Gus Gus
Северный дурман, или Как я услышал гейзеры

Все, что я слышал на протяжении некоторого временио группе GUS GUS, напоминало слабые отголоски с трудом доходящей до центраЕвропы информации о некоем танцевальном проекте, культивируемом в таинственныхнедрах 4AD. Даже несмотря на то, что от такой древней и солидной организации,как 4AD, первопроходца независимых джунглей и полюсов, добившейся мировогопризнания и несовместимого вроде бы с идеей индепендента небывалого коммерческогоуспеха, можно было ожидать чего угодно, танцевальным замыслам еще не разуне суждено было осуществиться на этой фирме.
Подобного рода слухи казались слегка неправдоподобнымии даже приводили в некоторое замешательство. Ведь если и 4AD ко всем прочимприсоединится к нехитрым потугам развлекать народ на танцах, то кто жеостанется в качестве авторитета и эталона? Промелькнувшая как–то на страницахМГ рецензия на первый пока долгоиграющий альбом GUS GUS "Polydistortion"особой ясности в эту туманную ситуацию тоже не внесла, а лишь слегка пощекоталамои слабые нервы утверждением, впоследствии оказавшимся несостоятельным,что GUS GUS — это не больше не меньше, чем звуковой ряд к какому–нибудьэкологическому документальному фильму. Правда, все эти опасения были неочень сильными, поскольку 4AD есть 4AD, и уж если они и взялись за нечтотанцевальное, то это скорее всего будут такие танцы, от которых либо морозпо коже пройдет, либо расплавит и приведет к распаду на элементарные частицы.И вот, наконец, я услышал ИХ и понял, что за 4AD мне можно больше не беспокоиться.Долгожданная звезда, отсутствие которой ощущалось на лэйбле долгое время,наконец взошла.

Из географии известно, что Исландия — не самое теплоеместо на планете, и, вероятней всего, характерные для этого региона климатическиеусловия оказали самое существенное влияние на то, что получилось у девятерыхжителей этого холодного острова в виде уже упомянутого альбома "Polydistortion",вышедшего в апреле 1997 года. Все началось, когда два молодых кинорежиссераSiggi Kjartansson и Stefan Arni сделали свой первый совместный фильм подназванием "Pleasure", рассказывающий о жизни столицы ИсландииРейкьявика. У друзей были большие планы, но то ли к счастью, то ли к сожалениюим не суждено было сбыться, и после некоторых трансформаций и новых знакомствродилось новое образование, имя которому GUS GUS. На текущий момент в составгруппы входят девять, как я уже сказал, членов, среди которых, кроме упомянутых,Baldur Steffansson — менеджер, продюсер фильмов и финансовый директор группы,Stehp — фотограф, актер, Daniel August — вокалист, автор композиций, профессиональныйкинодублер, Magnus Jonsson — вокалист, автор песен, Hafdis Huld — вокалистка,автор песен, актриса, танцовщица, Herr Legowitz — ди–джей, Biggi Thorarinsson— музыкант, программист. Такой разнокалиберный состав участников отнюдьне запутал дело, а наоборот, позволил группе начиная с конца 1995 года,т.е. сразу после выхода исландской версии композиции "Polyesterday",изданной самими музыкантами, находиться под пристальным вниманием многихлэйблов, желающих заполучить такую жемчужину в свои руки. Однако первым,кто заметил исландцев, был Ivo Watts–Russel, бессменный глава 4AD, обладающийуникальным чутьем на все необычное и нестандартное, достойное самого непосредственногои живого участия. Исторической справедливости ради стоит сказать, что Mute,PolyGram, Virgin и даже One Little Indian опомнились чуть позднее, сразупосле того, как прознали о внимании к GUS GUS со стороны Ivo, абсолютнополагаясь на его чутье. Однако этого оказалось мало даже для таких именитыхлэйблов, и GUS GUS, доверившись безупречной репутации 4AD как роддома дляновых, нестандартных и перспективных команд, подписали долгосрочный контракт,и плодотворное (как уже можно наблюдать) сотрудничество началось. В настоящиймомент GUS GUS является чуть ли не самым приоритетным проектом на 4AD,питающего относительно этой группы особые надежды на покорение СевернойАмерики.

В тот вечер, где–то к часам одиннадцати, уже ощущая легкийсвист в ушах, сильное моральное напряжение и просто гнетущую усталостьпосле SONIC YOUTH и SKINNY PUPPY, мой пытливый взор случайно был обращенна едкого цвета корешек компакт–диска с очень мелкими бледными буквами,информирующими, по всей видимости, о том, кто должен быть там внутри. "Ах,да...." — вяло подумалось мне, склоненному над полкой, где, по моемуглубокому убеждению, хранится достояние Республики. Слегка подзабыв проэтот, взятый несколько дней назад диск, я решил просто узнать по первойпарочке трэков, что же это в конце концов такое и на кого, в первую очередь,это похоже (в последнее время очень трудно почему–то избавиться от этойустановки), а затем просто лечь спать. Сделать это мне удалось не ранеечем через час, т.е. ровно через то количество времени, пока в моей, оченьхорошей в акустическом отношении комнате царили GUS GUS, раздвигая ее пределыдо невообразимых размеров и наполняя мои, лишенные освещения покои холоднымумиротворением и плывущей атмосферой. Загипнотизированный этой очаровательноймузыкой, я хотел вкушать этот сладко–горький напиток все больше и больше,и лишь последний, скрытый трэк на диске, представляющий собой усыпляющийнабор звуков, слегка развеял это состояние, напомнив о моих первоначальныхнамерениях относительно сна. Музыка исландцев очень проста на первый взгляд,и, слушая эти неприхотливые экстрасенсорные разработки, еще раз убеждаешься,что все гениальное действительно просто. Что же касается музыкальной близостик кому–то, то, возможно, вы обнаружите ее, если сможете найти общие точкисоприкосновения у таких разных коллективов, как PORTISHEAD, RUBY, FALL,TRICKY, MOLOKO, LAMB, которые перекликаются с предметом моего повествованияпосредством модных ныне трип–хоповых ритмовок, мягких, фанкующих гитари завораживающих мужских и женских голосов. Вычленив некий общий знаменатель,вы и получите GUS GUS. Однако эти сравнения можно даже с трудом назватьприблизительными, ибо то, что создают GUS GUS, используя ставшие уже традиционнымиприемы, стоит на музыкальной карте стилей и направлений таким же особняком,как и их родная Исландия на карте мира.

Электронная, по большому счету, музыка группы насыщенабольшим количеством ударных сэмплов, на которые накладываются всевозможныеклавишные с часто встречающимися обертонными эффектами. Отсутствие переизбыткавысоких частот хорошо выделяет прозрачные вокалы как мужской, так и женский,поющие зачастую вместе. Все это абсолютно не воспринимается как чистаяэлектроника. Это скорее некий живой организм с широкой амплитудой дыханиято холодного, то теплого, будто выходящий из зимней спячки и старательностремящийся вновь войти в привычный жизненный ритм. Этот процесс оживания,по всей видимости, и привлекает слушателя, заставляет неотрывно следитьза его развитием до конца диска. Музыканты очень старательно стремятсяпройти мимо всех музыкальных штампов и клише, то и дело поражая неожиданныминаходками там, где другие просто опустили бы руки.Это чувствуется на каждойпесне. Комбинация нежных мелодий, где–то даже джазовой направленности,на фоне всех электронных звуков с монотонной, трансовой основой, где почтивсе композиции построены по принципу дерева — ритмический и басовый стволыне имеют ни малейшего изгиба до самой верхушки, с мелодическими вокальнымии инструментальными ветвями, создающими иногда очень густую крону, — вот,пожалуй, наиболее образное определение музыки GUS GUS. С первых звуковвступительной "Oh (edit)" появляется целый набор каких–то неясныхпредчувствий, и после "Gun", "Believe" и "Polyesterday"вам уже все ясно и хочется, чтобы этот гипноз продолжался как можно дольше.Иногда GUS GUS могут выдать и такой лирический перл, как "Why?",где постоянно обрывающаяся мелодия оставляет вас наедине с ритм–секциейгруппы. Даже, в самом деле, весьма танцевальные вещи "Remembrance"и "Purple" не вызывают желания пуститься тотчас же в пляс, анаоборот, влиться в кресло поплотнее, дабы достойно принять на себя этиэнергетические накаты.В общем и целом, музыка не оставляет после себя ощущенияоднообразия.

К сожалению, на "Polydistortion" не удастсяуслышать оригинального звучания исландской версии, вышедшей ограниченнымтиражем, многие сэмплы из которого пришлось оставить неиспользованнымипо соображениям сохранения авторских прав. Однако, как утверждает менеджергруппы Балдур Стефанcсон, звучание теперешнего альбома стало более полным,богатым, с более гармоничной мелодической структурой, чем оригинал. Первымрелизом группы на 4AD стал EP "Polyesterday", вышедший наканунеРождества 1996 года. Этот почин положил начало целой серии EP, на которыхприсутствуют всевозможные версии песен, позднее вышедших на "Polydistortion",но уже в окончательных версиях. Музыка GUS GUS и впрямь как будто саманапрашивается на перемикширование, причем виной тому служит отнюдь не незавершенностьтех или иных звуковых решений, а обилие возможностей развить их во всехнаправлениях — прозрачность некоторых оригинальных композиций хорошо заштрихованана ремиксах многочисленными электронными штуками. Вместе с английской версиейлонгплэя одновременно издан и американский вариант, в двойном исполнении,где на первом диске представлен сам по себе "Polydistortion",а на втором — четыре ремикса на композиции "Cold Breath’79","Believe"и "Polyesterday". Кроме того, есть еще одноуникальное издание альбома (jewel edition), вышедшее в Англии, но не распространяемоепо всему миру. Особенностью его является сорокостраничный буклет с характернымидля 4AD арт–головоломками.

В планах у группы — летнее турне и, возможно, выход промежуточногорелиза, на котором будут собраны лучшие ремиксы уже известных композиций. Не исключено, что здесь же появятся и новые песни группы. Свои концерты,по словам Стефанссона, GUS GUS намереваются проводить в двух вариантах.Первый — это танцевальный тип шоу для клубных выступлений и второй — представляющийболее мягкую сторону их музыки с упором на композиции типа "Why?"и "Is Jesus Your Pal?".

ICE POP, вот как называют их стиль поклонники. Впрочем,далекая Исландия была бы очень холодной страной, почти непригодной дляобитания, если бы не теплые подземные гейзеры, согревающие ее территориюи позволяющие беззаботно жить ее гражданам. В наших условиях такое существованиеможно смоделировать, лишь посетив зимний бассейн во Дворце водного спортаили периодически погружаясь в целебные воды GUS GUS.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета