Швах
Нового дня глоток

Общеизвестно, что главным побуждающим фактором дляпоявления и развития в бывшем Союзе (далее — стране, государстве и прочиепроизводные– синонимы) рок-музыки явилась услышанная не оставившим своеимя в истории человеком по "Голосу Америки" или радио "Свобода",на "цеховой" пластинке, "на костях" или диске, привезенномиз–за бугра дипломатическим папой кореша кореша, группа THE BEATLES. Этотимеряк ворвался в студенческую общагу с криком: "Чуваки, атанда! Девкив кучу, что я расскажу (что я принес)!" Все! Биг–бит с тех пор зашагалпо одной шестой части суши...
Группа ШВАХ (Москва). Год рождения — приблизительно 1994–й.Состав: Михаил Дубовиков (вокал), Александр Говердовский (вокал), ИльяБольшаков (бас–гитара), Александр Дембицкий (гитара), Сергей Сабинин (ударные),а также — Дарья Подъяпольская (гример), ну и — Александр Коновалов (директор,друг детства). Записанный альбом — "Сучьи погремушки" (декабрь,1996). Общие пристрастия — FAITH NO MORE (number 1), RED HOT CHILI PEPPERS,RAGE AGAINST THE MACHINE, ROLLIN’S BAND, MR. BUNGLE, John Pattituchi.

Канаву, в которую отечественный рок–н–ролл стали благополучнозакапывать на излете 80–х, начинали рыть в 70–е с двух направлений — состороны профессиональных музыкантов (преимущественно "предавших"джаз и филармонию) и со стороны дилетантов дворовой песни, которые превалироваличисленностью, ибо дворов у нас в стране и по сей день больше, чем консерваторий.Профессионалы спустя некоторое время почти сплошь окопались в огосударствленныхрок–группах (ВИА — вокально–инструментальных ансамблях) и считали, чтораз власти не дают им со сцены играть настоящий рок, то делать нечего —будем лабать рок советский, "выжатый" в музыкальном плане каклимон, а для души — где–нибудь на гастролях под Усть–Илимском, куда ВласьеСеменовне (Советской Власти) добираться особо не в кайф, и "оторваться"можно. Дети же шестидесятников, хлебнувшие с отцами последний глоток хрущевскойоттепели, повели себя чуть понаглее: организовались в самодеятельные группы,залезли в подвалы, рванули на танцы, в ближайшие ДК и стали потихонькунаигрывать себе свое — непричесанное, неумелое и оппозиционное. Вот этонеуклюже–непрофессиональное с точки зрения диезов и бемолей, но искреннееи недиктуемое и получило потом название "русский рок"...

Ответчик — группа ШВАХ. Любознательный — "Музыкальнаягазета". Тон — непринужденный, иногда серьезный.

— Как так получилось, что вы стали играть рок–музыку?

— Честно говоря, об истории группы мы особо распространятьсяне любим, потому как ничего особенного она (история) из себя не представляети похожа на сотни таких же историй и вообще она покрыта мраком страшнойтайны... А что "вынудило" нас заняться рок–н–роллом сообща, тоу каждого была своя причина: первому "снесло башню" Сергею, послетого как он побывал на концерте FAITH NO MORE в Москве в 1993 году; ШураГовердовский "слез с панка" и серьезно "подсел" наRED HOT CHILI PEPPERS; Илья давно и долго удивлялся мастерству "зубодробления"группы SLAYER, а Миша сызмальства вкушал песнопения Боярского. Потом произошлонаше знакомство с Александром Ф. Скляром, в результате которого мы дебютировалив московском клубе "SEXTON FOZD" в одном концерте с группой ВА–БАНКЪ.И покатилось: участие в фестивалях "Учитесь Плавать. Урок Первый"и "Урок Второй", запись первого альбома "Сучьи погремушки",концерт в Москве 1 февраля 1997 года вместе с BIOHAZARD, "выезднаягастроль" с фестивалем "Учитесь Плавать" в Сочи (Дагомыс)и т.д.

— Потехе — время, а делу — швах. Какие потехи для васявляются любимыми и сколь часто у вас все валится из рук? Кто в этом виновати какие меры вы предпринимаете, дабы выйти из затруднительного положения?

— Дело в том, что "потехам" мы уделяем все нашевремя. Готовы побиться об заклад — более шаловливых языков, ветренных голови дурашливых дураков вовек не сыскать! Поэтому, когда мы вместе — спасайся,кто может! А любимая "потеха" — давать интервью всевозможнымжурналистам: в надежде услышать что–нибудь интересное, "писака"задает вполне ясные, конкретные вопросы, а в результате натыкается на неописуемоесловоблудие, чепуху и чушь. Но это не со зла к нему, это ирония над собой.

Из рук все валится достаточно часто, в чем виновата водкаи только она, проклятая! Никаких других причин для неприятностей не существует,потому мы стараемся в затруднительные положения не попадать, но увы...

— "Если бы не этот человек, мы бы уже давно былина MTV и в Billboard": кто он и почему он так с вами поступил? Вашиответные действия?

