Эмбиент Мир эмбиента
Вниз по темной аллее. Безликие строения стоят одиноко,и душам, заброшенным в Сан–Франциско, холодно. Неизвестность струится повполне реальным стенам. Длинный, уводящий вглубь коридор — и стены ужеокрашиваются цветными бликами, а в музыке, льющейся неизвестно откуда,слышны отзвуки диско и хауза. Танцующие заполняют пространство рядом сди–джеем. В комнате сзади, освещенной свечами и огоньками сигарет, людейбольше. Внутри — легкое перекатывание баса.
Падающие звезды, пересекающие небосвод; ветер, гонящийоблака, плеск волн —все это достигает апогея. И когда от баса остаетсялишь эхо, музыка постепенно превращается в глубокий зацикленный даб. Ди–джеймедленно сжимает время этим петлями. Его лицо лишь слегка освещено пламенемсвечи, и кажется, что это внутренний свет. Присутствующие, сидящие на рюкзакахи подушках верхом, расположились в углах, а кто и прямо в центре комнаты.
Исчезающий металлический голос выплывает из многоголосиявиолончелей. "Космос вокруг", — произносит он, рассыпаясь натонкие голосочки и послезвучия. Закрываются глаза, и захватываетдыхание:шум водопада наполняет все вокруг, шорохи джунглей прокрадываются сквозьневедомые двери, рассыпаясь пением птиц, шуршанием бабочек и голосами неведомыхсозданий. Сон и реальность перемешались, и внимание постепенно концентрируетсянашамане эмбиента. Искаженная волна шума, крутясь в сжатом воздухе, постепеннозатухая, преобразовалась в плач новорожденного. Все вместе производилосильнейшее впечатление прикосновения к неведомому...
Пытаться объяснить, что такое "эмбиент", всеравно, что пытаться объяснить, что такое киви, тому, кто никогда не видели не ел его. Проблема описания сама по себе трудна и (без введения определенныхправил) просто самоубийственна. Вебстерский словарь определяет слово "эмбиент"так: это направление во все стороны, окружающее, замкнутое. Корень "эмби"произошел от латинского "ambo", что означает "совместно","комплексно". Таким образом, эмбиент — это гармонизированноесочетание несочетаемого, использование разных звуков для создания одногонового. Эмбиент — это консонанс (созвучие) шумов живого мира, как связьмежду личностью и душой, хотя, по существу, трактование может быть самымразличным, у каждого на свой вкус.Эмбиентная музыка — это вся музыка. Стех пор как пещерные люди стали стучать по своим скалам. Или взять, например,церковную музыку XIV столетия. Музыка была средством всемирной коммуникации.Моцарт пытался передать юмор своей оперой "буффа", и Густав Малервоспроизводил цвета деревьев в своих композициях. Во все века композиторыпытались музыкой передать жизнь природы, ее чувства и красоту.
Французский композитор Эрих Сати в 1889 году воплотилв своем произведении "Toris Gimnopedies" идею "свободнойнатуралистичной музыки", где три фрагмента классических произведенийисполнялись одновременно, а основная партия шла уже поверх этого, откудасовсем уже недалеко до замены основной партии диктором телевидения илирадио с комментарием событий политической жизни или простого прогнозомпогоды. Благодаря Сати стиль свободной композиции стал известным, и именночерез эту идею эмбиент и восприняли массы: потребители, музыканты и музыкальныекритики. Его девизом было: "Музыка — это искусство". Затем эмбиентнаямузыка претерпела множество изменений и представляет собой целый ряд составляющихсовременной культуры: прогрессив-рок, нью–эйдж, техно и прогрессив-хауз.
Современный эмбиентный звук — это сплав духовности и техно–логии.Психоделия и раскрытие границ окружающего 60–х и ранних 70–х с технологиейи информационным взрывом сегодняшних молодых примитивистов. Расслабляющейхип–хоповый ритм, возможно, привлекает к этому культурному течению и являетсяхребтом для подавляющего большинства композиций, что вместе с заразительными808 барабанными сэмплами, наполненными эхом даб мелодиями строит тональнуюструктуру плавающих отражений, ирреальных голосов и подводных звуков.
