Nazareth Хрипотца, помноженная на талант
Вы, наверное, знаете, что Шотландия славится не толькосвоими волынками и кильтами. Шотландия — это еще и фабрика суперзвезд рок–музыки.Пусть и небольшая, но фабрика. Рок–бард Донован, эмбиентные COCTEAU TWINS,задорные поп–рокеры BAY CITY ROLLERS, супербасист Джек Брюс, форпост пост–панкаSIMPLE MINDS — вот далеко не полный перечень продукции "made in Scotland".
Годом 1969–м гранеными буквами помечено "производство"феномена мирового хард–рока — группы NAZARETH. Квартет образовали вокалистДэн МакКаферти (1940 г.р.), гитарист Менни Чарлтон (1941 г.р.), басистПит Эгнью (1946 г.р.) и ударник Даррел Суит (1945 г.р.). Поначалу делашли неважнецки. Часто не хватало денег на самое необходимое, выступатьприходилось по ночным клубам, музыканты не могли разобраться в своем репертуаре:метались от поп–баллад до классических рок–н–роллов и блюзов.
Неожиданно "помог" МакКаферти — его необычныйпо тем временам хриплый и высокий голос пробирал до кончиков пальцев, новместе с тем он мог быть нежным и беззащитным. Благодаря этому группа выделяласьсреди массы начинающих рокеров, и в 1970 г. NAZARETH берет под свою опекукомпания грамзаписи "Маунтин". Музыканты усиленно шлифуют технику,готовят материал и... наивно ожидают всемирного успеха. Первые два альбома("Nazareth", 1971 г. и "Exercises", 1972 г.) фактическипровалились, а гастроли по ФРГ и США оставили после себя неприятный осадок.Все дело заключалось не столько в профессионализме группы (в нем никтоникогда и не сомневался!), сколько в самом ее стиле, который тогда ещене устоялся и был достаточно легковесным. И это во времена безграничногоцарствования хард–рока!
Шаткое положение группы исправил басист легендарных DEEPPURPLE Роджер Гловер, обративший внимание музыкантов на широкие возможностихард–рока. Так, в 1973–м появился диск "Razamanaz", спродюсированныйлично Гловером. С него и началась настоящая звездная история NAZARETH.На альбоме группа представила разноплановый материал от кантри до бесшабашногорок–н–ролла, но объединяющим все элементом была "тяжесть", поройпереходящая в предметаллический забой.
Сделав ставку на утяжеление всего и вся, NAZARETH не прогадали.Все альбомы с 1973–го по 1977–ой включительно (а их было целых восемь!)имели заслуженный громадный успех. Хрипотца Дэна МакКаферти стала визитнойкарточкой группы , слайд–пассажи Чарлтона буквально завораживали, а слаженнаяработа Эгнью и Суита прочно цементировала музыкальные шедевры шотландскогоквартета. Песни писали все, но Чарлтон, конечно, был самым плодовитым италантливым. С 1976 г. он стал еще и продюсером группы. Музыканты малозаботились о своем имидже, одевались в обыкновенные потертые джинсы дарубахи, на сцене не прыгали и не кривлялись. Они просто играли свою музыку,музыку NAZARETH. "Мы не клоуны, а рок–музыканты",– любил повторятьМакКаферти в интервью.
Альбом "Razamanaz" cодержал в себе два бесспорныххита: "Bad Boy" (ь 10 в британском "Top 30") и "BrokenDown Angel" (ь 9 там же). Записанный тогда же диск "Loud’n’Proud"вошел в число десяти лучших пластинок недели. Новый 1974 г. NAZARETH встретилис альбомом "Rampant" — cамой глубокомысленной своей работой.Стиль группы окончательно сформировался. Наряду с очень тяжелыми (почтиметаллическими) вещами NAZARETH любили записывать рок–н–роллы, блюзы икантри, что, безусловно, вносило определенное разнообразие. Музыканты нетяготели к длинным и сложным музыкальным формам, но минимализм скрадывализапоминающиеся и порой оригинальные аранжировки.
В 1975 г. выходит один из самых известных альбомов группы"Hair Of The Dog" (ь 17 в американском хит–параде "Billboard").Безмерный успех закрепили две работы 1976–го "Close Enough To Rock–n–Roll"(ь 24 в "Billboard") и "Play’n’Game" (ь 75 там же).
Пластинка "Expect No Mercy" 1977 г. со страшной"блэковой" обложкой обозначила творческий кризис NAZARETH: аранжировкистали бесцветнее, композиторский талант подзавял, замелькали элементы поп–харда.Правда, такие песни, как "Kentucky Fried Blues" и "New YorkBroken Toy", по–прежнему несли заряд огромной хард–роковой энергии.Однако год закончился удачно: супербаллада "Love Hurts" сталана века одним из самых выдающихся достижений тяжелого рока в балладномжанре. Интересно, что, став бестселлером в США, "Love Hurts"была совершенно проигнорирована старушкой Европой.