— Это ты, Олег! Как ты думаешь, каковы будут наши ответныедействия!?.. На самом деле, каждый из нас, взятый в отдельности, что–тоне сделал, куда–то не пришел, поленился, устал, проморгал, и этих слагаемыхвполне достаточно для того, чтобы упустить какой–либо хороший шанс.

— Меня постоянно мучают несколько вопросов: почему гитарныеструны легче всего перебирать руками? Почему по барабану нужно стучатьпалочками, а не чем–либо другим? Почему поют в микрофон или в окно?

— Все это неправда! Легче перебирать руками по барабануи стучать палками по струнам, а петь в мегафон и рупор, уж поверь!

— В рок–музыканте все должно быть красиво. Что именно?

— Кто это сказал?.. Все должно быть красиво в попсовике–затейнике!В рок–музыке важны эстетика и чувство вкуса (пусть даже дурного). Возьмем,к примеру, очаровашку мистера Мэнсона и, говоря о деталях, отмечаем: волосырок–музыканта должны содержаться в крайностях (либо ты лысый, либо с хэйроми до жопы), средний вариант не прокатывает; носки, коцы (обувь), железки(кольца, серьги), tatoo’s. Но, конечно же, важны и душа с помыслами.

"Русский рок" 70–х годов нарушил монополию властителейдум человеческих —– поэтов и писателей — на истину. Их мнение для людеймыслящих в Союзе было поглавнее, чем постановления и решения партии и правительства.Но в 70–е "русский рок" стал главным источником правды для молодежи,источником, бьющим здесь, на Родине, источником, напиться из которого былои опасно, и необходимо, если ты хотел выжить в условиях тотального "совка".СКОМОРОХИ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, АКВАРИУМ, МИФЫ —– без этихгрупп не было бы следующего этапа в развитии нашей рок–музыки, этапа наиболеебурного, живого и веселого...

— Если бы вы жили на Ближнем Востоке, то как вы думаете:как поступили бы с вами власти того государства, поданными которого бывы являлись, узнай они, что героем песен вашего будущего альбома станетживотное под названием "свинья"?

— Бурная фантазия подсказывает, что нам поджарили бы пятки,отрезали носы и бросили в хлев на съедение свиньям (!!!??? —– О’К), невыслушав даже, что героем песен нашего нового альбома будет не животноесвинья, а "человек–свинья" и человеческие свинские отношения.

— Мик Джаггер как–то сказал: "В России есть толькоодна РОК–группа, и вы ее знаете — это ШВАХ". Какое количество денегвы ему заплатили, чтобы он произнес эту фразу?

— Если он так сказал, то мы бы дали ему бутылку водкии попросили забрать свои слова обратно, пока никто, не дай Бог, не услышал!

— Не слишком ли много семи нот для такого локального видаискусства, как музыка? Есть ли те ноты, которые, на ваш взгляд, можно былобы и убрать?

—– Есть!!! Ы–Ы, УУ–Э, ЗЮ–У–У–У!!!

— Раньше люди говорили: "Лишь бы не было войны".Чего бы вы хотели, чтобы не было сейчас?

— Армии, рака, СПИДа, войны, шпаны, мудаков. Нас пугаети надвигающееся засилие всемирного "компутэра", химии и синтеза.Мы консерваторы в этом плане.

— Сегодня мы живем с вами практически в одном государстве,по существу, вы белорусская группа, также как и мы —– издание российское.Не считаете ли вы, что Беларусь выступает теперь для России в качестведонора и белорусские несметные богатства без следа растворятся на малоосвоенныхобширных российских территориях?

—– Твоя ирония нам ясна. Но дело в том, что мы абсолютноаполитично настроенные молодые "чемоданы" и пренебрежительноотносимся к любого рода рассюсюкиваниям на тему политики. Нам очень жаль,но подискутировать на эту тему мы с тобой не сможем.

Перестройка открыла все шлюзы, долго сдерживающие эмоции,слова, мысли, действия, поступки, песни, моду, внутреннюю человеческуюсвободу, накопившиеся в людях за годы ленинизма–черненковизма в таком количестве,что рухнуть под напором такого потока должно было многое. Многое и рухнуло.Потомкам разбирать, не выплеснули ли на свалку вместе с вонючей жижицейи ребенка, не вымели ли за дверь вместе с мусором и осколки, которые можнобыло склеить, но то, что мы имеем на сегодня в рок–н–ролле, берет своеначало как раз из середины 80–х. Рок–групп и "рок–групп" тогдапоявилось такое множество, что неподготовленному и воспитанному на школьномЧайковском и просветленном подпольном БГ слушателю разобраться, где первое,а где второе, уловить между ними разницу было невозможно. Если старые российскиерок–н–ролльные монстры за пятнадцать лет из своих поначалу юных стишатвыстроили руководство "Как надо жить" и подучились правильнобрать аккорды, то их смена пришла на сцену с единственной целью: сначаласвергнем старых маразматиков типа Макара, а потом и играть научимся. Свергалиповсюду, ниспровергатели были в цене, которую сметливые экс–комсомольскиевожаки, ставшие в духе времени частными предпринимателями, прокатчикамиартистов и шоу–бизнесменами, назначали сперва всем подряд и "продавали"этих же всех оптом зрителю–потребителю. Постепенно молодежь объелась социальщины,плохого звука и света, фальши и псевдопрофессионализма и потянулась (вполнелогично) к более удобоваримой "духовной пище", предложенной имсметливыми "саввамамонтовыми" наших дней. Музыкантов "сломали","сломались" они сами и "сломали" сами себя, приучивслушателя к тому, что "настоящий русский рок" —– это первым деломтекст, а музыка потом. В результате ни они, ни слушатели в музыке так ине научились разбираться всерьез и надолго. Устояли, удержались корнейтолько те, кто остался искренне влюблен в рок, кто научился играть и петьи кого с разной степенью достоверности можно причислить к подлинным мастерамсвоего дела — ДДТ, КИНО, АЛИСА, АУКЦЫОН, ВВ, КАЛИНОВ МОСТ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС,ЧАЙФ. "Русский рок" 90–х вступил в долгую полосу кризиса...