Имя, которое так или иначе появляется в каждой дискуссииоб эмбиенте, — Брайен Ино. Без сомнений, Ино, которого считают одним изродоначальников современной электронной музыки, был в самом фокусе экспериментальногоэмбиента: "Before And After Science", "Music for Airports"и другие его работы, сотрудничество с пианистом Гарольдом Бадом, ДэвидомБирном и др. Его звездный минималистический стиль логично воспринимаетсякак часть авангардного сценического искусства, но для общественности этобыло названо "нью–эйджем", т.к. критики сочли, что Ино продолжаетсвоими работами направление именно этого жанра. Произведения его содержатбольшое количество компонентов современного эмбиента.
70–е были ознаменованы пионерами синтезаторов, таких,как TANGERINE DREAM, Klaus Shulze и KRAFTWERK, что создавали мелодичнуюмузыку и звуковые дорожки к кинофильмам. Но с наступлением 80–х началисьпроблемы. Многое из того, что появилось в этом промежутке, выглядит какплохой арт–рок или минималистический авангард, а техно–хауз музыканты,такие, как Alex Patterson (ORB), YOTH, жестоко критиковались или игнорировались.И тогда, с той же фабрики эмбиента, появился вычищенный, умытый и доступныйдля масс — поп. Андреас Волленвейдер и Vangelis сработали музыку автомобилистов.Концептуально, в стиле "нью– эйдж", но доступно. И с тех порэтот стиль встречается повсеместно.
Двумя годами позже группа KLF выпустила альбом "LastTrain To Trancentral" на собственном лейбле, но он был практическипроигнорирован общественностью. Чуть позже ORB реализовал свой альбом "AdventuresBeyond The Ultraworld". И после этой игры звука и тишины техномируже просто не смог быть таким, как раньше. Манифест мясного бита (MEATBEAT MANIFESTO) сломал привычные рамки хардкоровой сцены, и в провал хлынулиновые группы электронной сцены, несущие новую фазу — эмбиент даб.
Даб был словно создан для электронной атмосферы. Обычноиспользовались инструментальные и вокальные трэки, которые после применениязадержек и реверберации превращали рэгги в музыку иных миров. Кинг Таббии Ли "Скрэтч" Перри использовали первые ритм машины, экспериментировалис межканальной обратной связью. Люк Эрлин писал в "Рэгги Интернэшнл":"Еслирэгги — это Африкав Новом мире, то даб должен быть Африкой на Луне".Величайшие достижения эмбиента связаны с дабом, т.к. в основе его экспериментаторствои любовь к изменениям.
Признание и популярность эмбиента были достигнуты. В музыкальнуюпалитру стиля влились новые звуки и наполнили его новым смыслом. За счеттого, что они использовали необычные инструменты, фоны и звуки, стали известнытакие исполнители, как Вильям Орбит, IRRESISTIBLE FORCE, FUTURE SOUND OFLONDON, которые, к примеру, использовали в альбоме "Papua New Ginea"инструмент "диджериду", который звучал как голос певца из церковногохора. ELECTA’S в альбоме "Destiny" использовали сэмплы из PINKFLOYD.
Ким Саксон, продюссер студии "Silent Records"из Сан–Франциско, определяет эмбиент как "атмосферную музыку с пузырями,с чувством. Это на грани". Само собой, новое поколение напридумаетразных названий — от "новая электронная музыка" до "диванноетехно". Он обретает новые лики, дает надежду на то, что танцевальнаямузыка будет развиваться и дальше и что не все работы в данной областиоказываются вне веяний времени и музыкальной моды.
Эмбиент словно резиновый мяч, подброшенный и меняющийнаправление после каждого соприкосновения с какой–либо поверхностью. Соткрытием сэмплирования и цифрового преобразования он разрастается практическинеудержимо, вбирая всебя звуки неведомых цивилизаций и культур. Ник Филиппиз сан–франциского коллектива CHILL CORE говорит, что "технологияобъединяет". Он осуществляет эмбиентные party, путешествуя как ди–джейи промоутер культуры. "Эмбиент совместно с технологией позволит изменитьнаше мировосприятие в сторону сотрудничества и уничтожения культурных исоциальных различий", — рассуждает он, используя идею эмбиентногоchill–out, как комнаты для расслабления. Те же процессы отражаются сейчаси в обществе. Возрождается интерес к забытым цивилизациям, утраченным знаниям,неизвестным ранее культурам.
Сэмпл–лист, или список звуков, составляющих банк данныхэтой музыки, — звуки природы. "Звон капель дождя, водопад, птичьиперепевы — все эти звуки сменяют друг друга бесконечно, это концерт жизни",— говорил Адам Дуглас из DEEP THAN SPACE. И действительно, технология —это вторично, на первом месте человеческий подход к проблеме взаимоотношенийс окружающим миром.
Часто эмбиент создается при помощи тишины между звуками,помимо самих звуков, и тогда потенциал звука в тишине становится космическим.
Фаны эмбиента и ди–джеи уверены в прогрессивности и жизнеспособностиэтого стиля и поэтому активно путешествуют и пропагандируют его культуру.По эту сторону океана Свен Васс и Матиас Грюэн из германской студии (названиекоторой переводится как "Изменись или умри") делятся своими мыслямипо поводу развития "новой электронной музыки": "Это первыйстиль, который не оценивает и не призывает изменить общественную жизнь,хотя, конечно, он является результатом и отражением общественного развития".А музыкант и ди–джей Пети Намлук добавляет: "При помощи эмбиента душаодного человека общается с душой другого". Chill–out комнаты с эмбиентноймузыкой сопутствуют ночной танцевальной рэйв–культуре. Они позволяют сохранитьэнергию, которая уходит на непрерывное движение и употребление наркотиков.Алекс Паттерсон из ORB был одним из пионеров chill–out движения: "Людинуждаются в этом потому, что в другой комнате слишком велика интенсивностьэнергии (необходимо давать мозгам и ногам отдых)."
Эмбиентная музыка склонна уводить к психоделическому,космическому... Она обладает галлюциногенными свойствами, что являетсядля некоторых стимулом к употреблению наркотиков. Глубокие медитативныетона усиливают притягательные способности распространенных веществ. Нонаркотики — это не обязательная составляющая эмбиентного опыта, ибо отнимаютони гораздо больше, чем дают. А при длительном употреблении лишают человекаспособности вообще что–либо воспринимать.
Ник Филипп говорил, что "эмбиент гораздо духовней,чем наркотики, так как это музыка такого сорта, что может поднять сознаниена много порядков выше".
Основное правило для всех ди–джеев, играющих эмбиент,— отсутствие всяческих правил. Эволюция не стоит на месте. Появляются новыезвуки, способы, технологии. Появляются группы, играющие уже "постэмбиент".Потенциал развития эмбиента воистину безграничен, ибо что может ограничитьВселенную?
Эмбиент — замечательная музыка! Ворота всегда открыты...
Падающие звезды, пересекающие небосвод; ветер, гонящийоблака, плеск волн —все это достигает апогея. И когда от баса остаетсялишь эхо, музыка постепенно превращается в глубокий зацикленный даб. Ди–джеймедленно сжимает время этим петлями. Его лицо лишь слегка освещено пламенемсвечи, и кажется, что это внутренний свет. Присутствующие, сидящие на рюкзакахи подушках верхом, расположились в углах, а кто и прямо в центре комнаты.
Исчезающий металлический голос выплывает из многоголосиявиолончелей. "Космос вокруг", — произносит он, рассыпаясь натонкие голосочки и послезвучия. Закрываются глаза, и захватываетдыхание:шум водопада наполняет все вокруг, шорохи джунглей прокрадываются сквозьневедомые двери, рассыпаясь пением птиц, шуршанием бабочек и голосами неведомыхсозданий. Сон и реальность перемешались, и внимание постепенно концентрируетсянашамане эмбиента. Искаженная волна шума, крутясь в сжатом воздухе, постепеннозатухая, преобразовалась в плач новорожденного. Все вместе производилосильнейшее впечатление прикосновения к неведомому...
Пытаться объяснить, что такое "эмбиент", всеравно, что пытаться объяснить, что такое киви, тому, кто никогда не видели не ел его. Проблема описания сама по себе трудна и (без введения определенныхправил) просто самоубийственна. Вебстерский словарь определяет слово "эмбиент"так: это направление во все стороны, окружающее, замкнутое. Корень "эмби"произошел от латинского "ambo", что означает "совместно","комплексно". Таким образом, эмбиент — это гармонизированноесочетание несочетаемого, использование разных звуков для создания одногонового. Эмбиент — это консонанс (созвучие) шумов живого мира, как связьмежду личностью и душой, хотя, по существу, трактование может быть самымразличным, у каждого на свой вкус.Эмбиентная музыка — это вся музыка. Стех пор как пещерные люди стали стучать по своим скалам. Или взять, например,церковную музыку XIV столетия. Музыка была средством всемирной коммуникации.Моцарт пытался передать юмор своей оперой "буффа", и Густав Малервоспроизводил цвета деревьев в своих композициях. Во все века композиторыпытались музыкой передать жизнь природы, ее чувства и красоту.
Французский композитор Эрих Сати в 1889 году воплотилв своем произведении "Toris Gimnopedies" идею "свободнойнатуралистичной музыки", где три фрагмента классических произведенийисполнялись одновременно, а основная партия шла уже поверх этого, откудасовсем уже недалеко до замены основной партии диктором телевидения илирадио с комментарием событий политической жизни или простого прогнозомпогоды. Благодаря Сати стиль свободной композиции стал известным, и именночерез эту идею эмбиент и восприняли массы: потребители, музыканты и музыкальныекритики. Его девизом было: "Музыка — это искусство". Затем эмбиентнаямузыка претерпела множество изменений и представляет собой целый ряд составляющихсовременной культуры: прогрессив-рок, нью–эйдж, техно и прогрессив-хауз.
Современный эмбиентный звук — это сплав духовности и техно–логии.Психоделия и раскрытие границ окружающего 60–х и ранних 70–х с технологиейи информационным взрывом сегодняшних молодых примитивистов. Расслабляющейхип–хоповый ритм, возможно, привлекает к этому культурному течению и являетсяхребтом для подавляющего большинства композиций, что вместе с заразительными808 барабанными сэмплами, наполненными эхом даб мелодиями строит тональнуюструктуру плавающих отражений, ирреальных голосов и подводных звуков.
Имя, которое так или иначе появляется в каждой дискуссииоб эмбиенте, — Брайен Ино. Без сомнений, Ино, которого считают одним изродоначальников современной электронной музыки, был в самом фокусе экспериментальногоэмбиента: "Before And After Science", "Music for Airports"и другие его работы, сотрудничество с пианистом Гарольдом Бадом, ДэвидомБирном и др. Его звездный минималистический стиль логично воспринимаетсякак часть авангардного сценического искусства, но для общественности этобыло названо "нью–эйджем", т.к. критики сочли, что Ино продолжаетсвоими работами направление именно этого жанра. Произведения его содержатбольшое количество компонентов современного эмбиента.
70–е были ознаменованы пионерами синтезаторов, таких,как TANGERINE DREAM, Klaus Shulze и KRAFTWERK, что создавали мелодичнуюмузыку и звуковые дорожки к кинофильмам. Но с наступлением 80–х началисьпроблемы. Многое из того, что появилось в этом промежутке, выглядит какплохой арт–рок или минималистический авангард, а техно–хауз музыканты,такие, как Alex Patterson (ORB), YOTH, жестоко критиковались или игнорировались.И тогда, с той же фабрики эмбиента, появился вычищенный, умытый и доступныйдля масс — поп. Андреас Волленвейдер и Vangelis сработали музыку автомобилистов.Концептуально, в стиле "нью– эйдж", но доступно. И с тех порэтот стиль встречается повсеместно.
Двумя годами позже группа KLF выпустила альбом "LastTrain To Trancentral" на собственном лейбле, но он был практическипроигнорирован общественностью. Чуть позже ORB реализовал свой альбом "AdventuresBeyond The Ultraworld". И после этой игры звука и тишины техномируже просто не смог быть таким, как раньше. Манифест мясного бита (MEATBEAT MANIFESTO) сломал привычные рамки хардкоровой сцены, и в провал хлынулиновые группы электронной сцены, несущие новую фазу — эмбиент даб.
Даб был словно создан для электронной атмосферы. Обычноиспользовались инструментальные и вокальные трэки, которые после применениязадержек и реверберации превращали рэгги в музыку иных миров. Кинг Таббии Ли "Скрэтч" Перри использовали первые ритм машины, экспериментировалис межканальной обратной связью. Люк Эрлин писал в "Рэгги Интернэшнл":"Еслирэгги — это Африкав Новом мире, то даб должен быть Африкой на Луне".Величайшие достижения эмбиента связаны с дабом, т.к. в основе его экспериментаторствои любовь к изменениям.