Кризис группы был во многом связан с усталостью от бесконечныхзаписей и изматывающих гастролей. Лидер NAZARETH Чарлтон стал не успеватьсправляться со всеми обязанностями (помимо того, что он записывал все гитарныепартии, Чарлтон также подыгрывал на клавишных, сочинял большинство песени продюсировал записи группы). Решено было влить в NAZARETH свежую кровь.В помощь Чарлтону был приглашен гитарист, клавишник и композитор Зэл Клеминсониз группы великого Алекса Харви (тоже шотландца, кстати). С КлеминсономNAZARETH записали "No Mean City" (1978 г.) и "Malice InWonderland" (1980 г.).
Вот с последнего альбома и начались странности. Группарешила отказаться от своего тяжелого стиля и ударилась в эксперименты сэлектронным звучанием. Решили угнаться за музыкальной модой, а в результатепотеряли лицо. Клеминсон при всем имевшемся желании не смог помочь NAZARETH,хотя написанная им баллада "Heart’s Grown Cold" и вытянула безнадежное"Зло в стране чудес".
NAZARETH стремительно теряли популярность и, что немаловажно,доходы. А доведи они свой хард–рок до звучания хотя бы IRON MAIDEN, товновь оказались бы на волне успеха, как их современники BLACK SABBATH.И этот успех был бы заслуженным, ведь NAZARETH — одни из законодателейстиля heavy metal. Но все оказалось иначе, альбомы "Fool Circle"(1981 г.), "2xS" (1982 г.), "Sound Elexir" (1983 г.),"The Catch" (1984 г.), "Cinema" (1986 г.) остаютсяневостребованными широкой аудиторией любителей рока.
И все же NAZARETH смогли выбраться из болота поп–рока.Альбом 1989 года "Snakes’n’Ladders" (точно так назывался альбом1980 г. Джерри Рафферти — еще одного земляка группы) представил почти техже хардовиков 70–ых. Снова в центре внимания, снова всемирное турне. Однакозакрепить успех не удалось — навсегда решил зачехлить гитару Менни Чарлтон.Сменивший его Билл Рэнкин уже успел посотрудничать с NAZARETH в начале80–ых, но замена оказалась неравноценной. Альбомы "No Jive" (1991г.) и "Move Me" (1994 г.) добавить к славной истории NAZARETHне смогли ничего.
И тем не менее музыканты не сложили оружия. NAZARETH по–прежнемумного выступают, хрипотца Дэна МакКаферти также легко узнаваема. На конец1996 года в группе, кроме Дэна, Пита и Даррела, играли гитарист ДжеймсМориссон и клавишник Ронни Лэй. NAZARETH все еще нужны миллионам людейво всем мире, и поэтому группа будет существовать так долго, как это будетвозможно.
Годом 1969–м гранеными буквами помечено "производство"феномена мирового хард–рока — группы NAZARETH. Квартет образовали вокалистДэн МакКаферти (1940 г.р.), гитарист Менни Чарлтон (1941 г.р.), басистПит Эгнью (1946 г.р.) и ударник Даррел Суит (1945 г.р.). Поначалу делашли неважнецки. Часто не хватало денег на самое необходимое, выступатьприходилось по ночным клубам, музыканты не могли разобраться в своем репертуаре:метались от поп–баллад до классических рок–н–роллов и блюзов.
Неожиданно "помог" МакКаферти — его необычныйпо тем временам хриплый и высокий голос пробирал до кончиков пальцев, новместе с тем он мог быть нежным и беззащитным. Благодаря этому группа выделяласьсреди массы начинающих рокеров, и в 1970 г. NAZARETH берет под свою опекукомпания грамзаписи "Маунтин". Музыканты усиленно шлифуют технику,готовят материал и... наивно ожидают всемирного успеха. Первые два альбома("Nazareth", 1971 г. и "Exercises", 1972 г.) фактическипровалились, а гастроли по ФРГ и США оставили после себя неприятный осадок.Все дело заключалось не столько в профессионализме группы (в нем никтоникогда и не сомневался!), сколько в самом ее стиле, который тогда ещене устоялся и был достаточно легковесным. И это во времена безграничногоцарствования хард–рока!
Шаткое положение группы исправил басист легендарных DEEPPURPLE Роджер Гловер, обративший внимание музыкантов на широкие возможностихард–рока. Так, в 1973–м появился диск "Razamanaz", спродюсированныйлично Гловером. С него и началась настоящая звездная история NAZARETH.На альбоме группа представила разноплановый материал от кантри до бесшабашногорок–н–ролла, но объединяющим все элементом была "тяжесть", поройпереходящая в предметаллический забой.
Сделав ставку на утяжеление всего и вся, NAZARETH не прогадали.Все альбомы с 1973–го по 1977–ой включительно (а их было целых восемь!)имели заслуженный громадный успех. Хрипотца Дэна МакКаферти стала визитнойкарточкой группы , слайд–пассажи Чарлтона буквально завораживали, а слаженнаяработа Эгнью и Суита прочно цементировала музыкальные шедевры шотландскогоквартета. Песни писали все, но Чарлтон, конечно, был самым плодовитым италантливым. С 1976 г. он стал еще и продюсером группы. Музыканты малозаботились о своем имидже, одевались в обыкновенные потертые джинсы дарубахи, на сцене не прыгали и не кривлялись. Они просто играли свою музыку,музыку NAZARETH. "Мы не клоуны, а рок–музыканты",– любил повторятьМакКаферти в интервью.
Альбом "Razamanaz" cодержал в себе два бесспорныххита: "Bad Boy" (ь 10 в британском "Top 30") и "BrokenDown Angel" (ь 9 там же). Записанный тогда же диск "Loud’n’Proud"вошел в число десяти лучших пластинок недели. Новый 1974 г. NAZARETH встретилис альбомом "Rampant" — cамой глубокомысленной своей работой.Стиль группы окончательно сформировался. Наряду с очень тяжелыми (почтиметаллическими) вещами NAZARETH любили записывать рок–н–роллы, блюзы икантри, что, безусловно, вносило определенное разнообразие. Музыканты нетяготели к длинным и сложным музыкальным формам, но минимализм скрадывализапоминающиеся и порой оригинальные аранжировки.
В 1975 г. выходит один из самых известных альбомов группы"Hair Of The Dog" (ь 17 в американском хит–параде "Billboard").Безмерный успех закрепили две работы 1976–го "Close Enough To Rock–n–Roll"(ь 24 в "Billboard") и "Play’n’Game" (ь 75 там же).
Пластинка "Expect No Mercy" 1977 г. со страшной"блэковой" обложкой обозначила творческий кризис NAZARETH: аранжировкистали бесцветнее, композиторский талант подзавял, замелькали элементы поп–харда.Правда, такие песни, как "Kentucky Fried Blues" и "New YorkBroken Toy", по–прежнему несли заряд огромной хард–роковой энергии.Однако год закончился удачно: супербаллада "Love Hurts" сталана века одним из самых выдающихся достижений тяжелого рока в балладномжанре. Интересно, что, став бестселлером в США, "Love Hurts"была совершенно проигнорирована старушкой Европой.
Кризис группы был во многом связан с усталостью от бесконечныхзаписей и изматывающих гастролей. Лидер NAZARETH Чарлтон стал не успеватьсправляться со всеми обязанностями (помимо того, что он записывал все гитарныепартии, Чарлтон также подыгрывал на клавишных, сочинял большинство песени продюсировал записи группы). Решено было влить в NAZARETH свежую кровь.В помощь Чарлтону был приглашен гитарист, клавишник и композитор Зэл Клеминсониз группы великого Алекса Харви (тоже шотландца, кстати). С КлеминсономNAZARETH записали "No Mean City" (1978 г.) и "Malice InWonderland" (1980 г.).
Вот с последнего альбома и начались странности. Группарешила отказаться от своего тяжелого стиля и ударилась в эксперименты сэлектронным звучанием. Решили угнаться за музыкальной модой, а в результатепотеряли лицо. Клеминсон при всем имевшемся желании не смог помочь NAZARETH,хотя написанная им баллада "Heart’s Grown Cold" и вытянула безнадежное"Зло в стране чудес".
NAZARETH стремительно теряли популярность и, что немаловажно,доходы. А доведи они свой хард–рок до звучания хотя бы IRON MAIDEN, товновь оказались бы на волне успеха, как их современники BLACK SABBATH.И этот успех был бы заслуженным, ведь NAZARETH — одни из законодателейстиля heavy metal. Но все оказалось иначе, альбомы "Fool Circle"(1981 г.), "2xS" (1982 г.), "Sound Elexir" (1983 г.),"The Catch" (1984 г.), "Cinema" (1986 г.) остаютсяневостребованными широкой аудиторией любителей рока.
И все же NAZARETH смогли выбраться из болота поп–рока.Альбом 1989 года "Snakes’n’Ladders" (точно так назывался альбом1980 г. Джерри Рафферти — еще одного земляка группы) представил почти техже хардовиков 70–ых. Снова в центре внимания, снова всемирное турне. Однакозакрепить успех не удалось — навсегда решил зачехлить гитару Менни Чарлтон.Сменивший его Билл Рэнкин уже успел посотрудничать с NAZARETH в начале80–ых, но замена оказалась неравноценной. Альбомы "No Jive" (1991г.) и "Move Me" (1994 г.) добавить к славной истории NAZARETHне смогли ничего.
И тем не менее музыканты не сложили оружия. NAZARETH по–прежнемумного выступают, хрипотца Дэна МакКаферти также легко узнаваема. На конец1996 года в группе, кроме Дэна, Пита и Даррела, играли гитарист ДжеймсМориссон и клавишник Ронни Лэй. NAZARETH все еще нужны миллионам людейво всем мире, и поэтому группа будет существовать так долго, как это будетвозможно.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 1997 год в рубрике музыкальная газета