналистская братия, доверяя его репутации, немедленно взялаэто на перо, и группа получила надлежащую известность. Как говорится, неимей сто рублей, а имей сто друзей. В результате альбом, правда, в несколькоизмененной версии, попадает в десятку лучших в США и Великобритании.
В 1975 году Редера заменяет Карл Бартос (Karl Bartos).В этом составе записывается новая работа — концептуальный альбом "Radioactivity",основанный на звуках, которые можно услышать на радиоволнах. Одноименнуюкомпозицию открывала передача этого слова на азбуке Морзе. Последовавшиезатем "Trans–Europe Express" (1977) и "The Man–Machine"были записаны под сильным влиянием таких групп новой волны, как THE HUMANLEAGUE, TUBEAWAY ARMY (в составе которой работал Gary Numan), DEPECHE MODEи OMD. Я думаю, кто хоть раз слышал песню "The Robots" с альбома"The Man–Machine", навсегда запомнил простые и забавные слована русском: "Я твой слуга, я твой работник" с сильным немецкимакцентом. Через несколько лет сингл "The Model" с альбома "ComputerWorld" неожиданно для всех занял первое место в британских чартахв 1981 году.
Музыка KRAFTWERK продолжала соответствовать принципамбаухауса — она всегда отражала то, что происходило в обществе. Так, когдавышел альбом "Radioactivity", в обществе было немало споров обиспользовании атомной энергии, а когда вышел "Computer World",было много споров о том, не потеряет ли человек своего значения в обществес развитием компьютерной техники. Трудно поверить, но в то время это всехпугало, что во многом сравнимо с тем эффектом, который производили на людейпервые поезда. Порой дело доходило до абсурда. Так, в 80–х музыканты KRAFTWERKне раз обращались к правительству Восточной Германии (то бишь ГДР) с предложениемвыступить там, но неизменно получали отказ. Другим иностранным исполнителям(даже тем, кто имел "некоторую политическую окраску"), которыеиспользовали электрические гитары и другие инструменты, разрешали, а им— нет лишь потому, что они играли электронную музыку. За "The Model"последовали еще два хита: "Show-room Dummies" и "Tour DeFrance" (последняя вошла в саундтрек к фильму "Breakdance"и стала своеобразным гимном одноименной велогонки в 1983 году). Затем долженбыл выйти альбом "Technopop" (в который и должна была войти "TourDe France"), но по непонятным причинам было решено не выпускать его.Существует две противоположные версии этого. В соответствии с первой музыкантысами были недовольны работой, в соответствии со второй — EMI не захотелаиздавать альбом, мотивируя тем, что там слишком много хип–хопа и записьне будет пользоваться успехом, а значит и издавать незачем. Лишь некоторыекомпозиции с "Technopop" в измененном виде вошли в следующийальбом "Electric Cafe", который вышел только в 1986 году. Позадумке это изначально была танцевальная музыка. Продюсером работы былАртур Бэйкер (Arthur Baker). Многие ортодоксальные фэны группы не оценилиэтого произведения, назвав весьма странной имитацией музыкантами своихже ранних работ, но без прежнего блеска. В результате объем продаж былневероятно мал.
Через несколько лет после выхода "Electric Cafe"(по различным данным, в1987, 1988 или в 1990 году) KRAFTWERK покинул Флюр,а еще через некоторое время за ним последовал и Карл Бартос. Флюр объяснилсвой поступок тем, что после долгих лет работы в группе ему захотелосьсделать что–то новое. И хоть уйти было нелегко, он это сделал. Долгое времябыло неизвестно, чем он занимался, и ходили самые невероятные слухи (дажео том, что он умер). На самом деле он вернулся к своей работе дизайнерамебели, а вскоре записал сольную работу. В 1993 году он выпустил кассетныйсингл "Little Child", доходы от продажи которого пошли в помощьдетям, эвакуированным из Боснии. Бартос после ухода работал с Лотаром Мантойффелем(Lothar Manteuffel, ELEKTRIC MUSIC) и OMD.
С тех пор KRAFTWERK — это Ральф, Флориан и сессионныемузыканты. В 1991 году вышла следующая работа группы под названием "TheMix", в которую вошли ремикшированные версии лучших песен. Ральф Хюттерсказал по этому поводу: "Это гораздо больше, чем просто альбом ремиксов.Мы начали с того, что взяли наши оригиналы и сэмплировали их. Многие песнибыли просто заново переделаны, так что это скорее перезапись, чем ремикс.И мне кажется, мы сделали это лучше, чем кто–либо другой."
Они продолжают жить, работать, постоянно совершенствоватьсвою студию и не появляются на фотосъемках уже около пятнадцати лет, присылаяна них роботов и объясняя это тем, что у них гораздо больше терпения. Роботывыступают вместо них и на концертах, которые, между прочим, действительноиграются музыкантами. Ральф Хюттер: "Ничего заранее не записывается,а находится в памяти компьютера. Нет никаких пленок, все идет с компьютера.Мы можем изменить все настолько, насколько захотим: убирать, добавлятьпесни, пропускать, повторять. В любой момент можем все поменять. Мы можемсделать любую песню длиннее, в зависимости от того, как проходит концерт".
Со времени выхода "The Mix" много раз появлялисьслухи о новом альбоме KRAFTWERK. Еще несколько лет назад в одном из интервьюРальф Хюттер заявил, что новая программа уже записана, отказавшись даватьдальнейшие комментарии. Вполне возможно, что как и "Technopop"в 1983 году, она не удовлетворила музыкантов и они стали ее перерабатывать.Тем не менее, после нескольких лет молчания группа выступила в мае этогогода на британском фестивале Tribal Gathering, где исполнила новую композицию.А затем еженедельник "New Musical Express" сообщил, что группаработает над новым материалом, который, возможно, выйдет в сентябре. Достовернойэту информацию можно считать хотя бы потому, что она прошла и по официальнымканалам (недавно об этом сообщалось в новостях GALA Records — официальногопредставителя компании EMI, на которой выходят работы KRAFTWERK). Помимоэтого сообщалось, что планируется переиздание всех альбомов группы с ранеене издававшимися бонус–треками (напомню, что первые несколько альбомовне переиздавались на CD).
Думаю, что они еще не раз нас удивят своей оригинальнойи ни на кого не похожей музыкой. Ральф Хюттер говорит: "Нашу музыкуне сыграешь на фортепьяно. Просто не получится. Ноты в нашей музыке неиграют никакой роли. Фортепьяно просто старо. Этот архаический инструментдавным–давно исчез из поля нашего зрения."
История этого удивительного немецкого коллектива началасьв 1968 году, но, конечно, не сразу и не просто так. Для того чтобы понятькорни этого явления в электронной музыке, достаточно припомнить музыкальную(и не только) ситуацию в Германии того времени. Немецкие коллективы в большинствесвоем играли кавер–версии популярных британских или американских песен.К тому же мысли и помыслы широких масс достаточно сильно были заняты "холоднойвойной" (о которой, впрочем, мы не скажем более ни слова, так какгазета все–таки музыкальная). И тут молодое поколение решило самовыразитьсяи тем самым сделать Германию заметной в мировой культуре того времени.Результат — новая волна в музыке и кино. Что до кино, то и об этом мы сегодняпозабудем, а вот в музыке появились такие экспериментальные коллективы,как TANGERINE DREAM, CAN и, естественно, KRAFTWERK. Ну, правда, KRAFTWERK–топоявился тоже не сразу, как и Москва не сразу строилась. Сначала была группаORGANISATION, созданная Флорианом Шнайдером–Эслебеном (Florian Schneider–Esleben)и Ральфом Хюттером (Ralf Huet-ter), которые познакомились во время учебыв Академии Искусств в городке Remschied, что возле Дюссельдорфа. "Мыпроснулись в конце 60–х и осознали, что Германия стала американской колонией.Не было немецкой культуры, немецкой музыки — ничего. Мы как будто жилив вакууме. Молодежи нравился американский образ жизни: машины, гамбургерыи рок– н–ролл." Горячие молодые умы захотели возродить культуру Германиив соответствии с главным принципом баухауса — смешивая искусство с технологией.Более того, в соответствии с принципами этого направления, художник являлсяне изолированной личностью, которая творила ради того, чтобы творить, ачастью функциональной общины.
Далее, следуя голосу своего сердца, они продолжили образованиев консерватории Дюссельдорфа. Сильное влияние на юных музыкантов оказалодин из пионеров электроники Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen).Постепенно разочаровываясь в обычных инструментах, они все больше экспериментировалис неживым звуком. "Я вполне серьезно занимался игрой на флейте докакого–то уровня, а затем это просто наскучило. Я начал искать что–то другое.Я понял, что флейта слишком ограничивала... Вскоре купил микрофон, потомгромкоговорители, эхо–процессор, потом синтезатор. Позднее я вообще забросилфлейту," — сказал Флориан Шнайдер.
Группа ORGANISATION принимала участие в различных представленияхв художественных галереях и университетах. Музыку же можно было охарактеризоватькак смесь звуков и ритма. Волна экспериментальной музыки вызвала определенныйинтерес у звукозаписывающих компаний (как же, им надо держать ухо востро),благодаря чему стали появляться первые их записи. Тем не менее, достаточнонеожиданным стал факт подписания ORGANISATION контракта с британской компаниейRCA. В результате в 1970 году появился альбом "Tone Float" группы,в которую помимо вышеупомянутых Ральфа (орган) и Флориана (флейта, скрипка)входили: Фред Моникс (Fred Monics, ударные), Бутч Хауф (Butch Hauf, бас–гитара),Бэйзил Хаммоуди (Basil Hammoudi, вокал). Негативным последствием работыс британской фирмой стало то, что дебютный альбом в результате продавалсяв Германии как импортный. Тем не менее, главной причиной отсутствия успехастала несколько преувеличенная аморфность звучания, перенасыщенного различногорода шумами и импровизациями, в связи с чем весьма трудно провести какие–либопараллели между ней и более поздними работами Ральфа и Флориана.
На этом история ORGANISATION закончилась, и началась историяKRAFTWERK, который на тот момент составляли уже небезызвестные вам двоевместе с Андреасом Хохманом (Andreas Hohman) и Клаусом Дингером (KlausDinger). Первой работой "электростанции" (боюсь, что не откроюничего нового для вас, если скажу, что именно так переводится с немецкогоназвание группы) стал одноименный альбом "Kraftwerk" (фигурирующийв истории как "Kraftwerk 1"), записанный с июля по август тогоже года в новой, теперь уже легендарной дюссельдорфской студии, позже названнойKling Klang. Ко–продюсером и звукоинженером работы был Конрад Планк (ConradPlank), который позднее стал очень известен своей работой с ULTRAVOX иEURYTHMICS. По сравнению с "Tone Float" он был более строго организовани чуть менее насыщен шумами. Все это незамедлительно было отмечено публикой(продано 60 тысяч дисков), в результате чего резко повысился авторитетмузыкантов и они стали давать множество концертов. Через некоторое времяушел Андреас Хохман, но вскоре к группе присоединились Михаэль Ротер (MichaelRother, гитара) и Эбернхардт Крахнеманн (Ebernhardt Krahnemann, бас–гитара).
Тем не менее, и этот состав продержался недолго. Вместес Крахнеманном ушел сам Ральф Хюттер. М–да, вот тут–то и мог придти конецKRAFTWERK, не стали бы они монстрами электроники и не писал бы я о нихсейчас, а следовательно, и читать бы вам этого не пришлось. На протяженииполугода после вышеописанных событий Флориан, Ротер и Дингер играли музыку,которая скорее напоминала более поздние работы Ротера и Дингера в составегруппы NEU!. В таком составе они записали 35 минут материала на студииКонрада Планка, который так никогда и не вышел. Помимо этого состоялосьпервое появление KRAFTWERK на немецком телевидении, после которого Дингери Ротер основали NEU!.
Казалось бы, все, приехали, как говорится... Однако тутслучилось неожиданное: в группу (от которой, в принципе, остался лишь ФлорианШнайдер) возвратился Ральф Хюттер и за невообразимые шесть дней (26 сентября— 1 октября 1971 года) записан второй альбом KRAFTWERK, который, как ипервый, был оставлен без названия, а посему фигурирует в истории группыкак "Kraftwerk 2". Как по оформлению и названию, так и по содержаниюон был прямым продолжением дебютной работы и вышел на лэйбле Philips. Ко–продюсеромвновь стал Конрад Планк. Программа полностью состояла из инструментальныхкомпозиций под ритм драм–машины. Помимо этого, как и на первой работе,звучали клавишные, флейты, использовались различные звуковые эффекты идаже гитары.
Альбом также имел немалый успех (чуть меньше 60 тысячпродаж). В 1972 году в Великобритании интерес к немецкой музыки вырос вдостаточной мере для того, чтобы на Philips решили выпустить первые двеработы KRAFTWERK вместе на принадлежавшем Philips прогрессивном лэйблеVertigo. Релиз не прошел незамеченным, однако и оглушительного успеха неимел. Было ясно, что группе удалось создать нечто нетипичное ни для поп–,ни для рок–музыки, но широкая известность в музыкальных кругах и отсутствиетаковой среди рядового слушателя показывали, что нужно время. К тому же,KRAFTWERK не выступали за пределами Германии, решив не совершать концертныхтуров подобных таковым рок–звезд. В то же время такие немецкие прогрессив–группы,как CAN и TANGERINE DREAM, регулярно выступали с концертами за рубежом.Тем не менее, Ральф и Флориан получали достаточно денег от продажи своихработ, которые они тратили на дальнейшее обустройство и усовершенствованиесвоей студии Kling Klang.
Первый же концерт за пределами Германии состоялся в феврале1973 года на фестивале немецкой музыки в пригороде Парижа. Помимо KRAFTWERKв нем приняли участие TANGERINE DREAM и Клаус Шульце (Klaus Schulze). Раскачавшись,группа решилась на тур по Германии, разъезжая по стране на грузовичке "Фольксваген".Во время турне музыканты (Ральф — клавишные, Флориан — флейта и скрипка,Эмиль — гитара и электрическая скрипка, Plato Kostic — бас–гитара) игралиимпровизационную музыку на соло–концертах и различных фестивалях передаудиторией, число которой порой доходило до двух тысяч. Во многом загадочноеи непонятное положение KRAFT-WERK было нарушено третьим альбомом "RalfUnd Florian", который вышел в ноябре 1973 года. Программа была записанав студии Kling Klang (она, правда, тогда так еще не называлась), студияхComet и Rhenus в Кельне и тогда весьма модной Studio 70 в Мюнхене с маяпо июль. Ко–продюсером и звукорежиссером вновь стал Конрад Планк, благодаряличным знакомствам которого с владельцами студий в Кельне музыкантам разрешалосьработать там по ночам. Хоть работа и продолжает общую тематику, начатуюпервыми двумя работами, тем не менее, на нем доминируют электрическое фортепьянои мягкая электрическая перкуссия. Музыка стала более мелодичной, а названия— ироничными, например "Pineapple Symphony" ("ананасоваясимфония").
Но только с четвертым альбомом "Autobahn" (1974)у группы наконец появился тот самый ни на кого не похожий звук KRAFTWERK.Этому способствовало и появление в группе Вольфганга Флюра (Wolfgang Fluеr,электронные ударные) и Клауса Редера (Klaus Roeder, гитара, скрипка, клавишные).Конечно, главным номером программы стало 22–минутное посвящение немецкимавтодорогам "Autobahn" со звуками моторов, сигналов автомашини электронной перкуссией. Не последнюю роль в популярности группы сыгралсам Дэвид Боуи (David Bowie), который в то время считался главным создателемновых направлений в музыке (правда, в 80–х он этот имидж подпортил, нозато в 90–х он снова на коне). Его просто очаровал "Autobahn",и он стал с большим уважением отзываться о творчестве KRAFTWERK в своихинтервью. Журналистская братия, доверяя его репутации, немедленно взялаэто на перо, и группа получила надлежащую известность. Как говорится, неимей сто рублей, а имей сто друзей. В результате альбом, правда, в несколькоизмененной версии, попадает в десятку лучших в США и Великобритании.
В 1975 году Редера заменяет Карл Бартос (Karl Bartos).В этом составе записывается новая работа — концептуальный альбом "Radioactivity",основанный на звуках, которые можно услышать на радиоволнах. Одноименнуюкомпозицию открывала передача этого слова на азбуке Морзе. Последовавшиезатем "Trans–Europe Express" (1977) и "The Man–Machine"были записаны под сильным влиянием таких групп новой волны, как THE HUMANLEAGUE, TUBEAWAY ARMY (в составе которой работал Gary Numan), DEPECHE MODEи OMD. Я думаю, кто хоть раз слышал песню "The Robots" с альбома"The Man–Machine", навсегда запомнил простые и забавные слована русском: "Я твой слуга, я твой работник" с сильным немецкимакцентом. Через несколько лет сингл "The Model" с альбома "ComputerWorld" неожиданно для всех занял первое место в британских чартахв 1981 году.
Музыка KRAFTWERK продолжала соответствовать принципамбаухауса — она всегда отражала то, что происходило в обществе. Так, когдавышел альбом "Radioactivity", в обществе было немало споров обиспользовании атомной энергии, а когда вышел "Computer World",было много споров о том, не потеряет ли человек своего значения в обществес развитием компьютерной техники. Трудно поверить, но в то время это всехпугало, что во многом сравнимо с тем эффектом, который производили на людейпервые поезда. Порой дело доходило до абсурда. Так, в 80–х музыканты KRAFTWERKне раз обращались к правительству Восточной Германии (то бишь ГДР) с предложениемвыступить там, но неизменно получали отказ. Другим иностранным исполнителям(даже тем, кто имел "некоторую политическую окраску"), которыеиспользовали электрические гитары и другие инструменты, разрешали, а им— нет лишь потому, что они играли электронную музыку. За "The Model"последовали еще два хита: "Show-room Dummies" и "Tour DeFrance" (последняя вошла в саундтрек к фильму "Breakdance"и стала своеобразным гимном одноименной велогонки в 1983 году). Затем долженбыл выйти альбом "Technopop" (в который и должна была войти "TourDe France"), но по непонятным причинам было решено не выпускать его.Существует две противоположные версии этого. В соответствии с первой музыкантысами были недовольны работой, в соответствии со второй — EMI не захотелаиздавать альбом, мотивируя тем, что там слишком много хип–хопа и записьне будет пользоваться успехом, а значит и издавать незачем. Лишь некоторыекомпозиции с "Technopop" в измененном виде вошли в следующийальбом "Electric Cafe", который вышел только в 1986 году. Позадумке это изначально была танцевальная музыка. Продюсером работы былАртур Бэйкер (Arthur Baker). Многие ортодоксальные фэны группы не оценилиэтого произведения, назвав весьма странной имитацией музыкантами своихже ранних работ, но без прежнего блеска. В результате объем продаж былневероятно мал.
Через несколько лет после выхода "Electric Cafe"(по различным данным, в1987, 1988 или в 1990 году) KRAFTWERK покинул Флюр,а еще через некоторое время за ним последовал и Карл Бартос. Флюр объяснилсвой поступок тем, что после долгих лет работы в группе ему захотелосьсделать что–то новое. И хоть уйти было нелегко, он это сделал. Долгое времябыло неизвестно, чем он занимался, и ходили самые невероятные слухи (дажео том, что он умер). На самом деле он вернулся к своей работе дизайнерамебели, а вскоре записал сольную работу. В 1993 году он выпустил кассетныйсингл "Little Child", доходы от продажи которого пошли в помощьдетям, эвакуированным из Боснии. Бартос после ухода работал с Лотаром Мантойффелем(Lothar Manteuffel, ELEKTRIC MUSIC) и OMD.
С тех пор KRAFTWERK — это Ральф, Флориан и сессионныемузыканты. В 1991 году вышла следующая работа группы под названием "TheMix", в которую вошли ремикшированные версии лучших песен. Ральф Хюттерсказал по этому поводу: "Это гораздо больше, чем просто альбом ремиксов.Мы начали с того, что взяли наши оригиналы и сэмплировали их. Многие песнибыли просто заново переделаны, так что это скорее перезапись, чем ремикс.И мне кажется, мы сделали это лучше, чем кто–либо другой."
Они продолжают жить, работать, постоянно совершенствоватьсвою студию и не появляются на фотосъемках уже около пятнадцати лет, присылаяна них роботов и объясняя это тем, что у них гораздо больше терпения. Роботывыступают вместо них и на концертах, которые, между прочим, действительноиграются музыкантами. Ральф Хюттер: "Ничего заранее не записывается,а находится в памяти компьютера. Нет никаких пленок, все идет с компьютера.Мы можем изменить все настолько, насколько захотим: убирать, добавлятьпесни, пропускать, повторять. В любой момент можем все поменять. Мы можемсделать любую песню длиннее, в зависимости от того, как проходит концерт".
Со времени выхода "The Mix" много раз появлялисьслухи о новом альбоме KRAFTWERK. Еще несколько лет назад в одном из интервьюРальф Хюттер заявил, что новая программа уже записана, отказавшись даватьдальнейшие комментарии. Вполне возможно, что как и "Technopop"в 1983 году, она не удовлетворила музыкантов и они стали ее перерабатывать.Тем не менее, после нескольких лет молчания группа выступила в мае этогогода на британском фестивале Tribal Gathering, где исполнила новую композицию.А затем еженедельник "New Musical Express" сообщил, что группаработает над новым материалом, который, возможно, выйдет в сентябре. Достовернойэту информацию можно считать хотя бы потому, что она прошла и по официальнымканалам (недавно об этом сообщалось в новостях GALA Records — официальногопредставителя компании EMI, на которой выходят работы KRAFTWERK). Помимоэтого сообщалось, что планируется переиздание всех альбомов группы с ранеене издававшимися бонус–треками (напомню, что первые несколько альбомовне переиздавались на CD).
Думаю, что они еще не раз нас удивят своей оригинальнойи ни на кого не похожей музыкой. Ральф Хюттер говорит: "Нашу музыкуне сыграешь на фортепьяно. Просто не получится. Ноты в нашей музыке неиграют никакой роли. Фортепьяно просто старо. Этот архаический инструментдавным–давно исчез из поля нашего зрения."
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 1997 год в рубрике музыкальная газета