Признание и популярность эмбиента были достигнуты. В музыкальнуюпалитру стиля влились новые звуки и наполнили его новым смыслом. За счеттого, что они использовали необычные инструменты, фоны и звуки, стали известнытакие исполнители, как Вильям Орбит, IRRESISTIBLE FORCE, FUTURE SOUND OFLONDON, которые, к примеру, использовали в альбоме "Papua New Ginea"инструмент "диджериду", который звучал как голос певца из церковногохора. ELECTA’S в альбоме "Destiny" использовали сэмплы из PINKFLOYD.
Ким Саксон, продюссер студии "Silent Records"из Сан–Франциско, определяет эмбиент как "атмосферную музыку с пузырями,с чувством. Это на грани". Само собой, новое поколение напридумаетразных названий — от "новая электронная музыка" до "диванноетехно". Он обретает новые лики, дает надежду на то, что танцевальнаямузыка будет развиваться и дальше и что не все работы в данной областиоказываются вне веяний времени и музыкальной моды.
Эмбиент словно резиновый мяч, подброшенный и меняющийнаправление после каждого соприкосновения с какой–либо поверхностью. Соткрытием сэмплирования и цифрового преобразования он разрастается практическинеудержимо, вбирая всебя звуки неведомых цивилизаций и культур. Ник Филиппиз сан–франциского коллектива CHILL CORE говорит, что "технологияобъединяет". Он осуществляет эмбиентные party, путешествуя как ди–джейи промоутер культуры. "Эмбиент совместно с технологией позволит изменитьнаше мировосприятие в сторону сотрудничества и уничтожения культурных исоциальных различий", — рассуждает он, используя идею эмбиентногоchill–out, как комнаты для расслабления. Те же процессы отражаются сейчаси в обществе. Возрождается интерес к забытым цивилизациям, утраченным знаниям,неизвестным ранее культурам.
Сэмпл–лист, или список звуков, составляющих банк данныхэтой музыки, — звуки природы. "Звон капель дождя, водопад, птичьиперепевы — все эти звуки сменяют друг друга бесконечно, это концерт жизни",— говорил Адам Дуглас из DEEP THAN SPACE. И действительно, технология —это вторично, на первом месте человеческий подход к проблеме взаимоотношенийс окружающим миром.
Часто эмбиент создается при помощи тишины между звуками,помимо самих звуков, и тогда потенциал звука в тишине становится космическим.
Фаны эмбиента и ди–джеи уверены в прогрессивности и жизнеспособностиэтого стиля и поэтому активно путешествуют и пропагандируют его культуру.По эту сторону океана Свен Васс и Матиас Грюэн из германской студии (названиекоторой переводится как "Изменись или умри") делятся своими мыслямипо поводу развития "новой электронной музыки": "Это первыйстиль, который не оценивает и не призывает изменить общественную жизнь,хотя, конечно, он является результатом и отражением общественного развития".А музыкант и ди–джей Пети Намлук добавляет: "При помощи эмбиента душаодного человека общается с душой другого". Chill–out комнаты с эмбиентноймузыкой сопутствуют ночной танцевальной рэйв–культуре. Они позволяют сохранитьэнергию, которая уходит на непрерывное движение и употребление наркотиков.Алекс Паттерсон из ORB был одним из пионеров chill–out движения: "Людинуждаются в этом потому, что в другой комнате слишком велика интенсивностьэнергии (необходимо давать мозгам и ногам отдых)."
Эмбиентная музыка склонна уводить к психоделическому,космическому... Она обладает галлюциногенными свойствами, что являетсядля некоторых стимулом к употреблению наркотиков. Глубокие медитативныетона усиливают притягательные способности распространенных веществ. Нонаркотики — это не обязательная составляющая эмбиентного опыта, ибо отнимаютони гораздо больше, чем дают. А при длительном употреблении лишают человекаспособности вообще что–либо воспринимать.
Ник Филипп говорил, что "эмбиент гораздо духовней,чем наркотики, так как это музыка такого сорта, что может поднять сознаниена много порядков выше".
Основное правило для всех ди–джеев, играющих эмбиент,— отсутствие всяческих правил. Эволюция не стоит на месте. Появляются новыезвуки, способы, технологии. Появляются группы, играющие уже "постэмбиент".Потенциал развития эмбиента воистину безграничен, ибо что может ограничитьВселенную?
Эмбиент — замечательная музыка! Ворота всегда открыты...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 1997 год в рубрике музыкальная газета