— Ваше музыкальное творчество неразрывно связано с вашимсценическим имиджем. Отдавая должное вашему профессионализму и прекраснойсыгранности (судя по альбому "Сучьи погремушки"), мне кажется,что оно слегка проигрывает прежде всего в своей текстовой части. Выберите,пожалуйста, один из вариантов возможных путей для ответа. А). Не лучшели дополнительно заняться музыкальным (стихотворным) самообразованием?Б). Не лучше ли прекратить из выступлений устраивать эксцентричное шоу?В). Я как журналист ни фига не "рублю" ни в том, ни в другом.

— АБВГДЕйка в данном случае неуместна. Проблема гораздомногогранней, и она реально существует, это как раз тот случай, когда можноразвести демагогию. Так получилось, что мы изначально навязали себе болеесложную форму создания музыкального материала. Нас часто обвиняют в чрезмерномсамокопании, но мы не можем позволить себе поверхностного отношения к музыке.Поэтому, незаметно для себя, где–то увлекаемся деталями, упуская общее(хотя как раз обыватель замечает именно последнее). Получается так: мы"паримся" над отдельными "фишками" в надежде прослытьмастерами свинга, а народ не замечает наших "мучений". То естьто, что важно для нас, не волнует слушателя (среднестатистического).

По поводу же дополнительного музыкального самообразованияможем сказать следующее: им нельзя начать заниматься, оно происходит самопо себе в процессе непрерывного творческого поиска. Поэтому считаем, чтовопрос профессионального исполнения собственного музыкального материала— вопрос исключительно времени. Главное, что мы уверены в себе. И потом,у нас не было элементарного фундамента, мы самоучки до мозга костей, тогдакак большинство московских альтернативных коллективов имеют в своем активевыпускников всевозможных музыкальных заведений. Отсюда следует вывод: равновесиемежду сценическим имиджем и профессионализмом наступит в более зрелом возрастеучастников группы ШВАХ! Да и, скорее всего, вообще нельзя судить о нашемпрофессиональном уровне по альбому "Сучьи погремушки", так каквременные рамки работы в студии были настолько жесткими, что ради сохраненияобъема альбомного материала приходилось поступаться качеством его исполнения.(То, что творит ШВАХ на концертах, — это надо видеть! Такой экспрессии,такого владения телом, что для рок–музыки, особенно сегодняшней, сталоочень важным, такого владения инструментами и голосом я давненько не видывали не слыхивал! Альбом, ладно, наступлю на горло своему вечному скептицизму,действительно "сыроват", если подходить к нему в рамках наивысшегооценивания (это я про себя), но всем бы группам такую "сырость"!—– О’К).

— Понятно, что мешает плохому танцору. Что мешает плохомумузыканту?

— Личные амбиции, воспаленное самомнение, безвкусица.И, пожалуй... яйца тоже!

Кризису не было видно конца... И вдруг, начиная со второйполовины 90–х, откуда ни возьмись, стали появляться группы, участники которых,не будучи в подлинном смысле музыкантами профессиональными (не имевшимиза плечами музыкальных училищ и консерваторий, но впитавшими в себя ошибкии приобретенный опыт их предшественников) или наоборот —– являясь таковыми,заиграли РОК. К чему совершенно оказались не готовы, как это ни смешнозвучит, не звукозаписывающие компании, худо–бедно отслеживающие рок–н–ролльныйрынок, а прокатчики, делающие деньги исключительно на "электричках"и "сэрах", и СМИ, "поливающие" почем зря "сэр"и "электрички". Сложилась парадоксальная картина: рок стал подаватьпризнаки жизни, а в реанимации хлещут спирт! Обидно! Но молчать мы не собираемся!А потому кислородная маска в наших руках! Одна из самых крутейших сегодняшнихроссийских банд, ШВАХ заслуживает того, чтобы оказаться на соответствующейстраничке энциклопедии современной отечественной рок–музыки. Если вы веритенам, поверьте ШВАХУ!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета